На северо-западном побережье Байкала особой загадочностью выделяется мыс Рытый, который образован песчаными и каменистыми наносами реки с красивым женским именем Рита. На карте «Байкал» под редакцией Жиляковой Г.А. (Иркутск, 2004 г.) мыс называется аналогично имени реки - мыс Риты. О.Гусев в одной из своих книг, наоборот, называет реку по имени мыса Рытая, а по бурятски Хыр-Хушун (106, с.39). Данные подходы - скорее исключение и поддерживаются не многими. М.Н.Мельхеев приводит происхождение названия мыса от того, что здесь «близ берега находится глубокая пучина (вырытая, или рытая) ... прямо не измеримая... Это впадина между береговыми горами и подводным хребтом Академический» (207, с. 197). Но, скорее всего, точнее первое, «перерытое», толкование названия, хотя второе пояснение привносит в загадочность мыса свою лепту.
Буряты ставят Рытый в один ряд со знаменитой Шаман — скалой на Ольхоне, и не только почитают это место святым, но и до сих пор боятся его. Согласно их старинным преданиям на мысе нашли себе обиталище свирепые духи сыновья божества Ухэр (бур. Ухэр - «вол», рогатый скот) по именам Азрэи Алмэ. Братья-холостяки в свое время были небожителями или «жителями грома», а впоследствие взялись за охрану местности. Да и сам этот языческий кумир покоится на этой земле. Появление на мысе для аборигенов бурят и эвенков - и сегодня является табу, поскольку это может привести к тяжелым последствиям от болезней до психических расстройств. Крайне нежелательным являются посещения мыса женщинами. Особо опасным считается вход в ущелье реки Риты, и если туда забредает скот, люди боятся выгнать его оттуда, так как считается, что животные стали собственностью духов, и новые хозяева так просто не распростятся со своим достоянием.
Мыс оправдывает свое название Рытый - тем, что по голой его степи размером около 4 км длиною и 2,5 км шириною расположены пересохшие рукава Риты, напоминающие собой узкие петляющие овраги, направленные к Байкалу. Степная поверхность усеяна так же различными глыбами и валунами. Местность у мыса исследователи относят к аномальным зонам, которые встречаются по всему миру и отличаются своей геологической активностью, воздействием до сих пор непонятной энергией природы на человека. И на Рытом, и в некоторых других местах священного моря нередки случаи, когда непонятным образом ломаются часы, перестают работать электроприборы, дает сбои компьютерное оборудование. Именно в таких зонах чаще всего наблюдаются неопознанные летающие объекты (НЛО), сигарообразные предметы, вылетающие из воды группы светящихся шаров и т.п. Кстати, иркутские уфологии подтверждают такую активность местности Рытого. Километров в 80-ти от мыса расположено самое глубокое место Байкала, и кое-кто даже высказывает предположение, что на дне озера расположена база НЛО. Кто-то также стремится объяснить все аборигенные «табу», действующие на этой территории, с подсознательным восприятием людьми энергии аномальной зоны и ее влиянием на психику индивидов. В таких зонах происходят встречи со странными существами («снежный человек»); а люди чувствуют расстройства в своих состояниях, которые могут быть как положительными, так и отрицательными: галлюцинации, истерии, провалы в памяти, вещие сны и т.п.
По свидетельствам очевидцев посещение мест у Рытого нередко вызывало заболевания. Здешние жители рассказывали, что в недалеком прошлом на мысе жили люди, но среди них стали встречаться преждевременные смерти и обитатели покинули это «проклятое место». Отпугивающим стал факт, когда участник одной из экспедиций заболел после того, как в одиночку поднялся на одну из вершин данной местности и некоторое время полежал на земле. Он болел около года. Молва связывает заболевание с возможным повышенным радиоактивным фоном в ущелье реки Риты, но геологи показывают, что радиоактивность здесь не превышает допустимой дозы.
Аборигены хранят предания о том, что в древние времена на мысе находились поселения людей. Если рассматривать данный факт в свете археологических находок в районе Малого моря, о которых мы уже рассказали, то в этих воспоминаниях нет ничего не реального. И по сей день на Рытом при желании можно найти соответствующие свидетельства: остатки каких-то квадратных фундаментов; пирамидальные груды камней, сильно напоминающие древние захоронения; искусственная каменная стена на крутом склоне слева от реки Рита, протянувшаяся с северо-востока на юго-запад более чем на 800 метров и высотой около метра. Возможно, эта стена была создана древними жителями для облавных охот, хотя последние, как считается, не были распространены в таежной Сибири.
Весьма интересна легенда, связанная с мысом Рытым, которую приводит С.Волков. В этом месте сходилась граница между землями охотничьими, пахотными и лугами для выпаса скота и лошадей. Из-за давнего соперничества за владение землями мыса однажды разгорелся спор о шаманской силе между эвенкийским, якутским и бурятскими родами. На великую битву от каждого рода вышло по шаману и богатырю. Шаманы заявили: чтобы нам биться с молниями, нам нужны скалы с расщелинами без деревьев, и удалились в ущелье. Богатыри сказали: чтобы нам разминаться, нам нужна просторная земля без растений, и остались на равнине мыса.
Началась великая битва, продолжавшаяся не одни сутки, однако в этой схватке никто не победил, никто никого не одолел. После битвы трёх шаманов и трёх богатырей место стало проклятым. Битва разбудила дух захороненного здесь Ухари-нойона, и на плодородную равнину скатился сель, перемешав всю землю с огромными камнями...
Таков один из мифов о таинственном, сакральном и легендарном байкальском мысе. Аналогичных преданий о берегах и водах, о божествах и жителях священного моря можно много найти в памяти народов. Сказания и легенды не только воссоздают неповторимые и мистические образы Байкальского заповедного мира, они наполнены стремлением и сегодня встать на стражу его красоты, чистоты и величия. Закончим краткое описание этого примечательного места одной интересной зарисовкой: «На самом краю мыса Рытого одиноко, среди голой степи мыса, растет священная группа тополей. Десять одинаковых, развесистых тополей компактно растут практически из одного центра, по периметру метрового круга, в середине которого в последние годы стала образовываться груда камней, своеобразный прообраз будущего оберега от редких посетителей и исследователей этого загадочного места» (70, с. 18).
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей