«РОЛТОМ», ОАО. Один из ведущих российских производителей шариковых подшипников (Томск).
Предприятие создано в ноябре 1941 на базе эвакуированной из Москвы части производственных мощностей и специалистов госудаоственного подшипникового завода № 1 (ГПЗ-1). С августа 1941 по январь 1942 прибыло оборудование 16 цехов, около 1 тыс. инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих, составивших костяк предприятия. Оборудование разместилось в бывших казармах, складах, конюшнях Северного военнного городка, энергетические мощности которого пришлось дополнить несколькими подстанциями и линиями электропередач.
Производство подшипников для военной техники началось в ноябре 1941 еще до прибытия в Томск всего оборудования. До конца 1941 завод выпустил 40 тыс. подшипников, в 1942 — почти 2 млн штук. В 1942—43 предприятие расширялось, поступало новое оборудование. После постройки корпусов для кузнечного, роликового, шарикового и транспортного цехов производственные площади завода составили 8,2 тыс. кв. м. К 1944 началась подготовка кадров в машиностроительном техникуме, учебно-производственном цехе (впоследствии ремесленное училище), школе рабочей молодежи № 6. Всего за годы войны завод выдал более 95 млн подшипников 63 типоразмеров.
В 1945 предприятие стало называться ГПЗ-5. Оборонный заказ сократился, начался переход на выпуск подшипников для сельскохозяйственных машин и транспорта. Во 2-й половине 1953 вступил в строй новый корпус площадью 10 тыс. кв. м, впервые специально спроектированный и построенный для подшипникового производства. В нем разместились полуавтоматический, автоматический, токарный, термический, шлифовальный цеха. В 1954 в состав ГПЗ-5 вошел в качестве цеха существовавший с довоенных лет ремонтно-подшипниковый завод. В середине 1950-х гг. большинство основных цехов завода подверглось полной реконструкции, на 50 % обновилось технологическое оборудование. В 1959 сдан в эксплуатацию цех по выпуску специальных малогабаритных подшипников (вес 1,5 г). В то же время началось производство подшипников для железнодорожного транспорта весом более 19 кг. Всего в течение 1950-х гг. производственные фонды и объем производства выросли более чем в 4 раза. В 1960 ГПЗ-5 произвел 20,5 млн подшипников. В 1959 началось строительство филиала ГПЗ-5 — завода приборных подшипников (ГПЗ-29). В 1964 вступила в строй 2-я очередь цеха по производству высокоскоростных буксовых железнодорожных подшипников. К середине 1960-х гг. ГПЗ-5 — крупное предприятие, поставляющее продукцию на многие машиностроительные заводы СССР и в 30 стран мира.
Расширение производственных площадей, совершенствование технологических процессов продолжались и в 1970—80-е гг. Ввод в действие корпуса шариковых подшипников позволил провести очередную реконструкцию с полной заменой инженерных сетей, перепланировкой размещения технологического оборудования, оснащением грузоподъемными механизмами. В начале 1980-х гг. положение завода осложнилось передачей производства высокоскоростных буксовых железнодорожных подшипников на специализированный завод в Степногорск и вынужденным перепрофилированием на выпуск крупногабаритных подшипников новой серии. Выйти из плановой убыточности (убытки 1985 — 6 млн руб.) удалось лишь к концу 1989. В 1990 на заводе трудилось 5,5 тыс. человек, которые произвели 58 млн подшипников.
В июле 1992 на базе ГПЗ-5 создано акционерное общество «РОЛТОМ». Это не предотвратило значительного снижения объемов производства в условиях кризиса отечественного машиностроения. Тем не менее в 1994 предприятие получило приз «Золотая Арка Европы», в 1996 — приз «Золотая Пальма». В 1998, когда падение производства достигло низшей точки, на заводе работало 2,1 тыс. человек. Начавшееся в послекризисных условиях восстановление производства (с 10 млн подшипников в 1998 до 23 млн в 2000) привело к росту числа занятых (до 2,5 тыс. человек в ноябре 2000). Наряду с прежней профильной продукцией (подшипники качения, роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для производства подшипников) завод изготавливает запасные части для отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники. Запущена специальная программа производства подшипников для нефтяников; их выпуск вырос с 1,5 млн руб. в 1999 до 38 млн руб. в 2001. До трети продукции завода уходило на экспорт. По итогам 2000 «РОЛТОМ» стал лидером машиностроительной отрасли и вошел в число 100 лучших предприятий России.
Однако в 2002 производство на заводе сократилось вследствие падения спроса на его продукцию со стороны автомобилестроительных, тракторостроительных и станкостроительных отраслей российской экономики. В 2005 долги предприятия достигли 400 млн рублей, и арбитражный суд ввел на нем внешнее управление. На базе ОАО «РОЛТОМ» создали ЗАО «Томский подшипник». Предприятию пришлось сократить производственные мощности. В 2006 московская торговая сеть «Седьмой континент» приобрела бывшие производственные помещения (площадью 37,5 тыс. кв. м) для оборудования торгово-развлекательного центра. В то же время при новом руководстве доля экспорта в продукции предприятия выросла с 8 до 60 %. Томские подшипники покупают более 40 стран Европы и Америки и более 300 крупных предприятий во всех регионах России.
Лит.: Мы — подшипниковцы. Томск, 1974; Бакулина М., Вагина З., Лапина Л. Государственный подшипниковый завод № 5 // О людях с чистой совестью: Из истории группы томских заводов. М., 1992.
В.Г. Зыкова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей