РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ Сибири, христианские храмы, созданные Римско-католической церковью на территории Сибири и Дальнего Востока в XIX—XX вв. Постоянство взаимосвязей России и стран Европы, в которых господствующее положение занимала Римско-католическая церковь (РКЦ), определило исторически раннее проникновение католицизма в Россию. Первые на территории Руси храмы РКЦ построены в XII в. в Новгороде, Пскове, Ладоге, в составе населения которых присутствовали этнические группы торговых и служилых иностранцев, исповедовавших католичество.
Во 2-й половине XVII в. в Москве сооружается католический храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. В XVIII в. открываются римско-католические приходы в Санкт-Петербурге. Появление католиков в Азиатской России связано с началом в XIX в. политической ссылки представителей польского населения. Строительство 1-го католического храма на территории Сибири — приходской церкви во имя Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске — относится к 1825. В 1833 в Томске возводится католический приходской храм Покрова Пресвятой Девы Марии, в 1847 в Тобольске и в 1853—57 в Красноярске сооружаются римско-католические приходские церкви во имя Промысла Божьего. Архитектурные решения этих построек основывались на принципах композиции храма зального типа, представленного однонефным безбашенным объемом, завершенным апсидой. Для стилистики церквей в Иркутске и в Томске характерны черты провинциального классицизма, храм в Красноярске стилизован в духе готики. 1-е здания католических церквей возводились из наиболее доступных местных материалов — дерева и кирпича, не отличаясь при этом сложностью конструктивных решений, техническим и эстетическим качеством, так как был существенный недостаток в местных специалистах — архитекторах, строителях, художниках. Эклектического течения, утвердившиеся в архитектуре и искусстве России во 2-й трети XIX в., широко проявились и в архитектуре Римско-католических храмов Сибири и Дальнего Востока. Неоготическое стилевое направление определило архитектурно-художественный облик таких католических церквей, как приходской церкви во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Омск, 1861—67; архитектор Г.С. Вершинин), во имя Успения Пресвятой Девы Марии (Иркутск, 1881—84; архитектор И.Ф. Тамулевич), приходские храмы во имя Святых апостолов Петра и Павла (Чита, 1876), Преображения Господня (Благовещенск, 1896), филиальная церковь в Александровском посту на Сахалине (1896). Архитектурная композиции Римско-католических храмов Зауралья, как и ранее, формировались в соответствии с особенностями западно-европейских христианских церквей зального типа, однако в этот период образ храма создавался не только одно-, но и трехнефным вытянутым объемом, завершенным апсидой и граненой башней звона, перекрытой шатром и выделявшей церковную постройку в перспективе городской улицы или в ансамбле площади. При этом архитектуре Римско-католических храмов отводились функции рядовых элементов периметральной застройки главной городской площади, способствующих формированию единого архитектурно-пространственного ансамбля общегородского центра во главе с православным собором.
К краткому предреволюционному периоду (1900—17) относится исторически наиболее активное строительство на территории Сибири и Дальнего Востока зданий приходских и филиальных Римско-католических храмов: количество вновь возведенных в этот период католических церквей приблизилось к количеству храмов данной конфессии, сооруженных в регионе за весь XIX в. Были построены храмы во имя Пресвятой Троицы (Тобольск, 1900—07), во имя Святого Иосифа Обручника (Тюмень, 1904), во имя Святого Казимира (Новониколаевск, 1905—07, инженер Венер), во имя Святых апостолов Петра и Павла (Каинск, 1906— 09), во имя Святого Сердца Девы Марии (Барнаул, 1907— 09, архитектор И.Ф. Носович), Рождества Богородицы (Владивосток, 1907—14, архитектор А.А. Гвоздзиовский), во имя Преображения Господня (Красноярск, 1908—15, архитектор В.А. Соколовский). Эти церковные постройки следует выделить из совокупности современных им зданий неправославных христианских храмов Сибири и Дальнего Востока как наиболее значимые в архитектурно-художественном и градостроительном отношении. Стилистика этих храмов представляет существенное разнообразие формально-художественных авторских трактовок национально-исторических версий неоготики.
Эстетическое и техническое качество архитектуры провинциальных Римско-католических храмов России начала ХХ в. фактически соответствовало уровню исполнения их столичных аналогов. В послереволюционный период ХХ в. архитектуре христианской, в том числе Римско-католическим храмам, созданных на территории России, причинен колоссальный ущерб. Ряд построек католических церквей Зауралья полностью утрачен, большинство сохранившихся храмовых зданий в той или иной степени пострадало от разновременной перестройки, связанной с их функциональной переориентацией. В постсоветское время (с начала 1990-х гг.) процесс возрождения на территории России церковных и общественно-религиозных организаций определил начало восстановления и нового строительства архитектурных объектов религиозного назначения, в том числе Римско-католических храмов. В Томске, Красноярске, Благовещенске реконструируется исторический облик уцелевших в советскую эпоху католических церквей, в Иркутске реставрируется сохранивший материальную основу храм Успения Пресвятой Девы Марии и с 1999 по проекту польских архитекторов строится римско-католический кафедральный собор во имя Непорочного Сердца Божией Матери. В Новосибирске в 1992—97 по проекту архитектора В.В. Бородкина возводится комплекс нового католического кафедрального храма во имя Преображения Господня. В 1990-е гг. в Омске осуществляется проект римско-католической приходской церкви, разработанный немецкими архитекторами, в селе Тальменке и Куйбышеве возводятся типовые деревянные здания римско-католических приходских храмов, привезенные из Германии. В целом для современного проектирования и строительства в Сибири и на Дальнем Востоке Римско-католических храмов характерны проблемы, определяющие состояние практики всей российской многоконфессиональной церковной архитектуры в настоящее время, и прежде всего — практически полное отсутствие кадров квалифицированных архитекторов-храмостроителей, серьезные административно-финансовые затруднения, которые испытывают при осуществлении храмостроительных предприятий еще относительно слабо развитые церковные и общественно-религиозные институты.
Лит.: Ющук Л.А. Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в городах Сибири и Дальнего Востока (конец XVIII — начало ХХ веков) // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004.
А.Г. Туманик
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей