Оценка рекреационных ресурсов климата Иркутской области основана на современных представлениях о влиянии климатических условий на человека и выполнена с использованием Ландшафтной карты (1977) и ряда характеристик, объединенных в две группы: благоприятствующие и препятствующие организации отдыха в зимний и летний сезоны (Оценка рекреационных ресурсов..., 1987). За зимний период условно принято время с ноября по март, за летний - с июня по август. К факторам, благоприятствующим отдыху, отнесено число ясных дней по общей облачности, определенный режим погоды в 13 часов и число дней с нормальной эквивалентно-эффективной температурой выше нижнего уровня комфортности. В основу характеристики режимов погоды положена классификация погоды момента В.И. Русанова (1973). Классы погоды объединены в группы по принципу прямого (на тепловое состояние) и косвенного (через комплекс условно рефлекторных и метеотропных реакций) влияния погоды на человека. Летом и зимой группы оптимальных и удовлетворительных погод, пригодных для выполнения туристских маршрутов, прогулок, работ на открытом воздухе в одежде соответствующей теплоизоляции, объединяют малооблачные и ясные классы погод.
К препятствующим отдыху факторам отнесены дни с пасмурной погодой по нижней облачности, с сильным ветром (более 15 м/с), с осадками более 1 мм, с метелями, с периодами возможного ультрафиолетового голодания и с резкими внутрисуточными перепадами температуры воздуха, дни с неудовлетворительными и крайне неудовлетворительными погодами. Группа неудовлетворительных погод объединяет все классы погод с нижней облачностью более 6 баллов. В эту же группу зимой включены и очень суровые погоды, при которых рекомендуются ограничения режима труда и отдыха. Наличие крайне неудовлетворительных погод должно служить предупреждением о возможной отмене всех спортивно-оздоровительных и туристических мероприятий и соблюдении правил техники безопасности при работах на открытом воздухе.
По соотношению продолжительности действия благоприятствующих и препятствующих отдыху факторов выделены климаторекреационные таксоны (I1a.,...., III3б) и определены для них предпочтительные формы и режима отдыха. Наиболее широкие возможности имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационного потенциала территории. Так, побережье Байкала, из-за дефицита тепла летом и частой резкой изменчивости погоды наиболее благоприятно только для развития туризма и стационарного отдыха. В ноябре и декабре до замерзания озера здесь рекомендуется режим ограничения из-за частой повторяемости сильных ветров. В пределах Иркутско-Черемховской равнины, в долинах крупных рек возможна организация всех видов отдыха. Однако на севере области, в условиях повышенной повторяемости очень суровых и крайне суровых погод, пребывание людей на открытом воздухе должно быть ограничено (в отдельные дни с декабря по февраль). В горных районах возможно развитие туризма, горного туризма с ограничением режима (местами в декабре-феврале) в южных и центральных районах и почти полного их исключения на севере области. На остальной территории климатические условия благоприятны для развития туризма и стационарного отдыха с соответствующим режимом.
Карта может быть использована для оценки природного рекреационного потенциала области и отдельных ее районов, оптимальной организации отдыха населения, планирования развития рекреационных систем разных уровней.
1. Русанов В.И. Методы исследования климата для медицинских целей. - Томск, 1973.
2. Оценка рекреационных ресурсов климата бассейна оз. Байкал. - Иркутск, 1987.
3. Ландшафты юга Восточной Сибири. Карта: м-б 1:1 500 000. - М.: ГУГК, 1977.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей