Новости

Реформа П.Д. Киселева (1830-50) // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

РЕФОРМА П.Д. КИСЕЛЕВА (1830-50), система мероприятий по унификации упразднения казенных деревней, повышению грамотности крестьян и распространению в их среде агрономных и зоотехнических знаний. Реформа Киселева сопровождали массовые организованные переселения государственных крестьян в Сибирь из малоземельных губерний России. В соответствии с Екатерины II национальным проектом ее внук император Николай I ближайшей задачей считал ликвидацию крепостного права, и в связи с этим внимание его доверенных лиц обращалось на социальную опору империи — лично свободное крестьянское население, ряды которого должны были пополнить после освобождения бывшие крепостные.

Свободное крестьянство России являлось гарантом самосохранения империи не только потому, что выступало политическим противовесом дворянству и условием относительной независимости верховной власти. Громадная протяженность сухопутных границ Российской империи обязывала иметь постоянную большую сухопутную армию. Для ее пополнения и содержания требовались людские и продовольственные ресурсы. Российский крестьянин был важен для империи в равной степени и как бездоимочный налогоплательщик, и как верноподданный, выступавший в роли охранителя ее границ — солдата и работника (на случай военной мобилизаций) вместе с его помощницей-лошадью, необходимой для перемещения людей, военных и казенных грузов.

Выполнять свою историческую миссию российский крестьянин мог, лишь имея свободный доступ к земле и гарантируя условия для воспроизводства здорового потомства. Производимый его семьей продукт в своей существенной доле должен был поступать на рынок, а не в закрома феодала или «мироеда». Между тем в ходе ревизий казенной деревни в 1830—40-х гг., в том числе в Сибири, обнаружили повсеместные нарушение узаконенных Екатерининской реформой норм. Этому способствовала непоследовательная внутренняя и особенно внешняя политика Александра I. Для их восстановления потребовалась незамедлительная реакция правительства. В 1837 создали Министерство государственных имуществ (МГИ) во главе с П.Д. Киселевым. Государственных крестьян отнесли в ведение МГИ, однако относительно сибиряков этот вопрос ос­тался нерешенным. Принятые Екатериной II меры по предупреждению маргинализации крестьянства оказались способны лишь частично замедлить развитие грубых форм аграрного капитализма. Обнаружилось также, что их распространению вместе с сельской буржуазией во многом способствовала бюрократия, незначительная прежде, а теперь вполне сформировавшаяся из тех же податных разрядов населенияразночинцев.

Обуржуазивание сельской верхушки наиболее интенсивно протекало на Севере, в Поволжье, на Юге; в Сибири — в  Зауралье и в восточных регионах. Одновременно с «ми­роедами» сформировался массовый слой неимущего и малоимущего населения с характерной для него слабой способностью к демографическому воспроизводству и хронической недоимочностью, так как большую часть производимого им прибавочного продукта присваивала закабалявшая его сельская буржуазия. Определенной частью своих накоплений она делилась с земскими чиновниками, под опекой которых находились до создания МГИ государственная деревня и ее выбор­ные органы. Используя деньги, сельские богатеи вынуждали обслуживать свои интересы и выборных должностных лиц, и волостные сходы, не говоря уже о писарях; вмешательство земских властей также блокировалось взятками.

Фактически произошло сращивание интересов 2 «отрядов» доиндустриальной буржуазии — сельской и чиновничьей. Используя внешние формы «крестьянской демократии», они успешно осуществляли первоначальное накопление путем грабежа и крестьян, и казны. Закабаление рядовой массы крестьянства происходило в форме заемной кабалы, монополизации казенных и частных подрядов, аренды земли и угодий. В условиях социального разложения деревни блокированным оказался процесс ресоциализации принудительных мигрантов и пополнения ими казенного крестьянства; за счет ссыльных росли ряды неимущих и пауперов, усугублялось социальное неравенство (см. Крестьянство).

Проект Реформа П.Д. Киселева предусматривал в отдаленном будущем перенести налоги с души на землю. Таким образом предполагалось принудить сельских богатеев, захвативших землю бедняков, возвратить ее бывшим владельцам. Пока же полагалось усилить контроль над органами крестьянского самоуправления, создавая на местах, в губерниях и округах местные учреж­дения МГИ для попечения над жизнью казенной деревни. Одновременно выборные должностные лица должны были получить статус государственных служащих (в связи с чем предпо­лагалось одеть их в униформу, назначить жалованье); писарские должности впредь предназначались исключительно для крестьянских мальчиков, проходивших обучение в специальных школах.

Для пресечения коррумпированности волостной адми­нистрации проектировалось распространить статус юридически признанных официальных органов самоуправления на сельские общества (сходы). Общественные расходы на содержа­ние сирот, исправление натуральных повинностей наймом и т. п. могли производиться только по приговорам сельских обществ с разрешения губернского начальства, без передачи сумм в волостное правление. Для пополнения сельских хлебозапасных магазинов (на случай неурожаев и для выдачи ссуд малообеспеченным хозяевам) предполагалось ввести коллективную запашку.

Большая часть поставленных задач осталась нереализованной из-за сопротивления местных чиновников, высшей бюрократии, а также повсеместных выступлений казенного крестьянства, очевидно, спровоцированное противниками реформ (из среды богатой верхушки), захвативших и Западную Сибирь в 1840-е гг. Крестьяне увидели в планах правительства, о которых они знали только по слухам, попытку возвращения к системе комиссарско-приказчичьего управления XVII—ХVIII вв., а в предложениях по организации общественной запашки — аналог государевой десятинной пашни и даже помещичьей барщины. Вследствие этого П.Д. Киселеву пришлось проводить преобразования органов управления государственной деревни в Сибири в виде эксперимента: введения в отдельных волостях его образцов. Элементы новой системы, касающиеся делопроизводства и порядка сдачи мирских сборов, распространялись на все волости, поэтому единственным отличием образцовых волостей был расширенный штат волостных правлений. К 1853 количество таких волостей в Западной Сибири достигло 26 (в том числе 3 инородческих); к 1858 их насчитывалось 47 (17 %), при этом сельское управление вводилось лишь в одной волости. Сельская буржуазия и местное чиновничество, включало его верхушку во главе с генерал-губернатором П.Д. Горчаковым, совместными усилиями по существу саботировали реформу.

Во 2-й половине XIX в. была создана историографическая леген­да, сильно преувеличившая как размах, так и степень сопротивления крестьянства (до размеров «восстания») киселевско-николаевским попыткам поставить на пути «дикого капитализма» некоторые преграды в виде государственного патернализма и облегчить жизнь рядовой массе сельского населения. Эта точка зрения оказала сильное влияние и на советскую историографию. На деле попечительные ме­роприятия 2-й четверти XIX в. реально способствовали укреплению общественного хозяйства, развитию производительных сил, повышению грамотности и в целом были одухотворены идеями развития гражданских качеств в крестьянстве. В частности, было положено начало строительству сельских школ, образцово-показательных хозяйств, распространению через «Земледельческую газету» научных агрономных и зоотехнических знаний.

Незавершенность административных преобразований сельского управления выразилась в «переходном состоянии», то есть отсутствии единой правовой базы, которое сохранялось до реформ 1879. В то же время в течение рассматриваемого пе­риода успешно проведены массовые организованные переселения на восток. В 1837—52 только в Западную Сибирь прибыло до 100 тыс. новых колонистов, большая их часть поселилась в Курганском округе Тобольской губернии, в результате чего население здесь выросло вдвое. Пе­реселенцам бесплатно отводились квартиры, места для кормления скота; заболевших лечили за счет казны. При водворении на отведенных землях безденежно отпускался лес (по 100 бревен) для строительства жилья, выда­вались безвозвратное денежное пособие (20 руб. на семью), семенная ссуда на 3 года, пара волов на двор, плуг на 8 домохозяев. Переселенцы получали также освобождение от прежних недоимок, налогов и повинностей на новом месте, с уплатой в последние 4 года только 1/2 оброчной подати; льготу от рекрутчины — на 3 набора, от военного постоя — на 8 лет.

Лит.: Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. М.; Л., 1946. Т. 1; 1958. Т. 2; Мамсик Т.С. Адми­нистративная реакция на расслоение сибирского крестьянства во второй половине XVIII — первой половине XIX в. // Социально-эко­номические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987.

Т.С. Мамсик

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири