В пределах Иркутской области речная сеть представлена бассейнами трех крупных и многоводных рек — Ангары, Лены и Нижней Тунгуски (табл. 32.3). Кроме того, для судоходных целей могут использоваться акватория оз. Байкал и наиболее крупные питающие его реки (Селенга и некоторые ее притоки, Баргузин, Верхняя Ангара).
Общая длина всех водных путей, которые в пределах Иркутской области могут использоваться для судоходства, оценивается в 6-8 тыс. км, эксплуатируется — 4,8 тыс. км.
Наибольшее развитие судоходство получило на Ангаре (от Иркутска до Братска), Лене (от Усть-Кута до устья Витима) и Витиме (от его устья до Бодайбо). Значение Байкала как водной магистрали после прекращения лесозаготовок в его бассейне и завершения строительства БАМа уменьшилось и в настоящее время относительно невелико.
Иркутская область имеет два речных выхода к Северному Морскому пути — по Лене, а также по Ангаре и Енисею. Это открывает некоторые перспективы участия в мировой торговле и обслуживании международных транзитов, проходящих через территорию области.
Наличие протяженных речных и озерных магистралей создает благоприятную основу для развития в регионе водного транспорта. Вместе с тем имеются и ограничивающие такое развитие факторы: природные, технические и экономические. О природных речь пойдет чуть ниже. Что касается технических pi экономических факторов, то к ним следует отнести разобщенность Байкало-Ангарского пути из-за отсутствия судоходных устройств в плотинах ангарских ГЭС, а также удаленность от водных путей целого ряд промышленных объектов.
Рис. 32.3. Крупные порты и небольшие пристани на основных судоходных реках Иркутской области и на оз. Байкал. По состоянию на конец 1980-х гг.
Реки Иркутской области существенно отличаются друг от друга по своей длине, ширине, падению, скорости течения, расходу воды, продолжительности навигационного периода. По условиям судоходства их можно разбить на четыре группы:
1) реки, допускающие движение судов вверх и вниз по течению;
2) реки, на которых движение судов (как вверх, так и вниз по течению) прекращается во время летнего мелководья (меженя);
3) реки, допускающие движение только вниз из-за большой скорости течения;
4) реки, позволяющие только сплав небольших плоскодонных судов и леса.
Для успешного развития судоходства необходимо, чтобы реки удовлетворяли определенным требованиям: имели небольшое падение и необходимые глубины, экономически целесообразную длительность навигационного периода.
Для судоходства необходимо, чтобы реки имели достаточные глубины. Наименьшая их глубина для судов с малой осадкой должна составлять 50-60 см, для магистральных речных путей — не менее 120-150 см.
Для увеличения судоходных качеств на некоторых реках области ежегодно проводится расчистка фарватера и углубление перекатов.
Увеличение глубины судового хода делает возможным эксплуатацию большегрузных судов с большой осадкой, что приводит к снижению себестоимости перевозок. Это подтверждается данными табл. 32. 4.
Таблица 32.4 Снижение себестоимости перевозок при увеличении глубины судового хода
Глубина судового хода, см |
150 |
200 |
260 |
320 |
Себестоимость перевозок, % |
100 |
73 |
61 |
47 |
Ширина судового хода должна обеспечивать безопасное расхождение двух встречных судов. Магистральные реки должны иметь ширину фарватера не менее 80-100 м, второстепенные — 20-40 м. Для этих же целей на реках должны быть достаточно большие радиусы закруглений (600-1000 м и 150-400 м соответственно).
В целях обеспечения безопасности движения судов применяется так называемая судоходная обстановка, состоящая из плавучих и береговых знаков и сигналов.
К плавучим знакам, обозначающим границы судового хода, относятся вехи (на небольших реках), бакены (на магистральных реках) и буи (на водохранилищах). Правые (по течению) окрашиваются в красный цвет, левые — в белый. Кроме того, в ночное время они освещаются: правый — красным, левый — белым светом. Плавучие знаки переставляются каждый раз с изменением условий плавания. Уход за плавучими знаками обходится дороже, чем за береговыми.
Береговые знаки представляют собой дощатые щиты прямоугольной или трапецеидальной формы (на столбах), ночью освещаемые. При этом перевальные знаки устанавливаются в местах, где фарватер отходит от одного берега к другому. Парные створные знаки, установленные один за другим, образуют створ, по которому должно перемещаться судно на прямолинейных отрезках фарватера.
Реки нашей области имеют достаточно большое падение (по сравнению с реками Центральной России и Западной Сибири, протекающими в равнинной и низменной местностях). Например, уклоны р. Белая — 0,7 %о, Китоя — 0,4 %о, Иркута — 0,3 %о, Ангары — 0,04 %о (для сравнения: средний уклон Оби и Иртыша — 0,03 %о, Дона - 0,009 %).
Скорость течения рек Иркутской области колеблется в очень широких пределах от 2 до 8 км/ч. Наиболее оптимальной для судоходства считается течение около 2 км/ч (50-70 км/сут.).
Скорость течения имеет для судоходства большое экономическое значение. При движении вверх по реке большое течение препятствует судоходству. Однако если речные перевозки экономически эффективны, то при больших скоростях движения целесообразно применять более мощные силовые установки.
Для внутреннего одного транспорта важное значение имеет режим рек, который зависит от источника их питания. Режим рек должен допускать движение судов как в половодье, так и в межень.
Большие реки и водохранилища со сложным режимом имеют комбинированное питание (дождевое, снеговое, приточное, грунтовое). В верховьях рек, а также на реках с преимущественно снеговым питанием максимальный сток приходится на весну. Именно этим обусловлена мелководность верхнего течения Лены и относительно короткий период «большой воды» для завозки грузов в северные районы области.
Амплитуда колебания уровня в весенние и летние паводки бывает весьма значительной. Большое половодье может сопровождаться выходом воды из русла и подтоплением поймы. При этом ширина рек может увеличиваться в 10-50 раз.
Речные пути в нашей стране, а тем более в Сибири, нельзя использовать круглый год. Зимой реки замерзают. В пределах Иркутской области они свободны ото льда и доступны для судоходства всего 100-160 дней (для сравнения: Енисей у Красноярска — 197 дней, Волга в низовьях — 264, Днепр у Киева — 267 дней). Именно в этот период осуществляется навигация.
На судоходство может оказывать влияние и продолжительность светового дня, а также туманы. В свое время эти факторы вызывали простои. Сейчас они практически не влияют на судоходство, поскольку суда оснащены радарами и современным навигационным оборудованием.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей