Речная сеть и природные условия судоходства в Иркутской области // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области

Вы здесь

В пределах Иркутской области речная сеть представлена бассей­нами трех крупных и многоводных рек — Ангары, Лены и Нижней Тунгуски (табл. 32.3). Кроме того, для судоходных целей могут ис­пользоваться акватория оз. Байкал и наиболее крупные питающие его реки (Селенга и некоторые ее притоки, Баргузин, Верхняя Ангара).

Общая длина всех водных путей, которые в пределах Иркутс­кой области могут использоваться для судоходства, оценивается в 6-8 тыс. км, эксплуатируется — 4,8 тыс. км.

Наибольшее развитие судоходство получило на Ангаре (от Ир­кутска до Братска), Лене (от Усть-Кута до устья Витима) и Витиме (от его устья до Бодайбо). Значение Байкала как водной магистрали после прекращения лесозаготовок в его бассейне и завершения стро­ительства БАМа уменьшилось и в настоящее время относительно невелико.

Иркутская область имеет два речных выхода к Северному Мор­скому пути — по Лене, а также по Ангаре и Енисею. Это открывает некоторые перспективы участия в мировой торговле и обслуживании международных транзитов, проходящих через территорию области.

Наличие протяженных речных и озерных магистралей создает благоприятную основу для развития в регионе водного транспорта. Вместе с тем имеются и ограничивающие такое развитие факторы: природные, технические и экономические. О природных речь пойдет чуть ниже. Что касается технических pi экономических факторов, то к ним следует отнести разобщенность Байкало-Ангарского пути из-за отсутствия судоходных устройств в плотинах ангарских ГЭС, а также удаленность от водных путей целого ряд промышленных объектов.

Рис. 32.3. Крупные порты и небольшие пристани на основных судоходных реках Иркутской области и на оз. Байкал. По состоянию на конец 1980-х гг.

Природные условия судоходства

Реки Иркутской области существенно отличаются друг от друга по своей длине, ширине, падению, скорости течения, расходу воды, продолжительности навигационного периода. По условиям судоход­ства их можно разбить на четыре группы:

1)       реки, допускающие движение судов вверх и вниз по течению;

2)       реки, на которых движение судов (как вверх, так и вниз по течению) прекращается во время летнего мелководья (меженя);

3)       реки, допускающие движение только вниз из-за большой ско­рости течения;

4)       реки, позволяющие только сплав небольших плоскодонных судов и леса.

Для успешного развития судоходства необходимо, чтобы реки удовлетворяли определенным требованиям: имели небольшое паде­ние и необходимые глубины, экономически целесообразную длитель­ность навигационного периода.

Глубина судового хода

Для судоходства необходимо, чтобы реки имели достаточные глубины. Наименьшая их глубина для судов с малой осадкой должна составлять 50-60 см, для магистраль­ных речных путей — не менее 120-150 см.

Для увеличения судоходных качеств на некоторых реках области ежегодно проводится расчистка фарватера и углубление перекатов.

Увеличение глубины судового хода делает возможным эксплуата­цию большегрузных судов с большой осадкой, что приводит к снижению себестоимости перевозок. Это подтверждается данными табл. 32. 4.

Таблица 32.4 Снижение себестоимости перевозок при увеличении глубины судового хода

 

Глубина судового хода, см

150

200

260

320

Себестоимость перевозок, %

100

73

61

47

Ширина фарватера

Ширина судового хода должна обес­печивать безопасное расхождение двух встречных судов. Магистраль­ные реки должны иметь ширину фарватера не менее 80-100 м, второ­степенные — 20-40 м. Для этих же целей на реках должны быть достаточно большие радиусы закруглений (600-1000 м и 150-400 м соответственно).

В целях обеспечения безопасности движения судов применяет­ся так называемая судоходная обстановка, состоящая из плавучих и береговых знаков и сигналов.

К плавучим знакам, обозначающим границы судового хода, от­носятся вехи (на небольших реках), бакены (на магистральных ре­ках) и буи (на водохранилищах). Правые (по течению) окрашивают­ся в красный цвет, левые — в белый. Кроме того, в ночное время они освещаются: правый — красным, левый — белым светом. Плавучие знаки переставляются каждый раз с изменением условий плавания. Уход за плавучими знаками обходится дороже, чем за береговыми.

Береговые знаки представляют собой дощатые щиты прямоу­гольной или трапецеидальной формы (на столбах), ночью освещае­мые. При этом перевальные знаки устанавливаются в местах, где фарватер отходит от одного берега к другому. Парные створные зна­ки, установленные один за другим, образуют створ, по которому дол­жно перемещаться судно на прямолинейных отрезках фарватера.

Падение

Реки нашей области имеют достаточно большое падение (по сравнению с реками Центральной России и Западной Сибири, протекающими в равнинной и низменной местностях). На­пример, уклоны р. Белая — 0,7 %о, Китоя — 0,4 %о, Иркута — 0,3 %о, Ангары — 0,04 %о (для сравнения: средний уклон Оби и Иртыша — 0,03 %о, Дона - 0,009 %).

Скорость течения

Скорость течения рек Иркутской об­ласти колеблется в очень широких пределах от 2 до 8 км/ч. Наибо­лее оптимальной для судоходства считается течение около 2 км/ч (50-70 км/сут.).

Скорость течения имеет для судоходства большое экономичес­кое значение. При движении вверх по реке большое течение препят­ствует судоходству. Однако если речные перевозки экономически эффективны, то при больших ско­ростях движения целесообразно применять более мощные силовые установки.

Режим рек

Для внут­реннего одного транспорта важ­ное значение имеет режим рек, который зависит от источника их питания. Режим рек должен допус­кать движение судов как в полово­дье, так и в межень.

Большие реки и водохрани­лища со сложным режимом имеют комбинированное питание (дожде­вое, снеговое, приточное, грунто­вое). В верховьях рек, а также на реках с преимущественно снеговым питанием максимальный сток приходится на весну. Именно этим обусловлена мелководность вер­хнего течения Лены и относительно короткий период «большой воды» для завозки грузов в северные районы области.

Амплитуда колебания уровня в весенние и летние паводки бы­вает весьма значительной. Большое половодье может сопровождать­ся выходом воды из русла и подтоплением поймы. При этом ширина рек может увеличиваться в 10-50 раз.

Сезонность

Речные пути в нашей стране, а тем более в Сибири, нельзя использовать круглый год. Зимой реки замерзают. В пределах Иркутской области они свободны ото льда и доступны для судоходства всего 100-160 дней (для сравнения: Енисей у Краснояр­ска — 197 дней, Волга в низовьях — 264, Днепр у Киева — 267 дней). Именно в этот период осуществляется навигация.

На судоходство может оказывать влияние и продолжительность светового дня, а также туманы. В свое время эти факторы вызывали простои. Сейчас они практически не влияют на судоходство, по­скольку суда оснащены радарами и современным навигационным оборудованием.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Винокуров Михаил Алексеевич, Суходолов Александр Петрович | Источник(и): Экономика Иркутской области: В 3 т. — Иркутск: Изд-во БГУЭП (ИГЭА) : 2002. Т. 3. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2002 | Дата последней редакции в Иркипедии: 04 февраля 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Иркутская область | Экономика Иркутской области | Библиотека по теме "Экономика"