Иркутских видовых открыток, изданных типографским способом до 1920 года, известно довольно много, на них изображено несколько сотен неповторяющихся сюжетов. Большинство открыток выпущено в составе разных по величине серий. Выходили в свет и одиночные открытки. Было издано более 120 серий, некоторые из них, а также одиночные выпуски выдержали по два издания и более. Иркутским филокартистам-исследователям известно около 30 имен издателей, которые в течение неполных двух десятков лет выпустили в свет такие открытки. Но среди этой массы открыток есть наиболее ранние. Они первыми появились на прилавках магазинов и киосков Иркутска, их первыми, несущими облик нашего города, отправляли иркутяне своим корреспондентам, они первыми прошли почту.
К ранним открыткам Иркутска, по мнению автора, можно отнести все выпуски, осуществленные до 1904 года. Издателями этих открыток были как иркутяне, так и иногородние предприниматели. Из иркутских издателей следует назвать писчебумажный магазин М. И. Дорогостайской, торговый дом «Л. М. Цымерский и К°», книжный магазин П. И. Макушина и В. М. Посохина, владельца частного книжного издательства М. Е. Стожа, предпринимателя С. Б. Хотимского. Почтовые карточки с видами Иркутска в эти годы выпускали в Москве «Фототипия Шерер, Набгольц и К°», издатель и книгопродавец Д. П. Ефимов, в Санкт-Петербурге - иркутский коллекционер В. П. Сукачев, попечительный комитет «О сестрах Красного Креста в пользу Общины св. Евгении», в Риге - фототипия К. М. Гебенспергера. Иркутские филокартисты знают имена 15 издателей видовых почтовых карточек раннего периода. Не удалось пока установить издателей только нескольких серий открыток.
Наиболее крупными по числу изданных открыток являются две серии 1902-1903 годов, насчитывающие 107 сюжетов (наравне с иркутскими сюжетами здесь представлены открытки пригородов Иркутска). В выходных данных открыток одной из серий указан издатель - М. И. Дорогостайская. На открытках другой серии издатель не указан, но имеется полиграфическое указание - «Фототипия Шерер, Набгольц и К°, Москва». Судя по оформлению лицевой и оборотной сторон, а также по воспроизведенным сюжетам, можно сделать вывод, что издателем обеих серий является Дорогостайская. Из других крупных серий следует упомянуть две серии того же издателя, датируемые 1899-1901 годами: серия . П. Ефимова (1902-1903) и серия, выпущенная издателем, скрывавшимся под аббревиатурой BWB (вероятно, Борис Боржиковский, Варшава). В этих сериях представлено от 30 до 40 открыток с сюжетами Иркутска. Не все изданные в эти годы серии являются полноценными по составу и количеству. Одни издатели выпустили в свет серии, в которых насчитывалось до 11-15 сюжетов, другие - 3-5 открытых писем. В издании Общины св. Евгении известна одна почтовая карточка - «Вид Иркутска», выпущенная в 1903 году. По оригинальности сюжетов выделяются: серия открыток (рис. 1), изданная В. П. Сукачевым, две серии Л. М. Цымерского, одна, изданная книжным магазином П. И. Макушина, две - М. Е. Стожа. Все они использовали свежие фотографии, ранее не воспроизводившиеся в открытках. Некоторые издатели при этом использовали старые снимки иркутских фотографов, которые не были сняты специально для помещения на открытках (например, В. П. Сукачев купил снимки у фотографа П. А. Милевского). Особенно интересна серия открыток (рис. 2) неизвестного нам издателя, появившаяся в 1900-1901 годах. Она привлекает внимание и оригинальностью фотоснимков, и оформлением открыток в целом, а также использованием тонового (светло-бежевого) картона.
Всего до 1904 года в свет вышло около 140 открыток (с разных фотографий), отображавших облик старого сибирского города. В эти годы было опубликовано более 15 серий почтовых миниатюр Иркутска. Из них шесть серий открыток появилось в продаже в 1899 году.
Этот заказ исполнило московское полиграфическое предприятие «Шерер, Набгольц и К°». Кто являлся заказчиком, т. е. издателем, пока доподлинно не известно. Автор предполагает, что им могла выступить Мария Ильинична Дорогостайская, преподаватель иркутских частных гимназий. В конце 1890-х она имела небольшой писчебумажный магазин на Большой улице, а нам она известна как издатель восьми серий почтовых карточек с видами города, вышедших в свет в 1899-1903 годах (в выходных данных открыток этих серий фамилия издателя присутствует). Не исключено также, что издателем интересующей нас первой иркутской серии мог быть другой иркутский предприниматель, не посчитавший нужным поставить свое имя на открытках. Теоретически возможно, что сама полиграфическая фирма явилась издателем, но вероятность этого предположения невелика: это могло относиться к последующим выпускам открыток, первую, скорее всего, заказал москвичам кто-то из сибиряков.
Полиграфическое предприятие «Шерер, Набгольц и К°» было основано в Москве в 1860 году как фотография и фототипия швейцарскими подданными М. Н. Шерером и Г. Н. Набгольцем. В 1871-м предприятие перешло в руки А. И. Мея, который сохранил прежнее наименование. На рубеже XIX и XX веков этой фототипией было изготовлено большое количество художественных и видовых открыток. Иркутские открытки в громадной продукции этого предприятия занимают по количеству весьма скромное место, но для иркутян представляют большой интерес тем, что несут исключительно ценные сведения об облике города 1890-х.
Первая иркутская серия почтовых карточек была отпечатана фототипией в 1899-м2. Среди открыток этой серии в собрании автора имеется несколько экземпляров, прошедших почту: 20 марта 1902 года - на открытке «Сиропитательный дом Елиз. Медведниковой», 4 апреля 1900 года - «Девичий институт Восточной Сибири», 25 декабря 1899 года - «Часовня Спасителя и Медведниковский банк». На открытке «Понтонный мост чрез р. Ангару» почтовое отправление из Иркутска в Москву датировано 21 апреля 1899 года3.
Оформление оборотной стороны карточек серии выполнено по типу всех изданий, осуществленных до февраля 1904 года, где все поле открытки предназначено только для написания адреса. И все же оборотная сторона такого типа не встретилась больше ни в одной последующей серии открыток Иркутска. Все надписи, линии и рисунок нанесены красным цветом. По верху в три строки на двух языках (русском и французском) набрано: «Всемирный почтовый союз. Россия» и «Открытое письмо». Шрифт этой надписи отличается от подобных надписей на оборотных сторонах открыток других ранних изданий. В правом верхнем углу пунктирной линией обозначено «место для марки». Внизу в центре изображен герб Российской империи. Размер герба значительно крупнее, чем на открытках других серий этого периода. По обеим сторонам от герба на двух языках в две строки помещена надпись: «Фототипия Шерер, Набгольц и К°» (в других изданиях этот текст расположен в одну строку).
На лицевых сторонах открыток воспроизведены тоновые (серо-зеленые) репродукции с фотографий. Открытки не имеют нумерации. Название города и вида начертано на русском языке шрифтом красного цвета. И если название вида нанесено простым незамысловатым шрифтом, то слово «Иркутск» набрано художественным шрифтом в стиле модерн. Сочетание серо-зеленого тона фотографий и красного шрифта надписи выбрано удачно: открытки имеют нарядный вид.
Первая иркутская серия насчитывает 27 открыток. На 24 карточках помещены фотоснимки улиц, площадей и зданий Иркутска, на двух - виды озера Байкал, на одном - участок Кругобайкальского тракта. На открытках изображен Иркутск, который к тому времени 20 лет как пережил грандиозный пожар лета 1879 года. Центральная и наиболее красивая часть города, полностью погибшая в огне, видна на открытках заново отстроенной. Улицы центра города - Большая, Амурская, Тихвинская и Ивановская - до пожара почти сплошь деревянные, застроены двух- и трехэтажными каменными зданиями. Кое-где видны еще незастроенные пустыри. Большинство зданий, фотоснимки которых помещены на открытках, сооружено в 1880-1890-е по проектам архитекторов В. А. Рассушина, А. И. Кузнецова, В. А. Николаева, Г. В. Розена и др.
На открытках первой иркутской серии мы видим новые (ко времени выхода из печати открыток) здания Александро-Мариинского городского 5-классного училища, располагавшегося на углу Большой и Амурской улиц, Базановского воспитательного дома, стоящего на углу Амурской и Баснинской улиц. Среди прочих есть изображение грандиозного Казанского кафедрального собора, находившегося на Тихвинской площади до 1932 года.
На трех карточках изображена главная улица Иркутска - Большая. На одной - вид в сторону Ангары с высокой колокольни Благовещенской церкви, заново отстроенной после пожара 1879 года. На второй видны средняя часть улицы у дома городского головы К. М. Жбанова и старейшая гостиница города «Центральное Деко». На третьей открытке изображена часовня во имя Христа Спасителя, установленная на углу с Ивановской улицей в память сохранения жизни императора Александра II во время покушения на него 4 апреля 1866 года.
Есть открытка, на которой древняя часть города видна с колокольни Казанского собора, на этом месте находился иркутский острог; до нашего времени сохранилась единственная его постройка - Спасская церковь, старейшее каменное здание Иркутска. На этой же открытке хорошо видны архиерейское подворье с домом архиепископа, консистория, а на излучине Ангары различим храм Знаменского женского монастыря. Еще на одной карточке воспроизведен вид с воды на Набережную Ангары, где расположены два очень красивых дома - «Сибиряковский дворец», на протяжении многих десятилетий служивший резиденцией начальников края, и здание экзотического облика, принадлежавшее ВосточноСибирскому отделу Императорского русского географического общества.
На открытках серии мы видим великолепное здание городского театра, мелочной базар на Ивановской площади, где с 1960-х стоит здание цирка, набережную Ангары у Богоявленского собора, где находилась плашкоутная переправа.
К сожалению, не все эти здания и сооружения сохранились до наших дней: уничтожены Казанский кафедральный собор, Благовещенская церковь, архиерейский дом, часовня Христа Спасителя, немецкая кирха, ансамбль промышленного училища и наиболее эффектные сооружения Вознесенского монастыря. До неузнаваемости перестроены здания Александро-Мариинского училища и мужской классической гимназии. Фигура императора Александра III в 1920 была снята с пьедестала и уничтожена: 39 лет на уцелевшем постаменте стоял бетонный обелиск, и только в 2003-м воссозданный бронзовый памятник императору был водружен на свое место.
На двух почтовых карточках серии изображен понтонный мост через Ангару, установленный в 1891 году и открытый в присутствии наследника цесаревича Николая Александровича, возвращавшегося из кругосветного путешествия. Мост служил городу 45 лет, соединяя центральную его часть с Глазковским предместьем и Кругобайкальским трактом, до сооружения в 1936 году железобетонного моста.
Есть среди почтовых карточек серии одна открытка событийного сюжета. На ней запечатлен торжественный момент - прибытие 16 августа 1898 года на станцию Иркутск первого поезда. Открытие движения по Великому Сибирскому пути позволило приблизить громадные пространства Сибири к Европейской России. Оно имело колоссальное экономическое значение для Иркутска, для Сибири, для всей России.
В процессе исследования автором было установлено имя фотографа, снимки которого использованы на всех открытках первой иркутской серии. Оригиналы его фотографий, попавшие позднее на почтовые карточки, найдены в государственных и частных собраниях Иркутска. Удивительно, но первыми на открытки попали фотографии не профессиональных фотографов, а фотографа- любителя. Автором всех фотографий первой серии иркутских открыток является акцизный чиновник, он же фотограф-любитель Владимир Константинович Ястремский. Исследователи предполагают, что Ястремский фотографировал город в 1887-1899 годы. Подробности биографии фотографа-любителя нам еще предстоит узнать.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей