Новости

Пятидесятничество // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО, позднепротестантская де­номинация, отличительную черту которой составляет практика говорения на иных языках (глоссолалия), что рас­сматривается как следствие крещения Святым Духом. Возникнув в САСШ в начале XX в. как течение, объеди­нившее верующих различных направлений протестантизма, пятидесятничество вскоре стало отдельной деноминацией. Наименование конфессии связано с описанным в Евангелии сошествием Святого Духа на апостолов в 50-й день после Воскре­сения Христова, в честь чего был установлен праздник Святой Троицы (Пятидесятница). Согласно вероучению пятидесятничества, с этого времени Святой Дух постоянно нисходит на Церковь Христову. Каждый член конфессии вслед за водным крещением по вере проходит крещение Духом Святым, получая его дары, которые могут проявляться в виде дара исцеления больных, пророчества, знания незнакомых языков. Для пятидесятничества также характерно резко отрицательное отношение к войне и военной службе.

В России миссионерская деятельность отдельных пятидесятников велась уже в первое десятилетие XX в. Первые общины на территории Российской империи возникают в это время в Финляндии. Характерным свойством пятидесятничества в России является его крайняя неоднородность и дробление на различные течения. Первым тече­нием пятидесятничества, появившимся в России, стало направление так называемых единственников, или еванг. христиан в духе апостолов (ЕХДА), которые признавали Богом только Иисуса Христа. У истоков этого направления стояли пресвитер А.И. Ива­нов и проповедник Н.П. Смородин. К началу 1920-х гг. в России было около 80 общин христиан в духе апостолов, Союз ЕХДА фактически оформился еще до 1917.

Чисто русскими в пятидесятничестве считаются 2 направления: евангельские христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС, леонтьевцы) и евангельские христиане святые сионисты (ЕХСС, мурашковцы), проповедовавшие земной характер тысячелетнего Царства Христа. Леонтьевцы считали, что спасение возможно лишь в Палестине на горе Сион, мурашковцы верили, что «духовный Сион» может быть построен в любом месте, а после Второго пришествия церковь будет перенесена в Палестину.

В 1920-е гг. возникает наиболее распространенное направ­ление в пятидесятничестве, имеющее 2 независимых источника: 1) движение, созданное в 1921 И.Е. Воронаевым в Одессе (христиане евангельской веры, ХЕВ), 2) движение, основанное Г. Шмидтом в Тернопольской области в 1924 (христиане веры евангельской, ХВЕ). Сторонники этого направле­ния придерживаются классического пятидесятнического богословия даров Святого Духа, основным из которых считается глоссола­лия. В остальном их доктрина полностью совпадает с вероучением баптистов и евангельских христиан.

Направления ХЕВ и ХВЕ были созданы при активном участии наиболее крупные течения пятидесятничества в США — Ассамблеи Бога — и сосуществовали в конце 1920-х — 1940-е гг. на территории Западной Украины, Белоруссии и Литвы. В 1926 на первом Всеукраинском съезде пятидесятников образован Всеукраинский союз христиан евангельской веры. Из-за гонений в советское время «воронаевцы» и «шмидтовцы», сохраняя различия между собой, образовали одно направление. Несмотря на их лояльность к советской власти, отношение к пятидесятникам в СССР было настороженным, а с конца 1920-х гг. — нетерпимым.

В Сибири наибольшее распространение получило учение «воронаевцев», приехавших сюда в начале 1920-х гг. В 1928—29 в Омске член «Русско-Восточной европей­ской миссии» Подлесский создал несколько общин. К 1935 в Омской области (в границах 1934) насчитывалось 255 пятидесятников. Рост пятидесятничества наблюдался до 1936, к этому времени появляются общины в ряде городов Омской области (Ишим, Тюмень, Ялуторовск). В 1930-е гг. пяти­десятники в Сибири подвергались репрессиям наравне с членами других протестантских конфессий. Многие пятидесятники (особенно пятидесятники-сионисты и пятидесятники-субботники) восприняли гонения со стороны государства как предвестие последних времен и начало апокалипсиса. К началу 1940-х гг. численность пятидесятников в СССР увели­чилась за счет присоединения территории Западной Украины, где действовали общины ХВЕ.

В первые послевоенные годы пятидесятники предпри­няли шаги для легитимации деятельности конфессии. В 1945 часть пятидесятнических общин под нажимом государства вошла в состав ВСЕХБ (см. Евангельские христиане-баптисты). Между епископами пятидесятнических церквей и лидерами ВСЕХБ было подписано так называемое августовское соглашение, по которому ЕХБ и пятидесятники ХЕВ и ХВЕ объединялись в рамках ВСЕХБ. В апреле 1947 к августовскому соглашению присоединились ЕХДА. По официальным оценкам, в 1940-е гг. к ВСЕХБ присоединилось около 25 тыс. пятидесятников. Пятидесятники, вошедшие в ВСЕХБ, регистрировались в качестве баптистов, формально пятидесятничество в СССР прекратило свое существование. Фактически ни евангельские христиане-баптисты, ни пятидесятники не стремились к объеди­нению, т. к. их доктринальные базы различались, хотя принципиальных догматических разногласий между пятидесятниками и евангельскими христианами-баптистами не существовало. Государство, настаивая на слиянии различных деноминаций, преследовало цель унифицировать протестантское движение и подчинить его единому центру. В результате большинство пятиде­сятников продолжало надеяться на выход из ВСЕХБ и создание самостоятельной церковной структуры. Августовское соглашение продолжало действовать до 1989, когда пя­тидесятники официально вышли из состава ВСЕХБ.

Так и не преодолев разногласий внутри ВСЕХБ, многие пятидесятнические общины, вступившие в Совет в 1945 и последующих годах, стали выходить из него. Наиболее бескомпромиссно настроенные пятидесятники отказывались от любых отношений с государством. В 1956 в Харькове прошел съезд служителей ХВЕ, на котором был провозглашен независимый неформальный Союз христиан веры евангельской. Руководящим органом Союза церквей ХВЕ стал Совет епископов, позже получивший название Киевского епископата (по месту постоянных собраний). Территория СССР была разделена на 38 регионов, в каждом были созданы региональные правления, утверждены епископы и старшие пресвитеры. Урал и Западная Сибирь вошли в Среднеазиатский регион. В 1963 незарегистрированные пятидесятники были выявлены в 95 административных единицах СССР. Наибольшая концентрация пятидесятников была характерна для западных районов страны (Украина, Белоруссия и Молдавия). В РСФСР больше всего пятидесятников насчитывалось в Кемеровской области (798 человек), много пятидесятников проживало в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1965, по официальным данным, в РСФСР было 195 незарегистрированных общин, в которых состояло более 5 тыс. членов.

Рубеж 1950—60-х гг. характеризуется особенно жес­тким давлением на верующих. В 1961 Совет по делам религий при Совете министров СССР утвердил инструк­цию, в соответствии с которой к регистрации не допускались религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, носящим «антигосударственный и изуверский харак­тер»: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане, истинно православная церковь, адвентисты-реформисты и т. п. В ряде городов прошли суды над руководителями и членами общин. Так, в 1959 в Тюмени был организован общественный суд над руководителем пятидесятнической общины, в 1961 в Ялуторовске как руководитель секты пятидесятников был осужден Е.И. Бабушкин. Преследования сопровождались шумной пропагандистской кампанией, призванной сформировать общественное мнение о пятидесятниках как об изуверской секте, совершающей кровавые жертвоприношения.

Не имея возможности собираться открыто, верующие встречались на частных квартирах, в лесу, на кладбище. Дискриминация со стороны государства ставила перед ними вопрос о путях дальнейшего существования пятидесятничества в СССР. Верующими обсуждалась возможность эмиграции и последующего объединения с зарубежными центрами пятидесятничества. Весной 1973 члены общин из Черногорска (Красноярский край) и Находки (Дальний Восток) обратились к властям за разрешением на выезд из СССР, но получили отказ. Этот факт послужил одной из причин взаимодействия пятидесятников и правозащитного движения.

В 1968 в СССР была разрешена регистрация автономных пятидесятнических общин, продемонстрировавших властям свою лояльность. Регистрация пятидесятников проводилась на правах автономии, т. е. каждая община регистрирова­лась отдельно. Значительная часть общин зарегистрировалась. К середине 1980-х гг. в стране насчитывалось 843 пятидесятнические общины, в том числе как входившие в состав ВСЕХБ, так и автономно зарегистрированные и нелегальные общины.

Определенную свободу в своей деятельности пятидесятники полу­чили после принятия в 1990 Закона СССР «О свободе со­вести и религиозных объединений». Организуется Объединенный союз христиан веры евангельской — пятидесятников и ряд других пятидесятнических союзов. В том числе регистрируются Миссия Благотворения и Евангелизации ХВЕ «Стефан» в Тюмени (1993), миссии в Кургане, Омске и других городах.

В Сибири присутствуют все пятидесятнические филиации. Число пятидесятнических общин значительно различается. Например, в Иркутской области имеется 48 общин, в Томской — 7 (из них 6 в Томске), в Тюменской области (в том числе Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе) — 14 (на конец 2005 — начало 2006). Кроме того, в ряде населенных пунктов Сибири существуют малочисленные религиозные группы пя­тидесятников, не оформленные организационно как церк­ви. Общую численность пятидесятников в Сибири подсчитать сложно, прежде всего из-за различных форм объединений, кроме того, численность нерегистрирующихся пятидесятников не поддается формализованному учету.

Для подготовки пасторов в Иркутске действует Сибирский теологический институт, влияние которого распространяется на ряд сибирских регионов. В Ялуторовске (Тюменская область) в 2006 открылась «Тюменская Библей­ская Семинария Христиан Веры Евангельской». Помимо религиозной, церкви ХВЕ ведут социальную работу.

Лит.: Москаленко А.Т. Пятидесятники. М., 1966; Ефимов И. Современное харизматическое движение сектантства: (исторический очерк, критический разбор вероучения, положение в настоящее время). М., 1995; Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М, 1998; Франчук В.И. Просила Россия дож­дя у Господа. В 3 т. Киев, 2002—2003; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003. Т. II; Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Под ред. И.В. Боброва. СПб., 2006.

В.П. Клюева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири