Новости

Просветительные общества // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА. В дореволюционной России большую роль в народном просвещении - от элементарной грамотности до культурной работы в широком плане — играли культурно-просветительские и благотворительные общественные организации. Одними из первых были Московский (1845, при Обществе сельского хозяйства) и Петербургский (1861, при Вольном экономическом обществе) комитеты грамотности.

В 1860-80-е гг. возникли многочисленные общества: попечения о начальном образовании, распространения просвещения, содействия устройству лекций, библиотек, курсов, классов, вспомоществования учащим и учившим, вспо­моществования учащимся и т. д. В конце XIX в. широко распространены воскресно-вечерние классы и технические курсы для рабочих, появлению которых способствовали Русское техническое общество (РТО), Общество по распространению технических знаний и другие. В 1898 в России, по официальным данным, действовало 135 просветительских общества, 528 воскресных школ, 404 повторительных класса и 446 воскресных и вечерних курсов для рабочих. В начале XX в. появились самостоятельные рабочие просветительские организации (общества самообразования), создававшие школы для детей и курсы для обучения взрослых грамоте. По инициати­ве общественных организаций и частных лиц открывались народные университеты, народные дома, издавались буквари, книги для чтения и т. д. В 1905 в России насчитывалось около 200 обществ народного просвещения, в 1910 — более 500 официально зарегистрированных просветительских организаций разного профиля.

В Сибири в начале XX в. только в Томской губернии дейст­вовало 7 обществ попечения о начальном образовании. Первое основа­но в Томске (1882), в 1883 Омское общество для устройства народных чтений, затем в 1884 в Барнауле и Красноярске, в 1886 Иркутское общество бесплатных библиотек-читален и другие. Крупнейшее в регионе Томское общество насчитывало от 1,6 тыс. (1883) до 760 (1895) членов, в Омское общество входили до 500 человек, в Барнаульское - от 300 до 350 человек (в 1886 — 660 человек). Основные направления и формы деятельности: создание школ (начальных для детей и воскресных или вечерних для взрослых), библиотек, профессиональных курсов, музеев, про­ведение народных чтений, публичных лекций, выставок и др. На поприще просвещения и организации разумного досуга населения (спектакли, литературно-музыкальные вечера, праздничные народные гуляния и прочее) работали и другие общественные организации: литературно-музыкально-драматические общества, общества любителей художеств, народных развлечений, трезвости, покровительства животным, местные отделения Русского географического общества (РГО) и т. д. К 1910 в Томской губернии насчитывалось более 80 общественных организаций, участвовавших в культурно-просветительской деятельности. Более 30 просветительских и благотворительных обществ существовало в 1909 в Омске.

В Восточной Сибири в начале XX в. действовали 7 обществ по­печения о начальном образовании, 18 об-в вспомоществования учащимся. В Иркутске школьной и культурно-просветительской работой занимались общество «Просвещение», Общество распространения народного образования и народных развлечений, Общество по устройству народных чтений, Общество общедоступ­ных курсов, местное отделение Российской лиги эсперантис­тов, в Чите — Общество народных чтений и общество «Вестник знания», в Красноярске — «Лига образования». В 1916 в Иркутской губернии насчитывалось 16 культурно-просветительских обществ. Особенную роль играли культурно-просветительские общества в жизни малых городов и поселков, например, общества народного образования и попечения о начальном образовании в Черемхово, Ачинске, Енисейске и Бийске, библиотечное общество в Мариинске и другие. Большинство культурно-просветительских обществ возникало и действовало по инициативе беспартийной интеллигенции, купечества, мещанства. Активное участие в их организации и деятельности принимали политические ссыльные.

В начале XX в попытки создания просветительских организаций в национальных районах Сибири предпринимали представители нарождавшейся национальной интеллигенции. Например, в 1905—06 в Якутске существовали Общество просвещения, Общество народных чтений и Общество попечения о народной образован­ности, созданные местной интеллигенцией при поддержке политических ссыльных. В 1917—20 в Якутске действовало культурно-просветительское общество «Саха аймах», при котором работали воскресная школа и библиотека, фонд помощи учащимся, издавал­ся рукописный научно-литературный журнал. Массовой культурно-просветительской организацией стало общество «Саха омук» («Якутская нация», 1920— 28), имевшее многочисленные филиалы, сотни членов (в 1922 более 300 человек), внесшее большой вклад в развитие образования, науки, искусства Якутии. В «Саха омук» работали выдающиеся деятели Якутии: П.А. Ойунский, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, Г.В. и П.В. Ксенофонтовы и другие). Действовали театральные, литературные, спортивные секции, библиотека. Ставились спектакли, организовывались концерты, диспуты, лекции, литературные вечера. Велись работы по усовершенствованию якутского алфавита, разрабатывались школьные программы, осуществлялись переводы с русского на якутский языки литературных произведений, учебников, просветительских материалов; занимались сбором этнографических материала, фольклора, предпринимались попытки организации краеведческих музеев (Вилюйск, 1924). Особое внимание уделялось распро­странению грамотности, организации школ для взрослых, ячеек ликбеза. В середине 1920-х гг. издавалась газета, потом литературный журнал. Филиалы общества в отдаленных районах Якутии нередко были единственными очагами культуры.

В послереволюционной России (1920-е гг.) продолжали действо­вать многие культурно-просветительские, научные, краеведческие общества, созданные до революции. Например, общества истории и древностей российских (1804-1929), любителей российской словесности 1811-1929), распространения естественно-исторического образования (1894—1935), отделы РГО и другие. Значительную работу по культурному просвещению масс вели многие из «старых» и созданных после революции общественных организаций интеллигенции (например, секции научных и инженерно-технических работников в профсоюзах). В советский период в организации внешкольного образо­вания взрослых (одно из главных направлений деятельности дореволюционных просветительских обществ) ведущую роль играли органы народного образования, другой государственной и партийной структуры, а также профсоюзы. Массовыми просветительскими общественными организациями являлись Всероссийское общкество «Долой неграмотность» (1923—36), Всесоюзное общество «Знание» (1947—91). К числу культурно-просветительских общественных организаций, согласно сложившейся в отечественной историографии традиции, относятся также различные общества любителей (друзей) книги, Всероссийское общество охраны природы (с 1924), Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (с 1965), общества культурных связей с зарубежными странами, Советский (Российский) фонд культуры (с 1986) и другие.

Всероссийское общество «Долой неграмотность» (ОДН) внесло значительный вклад в ликвидацию неграмотности населения в 1920-30-е гг. (см. Ликвидация неграмотности). Создано в сентябре 1923. К началу 1925 насчитывало около 0,5 млн человек, в конце 1925 — 1,6 млн, в конце первой пятилетки — до 6 млн человек ОДН вело большую работу по организации ликпунктов, пропаганде борьбы за грамотность (собрания, митинги, выставки), сбору средств, изданию и распространению букварей, методических и учебных пособий и т. д. Со второй половины 1920-х гг. особое внимание обращалось на активизацию культурно-шефской работы ОДН и рабочих организаций на селе. ОДН действовало в тесном контакте с партийными и профсоюзными органами. Работа среди национальных меньшинств в конце 1920-х — начале 1930-х гг. проводилась совместно с обществами нового (латинизированного) алфавита. В Сибири первые организации ОДН созданы в 1924 (в феврале — региональное отделение во главе с Р.И. Эйхе, в марте—апреле — губернские и уездные правления). В сентябре 1925 они объединяли 54 тыс. человек, в конце 1928 — около 80 тыс. членов. С осени 1929 выпускалась газета «За грамоту». Издавались методические пособия, буквари, хрестоматии для малограмотных и других (всего 25 названий за 1925—29 общим тиражом 202 тыс. экземпляров). В 1924—32 через ОДН прошли обучение примерно 10 млн неграмотных и малограмотных. Ликвидировано в 1936 (постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 16 января 1936) как выполнившее основные возложенные на него задачи.

Массовой антирелигиозной организацией был Союз воинствующих безбожников (СВБ). Большую роль в его возникновении сыграла газета «Безбожник» (1922—41), вокруг которой сформировалась сеть корреспондентов и кружков читателей. На их основе в августе 1924 в Москве образовано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В апреле 1925 состоялся первый съезд ОДГБ, на котором создано всесоюзное антирелигиозное общество «Союз безбожников», на 2-м съезде (1929) переименованное в СВБ. Центральный совет СВБ возглавлял Е.М. Ярославский. В 1929 СВБ на­считывал 465 тыс. членов (в 1926 — 86 тыс.). Численность СВБ в Сибирском крае с 1928 по 1930 возросла с 4 тыс. до 130 тыс. человек. В 1928—29 здесь прошли окружные и районные конференции, в марте 1929 — 1-й Сибирский краевой съезд Союза безбожников.

Первичные органиазции СВБ существовали на заводах, фабриках, в колхозах и учебных заведениях. К началу 1941 в стране числилось 96 тыс. ячеек и около 3,5 млн членов СВБ 100 национальностей. СВБ ставил задачу идейной борь­бы с религией во всех ее проявлениях, формирования у трудящихся научного мировоззрения, проводил пропа­ганду естественно-научных и атеистических знаний, готовил кадры пропагандистов и агитаторов-атеистов, выпускал научную и научно-популярную литературу, ряд периодических изданий, устраивал музеи и выставки и т. д. Члены СВБ участвовали в анти­религиозных кампаниях, выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей, создании безбожных цехов, бригад, колхозов. Главные лозунги: «Через безбожие — к ком­мунизму», «Борьба с религией — борьба за социализм». Фактически СВБ прекратил деятельность летом 1941 после начала Великой Отечественной войны, формально — в 1947 в связи с организацией Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.

Всесоюзное общество по распространению полити­ческих и научных знаний учреждено как добровольная общественная организация по инициативе группы выдающихся ученых (июнь 1947). В 1963 переименовано во Всесо­юзное общество «Знание» («З.»). Первым председателем правления общества был академик С.И. Вавилов. «Знание» объединяло 15 обществ союзных республик. Его организации имелись во всех автономных республиках, краях, областях, национальных округах, в городах и районах. Первичные организации общества были созданы в научных учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях и т. д. На 1 января 1972 «Знание» насчитывало около 2,5 млн членов, в том числе 1,7 тыс. академиков и член-корреспондентов Академии Наук СССР, Академии Наук союзных республик и отраслевых академий, 107 тыс. докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Общество организовывало по всем отраслям знания публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические вечера, устные журналы, народные чтения, творческие отчеты ученых в производственных коллективах, беседы, научные консультации, участвовало в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании научных и научно-популярных фильмов. Проводило большую работу в народных университетах. В разных городах страны общество имело лектории, планетарии, дома научно-технической пропаганды, дома научного атеизма и т. д. Обществу принадлежало издательство «Знание», издавались журналы «Международная жизнь» (на русском, английском и французском языках), «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Наука и религия», «Слово лектора» и другие. Прекратило существование после распада СССР.

Правопреемником Всесоюзного общества «Знание» на территории РФ с 1991 является общество «Знание» России — негосударственная, общественная, образовательно-просветительская организация. Одно из приоритетных направлений деятельности — непрерывное образование. Во многих регионах созданы центры и институты непрерывного (дополнительного) образования, где проводятся курсы и семинары по повышению квалификации и переподготовке кадров. В ряде городов организациями «Знание» учреждены негосударственные высшие учебные заведения. При содействии зарубежных партнеров создается сеть компьютерных классов в десятках регионов РФ; разработана и осуществляется программа «Компью­терное образование взрослых». Организации и учреждения общества предлагают курсы по изучению иностранных языков, по интересам и увлечениям различных групп населения (ведение домашнего и садового хозяйства, основы медицинских знаний, уроки красоты, этики, риторики и т. д.), проводят лекции, консультации, информационные встречи по широкому кругу проблем современного российского общества. Организации общества «Знание» действуют в 70 субъектах РФ. В систему общества входят планетарии, дома знаний и научно-технической пропаганды (Москва, Санкт-Пе­тербург и другие). Издается ежеквартальный журнал «Новые Знания», посвященный вопросам образования взрослых в России и за рубежом. Общество «Знание» сотрудничает с родственными зарубежными организациями, является членом Европейской ассоциации по образованию взрослых (1996). Президентом общества «Знание» России с 2003 является академиком РАН С.Н. Багаев, председателем правления — В.П. Рыбалко.

Лит.: Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. Некоторые политические и организационно-правовые аспекты. М., 1972; Степанский А.Д. Общественные организации России на рубеже XIX—XX вв. М., 1981; Коржихина Т.П. Общественные организации в СССР. 1917—1936 гг. М., 1981; Пыстина Л.И. Об­щественные организации научно-технической интеллигенции Сибири в 20—30-е гг. Новосибирск, 1987; Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861—1917). Бар­наул, 2002; и др.

Е.А. Дегальцева, Л.И. Пыстина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири