ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА. В дореволюционной России большую роль в народном просвещении - от элементарной грамотности до культурной работы в широком плане — играли культурно-просветительские и благотворительные общественные организации. Одними из первых были Московский (1845, при Обществе сельского хозяйства) и Петербургский (1861, при Вольном экономическом обществе) комитеты грамотности.
В 1860-80-е гг. возникли многочисленные общества: попечения о начальном образовании, распространения просвещения, содействия устройству лекций, библиотек, курсов, классов, вспомоществования учащим и учившим, вспомоществования учащимся и т. д. В конце XIX в. широко распространены воскресно-вечерние классы и технические курсы для рабочих, появлению которых способствовали Русское техническое общество (РТО), Общество по распространению технических знаний и другие. В 1898 в России, по официальным данным, действовало 135 просветительских общества, 528 воскресных школ, 404 повторительных класса и 446 воскресных и вечерних курсов для рабочих. В начале XX в. появились самостоятельные рабочие просветительские организации (общества самообразования), создававшие школы для детей и курсы для обучения взрослых грамоте. По инициативе общественных организаций и частных лиц открывались народные университеты, народные дома, издавались буквари, книги для чтения и т. д. В 1905 в России насчитывалось около 200 обществ народного просвещения, в 1910 — более 500 официально зарегистрированных просветительских организаций разного профиля.
В Сибири в начале XX в. только в Томской губернии действовало 7 обществ попечения о начальном образовании. Первое основано в Томске (1882), в 1883 Омское общество для устройства народных чтений, затем в 1884 в Барнауле и Красноярске, в 1886 Иркутское общество бесплатных библиотек-читален и другие. Крупнейшее в регионе Томское общество насчитывало от 1,6 тыс. (1883) до 760 (1895) членов, в Омское общество входили до 500 человек, в Барнаульское - от 300 до 350 человек (в 1886 — 660 человек). Основные направления и формы деятельности: создание школ (начальных для детей и воскресных или вечерних для взрослых), библиотек, профессиональных курсов, музеев, проведение народных чтений, публичных лекций, выставок и др. На поприще просвещения и организации разумного досуга населения (спектакли, литературно-музыкальные вечера, праздничные народные гуляния и прочее) работали и другие общественные организации: литературно-музыкально-драматические общества, общества любителей художеств, народных развлечений, трезвости, покровительства животным, местные отделения Русского географического общества (РГО) и т. д. К 1910 в Томской губернии насчитывалось более 80 общественных организаций, участвовавших в культурно-просветительской деятельности. Более 30 просветительских и благотворительных обществ существовало в 1909 в Омске.
В Восточной Сибири в начале XX в. действовали 7 обществ попечения о начальном образовании, 18 об-в вспомоществования учащимся. В Иркутске школьной и культурно-просветительской работой занимались общество «Просвещение», Общество распространения народного образования и народных развлечений, Общество по устройству народных чтений, Общество общедоступных курсов, местное отделение Российской лиги эсперантистов, в Чите — Общество народных чтений и общество «Вестник знания», в Красноярске — «Лига образования». В 1916 в Иркутской губернии насчитывалось 16 культурно-просветительских обществ. Особенную роль играли культурно-просветительские общества в жизни малых городов и поселков, например, общества народного образования и попечения о начальном образовании в Черемхово, Ачинске, Енисейске и Бийске, библиотечное общество в Мариинске и другие. Большинство культурно-просветительских обществ возникало и действовало по инициативе беспартийной интеллигенции, купечества, мещанства. Активное участие в их организации и деятельности принимали политические ссыльные.
В начале XX в попытки создания просветительских организаций в национальных районах Сибири предпринимали представители нарождавшейся национальной интеллигенции. Например, в 1905—06 в Якутске существовали Общество просвещения, Общество народных чтений и Общество попечения о народной образованности, созданные местной интеллигенцией при поддержке политических ссыльных. В 1917—20 в Якутске действовало культурно-просветительское общество «Саха аймах», при котором работали воскресная школа и библиотека, фонд помощи учащимся, издавался рукописный научно-литературный журнал. Массовой культурно-просветительской организацией стало общество «Саха омук» («Якутская нация», 1920— 28), имевшее многочисленные филиалы, сотни членов (в 1922 более 300 человек), внесшее большой вклад в развитие образования, науки, искусства Якутии. В «Саха омук» работали выдающиеся деятели Якутии: П.А. Ойунский, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, Г.В. и П.В. Ксенофонтовы и другие). Действовали театральные, литературные, спортивные секции, библиотека. Ставились спектакли, организовывались концерты, диспуты, лекции, литературные вечера. Велись работы по усовершенствованию якутского алфавита, разрабатывались школьные программы, осуществлялись переводы с русского на якутский языки литературных произведений, учебников, просветительских материалов; занимались сбором этнографических материала, фольклора, предпринимались попытки организации краеведческих музеев (Вилюйск, 1924). Особое внимание уделялось распространению грамотности, организации школ для взрослых, ячеек ликбеза. В середине 1920-х гг. издавалась газета, потом литературный журнал. Филиалы общества в отдаленных районах Якутии нередко были единственными очагами культуры.
В послереволюционной России (1920-е гг.) продолжали действовать многие культурно-просветительские, научные, краеведческие общества, созданные до революции. Например, общества истории и древностей российских (1804-1929), любителей российской словесности 1811-1929), распространения естественно-исторического образования (1894—1935), отделы РГО и другие. Значительную работу по культурному просвещению масс вели многие из «старых» и созданных после революции общественных организаций интеллигенции (например, секции научных и инженерно-технических работников в профсоюзах). В советский период в организации внешкольного образования взрослых (одно из главных направлений деятельности дореволюционных просветительских обществ) ведущую роль играли органы народного образования, другой государственной и партийной структуры, а также профсоюзы. Массовыми просветительскими общественными организациями являлись Всероссийское общкество «Долой неграмотность» (1923—36), Всесоюзное общество «Знание» (1947—91). К числу культурно-просветительских общественных организаций, согласно сложившейся в отечественной историографии традиции, относятся также различные общества любителей (друзей) книги, Всероссийское общество охраны природы (с 1924), Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (с 1965), общества культурных связей с зарубежными странами, Советский (Российский) фонд культуры (с 1986) и другие.
Всероссийское общество «Долой неграмотность» (ОДН) внесло значительный вклад в ликвидацию неграмотности населения в 1920-30-е гг. (см. Ликвидация неграмотности). Создано в сентябре 1923. К началу 1925 насчитывало около 0,5 млн человек, в конце 1925 — 1,6 млн, в конце первой пятилетки — до 6 млн человек ОДН вело большую работу по организации ликпунктов, пропаганде борьбы за грамотность (собрания, митинги, выставки), сбору средств, изданию и распространению букварей, методических и учебных пособий и т. д. Со второй половины 1920-х гг. особое внимание обращалось на активизацию культурно-шефской работы ОДН и рабочих организаций на селе. ОДН действовало в тесном контакте с партийными и профсоюзными органами. Работа среди национальных меньшинств в конце 1920-х — начале 1930-х гг. проводилась совместно с обществами нового (латинизированного) алфавита. В Сибири первые организации ОДН созданы в 1924 (в феврале — региональное отделение во главе с Р.И. Эйхе, в марте—апреле — губернские и уездные правления). В сентябре 1925 они объединяли 54 тыс. человек, в конце 1928 — около 80 тыс. членов. С осени 1929 выпускалась газета «За грамоту». Издавались методические пособия, буквари, хрестоматии для малограмотных и других (всего 25 названий за 1925—29 общим тиражом 202 тыс. экземпляров). В 1924—32 через ОДН прошли обучение примерно 10 млн неграмотных и малограмотных. Ликвидировано в 1936 (постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 16 января 1936) как выполнившее основные возложенные на него задачи.
Массовой антирелигиозной организацией был Союз воинствующих безбожников (СВБ). Большую роль в его возникновении сыграла газета «Безбожник» (1922—41), вокруг которой сформировалась сеть корреспондентов и кружков читателей. На их основе в августе 1924 в Москве образовано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В апреле 1925 состоялся первый съезд ОДГБ, на котором создано всесоюзное антирелигиозное общество «Союз безбожников», на 2-м съезде (1929) переименованное в СВБ. Центральный совет СВБ возглавлял Е.М. Ярославский. В 1929 СВБ насчитывал 465 тыс. членов (в 1926 — 86 тыс.). Численность СВБ в Сибирском крае с 1928 по 1930 возросла с 4 тыс. до 130 тыс. человек. В 1928—29 здесь прошли окружные и районные конференции, в марте 1929 — 1-й Сибирский краевой съезд Союза безбожников.
Первичные органиазции СВБ существовали на заводах, фабриках, в колхозах и учебных заведениях. К началу 1941 в стране числилось 96 тыс. ячеек и около 3,5 млн членов СВБ 100 национальностей. СВБ ставил задачу идейной борьбы с религией во всех ее проявлениях, формирования у трудящихся научного мировоззрения, проводил пропаганду естественно-научных и атеистических знаний, готовил кадры пропагандистов и агитаторов-атеистов, выпускал научную и научно-популярную литературу, ряд периодических изданий, устраивал музеи и выставки и т. д. Члены СВБ участвовали в антирелигиозных кампаниях, выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей, создании безбожных цехов, бригад, колхозов. Главные лозунги: «Через безбожие — к коммунизму», «Борьба с религией — борьба за социализм». Фактически СВБ прекратил деятельность летом 1941 после начала Великой Отечественной войны, формально — в 1947 в связи с организацией Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.
Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний учреждено как добровольная общественная организация по инициативе группы выдающихся ученых (июнь 1947). В 1963 переименовано во Всесоюзное общество «Знание» («З.»). Первым председателем правления общества был академик С.И. Вавилов. «Знание» объединяло 15 обществ союзных республик. Его организации имелись во всех автономных республиках, краях, областях, национальных округах, в городах и районах. Первичные организации общества были созданы в научных учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях и т. д. На 1 января 1972 «Знание» насчитывало около 2,5 млн членов, в том числе 1,7 тыс. академиков и член-корреспондентов Академии Наук СССР, Академии Наук союзных республик и отраслевых академий, 107 тыс. докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Общество организовывало по всем отраслям знания публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические вечера, устные журналы, народные чтения, творческие отчеты ученых в производственных коллективах, беседы, научные консультации, участвовало в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании научных и научно-популярных фильмов. Проводило большую работу в народных университетах. В разных городах страны общество имело лектории, планетарии, дома научно-технической пропаганды, дома научного атеизма и т. д. Обществу принадлежало издательство «Знание», издавались журналы «Международная жизнь» (на русском, английском и французском языках), «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Наука и религия», «Слово лектора» и другие. Прекратило существование после распада СССР.
Правопреемником Всесоюзного общества «Знание» на территории РФ с 1991 является общество «Знание» России — негосударственная, общественная, образовательно-просветительская организация. Одно из приоритетных направлений деятельности — непрерывное образование. Во многих регионах созданы центры и институты непрерывного (дополнительного) образования, где проводятся курсы и семинары по повышению квалификации и переподготовке кадров. В ряде городов организациями «Знание» учреждены негосударственные высшие учебные заведения. При содействии зарубежных партнеров создается сеть компьютерных классов в десятках регионов РФ; разработана и осуществляется программа «Компьютерное образование взрослых». Организации и учреждения общества предлагают курсы по изучению иностранных языков, по интересам и увлечениям различных групп населения (ведение домашнего и садового хозяйства, основы медицинских знаний, уроки красоты, этики, риторики и т. д.), проводят лекции, консультации, информационные встречи по широкому кругу проблем современного российского общества. Организации общества «Знание» действуют в 70 субъектах РФ. В систему общества входят планетарии, дома знаний и научно-технической пропаганды (Москва, Санкт-Петербург и другие). Издается ежеквартальный журнал «Новые Знания», посвященный вопросам образования взрослых в России и за рубежом. Общество «Знание» сотрудничает с родственными зарубежными организациями, является членом Европейской ассоциации по образованию взрослых (1996). Президентом общества «Знание» России с 2003 является академиком РАН С.Н. Багаев, председателем правления — В.П. Рыбалко.
Лит.: Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. Некоторые политические и организационно-правовые аспекты. М., 1972; Степанский А.Д. Общественные организации России на рубеже XIX—XX вв. М., 1981; Коржихина Т.П. Общественные организации в СССР. 1917—1936 гг. М., 1981; Пыстина Л.И. Общественные организации научно-технической интеллигенции Сибири в 20—30-е гг. Новосибирск, 1987; Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (1861—1917). Барнаул, 2002; и др.
Е.А. Дегальцева, Л.И. Пыстина
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей