Новости

Прогулки по Иркутску

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотогалерея

Московские ворота
Московские ворота
Казанский собор
Казанский собор
Источник: Oldirkfotocolor.narod.ru
Спасская церковь
Спасская церковь
Базановский воспитательный дом. 1901
Базановский воспитательный дом. 1901
Источник: Иркипедия
Иркутский городской театр. Фото начала XX века
Иркутский городской театр. Фото начала XX века
Иркутск, ул. Большая, «Грандъ-отель». Фото конца XIX - начала ХХ вв.
Иркутск, ул. Большая, «Грандъ-отель». Фото конца XIX - начала ХХ вв.
Источник: Архив Иркипедии
Белый дом (Иркутск) после реставрации
Белый дом (Иркутск) после реставрации
Автор: Валерий Панфилов
Дом и магазин купца А. Б. Воллернера на Большой улице. Фото начала XX века
Дом и магазин купца А. Б. Воллернера на Большой улице. Фото начала XX века
Автор: Из собрания Р. Берестенёва
Торговые ряды на Ивановской улице. Открытка, 1906
Торговые ряды на Ивановской улице. Открытка, 1906
Автор: А.Д. Ермаков
Источник: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени

4 октября 1996 года состоялось официальное открытие Музея истории города Иркутска. Основу фондов составили коллекции из музея «Сибфото», безвозмездно переданные музею. Музей истории города Иркутска обладает уникальной коллекцией старинных фотографий.

«Совсем Европа»

Музей представляет жизнь иркутян на разных исторических отрезках через быт, традиции и уклад жизни. Предметы интерьера, от мебели до всяких безделушек, ярче слов говорят о прошедших временах. У кого-то они вызовут ностальгию, воспоминание о бабушкином доме, а кто-то просто подивится на любопытные мелочи жизни иркутян.

Не все старинные здания сохранились. «Совсем Европа», совсем интеллигентный город рушился, когда пришла советская власть. В небытие канули купечество, дворянство, духовенство, разночинная интеллигенция, а с ними «прервалась связь времен». Закрыты или разрушены были многие храмы. Жгли старорежимные книги, разоряли библиотеки и архивы.

Но город выстоял, развивался и развивается дальше. Иркутск смог сохранить и своеобразный сибирский облик.

Воссоздана копия одного из куполов самого величественного и самого красивого в Сибири Казанского собора, стоявшего на месте сегодняшней областной администрации. Купол этот теперь небольшая часовня как напоминание о страшных временах разрушения и безбожия. Правда, сохранился небольшой двухэтажный придел храма — он слева от здания администрации. Разрушены Московские ворота — через них въезжали в город с главной, московской столбовой дороги. Ворота стояли на набережной Ангары на бывшей Ланинской улице (сейчас Декабрьских Событий). Нет и Триумфальной арки, построенной специально для встречи цесаревича Николая, возвращавшегося из кругосветного путешествия (проект иркутского архитектора Рассушина). Находилась она также на берегу Ангары, близ Богоявленского собора.

В 1891 году 23 июня в полдень прибывший с Байкала на пароходе «Сперанский» цесаревич Николай был торжественно встречен колокольным звоном, криками «ура» собравшихся иркутян... В Триумфальной арке его встретили архиепископ Вениамин и духовенство. Покидая Иркутск, цесаревич взошел на палубу парохода также через арку.

Быть может, придут времена и деньги, когда былая архитектурно-историческая справедливость Иркутска будет восстановлена в полной своей красе и величии...

А пока... Пока отправимся в путешествие по Иркутску - старому и обновленному, воспользовавшись фотоархивами Музея истории города.

Музыка в камне

Город поначалу был сплошь деревянным. Первым каменным зданием была приказная изба на берегу Ангары, она не сохранилась. Но прекрасно сохранились и радуют глаз величественная Спасская церковь и собор Богоявления — они рядом. Спасской церкви почти триста лет, собору — двести пятьдесят. Они «отличаются гармонией объемов, белизной стен, изысканным убранством окон и порталов, неповторимым и причудливым каменным декором». Спасская церковь выполнена в традициях древнерусского зодчества, и на ее фасадах — фреска-икона Нерукотворного Спаса и панно с тремя многофигурными композициями, их сюжеты навеяны историей Иркутска. Редкая по декоративному убранству Крестовоздвиженская церковь соединила в себе элементы древнерусского стиля и восточных орнаментов, ей тоже без малого двести пятьдесят лет.

Из исторического центра города хорошо просматривается силуэт Знаменского женского монастыря, основанного при впадении речки Ушаковки в Ангару, в 1689 году, сейчас здесь резиденция иркутского архиепископа. В монастыре — усыпальница мощей Святителя Иннокентия, основавшего в ХVIII веке иркутскую епархию. Издавна располагался здесь и почитаемый горожанами некрополь. Многое было в нем утрачено, но и сейчас поражает памятник на могиле Григория Шелихова, купца и промышленника, основателя Русской Америки, «Колумба Российского». Не случайно эпитафии на памятнике принадлежат поэтам Державину и Дмитриеву. В ограде монастыря — могилы декабристов, княгини Екатерины Трубецкой, разделившей судьбу своего сосланного в Сибирь мужа, рядом с ней похоронены и ее дети.

Восстанавливается Харлампиевский собор — церковь Михаила Архангела (1790 г.). Ее еще называют Морской церковью — сюда за благословением приходили перед дальними походами русские моряки. Здесь венчался адмирал Александр Колчак.

Однако не только одни церкви украшают Иркутск. На набережной Ангары — Белый дом, дворец известного купца Сибирякова, ставший затем резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири — дворцу классического стиля ровно двести лет, он построен по проекту Джакомо Кваренги. На третьем этаже здания устроена домовая церковь во имя Николая Чудотворца. Теперь в Доме располагается научная библиотека Государственного университета.

А напротив дворца — памятник императору Александру III, по чьему указу началось строительство Транссибирской магистрали. В нишах пьедестала — бронзовые фигуры покорителя Сибири Ермака, графа Сперанского и графа Муравьева-Амурского. И, конечно же, двуглавый орел — символ могущества Государства Российского, а по углам — герб Иркутской губернии. Этим памятником городская дума Иркутска решила ознаменовать окончание строительства железной дороги. «Представители купечества и торговых фирм» собрали свыше ста тысяч рублей. В торжественной обстановке, при стечении войск и народа, при громе артиллерийского салюта памятник был открыт 30 августа 1908 года.

Простоял, однако, он недолго — грянула революция — памятник Александру разрушили, и на его место водрузили серый бетонный шпиль. И лишь недавно, опять благодаря железной дороге, вновь отлитый император вернулся на свое законное место и вновь указывает рукой на восток — куда уходит знаменитый Транссиб...

Через дорогу от памятника императору — здание, похожее на мавританский замок, здесь Краеведческий музей со многими редкостями. На фризе начертаны имена великих ученых и первооткрывателей Сибири и Дальнего Востока: Мессершмидта, Беринга, Гмелина, Миллера, Стеллера, Крашенинникова.

В архитектурном облике города, как и вообще в сибирской жизни, была демократия, свободное смешение стилей, которые мирно уживались и создавали особый иркутский колорит, чувствуемый и поныне.

Тут и восточные, и западные мотивы, и русский стиль, и даже мавританороманский (Базановский воспитательный дом, где теперь глазная клиника мединститута, и тот же Краеведческий музей — бывшее здание Восточно-Сибирского географического общества).

Иркутский городской театр построен в 1897 году на пожертвования состоятельных горожан по проекту архитектора Шретера. Пять лет назад отреставрирован, установлено современное сценическое оборудование. Театр снова украсил город.

Центр города — пересечение улиц Ленина и Карла Маркса — тоже история. Улицы эти — перекресток бывших улиц Большой и Амурской. В здании дореволюционного Русско-Азиатского банка (1912 г.) — городская поликлиника, в здании городского училища — Байкальский университет экономики и права.

Бывший кинематограф — и долгое время единственный — турецкого подданного Ягджоглу. Теперь — кинотеар «Художественный» и досуговый центр Байкальского университета экономики и права.

Отель «Централь» (1906 г.) Теперь ТЮЗ, Областной совет профсоюзов, коммерческие и государственные конторы и магазины. Кроме гостиницы здесь были и театр, и «специальный итальянский магазин», и ресторан 1-го класса «Модерн».

На улице Карла Маркса (Большой) в 1901 году была построена самая фешенебельная по тем временам гостиница «Гранд-Отель». Тогда два верхних этажа занимала гостиница, а первый, как и теперь, магазины. На самом углу помещался «Швейцарский магазин» часов и ювелирных украшений. Архитектурный стиль, как видите, барокко, но особое - сибирское, с элементами входившего тогда в моду во всей мировой архитектуре стиля модерн.

Иркутск всегда отличался духовным потенциалом. Капиталы горожан, прежде всего купечества, направлялись на развитие культуры и образования. В начале ХХ века в Иркутске было три с половиной тысячи купцов - больше, чем дворян и чиновников, а также военных и казаков, вместе взятых. Купеческие династии Сибиряковых, Трапезниковых, Басниных, Второвых были иззвестны на всю Россию. «...Воля железная, и ума палата, и сердце могучее и широкое, и опытность драгоценная, и знание дела и края громадное», — писал о сибирских купцах известный анархист Бакунин. Центрами торговой жизни города были гостиные дворы (в старину купец именовался «торговым гостем»). В Иркутске было два гостиных двора — каменный двухэтажный купеческий, построенный по проекту знаменитого итальянского зодчего Джакомо Кваренги, и также двухэтажные мещанские торговые ряды. Торговля кипела и на хлебном, и на сенном, и на толкучем рынках, в мясных и рыбных рядах, где продавали громадных осетров и черную осетровую икру, в бочках стояли омули. В XIX веке появились купеческие лавки, магазины и пассажи европейского типа. Как пишет историк, «более высокой степени коммерческого сервиса не было ни в одном сибирском городе». Кроме повседневных товаров, продавали книги, новые и старые на толкучем рынке стояло немало лавок букинистов.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Ротенфельд Борис | Источник(и): Время странствий, журнал | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Культура"