Новости

Профессиональное образование начальное и среднее // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ, часть системы общего образования, призванная дать профессиональные знания, умения и навыки. Первые профессиональные школы (навигацкие, геодезические, цифирные, горнозаводские, госпитальные, языковые) открылись в ряде сибирских городов в начале—середине XVIII в., однако большая их часть вскоре была закрыта либо пре­образована в общеобразовательные учреждения.

С 1860-х гг. в развитии российской системы профессионального образования произошли радикальные изменения: отменены сословные ограничения для получения образования; формировались разные типы учебных заведений, устанавливалась преемственность между учреждениями разного уровня — низшим, средним и высшим, углублялась специализация. К концу XIX в. в стране действовало более 400 средних и низших профессиональных учебных заведений (за исключением военных и духовных). С открытием в 1873 в Иркутске среднего технического училища и учительских семинарий в Омске, Красноярске и Иркутске начался новый этап в развитии профессионального образования в регионе. В 1873—1920 открылось около 100 средних и низших профессиональных учебных заведений педагогического. медицинского, сельскохозяйственного, технического, коммерческого профиля, в которых обу­чалось около 5 тыс. человек. Наибольшее количество средних и низших профессиональных учебных заведений приходилось на учреждения педагогического и сельскохозяйственного профиля. В учебных заведениях обучалось от 10 (Боготольская лесная школа) до 350 человек (Омское среднее сельскохозяйственное училище, Томское коммерческое училище). Кроме того, действовали 5 духовных семинарий, юнкерское училище в Иркутске и кадетские корпуса в Омске и Хабаровске.

Низшие профессиональные учебные заведения (низшие и ремесленные учи­лища, ремесленные школы) обучали воспитанников конкретному ремеслу или специальности на базе начального образования в течение 3—4 лет. Средние специальные учебные заведения (ССУЗ) готовили специалистов, которые могли вести самостоятельную деятельность и организовывать работу небольших коллективов работников более низкой квалификации. В эти заведения принимали лиц с неполным средним образованием, срок обучения составлял 3—4 года. При многих из них открывались подготовительные классы, таким образом срок обучения увеличивался до 6—7 лет. Частично роль профессиональных учебных заведений выполняли общеобразовательные учебные заведения с дополнительными классами или курсами.

По источнику финансирования учебные заведения делились на государственные, частные и общественные. В регионе доминировали государственные заведения, однако значительную долю их бюджета составляли отчисления из городской казны, частные пожертвования, плата за обучение и др. (в 1913 в бюджете Иркутского среднетехнического промышленного училища доля казенного пособия составляла 16 %). Заинтересованные в открытии нового учебного заведения городские власти, как правило, безвозмездно предоставляли земельные участки, а иногда и готовые здания. В конце XIX — начале XX в. плата за обучение в средней и низшей профессиональной школе (кроме педагогических и благотворительных учебных заведений) равнялась в среднем 50—70 руб. в год, но среди учащихся преобладали дети мещан и крестьян, причем крестьяне составляли около 30 % учеников, а в педагогических и сельскохозяйственных учебных заведениях — 60 %. В Сибири действовало несколько благотворительных профессиональных учебных заведений, которые содержали и обучали профессии сирот и детей бедных родителей (ремесленно-воспитательное заведение Н.П. Трапезникова и др.).

В XIX в. открыты профессиональные учебные заведения для жен­щин, в которых преподавали общеобразовательные предметы и обучали «женским» ремеслам (повивальному, бело­швейному, вышивальному, вязальному, шляпочному и другим): Сиропитательный дом Е. Медведниковой в Иркутске (1838), школы повивальных бабок в Томске (1873) и Тобольске (1878), женские профессиональные школы в Томске (1905) и Владивостоке (1914), школа фельд­шериц и акушерок в Иркутске, рукодельные классы при средних и низших общеобразовательных школах. В начале XX в. в Никольске и Ялуторовске начали действовать женские учительские семинарии, в 1910 в Тюмени открылось коммерческое училище С.И. Колокольникова, в котором совместно обу­чались девочки и мальчики.

В советский период развитие системы низшего и среднего профессионального об­разования прошло несколько этапов. Первый охватывал 1920-е гг. В соответствии с общереспубликанской системой управления образова­нием в январе 1920 при Сибревкоме создан отдел народного образования (СибОНО), в составе которого с апреля того же года начал действовать Сибирский комитет профес­сионального образования (Сибпрофобр). Последний осуществлял организационное и методическое руководство всеми высшими, средними и низшими профессиональными стационарными учебными заведениями, а также курсами и другими формами профессионального образования подростков от 14 лет и взрослых. В 1920—21 по инициативе органов власти и населения в массовом порядке создавались профессиональные учебные заведения в крупных промышленных и культурных цент­рах региона, а также в сельской местности и национальных районах. Многие из них открывались без учета реальной пот­ребности в кадрах и материальной базы; в годы финансового кризиса 1921— 23 количество профессиональных учебных заведений сократилось в среднем на 25 %. К середине 1920-х гг. сеть восстановилась и к концу десятилетия расширилась, но начальное и среднее профессиональное образование Сибири и Дальнего Востока на данном этапе не удовлетворяло текущих и потенциальных экономических и культурных потребностей регионов.

В 1920-х гг. сложились 3 основных типа стационарных учреждений для подготовки рабочих: школы фабрично-завод­ского ученичества (ФЗУ), профессионально-технические школы и учебно- производственные мастерские. К нестационарным учреждениям относились разного рода профессионально-технические курсы. Школы ФЗУ обучали всех работавших на предприятиях подрост­ков 14—18 лет в течение 3—4 лет специальностям, требующим длительной выучки, в течение 2—3 лет готовили рабочих массовых профессий, а также давали ученикам общее образование в объеме 7-летней школы. Они создавались как для отдельных предприятий, так и для нескольких предприятий района и содержались за их счет. В связи с дефицитом квалифицированной рабочей силы в конце 1926 решением Наркомата просвещения РСФСР сокращен срок обучения до 3 лет в школах ФЗУ металлообрабатывающей промышленности, железнодорожного транспорта и до 2 лет — текстильной и кожевенной промышленности. Сокращение сроков обучения потребовало создания для школ ФЗУ общеобразовательной базы — ими стали фабрично-заводские 7-летки (см. Школы крестьянской молодежи и фабрично-завод­ские семилетки). Уровень теоретического образования в школах ФЗУ позволял их выпускникам выполнять квалифицированную работу, занимать должности подмастеров и мастеров, поступать в техникумы и высшие учебные заведения.

Для подготовки кадров мелкой и кустарной промышленности использовались реорганизованные из дореволюционных низших технических училищ и ремесленных школ профессионально-технические школы и учебно-показательные мастерские со сроком обучения 3—4 и 1—3 года соответственно. В 1920-х гг. эти учебные заведения готовили рабочих по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, текстильной промышленности. В 1926 в 14 профшколах и 7 учебных мастерских Сибири числилось около 2 тыс. человек, в 1929 действовали 38 профшкол и 8 учебных мастерских, обучались 3 907 и 557 учащихся соответственно. На Дальнем Востоке в 1925 работала 1 учебная мастерская, училось 117 человек. В 1932 профессионально-технические школы и учебно-показательные мастерские были закрыты либо реформированы в школы ФЗУ или техникумы.

В соответствии с «Декларацией о единой трудовой школе» (16 октября 1918) все средние профессиональные учебные заведения преобра­зованы в техникумы. В 1922 в регионе действовало 44 техникума, в них числились 5,5 тыс. учащихся и 640 пре­подавателей, в 1928 — 36 техникумов (7,5 тыс. учащихся, 817 преподавателей), в том числе 12 педагогических техникумов (2 131 учащийся), 8 индустриальных (2 381 учащийся), 6 медицинских и 6 художественных (в каждом около 1 тыс. учащихся), 4 сельскохозяйственных (698 учащихся). В 1928 сибирские техникумы выпустили 1 293 специалиста, около 64 % преподавателей техникумов имело высшее образова­ние, половина имела стаж работы более 5 лет.

Постановления июльского (1928) и ноябьского (1929) пленумов ЦК ВКП(б) обозначили начало 2-го этапа в развитии профессионального образования. Все профессиональные учебные заведения передавались из ведения Наркомата просвещения наркоматам соответствии профиля, планировалось значительно увеличить выпуск спе­циалистов, в том числе за счет сокращения сроков обучения и узкой специализации учащихся. В 1930—32 наблюдался бурный рост числа профессиональных учебных заведений и учащихся в них, в 1933—34 и последующие 2 года количество техникумов и школ ФЗУ значительно уменьшилось в результате ликвидации и слияния наскоро созданных маломощных учреждений, не обеспеченных материально-техническими и педагогическими ресурсами.

Основной формой начального профессионального образования в 1930-х гг. были школы ФЗУ 3 типов (школы ученичества мас­совых профессий, по подготовке рабочих-универсалов и повышенного типа) и школы типа ФЗУ, созданные при совхозах, крупных стройках, конторах, предприятиях торговли и др. В первой половине 1930-х гг. сроки обучения в школах ФЗУ сократились до 6 мес. для рабочих массовых профессий и до 1 года - для высококвалифицированных групп рабочих, из программы исключены все общеобразовательные и общетехнические дисциплины и изучение смежных производственных работ. Однако низкий общеобразовательный уровень учеников школ ФЗУ потребовал в 1935 увеличения сроков обучения до 1,5—2 лет. В Западной Сибири в 1932 действовало 143 школы ФЗУ (43,3 тыс. учащихся), в 1939 — 54 школы (9 тыс.); в Восточной Сибири обучалось 15,7 тыс. человек, в 1939 — 39 тыс. учащихся в 33 школах. В 1935 из 75 школ ФЗУ и типа ФЗУ, действовавших на территории Сибири, 43 школы работали на базе предприятий промышленности и строительства, 27 школ - транспорта и связи, 5 школ - других отраслей. С 1931 подготовка преподавателей школ ФЗУ велась в Томском индустриально-педагогическом институте.

В 1930-х гг. развивалась система подготовки и пере­подготовки рабочих без отрыва от производства, включав­шая производственно-технические курсы со сроком обучения до 10 месяцев, рабочие технической школы со сроком обучения до 2,5 лет; со второй половины 1930-х гг. широкое распространение полу­чили кружки технического минимума, стахановские школы, школы мастеров социального труда и т. п. В 1931 на предприятиях Западной Сибири на 393 курсах прошли обучение 27 тыс. рабочих. На мелких предприятиях действовала система индивидуально-бригадного ученичества. В 1939 различными формами обучения без отрыва от производства в Сибири охвачено 80,7 тыс. Система обучения без отрыва от производства включала также средние (техникумы) и высшие (рабфаки и втузы при предприятиях) звенья. В 1930-х гг. на ряде крупных предприятий (Красмашзаводе, Норильском гор­но-металлургическом и Кузнецком металлургическом комбинатах и др.) созданы учебные комбинаты, включав­шие фабрично-заводские 7-летки, школы ФЗУ, производственно-технические курсы, в отдельных случаях - техникум и ВТУЗ.

Для подготовки квалифицированных сельскохозяйственных рабочих (тракто­ристов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию сельскохозяйственной техники) существовавшие профессиональные школы в 1930 преобразованы в учебные заведения типа школ ФЗУ - школы совхозного ученичества и школы механизации со сроком обучения 6-8 мес. Механизаторов обучали также на курсах при машинно-тракторных станциях, совхозах, в школах колхозной молодежи и др. В 1936 в регионе под­готовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров.

В предвоенные годы изменения в системе профессионального об­разования направлены на мобилизацию трудовых ресур­сов для подготовки к войне. Государственная политика в профессиональном образовании ориентировалась на увеличение численности квалифицированных рабочих, в том числе за счет плановой мобили­зации и сокращения численности специалистов со средним и высшим образованием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 «О государственных трудовых резервах СССР» устанавливалась новая милитаризированная система подготовки рабочих. Созданы 3 типа заведений начального профессионального образования: для подготовки квалифицированных рабочих ремесленного училища (РУ) и железнодорожного училища (ЖУ) со сроком обучения 2 года и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий с 6-месячным сроком обучения. Для руководства училищами и школами трудовых резервов при СНК СССР организо­вано Главное управление трудовых резервов, финансирование данных учреждений возлагалось на государство. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении; введена форма одежды и обуви. Устанавливался твердый государственный план приема, имевший силу закона; при недоборе учащиеся набирались в порядке мобилизации. За самовольное остав­ление училища предусматривалось уголовное наказание. Назначения на должности руководителей, преподава­телей и мастеров согласовывались с партийными органами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1940 устанавливалась плата за обучение в старших классах средних школ, средних специальных учебных заведениях и техникумах, вузах, изменен порядок предоставления стипендии. Плата за обучение в сибирском ССУЗ составляла 150 руб. в год, в вузах — 300 руб. (при среднемесячной зарплате рабочих и служащих 410 руб.); она отменена в 1954. К началу 1941 в Сибири открыты 81 учебных заведение трудовых резервов (27 РУ, 15 ЖУ и 39 школ ФЗО), в том числе в Западной Сибири — 39, в Восточной Сибири — 42 учебных заведений. В них обу­чалось 24,5 тыс., 13,7 тыс., 10,8 тыс. учащихся соответственно. В Хабаровском крае в 1940—41 открыто 8 училищ, в Приморском крае — 3 училища и 12 школ ФЗО.

Развитие профессионального образования в Сибири в годы Великой Отечественной войны определялось несколькими факторами — дефицитом рабочей силы, сокращением числа преподавателей, финансирования и ухудшением условий работы, эвакуацией в регион учебных заведений из европейской части страны. Многократно возросшая потребность в рабочих привела к увеличению количества школ и училищ трудовых резервов: в Западной Сибири за 1941—45 оно выросло в 4 раза (162 учебных заведения, 54,2 тыс. учащихся), в Восточной Сибири — в 1,3 раза (57 учебных заведений, 14 тыс. учащихся). Для комплектования школ и училищ неод­нократно объявлялись призывы. Только в 1941—42 они проводились 16 раз. Был снижен возраст поступления до 14 лет для юношей и до 15 лет для девушек, среди мобилизованных в училища неуклонно возрастала доля сельской молодежи. Сроки обучения сократились до 3—4 мес. В 1941—42 в Сибирь эвакуировано более 500 училищ и школ ФЗО, в том числе в Западную Сибирь — около 40 тыс. учащихся и преподавателей. Подготовка рабо­чих в годы войны велась в условиях нехватки преподавательских кадров: обеспеченность ими сибирских учебных заведений трудовых резервов составляла чуть более 50 %. В связи с этим к преподавательской работе привлекались наиболее успешные вы­пускники училищ и школ ФЗО, производственники, до 1943 исключено преподавание теоретических дисциплин. Всего в 1941—45 учебные заведения трудовых резервов Западной Сибири подготовили 211 тыс. (в том числе Новосибирской области — 92,9 тыс.), Восточной Сибири — 88,1 тыс., Хабаровского края — 36,7 тыс. рабочих. Доля рабочих, подготовленных в годы войны в Сибири, составила 12,7 % выпускников училищ и школ ФЗО всей страны.

В большей степени тяжелые условия войны сказались на положении ССУЗ: их количество несколько сократилось, но численность учащихся выросла. Наибольшее внимание уделялось деятельности индустриальных техникумов: открылось несколько новых учреждений, например, машиностроительный в Красноярске, горно-металлургический в Норильске. Важную роль в развитии среднего профессионального образования в регионе сыграли коллективы эвакуированных учебных заведений. За 1941—45 техникумы и втузы Западной Сибири подготовили более 7 тыс. инженеров. В 1943 управление ССУЗ передано Главному управлению техникумами при Всесоюзном комитете по делам высшей школы.

В послевоенные годы продолжался количественный рост училищ и школ трудовых резервов: в 1946 в Сибири действовало 200 таких учреждений (49,6 тыс. учащихся), в 1959 — 329 (78,9 тыс.). В связи со специализацией учреждений трудовых резервов сформировались новые типы учебных заведений: горнопромышленные ремесленные училища, училища механизации сельского хозяйства, строительные школы, наиболее привлекательные для молодежи технические училища, в которых велась подготовка по современным рабочим специальностям. В 1950-х гг. повысился общеобразовательный уровень учащихся: в 1959 образование не ниже 7 классов имели 96,7 % принятых в училища. Доля молодежи из городов и рабочих поселков среди поступающих выросла с 22,6 % в 1951 до 50,4 % в 1959.

С конца 1950-х гг. развитие начального профессионального образования определяется общими задачами повышения образовательного уровня населения и создания единой системы образования с уровнем не ниже среднего. В связи с этим в 1959 система государственных трудовых резервов преобразована в систему профессионально-технического образования. Учреждались 2 типа профессионально-технических училищ: городские (ГПТУ) со сроком обучения 1— 3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1—2 года. Система профессионально-технического образования переводилась на единую общеобразовательную базу — 8-летнюю школу. В Сибири переход на данную систему затянулся до 1961—62 в связи с недостатком контингента учащихся с 8-летним образованием (проблема сохранялась до второй половины 1960-х гг.) и необходимостью создания учебно-материальной базы для учреждений новых типов. 10 ноября 1969 ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и определили круг учебных заведений, в которых будет решаться эта задача. В их числе оказались средние городские профессионально-технические училища (СГПТУ). В 1975 такие же училища созданы в сельской местности. В 1981 СГПТУ и ССПТУ вместе с техническими училищами, осуществлявшими подготовку высококвалифицированных рабочих на базе среднего образования, составляли 93,9 % от общего числа профессионально-технических училищ Сибири. После введения в 1973 закона о всеобщем обязательном среднем образовании учащиеся остальных ПТУ должны были получать среднее образование в вечерних (сменных) школах. В Сибири в 1966 было 448 ПТУ (158,9 тыс. учащихся), в 1976 — 684 (301,5 тыс.), в 1985 — 755 (331 тыс.). В Зап. Сибири располагалось в 2 раза больше ПТУ, чем в Восточной, однако Восточная. Сибирь опережала Западную по темпам роста числа училищ и учащихся в них, что соответствовало особенности индустриального освоения региона в данный период. В 1981 39 % ПТУ Сибири действовало на базе промышленных предприятий, 26 % — строительных и монтажных организаций, 21 % — предприятий и организаций сельского хозяйства, 8 % — предприятий сферы обслуживания, 5,6 % — организаций транспорта и связи. Размещение ПТУ в целом соответствовало сложившейся в регионе производственной сети. Со второй половины 1960-х гг. в номенклатуре специальностей, по которым осуществляли подготовку сибирские ПТУ, появились профессии, связанные с развитием научно-технического прогресса (НТП): рабочие радио- и электронной промышленности, механики по ремонту авиационных приборов, операторы станков с числовым программным управлением и т. п.

В 1950—80-х гг. под влиянием требований НТП возрастает значимость ССУЗ как учреждений по подготовке высококвалифицированных специалистов со средним образованием. В 1950 в регионе было 260 ССУЗ (64,3 тыс. учащихся), в 1960 — 278 (157,8 тыс.), в 1970 — 367 (381,1 тыс.), в 1980 — 379 (385,6 тыс.), в 1986 — 408 (369,4 тыс.). В Западной Сибири размещалось в 1,2 раза больше ССУЗ, чем в Восточной. На Дальнем Востоке в 1986 действовало 114 ССУЗ, в которых обучалось 105,7 тыс. человек. Важная особенность развития сибирских ССУЗ — значительное увеличение количества техникумов, готовящих специалистов для промышленности; впервые их число превысило количество педагогических и медицинских училищ. В 1980 в регионе действовали 102 промышленных и геолого-разведывательных техникума, училища: 71 медицинское, 70 педагогическое, 44 — культуры и искусства, 42 — сельских и лесных хозяйства, 38 — строительных, энергетических, транспорта и связи, 32 — экономических. Открытие ряда техникумов было реакцией на дефицит специалистов, необходимых для развивавшихся в регионе отраслей промышленности. В 1955—58 при строительстве Новосибирской, Ангарской, Красноярской, Братской ГЭС и в Иркутске открыто 5 энергостроительных техникумов. Около 40 % всех учащихся сибирских ССУЗ обучались на вечерних и заочных отделениях.

Изменение социально-экономической и политической ситуации в конце 1980—90-х гг. отразилось на развитии профессионального образо­вания в регионе. Сокращение государственного финансирования и отмена жесткого планирования по подготовке рабочих в учреждениях начального профессионального образования обусловили некоторое сокращение сети ПТУ в регионе. В Новосибирской области в 1980 действовало 105 ПТУ (43,9 тыс. учащихся), в 1990 — 98 (36,4 тыс.), в 2001 — 86 (30,8 тыс.). В Красноярском крае количество ПТУ и численность учащихся в них в 2001 сохранилось на уровне 1980. Снижение роли государства в управлении начальным профессиональным образованием имело серьез­ные последствия. Перевод части учреждений в ведение субъектов РФ и муниципалитетов осложнило финансовую ситуацию для большинства из них (доля учреждений, находящихся в федеральном подчинении, составляет в регионе не более 12 %). Отказ от государственного планирования привел к дефициту рабочих специальностей в регионе в 2000-х гг. В 2005 администрацией Новосибирской области установлены квоты для подготовки рабочих в училищах и лицеях. В 1990—2000-е гг. произошли изменения в отраслевой струк­туре начального профессионального образования: до 45 % увеличилась доля выпускников, подготовленных для сферы обслуживания, ведется подготовка для страхового, риелторского, рекламного бизнеса. В 2000-х гг. в регионе разрабатываются механизмы участия негосударственных организаций в подготовке рабочих. Основными формами профессионального начального образования являются профессиональные училища и лицеи. Последние готовят рабочих более высокой квалификации, в тех из них, которые образованы путем слияния с ССУЗ, предусмотрена возможность получения среднего профессионального образования. Лицеи составляют около 20 % от всех учреждений профессионального начального образования в регионе.

Привлекательность для молодежи более высоких ступеней профессионального образования позволила сохранить сеть ССУЗ: в 2005 в Сибири действовало 401 учреждение, в котором обучалось 369,8 тыс. человек. Со второй половины 1990-х гг. действуют 2 типа ССУЗ — техникумы (училища), в которых учащиеся получают базовое среднее профессиональное образование, и колледжи, в которых предусмотрено получение повышенного среднего профессионального образования; многие из них являются структурными подразделениями вузов. Колледжи составляют около 30 % всех ССУЗ. В регионе работают и негосударственные учреждения: в 2001 в Новосибирской области 7 из 63 ССУЗ являлись негосударственными. В 2005 в области лишь 40 % учащихся получали среднее специальное образование бесплатно. В конце 1990-х гг. заметно изменилась отраслевая структура сибирских ССУЗ: доля учащихся, обучавшихся по экономико-правовым специальностям, возросла по сравнению с середины 1990-х гг. в 2 раза, однако с 2000 по 2004 их доля вновь уменьшилась, в номенклатуре специальностей появились позиции, отражающие особенности современного социально-экономического развития (информационные технологии, освоение сырьевых ресурсов, бытовая сфера). Возросшие требования рынка труда к уровню образования сказались на увели­чении доли учащихся заочных и вечерних отделений ССУЗ.

Таким образом, развитие начального и среднего профессионального образования в Сибири происходило в соответствии с тенденциями, характер­ными для страны в целом, и с региональными особенностями (удаленность от Центра, связанный с ней дефицит материальных, финансовых и кадровых ресурсов, преимущественно промышленно-сырьевое развитие, повлиявшее на отраслевую специализацию образования в регионе). Главная положительная тенденция развития профессионального образования — переориентация на удовлетворение в первую очередь потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии и опосредованно удовлетворение потребностей общества в работниках определенных специальностей. Данные изменения отразились на содержании и структуре образования в регионе. Вместе с тем возникла проблема поиска механизма регулирования рынка образовательных услуг с учетом экономических и социально-культурных потребностей региона.

Лит.: Очерки истории профессионально-технического образо­вания в Сибири. 1917—1980. М., 1985; Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917—1980). Новоси­бирск, 1986; Карманов П.К. Подготовка квалифицированных рабо­чих в профессионально-технических училищах Восточной Сибири (1940—2000 годы). Красноярск, 2002; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И. С. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. (опыт истории в контексте современности). Омск, 2005.

С.Н. Ушакова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири