Приватизация // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПРИВАТИЗАЦИЯ (от латинского privates — частный), передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и иного иму­щества в частную собственность.

Методы приватизации: реституция (возвращение собственности прежним владельцам); разовые прямые продажи предприятий и/или их акций (активов) — на аукционе, по конкурсу, на инвестиционных торгах и т. п.; выкуп управляющими; выкуп работни­ками; массовая приватизация. Выбор метода зависит от целей приватизации и уровня рыночного развития национальной экономики. Большинст­во стран с развитой рыночной экономикой использует прямые продажи государственного имущества в частную собственность; страны с переходной экономикой часто практикуют массовую приватизацию с предоставлением льгот по оплате определенным категориям участников. Для ускорения массовой приватизации обычно используются инструменты, обеспечивающие равный доступ к приватизации всему населению, которое участвует в ней (частично безвозмездно). К таким инструментам относится ваучер (приватизационный чек) — ценная бумага, дающая предъявителю право на участие в приватизации государственной или муниципальной собственности.

В РФ приватизация предприятий ключевых отраслей изна­чально рассматривалась как одно из основных направлений реформ. К участию в приватизацию допускались российские и иностранные физические и юридические лица, в составе имущества которых доля государства не превышала 25 %. После распада СССР началось практическое воплощение законов о приватизации, при­нятых еще летом 1991 Верховным Советом РСФСР. 29 декабря 1991 Президент РФ утвердил программу приватизации на 1992. С тех пор программа приватизации утверждается ежегодно в ранге федерального закона.

Концепция приватизации, разработанная Е.Т. Гайдаром и А.Б. Чубайсом, предполагала в качестве базовых условий массовое преобразование предприятий в акционерные общества и практически бесплатное распределение приватизационных чеков среди всех граждан России. Наряду с безвозмездной (ваучерной) приватизацией предусматривалась платная (для активной части населения). Равное участие в приватизации всех субъектов ограничивалось приоритетом работников приватизиру­емого предприятия.

Перед началом приватизации правительство поделило всю государственную собствен­ность на 3 группы. В разряд федеральной собственности попали крупнейшие предприятия ключевых отраслей экономики; в собственности субъектов РФ оказались крупные и средние предприятия отраслей специализации ре­гионов; средние и мелкие предприятия и образования местного уровня перешли в состав муниципальной собственности. Для проведения приватизации создали специальные органы: Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) и Россий­ский фонд федерального имущества (РФФИ) с региональными подразделениями.

Приватизация в России включает начальный, чековый и денежный этапы, которые можно соотнести с «малой», «средней» и «большой» приватизацией. «Малая» приватизация проводилась ускоренными тем­пами. Она охватывала предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства, промышленности строительных материалов, некрупные предприятия пищевой и легкой промышленности, а также мелкие (численность работающих до 200 человек, балансовая стоимость основных фондов на 1 января 1992 менее 1 млн руб.) предприятия других отраслей. Объекты «малой» приватизации, отнесенные большей частью к уровню муниципальной собст­венности, подлежали обязательной приватизации, их акционирование не предполагалось. Способами приватизации этих объектов определя­лись продажа за деньги по конкурсу с инвестиционными и/или социальными условиями либо выкуп арендованного имущества (для арендных предприятий с правом выкупа). К концу 1993 темпы «малой» приватизации заметно снизились, в 1994 она в основном завершилась.

«Средняя» приватизация регулировалась указом от 1 июля 1992 и охватывала средние по размеру государственные предприятия (с численностью работающих более 1 тыс. человек или балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 более 50 млн руб.). К этой группе относилась основная масса предприятий большинства отраслей. Приоритет в организации процесса приватизации отдавался трудовым коллективам приватизируемых предприятий. «Средняя» приватизация прошла по единому принципу — через преобразование предприятий в открытые акционерные общества со значительными льготами работникам и администрации. В ре­зультате преобладающей стала инсайдерская структура собственности (контрольный пакет находится у работников предприятия). Это не способствовало появлению эффективных собственников, не решало задачи реструктурирова­ния предприятий и привлечения инвестиций. «Средняя» приватизация в основном завершилась к концу 1994 — началу 1995.

В течение 1993 и до середины 1994 по всей России дейст­вовали чековые аукционы, которые давали возможность гражданам обменять ваучеры на акции приватизируемых предприятий (исключая распределявшиеся между работни­ками предприятий на льготной основе). 1 июля 1994 чеко­вый этап приватизации закончился; началась денежная приватизация. Этот отрезок в целом соотносится с «большой» приватизации. Она проводилась в основном уже по завершении широкомасштабной «средней» приватизации и только в денежной форме. Особенность «большой» приватизации — точечный характер: по каждому крупному комплексу специальным решением правительства принимался индивидуальный проект перево­да в частную собственность. «Большая» приватизация охватывала крупные комплексы добывающих (угольная, нефтяная промышленность, электроэнергетика) и других стратегических (металлургия, ма­шиностроение, электроника) отраслей, относящихся к федеральной собственности. Наряду с этим «большая» приватизация включала продажи за наличный расчет средних предприятий, не приватизированных на предыдущем этапе.

К середине 1990-х гг. максимизация доходов федерального и местного бюджетов стала главной заботой властей, поэтому приватизация превратилась в спонтанный «сброс» остаточных пакетов акций, перешедший на региональный уровень. Продолжался процесс консолидации и интенсивного перераспределения собственности между крупными финансовыми альянсами и ком­паниями — естественными монополиями. С 1997 в приватизационном законодательстве оформился новый концептуальный подход к объекту приватизации. Если раньше ее объектом выступало государственное или муниципальное предприятие, то теперь — его имущество, которое может быть подразделено на составные части (ма­териальные и нематериальные активы, земля и т. п.). За счет этого государство может получать доход от приватизации, сохраняя предприятия в своей собственности. Одновременно в правила приватизации были внесены изменения с целью предотвращения продаж государственного имущества по заниженной стоимости.

Однако это не помешало проведению залоговых аукционов, в ходе которых в частные руки перешел ряд крупнейших предприятий всероссийского масштаба. К их продаже правительство подтолкнул хронический бюджетный дефицит. При этом несовершенство нормативно-правовой базы и изъяны правоприменительной практики привели к наруше­нию государственных интересов. Аукционы представляли собой в значительной степени неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным физическим или юридическим лицам. Сначала правительство предоставляло акции предприятия в залог по кратко­срочному кредиту (не имея перспективных источников его погашения). По истечении срока кредита предприятие выставлялось на продажу на залоговом аукционе. В ходе квазиоткрытой продажи заложенный пакет акций приобретался залогодержателем по предварительной дого­воренности с устроителями аукциона, через родственные организации. При этом цена покупки лишь незначительно превышала стартовую. Таким образом государство за бесценок отдало в частные руки ряд важнейших компаний. К началу 1998 по такому сценарию прошла приватизация нефтяных холдингов «ЮКОС» (квалифицированный контроль банка «Менатеп»), «Сиданко» (контроль ОНЕКСИМбанка), «Сибнефть» (контроль «Нефтяной финансовой компании»), РАО «Норильский никель» (контроль ОНЕКСИМбанка). Наиболее бесконфликтно прошли по залоговой схеме продажи нефтяных компаний «Сургутнефтегаз» и «Лу­койл»: по существу, это был самовыкуп акций названными компаниями через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов.

С повышением нефтяных доходов бюджета начи­ная с 1999 насущность приватизации как источника государственных доходов снизилась. Сокращение объемов приватизации вызвано также тем, что наиболее привлекательные государственные предприятия по большей части уже распроданы. Основная масса оставшейся у государства собственности представлена объектами либо недостаточно выгодными (из-за необходимости крупных капиталовложений), либо, напротив, исключительно привлекательными (контрольные или блокирующие пакеты акций в монополиях общенационального значения). Это обусловило внедрение новых методов приватизации, нацеленных главным образом не на скорейшую продажу предприятия, а на возможно более успешную его работу в дальнейшем. Стали использовать­ся продажа по результатам прямых переговоров с инвес­торами, аренда с последующим выкупом по рыночной цене, выпуск производных ценных бумаг (цена которых зависит от стоимости основных производственных фондов).

В целом массовую приватизацию в России на начало XXI в. можно считать завершенной. Доходы от нее в Азиатской России распределились между бюджетами разного уровня в иной пропорции, чем в европейской части страны. Доля субъектов Федерации оказалась существенно ниже, чем доли доходов федерального и муниципального бюджетов. Причиной тому — высокая концентрация сибирского производственного комплекса. Многие крупные топливно-энергетические, металлургические предприятия востока страны попали в разряд федеральной собственности. Таким образом, приватизация сибирского производственного комплекса не принесла регионам значительных доходов.

Т.П. Черемисина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири