Период с XIV до начала XVII в. считается относительно "темным" в истории Бурятии из-за отсутствия конкретных источников, поэтому о событиях этого времени можно говорить лишь предположительно, на основании косвенных фактов. Очевидно, в этот период происходил процесс консолидации различных мелких родоплеменных групп, в том числе тюркского и тунгусского происхождения, в рамках нескольких крупных территориально-этнических объединений. Судя по всему, в Прибайкалье, особенно в Западном, как и в некоторых других периферийных регионах, после распада Монгольской империи этнокультурные процессы начали развиваться автономно. Однако не подлежит сомнению, что прибайкальские племена в этот период продолжали находиться в довольно тесных отношениях с населением собственно Монголии.
Примечательно, что маньчжурская экспансия на монгольские земли по времени в целом совпала с появлением русских в Восточной Сибири. Прибайкалье, таким образом, оказалось в зоне политических и экономических интересов двух могущественных держав того периода и это безусловно сказалось на характере и особенностях этнической ситуации в регионе.
Присоединение Бурятии к России явилось закономерным следствием колонизаторской политики Московского государства, кровно заинтересованного в расширении сфер своего влияния, в освоении новых территорий, богатых природными ресурсами. В особенности русскую администрацию интересовали залежи золотых и серебряных руд, запасы пушнины.
Присоединение Бурятии, как и Сибири в целом, явилось достаточно длительным по времени и сложным по содержанию историческим процессом. До революции и в советское время вплоть до 40-х годов присоединение Бурятии (и национальных окраин вообще) к России рассматривалось преимущественно как имеющее насильственный характер. В послевоенные годы вплоть до недавнего времени господствовала теория о добровольном присоединении, имевшая безусловно и политическую подоплеку.
Для объективной оценки данного процесса необходимо восстановление примерной хронологии, характера и содержания основных событий того времени на базе имеющихся фактов.
Первые сообщения о "братах" начали появляться в русских источниках с 1609 г. Поначалу эти сведения весьма смутны и неопределенны, в них "браты" изображены как народ достаточно многочисленный и воинственный, имеющий своих кыштымов и собирающий "ясак со многих с малых землиц".
Поскольку это обстоятельство вступало в противоречие с коренными интересами царской администрации, заинтересованной в сборе своей дани с местного населения, кроме того, представляло угрозу жизнедеятельности самих русских острогов, русские начали снаряжать разведывательные отряды в направлении "брацких" земель. Первая такая поездка, судя по источникам, состоялась в 1623 г., организованная енисейским воеводой Яковом Хрипуновым. Ждану Козлову "с товарищи", руководившим отрядом, было наказано "накрепко смотрети и всякими мерами проведываты: какие они люди: сидячие или кочевые, ...и какие у них крепости и бои, и сколько у них воинских людей на конь садитца, и какие промыслы промышляют, соболи у них добрые или иной какой зверь есть ли, и часть ли от них великому государе прибыли". Кроме того, казакам вменялось в обязанность "брацких людей в Енисейский острог ко государевой милости призывати" (Сборник документов... 1960. С. 12-13). Как видно из приведенного текста, он наглядно свидетельствует о степени заинтересованности русской администрации в состоянии дел в бурятском обществе и возможности их приведения в свое подданство.
Хотя первые разведывательные экспедиции не сумели достичь непосредственно бурятских земель, в частности, из-за сложности перехода через пороги на Ангаре, все же удалось собрать относительно подробные сведения о "братах" путем расспроса соседствующих с ними тунгусских и прочих племен.
Первая их непосредственная встреча произошла примерно в 1629 г. на Ангаре в низовьях р. Оки. Привел "под государеву царскую высокую руку князцей Кодогоня да Кулзаса да Алдая с товарыщи" и взял с них ясак енисейский сотник Петр Бекетов. Примерно в том же году во время похода енисейских казаков во главе с пятидесятником Васькой Чермениновым "ис Тасеевы реки по Чюне реке" были приведены под "государеву высокую руку" "братцкие князцы" Кохань и Кадым со своими людьми". С упомянутых "брацких людей" в следующем году был взят повторный ясак. По данным на 1630 г. в списке объясаченных упоминаются также имена князцев Братая, Кандукана, Букия и некоторых других, обитавших вверх по р. Ока (Сборник документов... 1960. С. 16, 18, 19, 20, 22, 26).
Относительно мирный характер контактов отдельных групп бурят с русскими казаками на первых порах можно попытаться объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, местное население было заинтересовано в установлении торгового обмена в пришельцами, поскольку оказалось отрезанным от традиционных рынков ввиду сложившейся в то время напряженной военно-политической обстановки в Центральной Азии в результате маньчжурского нашествия и междоусобиц монгольских ханов.
Во-вторых, свою роль сыграло и стремление царского правительства к мирным средствам, что также диктовалось реальными политическими в соображениями. Не располагая на первых порах в Восточной Сибири крупными военными силами, русские не могли рассчитывать на вооруженное покорение такой многочисленной и воинственной народности, какой, особенно по предварительным слухам, представлялись буряты.
Однако дальнейшие события в целом развивались не столь однозначно. С одной стороны, среди бурятских князцов, особенно из среды так называемых "больших брацких людей", встречались и такие, которые воспринимали принятие русского подданства как угрозу своему собственному положению и всячески пытались противостоять этому. Но в значительной мере причиной тому послужили действия отдельных представителей местной администрации и предводителей казачьих отрядов, далеко не всегда движимых интересами большой политики, а во многом стремлением к личной наживе и возможностью безнаказанно пограбить отдельные беззащитные стойбища аборигенов.
Положение усугублялось еще и тем, что разгорелось соперничество между Енисейским и Красноярским острогами за сферы влияния среди ясашного населения. Нередко случались факты двойного обложения ясаком, что вызывало естественное сопротивление у местного населения, которое старалось теперь по мере возможности уклониться от уплаты повинностей вообще.
К середине XVII в. территория Западной Бурятии в основном была подчинена. Однако, как выяснилось, принятие "вечного холопства" местным населением еще не было гарантией спокойной и безмятежной жизни под "высокой государевой рукой". Скоро наступила эпоха правления страшного "Багааба хана", как прозвали буряты наместника Братского острога Ивана Похабова за его произвол и лихоимства. Горькой обидой и болью отдают строки челобитных писем бурят о том, что "де тот Иван Похабов чинил нам великие насильства - жен и детей наших имел к себе на постелю и блудом позорил и наругался. А иных де ясачных людей бил и мучил, и скот: кони и коровы и овцы сильно поймал" (Окладников. 1937. С. 53). Как известно, в конце концов доведенные до отчаяния буряты были вынуждены совершить массовое бегство в Монголию в 1638 г. Отметим, что от Похабова в неменьшей степени доставалось и русским крестьянам, которые "стали наги и босы и на нове месте до конца разорены".
Ни в чем не уступал, а кое в чем даже превзошел по изощренности самого Похабова другой управитель того же Братского острога Христофор Кафтырев. Тогда доведенные до предела местные, пашенные крестьяне и даже часть служилых людей поднялись на всеобщий бунт в 1696 г.
Как видно даже из некоторых приведенных фактов, события, сопутствующие процессу присоединения, развивались весьма сложно и противоречиво и не допускают возможности какой-либо однозначной оценки. Несмотря на то, что в целом можно говорить о преимущественно насильственном характере присоединения территории Предбайкалья, нельзя не учесть то обстоятельство, что часть бурятского населения была изначально заинтересована в мирном урегулировании отношений с русскими. Примечательно в этом отношении следующее сообщение, донесенное через тунгусов, что у "братцких людей промеж собой драки, половина хочет государю ясак давать, а иные хотят с государевыми людьми дратца" (Сборник документов... 1960. С. 45). Поэтому очевидно, что только жесткие действия со стороны русских служилых людей спровоцировали бурят на ответные действия. Затем сказалось неумение или нежелание царской администрации оперативно уладить конфликтные ситуации и идти на компромисс в отношении отдельных воинственно настроенных улусов. Особенно агрессивными и менее разборчивыми стали действия пришельцев по мере усиления их военной мощи, и хорошо вооруженные и организованные казачьи отряды стали одерживать убедительные победы над разрозненными, плохо вооруженными и обученными силами туземцев.
С 1640-х годов отряды русских служилых людей начали наведываться на южную сторону оз. Байкал. В 1638 г. из Енисейска был снаряжен отряд под командованием Максима Перфильева, который, в течение двух лет продвигаясь вверх по Лене и Витиму, дошел до устья р. Ципа. Путем расспроса местных эвенков были собраны интересные сведения о жизни и быте населения и природных богатствах края. В частности, русские здесь впервые услышали о даурском князце Ботоге, проживавшем "на Витиму реке на усть Карги реки, на одном месте улусами", у которого "соболя много, и серебро... есть" (Сборник документов... 1960. С. 38).
Весной 1645 г. в низовьях Селенги появился казачий отряд численностью в 100 чел. под командованием Василия Колесникова, который на лодках переправился на южный берег озера. Однако встретив здесь многочисленные кочевья бурят, стоявших "вряд с мунгальскими людьми", казаки не решились идти дальше и вернулись обратно. В следующем 1646 г. четыре казака, отправленные В. Колесниковым на разведку "по Селенге реке в Мунгальскую землю", добрались до ставки "мунгальского большево князя Турокая Табунана", где вручили ему "государево жалованье", состоящее из шкур бобра, выдры, рыси и пары соболей да "сукна лазоревого вершек".
Согласно "распросным речам" казаков, монгольский князь весьма благожелательно отнесся к их визиту, "жалованье" принял стоя и даже выразил свою готовность служить русским. Относительно серебряной руды выяснилось, что ее в Монголии нет, а золотые и серебряные изделия они покупают в Китае. На прощанье Турухай-Табунан передал в дар русскому царю "усечек золота весом четыре золотника с тремя деньгами да чашку серебряную весом двадцать четыре золотника, торель серебряную и двадцать два золотника" (Сборник документов... I960. С. 109-112).
В начале 1650-х годов русские начали прокладывать путь через Яблоновый хребет. В 1653 г. вверх по Селенге, затем по ее притоку Хилку двинулся сотник П. Бекетов со своим отрядом и возле оз. Иргень основал острог с одноименным названием. Здесь они вошли в контакт с людьми князя Култуцина, которые приняли русских вполне дружелюбно (Залкинд. 1958. С. 48-49). С этого времени, особенно с основанием Нерчинского острога, в сферу влияния России вошла и часть территории Восточного Забайкалья.
Таким образом, в 50-60-х годах XVII в. территория Забайкалья стала последовательно покрываться сетью острогов, что позволило русской администрации взять под свой контроль значительную часть этого региона. Очевидно, что присоединение Забайкалья в отличие от Предбайкалья носило совершенно иной характер. Прямые вооруженные столкновения между местным населением и русскими казаками носили скорее случайный, нежели закономерный характер. Тому, естественно, были свои причины. С одной стороны, русские отдавали себе отчет в том, что население Забайкалья находилось под более тесным сюзеренитетом монгольских феодалов, которые были несравненно могущественнее бурятских князцов. Необходимо было учесть и более подвижный образ жизни забайкальских племен, которые легко могли уйти в случае возникновения конфликтных ситуаций. С другой стороны и сами монгольские князья в условиях разгоревшихся в то время феодальных междоусобиц и угрозы вторжения Цинского Китая, видимо, не прочь были найти в лице Российского государства союзника или покровителя. Немаловажную роль сыграло также стремление монгольской стороны к установлению выгодных торговых отношений с русскими.
Однако и здесь события разворачивались далеко не всегда однозначно и гладко. После того, как маньчжуры установили свое господство над территорией Халхи, местные владетели, уступая их давлению, начали проводить политику резкого обострения отношений с русскими. Особенно усердствовал в этом плане пришедший к власти в 1668 г. новый правитель Тушетухановского удела Халхи Чахунь-Доржи, именуемый в русских источниках как Очирой Саин-хан. Документы 70-80-х годов XVII в. буквально пестрят сообщениями о набегах различных групп монголов на территорию не только Забайкалья, но и Предбайкалья (Залкинд. 1958. С. 60-75). Особенно угрожающим стало положение к 1688 г., когда многие остроги, в том числе Селенгинский и Удинский, оказались в осаде. Ситуация изменилась, когда на помощь забайкальцам пришел окольничий Федор Головин, шедший во главе полутора тысячи казаков в Нерчинск для ведения переговоров с Китаем. Активное совместное участие в борьбе против нашествия монголов приняло также местное население - буряты и эвенки. Вскоре после этого монгольская сторона запросила мира, и часть их тайшей даже приняла русское подданство. Правда, к этому их принудило и другое существенное обстоятельство: вторжение в Халху войск ойратского Галдан Бошогту хана. Поэтому не удивительно, что большинство этих тайшей, как только ойраты начали отступать под натиском превосходящих сил маньчжуров, предпочли быстро забыть о достигнутой договоренности с русскими.
Для верной оценки сути происходивших в то время в Забайкалье весьма сложных событий, очевидно, необходимо учесть еще одно обстоятельство. Как выясняется, среди халхаской правящей верхушки, как, впрочем и бурятской, не было единства во взглядах на отношения с Россией. Как отмечает Ш.Б. Чимит-доржиев, "антироссийскую, воинственную группировку, куда входило большинство крупных светских феодалов, князей, возглавлял влиятельный Тушээтэ-хан Чахундорж. Во главе второй группировки, придерживающейся в целом лояльной по отношению к русским политики, стоял глава ламаистской церкви Ундур-гэгэн (Джебзун Дамба-хутухта)" (Чимитдоржиев. 1997. С. 77).
Таковы некоторые основные перипетии событий, связанных с присоединением Забайкалья к России.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей