Ещё древние славяне на территории России поклонялись дереву, на ветки которого подвязывали ленточки и платки. С этим верованием связано празднование Семика и народный обычай завивать в этот день венки в рощах. Истоки этого обряда уходят своими корнями в Богемию X-XI вв. Иркутские торговки ещё с XIX в. ежегодно праздновали ставший традиционным праздник Семик.
Для праздника был выбран четверг перед самой Пасхой. Интересен ритуал праздника Иркутских торговок. С утра в этот день сразу же, как уменьшается число покупателей, торговки на Хлебном базаре украшали заранее приготовленные берёзки.
Одну из них украшали лентами, вторую наряжали невестою, а третью — женихом. На «невесту» надевались юбка, кофта, шляпка, коса её украшалась лентами. На «жениха» надевались пестрые штаны, чёрный сюртук, на голову водружали коричневую шляпу, а на руки натягивались перчатки.
Одна нога обувалась в женский башмак, а другая — в туфлю. Взяв в руки украшенные берёзки, торговки открывали шествие с пением и плясками. Пели: «Во поле берёзка стояла», «Не будите молоду» и другие народные песни. Шествием кончался праздник, и все расходились по домам.
Общественная городская жизнь в Иркутске подвергалась в течение года сезонным колебаниям. С начала лета большинство иркутян выезжало на дачи и в деревни, где снимали для проживания помещения; на ярмарки (чаше на Нижегородскую); на промысел в тайгу, на Амур или в командировки. Благодаря этому из города летом выезжало более трети его жителей. Город пустел.
И только в местах магазинов и строек виднелись признаки движения жизни. Даже днём на городских улицах редки пешеходы и экипажи. Только в воскресенье заполнялся отдыхающими самый большой в Иркутске Интендантский сад. Да и то сад минеральных вод и летний театр, находящиеся в Интендантском саду, бездействовали.
Только к осени общественная жизнь заметно оживлялась. Начинался сезон спектаклей и концертов, хотя зрителей присутствовало ещё пока немного. В зимнее же время Иркутск становится многолюдным, довольно шумным и весёлым городом. В середине XIX в. в Иркутске пользовались большой популярностью зимние сезоны семейных и танцевальных вечеров. В Благородном собрании эти вечера проходили два раза в месяц по четвергам, а в Коммерческом собрании — еженедельно (по вторникам). С осени возобновлялись праздничные визиты иркутян друг к другу. К концу 1889 г. визиты отошли и были заменены общественными поздравлениями. В 12 часов праздничного дня представители обоего пола иркутского общества съезжались в Общественное собрание.
Первое такое поздравление состоялось 25 декабря 1889 г. Ранний раут, в котором участвовало 140 мужчин и 23 дамы, прошёл весьма оживлённо. Собранные деньги, за вычетом расходов, поступили в Распорядительный комитет Иркутского Благотворительного общества.
Первый в Иркутске инструментальный концерт, исполненный местными любителями музыки, состоялся в 1832 г. По свидетельству «Московских ведомостей», публиковавших небольшую заметку «Из Иркутска», 23 августа этого года несколько иркутян, любителей музыки, дали в пользу бедных горожан инструментальный концерт, «который весьма удачно выполнен к удовольствию всего собрания, не ожидавшего, чтобы в нашем необширном городе скрывались таланты, нам не известные». Сбор составил 700 рублей. Так началась концертная жизнь Иркутска.
С конца 1846 г. силами Иркутской Губернской гимназии были поставлены две пьесы, которые хорошо приняли иркутяне. Особенно тепло была встречена одна из этих пьес, написанная местным автором штаб-лекарем Н. И. Орловым. Больше всего зрителям понравилась песня из этой пьесы, куплеты из которой иркутяне распевали даже на улице. Вот слова из этой песни:
«Наш Иркутск — прекрасный город,
Это сущий божий дар,
Хоть зимой в нём страшный холод,
И ужасный летом жар.
Хоть в Иркутске не прельщают
Ни палаты, ни дворцы,
Не дивят, не восхищают
Нас гвардейцы молодцы.
Хоть блестящего вокзала
Долго мы не заведём,
Хоть газеты иль журналы
Мы ещё не издаём,
И Демидовских хоть премий
Не бирал никто из нас,
Хоть, быть может, очень много
Нас во многом обвинят,
Если дельно, если строго
Разбирать нас захотят.
Петербуржцы, москвитяне,
С европейским их умом, —
Но зато мы, иркутяне,
Благословенно мы живём. . . »
Одним из самых почитаемое иркутянами являлся праздник Святителя Иннокентия. 6 сентября 1804 г. 389 представителей от городского населения подписали и подали епископу Вениамину прошение, в котором они изъявили желание видеть открытыми мощи Иннокентия, а также «чествовать угодника церковным празднованием». С 28 октября 1804 г. императором Александром I позволено «отправлять открытию всенощные бдения, молебнопения и надлежащую Святителю Иннокентию службу и с установлением праздника ему 26 ноября. Утверждённый 1 декабря 1804 г. императором Александром I указ Синода гласил: «Оное тело первого епископа Иркутского Иннокентия ... огласить святыми мощами ... и выставить в церкви показанного Вознесенского монастыря, причислив Иннокентия клику святых».
Этот указ Синода в Иркутске был получен 19 января 1805 г. 9 февраля 1805 г при большом стечении народа и в присутствии всего городского и губернского начальства состоялось торжественное перенесение признанных святыми мощей первого иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого). По этому поводу император Александр I присылает в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотым шитьём для возложения на мощи. Иркутский купец первой гильдии Н. Я Мыльников для святых мощей Иннокентия заказал в Москву роскошную серебряную раку.
Раку по всей поверхности украшала позолота с почернением; стоимости её была по тем временам весьма огромна — 14000 рублей. Общий вес раки составил пять пудов двадцать фунтов сорок восемь золотников. Рака выполнялась московскими мастерами и в начале 1808 г. была доставлена в Иркутск. 14 февраля 1808 г. в соборной Вознесенской церкви мощи Святителя Иннокентия перекладываются заранее приготовленный кипарисовый гроб, который и был помещён в серебряную раку.
К предстоящему столетию со дня открытия мощей Святителя Иннокентия в декабре 1902 г. с высочайшего соизволения в Иркутске 9 февраля устанавливается ежегодным не только церковным, но и гражданским праздником.
Иркутск с незапамятных времён стал многонациональным городом. Со дня основания городов Восточной Сибири, включая Илимск, Братск, Иркутск, поселившийся здесь русский народ мирно уживался с местными племенами. Конечно, каждая национальность в историческом развитии Сибири сохраняла свою национальную самобытность, включая язык, культуру, праздники.
Укажем хотя бы на один. У татар встреча весны знаменовалась большим гулянием, называемым «Сабантуй». Впервые в Иркутске Сабантуй по инициативе Мусульманского Благотворительного общества был устроен на ипподроме, принадлежащем Обществу конезаводства.
В Иркутске с 1911 г. ежегодно праздновался День Белого цветка — день, все пожертвования и сборы от которого поступали в фонд помощи туберкулёзным больным. Первое организационное собрание по проведению Дня Белого цветка состоялось 9 августа 1911 г. в зале Городской управы. Инициатива проведения такого праздника исходила от местного Общества врачей. В подготовке Дня Белого цветка принимало участие большинство иркутян, начиная от детского возраста и кончая горожанами весьма преклонных лет.
К этому дню изготовлялось (а кто не умел — обучался) большое количество (иногда достигающее 200-300 тысяч) цветков ромашки из белого накрахмаленного батиста, миткаля и щитки. Кроме того, специально к этому дню белые цветки заказывались и получались из Петербурга. В программу Дня Белого цветка входило официальное торжественное его открытие и шествие от Городской думы к памятнику Александру III.
Затем колонны учащихся и жителей Иркутска проходили по городским улицам. Дети, начиная от самых малышей, одетые в белое одеяние, шли попарно, держа в руках дуги, украшенные ромашками. Белые цветки продавались во всех районах города. Их разносили и развозили на разукрашенных ромашками лошадях, автомобилях и тележках.
Каждый иркутянин, невзирая на своё общественное положение, считал своим долгом и обязанностью приобрести эмблему праздника — Белый цветок. В театре, цирках, иллюзионах и на сценах других организаций шли концерты и театральные представления. По завершении праздника вся выручка поступала в Комитет Белого цветка.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей