Новости

Праздники в Иркутске до 1917 г.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Ещё древние славяне на территории России поклонялись дереву, на ветки которого подвязывали ленточки и платки. С этим верованием связано празднование Семика и народный обычай завивать в этот день венки в рощах. Истоки этого обряда уходят своими корнями в Богемию X-XI вв. Иркутские торговки ещё с XIX в. ежегодно праздновали ставший традиционным праздник Семик.

Для праздника был выбран четверг перед самой Пасхой. Интересен ритуал праздника Иркутских торговок. С утра в этот день сразу же, как уменьшается число покупателей, торговки на Хлебном базаре украшали заранее приготовленные берёзки.

Одну из них ук­рашали лентами, вторую наряжали невестою, а третью — женихом. На «невесту» надевались юбка, кофта, шляпка, коса её украшалась лентами. На «жениха» наде­вались пестрые штаны, чёрный сюртук, на голову водружали коричневую шляпу, а на руки натягивались перчатки.

Одна нога обувалась в женский башмак, а другая — в туфлю. Взяв в руки украшенные берёзки, торговки открывали шествие с пением и плясками. Пели: «Во поле берёзка стояла», «Не будите молоду» и другие на­родные песни. Шествием кончался праздник, и все расходились по домам.

Общественная городская жизнь в Иркутске подвергалась в течение года сезон­ным колебаниям. С начала лета большинство иркутян выезжало на дачи и в дерев­ни, где снимали для проживания помещения; на ярмарки (чаше на Нижегородс­кую); на промысел в тайгу, на Амур или в командировки. Благодаря этому из города летом выезжало более трети его жителей. Город пустел.

И только в местах магазинов и строек виднелись признаки движения жизни. Даже днём на городских ули­цах редки пешеходы и экипажи. Только в воскресенье заполнялся отдыхающими самый большой в Иркутске Интендантский сад. Да и то сад минеральных вод и летний театр, находящиеся в Интендантском саду, бездействовали.

Только к осени общественная жизнь заметно оживлялась. Начинался сезон спектаклей и концертов, хотя зрителей присутствовало ещё пока немного. В зимнее же время Иркутск становится многолюдным, довольно шумным и весёлым городом. В середине XIX в. в Иркутске пользовались большой популярностью зимние сезоны семейных и танцевальных вечеров. В Благородном собрании эти вечера проходили два раза в месяц по четвергам, а в Коммерческом собрании — еженедельно (по вторникам). С осени возобновлялись праздничные визиты иркутян друг к другу. К концу 1889 г. визиты отошли и были заменены общественными поздравлениями. В 12 часов праздничного дня представители обоего пола иркутского общества съезжались в Общественное собрание.

Первое такое поздравление состоялось 25 декабря 1889 г. Ранний раут, в котором участвовало 140 мужчин и 23 дамы, прошёл весьма оживлённо. Собранные деньги, за вычетом расходов, поступили в Распорядительный комитет Иркутского Благотворительного общества.

Первый в Иркутске инструментальный концерт, исполненный местными любителями музыки, состоялся в 1832 г. По свидетельству «Московских ведомостей», публиковавших небольшую заметку «Из Иркутска», 23 августа этого года несколько иркутян, любителей музыки, дали в пользу бедных горожан инструментальный концерт, «который весьма удачно выполнен к удовольствию всего собрания, не ожидавшего, чтобы в нашем необширном городе скрывались таланты, нам не извест­ные». Сбор составил 700 рублей. Так началась концертная жизнь Иркутска.

С конца 1846 г. силами Иркутской Губернской гимназии были поставлены две пьесы, которые хорошо приняли иркутяне. Особенно тепло была встречена одна из этих пьес, написанная местным автором штаб-лекарем Н. И. Орловым. Больше всего зрителям понравилась песня из этой пьесы, куплеты из которой иркутяне распевали даже на улице. Вот слова из этой песни:

«Наш Иркутск — прекрасный город,

Это сущий божий дар,

Хоть зимой в нём страшный холод,

И ужасный летом жар.

Хоть в Иркутске не прельщают

Ни палаты, ни дворцы,

Не дивят, не восхищают

Нас гвардейцы молодцы.

Хоть блестящего вокзала

Долго мы не заведём,

Хоть газеты иль журналы

Мы ещё не издаём,

И Демидовских хоть премий

Не бирал никто из нас,

Хоть, быть может, очень много

Нас во многом обвинят,

Если дельно, если строго

Разбирать нас захотят.

Петербуржцы, москвитяне,

С европейским их умом, —

Но зато мы, иркутяне,

Благословенно мы живём. . . »

Одним из самых почитаемое иркутянами являлся праздник Святителя Инно­кентия. 6 сентября 1804 г. 389 представителей от городского населения подписали и подали епископу Вениамину прошение, в котором они изъявили желание видеть открытыми мощи Иннокентия, а также «чествовать угодника церковным праздно­ванием». С 28 октября 1804 г. императором Александром I позволено «отправлять открытию всенощные бдения, молебнопения и надлежащую Святителю Иннокен­тию службу и с установлением праздника ему 26 ноября. Утверждённый 1 декабря 1804 г. императором Александром I указ Синода гласил: «Оное тело первого епис­копа Иркутского Иннокентия ... огласить святыми мощами ... и выставить в цер­кви показанного Вознесенского монастыря, причислив Иннокентия клику свя­тых».

Этот указ Синода в Иркутске был получен 19 января 1805 г. 9 февраля 1805 г при большом стечении народа и в присутствии всего городского и губернского на­чальства состоялось торжественное перенесение признанных святыми мощей пер­вого иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого). По этому поводу импера­тор Александр I присылает в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотым шитьём для возложения на мощи. Иркутский купец первой гильдии Н. Я Мыльников для святых мощей Иннокентия заказал в Москву роскошную серебря­ную раку.

Раку по всей поверхности украшала позолота с почернением; стоимости её была по тем временам весьма огромна — 14000 рублей. Общий вес раки составил пять пудов двадцать фунтов сорок восемь золотников. Рака выполнялась московс­кими мастерами и в начале 1808 г. была доставлена в Иркутск. 14 февраля 1808 г. в соборной Вознесенской церкви мощи Святителя Иннокентия перекладываются заранее приготовленный кипарисовый гроб, который и был помещён в серебря­ную раку.

К предстоящему столетию со дня открытия мощей Святителя Иннокен­тия в декабре 1902 г. с высочайшего соизволения в Иркутске 9 февраля устанавли­вается ежегодным не только церковным, но и гражданским праздником.

Иркутск с незапамятных времён стал многонациональным городом. Со дня ос­нования городов Восточной Сибири, включая Илимск, Братск, Иркутск, поселившийся здесь русский народ мирно уживался с местными племенами. Конечно, каждая национальность в историческом развитии Сибири сохраняла свою национальную самобытность, включая язык, культуру, праздники.

Укажем хотя бы на один. У татар встреча весны знаменовалась большим гулянием, называемым «Сабантуй». Впервые в Иркутске Сабантуй по инициативе Мусульманского Благотворительного общества был устроен на ипподроме, принадлежащем Обществу конезаводства.

В Иркутске с 1911 г. ежегодно праздновался День Белого цветка — день, все по­жертвования и сборы от которого поступали в фонд помощи туберкулёзным боль­ным. Первое организационное собрание по проведению Дня Белого цветка состо­ялось 9 августа 1911 г. в зале Городской управы. Инициатива проведения такого праздника исходила от местного Общества врачей. В подготовке Дня Белого цвет­ка принимало участие большинство иркутян, начиная от детского возраста и кон­чая горожанами весьма преклонных лет.

К этому дню изготовлялось (а кто не умел — обучался) большое количество (иногда достигающее 200-300 тысяч) цветков ромашки из белого накрахмаленного батиста, миткаля и щитки. Кроме того, спе­циально к этому дню белые цветки заказывались и получались из Петербурга. В программу Дня Белого цветка входило официальное торжественное его открытие и шествие от Городской думы к памятнику Александру III.

Затем колонны уча­щихся и жителей Иркутска проходили по городским улицам. Дети, начиная от самых малышей, одетые в белое одеяние, шли попарно, держа в руках дуги, укра­шенные ромашками. Белые цветки продавались во всех районах города. Их раз­носили и развозили на разукрашенных ромашками лошадях, автомобилях и те­лежках.

Каждый иркутянин, невзирая на своё общественное положение, считал своим долгом и обязанностью приобрести эмблему праздника — Белый цветок. В театре, цирках, иллюзионах и на сценах других организаций шли концерты и театральные представления. По завершении праздника вся выручка поступала в Комитет Белого цветка.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.