ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Возникновение и распространение православных церковно-общественных организаций в Сибири относится ко второй половине XIX — началу XX в.
Здесь находились филиалы организаций, созданных в столичных городах: комитеты Православного Миссионерского общества, отделы Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) и др., а также самостоятельные организации, в том числе церковного братства. Появление последних было вызвано желанием превратить православные приходы в реальные центры духовной и культурной жизни. В 1864 изданы «Основные правила для учреждения православных церковных братств», что и послужило исходной точкой в истории их деятельности. В 1914 число братств в России превышало 700. Исследователи выделяют 4 типа братств: религиозно-просветительные, миссионерские (противостарообрядческие, противосектантские), благотворительные, церковно-благоустроительные. Указанные направления деятельности характерны и для братств Сибири.
В Сибири в конце XIX - начале XX в. действовали следующие епархиальные братства: в Тобольской епархии - Братство святого Димитрия Солунского (создано в 1890); в Томской - противостарообрядческое Братство свт. Димитрия Ростовского (1884/85); в Иркутской — Церковное братство свт. Иннокентия (1901—19); в Енисейской — Братство во имя Рождества Пресвятыя Богородицы при Красноярском кафедральном соборе (1892), в 1913 преобразованное в епархиальное свт. Иннокентия; в Забайкальской - Читинское братство святых Кирилла, Мефодия и Иннокентия (1885); в Якутской — Братство Христа Спасителя (1892); в Омской - Братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения (1898); в Благовещенске - Братство во имя Пресвятыя Богородицы (1887?); во Владивостоке - Камчатское православное братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса с отделениями в других городах Российской империи (1910).
Крупнейшим в Сибири было Тобольское епархиальное братство. Известность ему принесла широкая деятельность в области просвещения и благотворительности. Члены братства проводили внебогослужебные беседы и проповеди в храмах Тобольска, сопровождавшиеся бесплатной раздачей брошюр и листков собственного издания. При братстве существовало училищное отделение, занимавшееся подбором кадров учителей, приобретением учебной литературы для церковно-приходских школ. В 1899 открыта библиотека-читальня братства, одна из 4 постоянно действовавших библиотек Тобольска. В ней можно было приобрести религиозную литературу. Братство содержало на свои средства несколько сельских библиотек.
Занималось Тобольское братство и изучением церковной истории Тобольской епархии. При братстве в 1903 учреждены Тобольское церковное древлехранилище, а также Архивная комиссия. Председателем комиссии был ректор семинарии П.Д. Головин, главным архивариусом - A. И. Юрьевский. Всю научно-поисковую работу возглавлял педагог семинарии Н.А. Бирюков. Наиболее фундаментальной публикацией комиссии явились «Очерки из истории Тобольской духовной семинарии» Н.А. Бирюкова, опубликованные в «Тобольских епархиальных ведомостях» в 1903-15. Значительный вклад в историографию епархии внесли труды протоиерея А.И. Юрьевского, А.И. Городкова, B. А. Ивановского, В.А. Рождественского. Тобольское епархиальное братство осуществляло широкую издательскую деятельность. В 1894 при нем учреждена типография; издавались труды богословского характера, религиозно-нравственная литература для народа (слова, беседы, поучения и другое), азбуки, учебники и учебные пособия для коренных народов Тобольского Севера, справочники по Тобольской епархии; труды Древлехранилища и Архивной комиссии. В типографии братства печатались «Тобольские епархиальные ведомости».
Входила в задачи братства и миссионерская деятельность. Члены братства собирали сведения о состоянии старообрядчества и иноверия в Тобольской епархии, устраивали внебогослужебные собеседования с «язычниками», помогали в получении их детьми христианского образования, оказывали материальную помощь новокрещеным.
Томское епархиальное братство имело противостарообрядческий характер. Руководил им преосв. Макарий (Невский). Отделения были открыты во многих городах епархии. Члены братства занимались изучением старообрядчества на местах, сбором сведений о староверах, их численности, согласиях, наставниках, о степени влияния на прихожан РПЦ, а также заботились о пресечении этого влияния. На средства братства содержались миссионеры, открывались школы, заводились и пополнялись библиотеки с антистарообрядческой литературой. Активность этой деятельности братства падает на 1905, а с 1909 основные усилия миссионеров направлялись на борьбу с сектантством.
В Иркутской епархии в 1901 возникло и просуществовало до разгрома А.В. Колчака Церковное братство свт. Иннокентия, созданное в целях религиозно-нравственные просвещения. Оно оставило заметный след в культурной жизни края: открыло библиотеку, проводило чтения, концерты. Члены организации большое место уделяли литературным занятиям, активно печатались на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей», развернули собственную издательскую деятельность (осуществлено более 80 различных изданий), хотя своей типографии братство не имело. Братство издавало книги, брошюры, листки, главным образом религиозно-нравственного содержания, но затрагивались и острые проблемы современной жизни (война, революция и другие). Деятельность братства была тесно связана с почитанием первого иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого).
Енисейское епархиальное братство решало религиозно-просветительские и благотворительные задачи: создавало народные библиотеки и книжные склады, проводило чтения, организовывало паломничества, крестные ходы, устраивало развлекательные мероприятия. При братстве действовали общества трезвости. Аналогичным было и Омское братство ревнителей православия.
В епархиях действовали и другие церковно-религиозные организации, называвшиеся братствами: миссионерское Обдорское братство святого Гурия Тобольской епархии, Иннокентиевское братство трезвости в Томске и другие. Большинство членов братств рассматривали свою деятельность как барьер на пути распространения революционных идей. Ни одно братство не пережило революции и Гражданской войны.
Заметный след в духовном просвещении региона оставила деятельность отделов ИППО в Тобольской, Томской, Благовещенской, Якутской, Забайкальской епархиях. Первыми возникли Томский и Якутский отделы (1894). Организации проводили внебогослужебные чтения, беседы, распространяли издания ИППО, сами публиковали сочинения в рамках задач общества. Они знакомили православное население со святынями Святой земли, осуществляли сбор пожертвований для поддержания православия на Ближнем Востоке, занимались организацией паломничеств. Деятельность отделов ИППО носила массовый характер. Чтения проводились в губернских, уездных городах, селах, деревнях, в «инородческих» юртах.
В начале ХХ в. в Томской и Енисейской епархиях действовали церковно-историко-археологические общества.
В советское время братства были закрыты. Только с 1990-х гг. в Сибири начинает развиваться активная общественно-православная деятельность; одним из ее проявлений стало возрождение института братств (см. статьи, посвященные сибирским епархиям).
Лит.: Волкова В.Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX века. Новосибирск, 1995; Фефелова О.А. Томское православное братство // Тр. Том. гос. объед. ист.-архит. музея. 1996. Т. 9; Иванова Л.В. Возрождение православных братств и обзор исторических форм братских движений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюл. 1997. № 2; Цысь О.П. Общественно-религиозные организации Тобольской епархии в конце XIX — начале XX века // Новое в исторической науке: В помощь преподавателям истории. Нижневартовск, 1997. Вып. 1; Коновалова Е.Н. Книгоиздание Тобольской губернии (вторая половина XIX — начало XX в.). Тюмень, 2002.
Н.К. Чернышова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей