Новости

Постоянный мост через Ангару до 1917

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Неудобство понтонного моста заключалось ещё и в том, что по несколько дней в году в весенний и осенний периоды переправа через Ангару производилась на лод­ках, карбазах и пароходах. Практически город в этот период был разделён на две несообщающиеся части. К концу девятнадцатого столетия в городе уже начинала за­рождаться идея о строительстве через Ангару нового постоянного моста.

Эта идея высказывалась даже на таком далёком от вопроса строительства моста событии, как закладка иркутского железнодорожного вокзала. В большинстве речей на торжествен­ном обеде, состоявшемся в 1897 г., высказывалось пожелание иметь в городе вместо понтонного постоянный мост.

Родившаяся идея обрела практическое осуществление в начале следующего века, когда Дума поручила инженерам Крылову и Лушникову разработать проект посто­янного моста через Ангару. С 20 февраля 1906 г. на Ангаре против бань Курбатова были начаты изыскательские работы с целью выбора места устройства постоянного моста. Бурение дна Ангары производилось со льда на глубину 5-6 саженей. Изыска­ния были окончены до весеннего ледохода. Почти одновременно изыскательские работы для постройки моста производились инженером Пушечниковым. Правда, он вёл бурение всего на 2-3 сажени,

Несмотря на эти изыскания, решение вопроса о возведении в Иркутске постоян­ного моста через Ангару продвигалось очень медленно, если не сказать более обще остановилось. Правда, в начале августа 1909 г. при переговорах с представите­лем англо-шведской Компании А. Б. Гутманом последний предлагал от имени Ком­пании построить постоянный мост в Иркутске.

Что касается инженеров Крылова и Лушникова, то они всё-таки доработали про­ект моста, выполнив в полном объёме задание Городской думы. На заседании Го­родской думы 9 сентября 1911 г. был рассмотрен их проект. Дума приняла проект инженеров Крылова и Лушникова с внесёнными изменениями, касающимися того, что отказались от устройства, предусмотренного проектом железнодорожного пути на этом мосту. В соответствии с этим Дума поручила Городской управе и специаль­ной Комиссии по строительству постоянного моста разработать условия и объявить конкурс на лучший проект моста через Ангару. Но конкурс не был организован по причине его нецелесообразности. Так посчитала высшая губернская администрация.

А 5 февраля 1913 г. Городская дума отвергла проект инженеров Крылова и Луш­никова и приняла предложение председателя «мостовой» Комиссии Сахарова о со­оружении моста по новым условиям, для чего необходимо объявить конкурс. На за­седании Думы, состоявшемся 5 ноября этого же года, несмотря на несогласие мно­гих гласных не принимать каких-либо решений о строительстве моста в преддверии выборов в гласные Думы, было постановлено большинством голосов принять пред­ложение того же Сахарова: конкурса не объявлять, а поручить составление проекта моста по новому техническому заданию военному инженеру профессору Г. Кривошеину.

В начале этого же года Дума выделила 2535 рублей на производство промеров глу­бин Ангары и бурение скважин для исследования дна реки. Эти уточнённые замеры потребовались как исходные данные для вновь составляемых проектов моста. И с 20 февраля начались буровые работы сразу же шести шурфов. Очень торопились про­извести исследования грунта до начала ледохода. Поэтому работы производились круглосуточно. В октябре 1913 г. российским правительством городу Иркутску был разрешён заём на сумму 2 350 000 рублей на постройку моста через Ангару. Погашение займа и уплата процентов обеспечивались попудным сбором с грузов и городс­ким имуществом.

В начале 1914 г., 12 января, Городская управа заключает договор на постройку постоянного моста через Ангару с военным инженером, генерал-майором Г. Кривошеиным. Сам Г. Кривошеин не приехал в Иркутск, а прислал им подписанный дого­вор. В марте профессор Г. Кривошеий прислал в Иркутск три варианта эскизных проектов моста.

Первый вариант предусматривал строительство консольного моста в три пролё­та; стоимость определялась в сумме 1 383 966 рублей. Второй проект — мост арочный трёхпролётный — был самым дорогим. Его стоимость достигала величины в 1 587 286 рублей. Большинство гласных на заседании Городской думы 28 марта 1914 г. склонялось к третьему варианту, который предусматривал сооружение арочно-консольного металлического трёхпролётного моста стоимостью по проекту 1 436 017 рублей. Автором проектов наряду с профессором Г. Кривошеиным был и архитектор Е. Кон­стантинович.

Интересно отметить, что ещё не построенный мост начал влиять на некоторые моменты жизни города. Как сообщается в исторической литературе, из-за неопреде­лённости решения вопроса строительства моста военным министерством предпола­гался перенос в Читу Управления Военного округа. По этой проблеме в Иркутск 5 мая 1914 г. прибыл российский военный министр Сухомлинов. Заместитель городс­кого головы Донской сделал доклад министру о положении дел со строительством постоянного моста через Ангару в Иркутске. Сухомлинов не очень-то был удовлет­ворён состоянием дел по этому вопросу. Начавшаяся война ещё более отодвинула практическую реализацию не только сооружения, но и составление проектно-сметной документации на строительство моста.

Активизация в разрешении вопросов проектирования постоянного моста для Иркутска наступила с 1916 г. А начался этот год со скандального дела. По сообще­нию газеты «Иркутская жизнь» от 9 января 1916 г., инженерами Крыловым и Лушниковым предъявлен городу иск на 10 тысяч рублей. Инженеры предъявили претен­зии к Городской думе, которая им поручила разработку проекта постоянного моста через Ангару. Со своей стороны Крылов и Лушников выполнили все условия и пред­ставили Думе готовый проект. Дума же без причин отвергла его. В суде иск был удов­летворён, а апелляцию города поддержала Судебная палата.

В середине апреля 1916 г. Городская управа получает из центра от Главного уп­равления по делам местного хозяйства утверждённый ещё 4 марта министром внут­ренних дел Журнал Технико-строительного Комитета по представленному Криво­шеиным детальному проекту постоянного моста. Проектом определялась стоимость моста в сумме 1767000 рублей.

27 мая 1916 г. в 7 часов вечера состоялось заседание Комиссии по постройке по­стоянного моста через Ангару. Комиссия признала необходимость отчуждения учас­тка земли, принадлежащего причту Чудотворской церкви. Кроме того, Комиссия, рассмотрев Журнал Главного Технического комитета при Министерстве внутрен­них дел, постановила войти в Городскую думу с докладом о поручении профессору Кривошеину внести в составленный им проект постоянного моста те изменения, которые рекомендовал Главный Технический комитет. Эти изменения касались уве­личения высоты моста на 1,25 сажени.

В начале июня на очередном заседании Городской думы выносится на рассмот­рение вопрос о постройке постоянного моста через Ангару. По этому поводу газета «Иркутская жизнь» 9 июня сообщает: «Городской голова И. М. Бобровский докла­дывает, что проект моста, составленный профессором Кривошеиным, не получил окончательного утверждения, так как Технический комитет при Министерстве внут­ренних дел признал необходимым увеличить высоту моста на 1,25 сажени. Проект Комитетом в архитектурном отношении и в смысле конструирования признан удов­летворительным. В связи с поднятием моста, естественно, должен повыситься виа­дук для свободного подъезда к мосту. Поэтому есть опасение, что соседние с виаду­ком дома будут заслонены и прилегающая к нему часть улицы потеряет в отношении благоустройства...

По проекту, составленному инженерами Лушниковым и Крыловым, подъезд к мосту должен быть не крутой, а отлогий, и потому пришлось бы местность, прилега­ющую к мосту, подготовить, что вызвало бы громадные расходы. Вследствие изме­нения проекта и необходимости поднятия моста на 1,25 сажени сооружение его удо­рожается на 400000 рублей; устройство же моста с разводной частью будет стоить на 800000 рублей дороже. Городской голова и председатель мостовой Комиссии В. М. Посохин находили, что ходатайство профессора Кривошеина подлежит удовлетво­рению. За составление проекта моста разводного профессор Кривошеий потребует 50000 рублей, обязуясь составить проект в течение года.

Гласные Оглоблин, Шварц и другие высказались против передачи профессору Кривошеину пересоставление проекта. Гласный Стравинский заявляет, что по договору, заключённому с профес­сором Кривошеиным, последний за условленное вознаграждение 18000 рублей обя­зан был по истечении года со дня получения эскиза не только составить подробный проект и смету, но и исходатайствовать утверждение проекта и разрешение присту­пить к постройке. Проект не был утвержден, а об исходатайствовании нет и речи, так как самый проект подлежит переработке. Поэтому профессор не исполнил приня­той на себя обязанности и ему не следует делать прибавки 1000 рублей. Городская дума, поручая выработку проекта моста профессору Кривошеину, видела в нём спе­циалиста, который должен был знать, какой высоты следует строить мост. Проект Лушникова и Крылова не был принят на том основании, что приведение его в ис­полнение должно повлечь за собой снос построек, прилегающих к мосту на значи­тельном протяжении. Некоторыми гласными предлагалось проект моста поручить составить местным техническим силам, но предложение это не встретило сочув­ствия. Городская дума постановила принять предложение председателя мостовой Комиссии В. М. Посохина, то есть поручить профессору Кривошеину закончить проекте поправками, указанными Техническо-строительным комитетом, в 2-3 ме­сячный срок... При этом Городская дума приняла поправку гласного Горбунова о том, что профессор Кривошеий должен представить проект законченным и разре­шённым к постройке. Затем Городская дума постановила приобрести участок, при­надлежащий причту Чудотворской церкви для устройства съезда с постоянного моста за 30000 рублей».

На основании требований Технико-строительного Комитета Комиссия по пост­ройке постоянного моста через Ангару 15 июня 1916г. обсуждала вопрос о сдаче про­фессору Кривошеину перепроектирования моста. Комиссия согласилась с выдачей аванса 5000 рублей из общей обговоренной суммы, равной десяти тысячам рублей. Обсудив вопрос по требованию того же Строительного Комитета о повороте моста до 12 градусов, Комиссия постановила произвести вынос привязок на место и по окон­чании этой работы оценить расположение подъездах дамб на левом берегу реки. На заседании Комиссии городским головой было предложено обратиться к другим ин­женерам-специалистам с просьбой провести экспертную оценку стоимости строи­тельства моста. Член Комиссии А. В. Шангин указал, что это отодвинет разрешение вопроса на неопределённое время. По предложению Г. И. Русанова Комиссия ре­шила просить иркутского архитектора В. А. Рассушина, в то время находящегося в Петербурге, проконсультироваться у инженеров-специалистов по поводу стоимости разводного моста. А для этого поручить инженерам Казакову, Белоцерковскому и Охотникову предоставить данные, позволившие бы определить стоимость развод­ного моста.

Выше говорилось, что в 1913 г. Иркутску на строительство понтонного моста был разрешён заём в 2 350 000 рублей. При этом было выставлено условие о реализации этого займа в течение трёх лет. Этот срок истекал 25 июля 1916 г. В связи с этим на заседании Городской думы, прошедшем под председательством городского головы И. М. Бобровского 17 мая этого года, по рекомендации Комиссии по сооружению моста было принято решение о ходатайстве перед Министерством внутренних дел об отсрочке реализации займа на год. В постановлении причинами для такого хода­тайства указывалось, что «по нынешним условиям денежный рынок крайне загру­жен». Кроме того, во время войны не предвидится возможности приступить к строи­тельству моста, так как ни один из железоделательных заводов не принимает заказ. А вследствие растущей дороговизны и недостатка рабочих рук стоимость постройки моста может чрезвычайно превысить рассчитанную проектом.

К концу 1916 г. профессор Кривошеий закончил составление проекта согласно договору с Иркутской Городской думой. Полученный от автора проект и поясни­тельная записка к нему были 12 декабря 1916 г. рассмотрены на заседании Комиссии по постройке постоянного моста. Комиссия приняла этот проект и обратилась к про­фессору Кривошеину с просьбой получить от Министерства внутренних дел разре­шение на постройку моста. На этом же заседании было зачитано письмо профессора Кривошеина по поводу разработки проекта разводного моста. Комиссия не смогла определить своё отношение к этому письму, так как в её составе не было лиц со спе­циальными знаниями, позволившими бы оценить разработку и решение вопроса о разводном мосте. Поэтому Комиссия обратилась к Городской думе о вводе новых членов в её состав, в том числе и специалистов-мостовиков.

Ну, а дальше наступает семнадцатый год, кардинально изменивший государствен­ность России. Начался период разрухи, принесённый гражданской войной. Многие вопросы общественного развития, в том числе и сооружение постоянного моста в Иркутске, были отложены на довольно продолжительный срок.

Попутно можно заметить, что следующая попытка постройки моста состоялась в марте 1921 г., когда, как отмечает в своих записях Н. С. Романов, «Комгосором (от­делом коммунальных и государственных сооружений Губсовнархоза) возбуждён воп­рос о постройке каменного моста через Ангару в Иркутске. В проекте постройка та­кого считается наиболее осуществимой. Указывается на инженера Бычкова как спе­циалиста лёгких арочных каменных мостов». Нои эта попытка не принесла успеха.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.