Неудобство понтонного моста заключалось ещё и в том, что по несколько дней в году в весенний и осенний периоды переправа через Ангару производилась на лодках, карбазах и пароходах. Практически город в этот период был разделён на две несообщающиеся части. К концу девятнадцатого столетия в городе уже начинала зарождаться идея о строительстве через Ангару нового постоянного моста.
Эта идея высказывалась даже на таком далёком от вопроса строительства моста событии, как закладка иркутского железнодорожного вокзала. В большинстве речей на торжественном обеде, состоявшемся в 1897 г., высказывалось пожелание иметь в городе вместо понтонного постоянный мост.
Родившаяся идея обрела практическое осуществление в начале следующего века, когда Дума поручила инженерам Крылову и Лушникову разработать проект постоянного моста через Ангару. С 20 февраля 1906 г. на Ангаре против бань Курбатова были начаты изыскательские работы с целью выбора места устройства постоянного моста. Бурение дна Ангары производилось со льда на глубину 5-6 саженей. Изыскания были окончены до весеннего ледохода. Почти одновременно изыскательские работы для постройки моста производились инженером Пушечниковым. Правда, он вёл бурение всего на 2-3 сажени,
Несмотря на эти изыскания, решение вопроса о возведении в Иркутске постоянного моста через Ангару продвигалось очень медленно, если не сказать более обще остановилось. Правда, в начале августа 1909 г. при переговорах с представителем англо-шведской Компании А. Б. Гутманом последний предлагал от имени Компании построить постоянный мост в Иркутске.
Что касается инженеров Крылова и Лушникова, то они всё-таки доработали проект моста, выполнив в полном объёме задание Городской думы. На заседании Городской думы 9 сентября 1911 г. был рассмотрен их проект. Дума приняла проект инженеров Крылова и Лушникова с внесёнными изменениями, касающимися того, что отказались от устройства, предусмотренного проектом железнодорожного пути на этом мосту. В соответствии с этим Дума поручила Городской управе и специальной Комиссии по строительству постоянного моста разработать условия и объявить конкурс на лучший проект моста через Ангару. Но конкурс не был организован по причине его нецелесообразности. Так посчитала высшая губернская администрация.
А 5 февраля 1913 г. Городская дума отвергла проект инженеров Крылова и Лушникова и приняла предложение председателя «мостовой» Комиссии Сахарова о сооружении моста по новым условиям, для чего необходимо объявить конкурс. На заседании Думы, состоявшемся 5 ноября этого же года, несмотря на несогласие многих гласных не принимать каких-либо решений о строительстве моста в преддверии выборов в гласные Думы, было постановлено большинством голосов принять предложение того же Сахарова: конкурса не объявлять, а поручить составление проекта моста по новому техническому заданию военному инженеру профессору Г. Кривошеину.
В начале этого же года Дума выделила 2535 рублей на производство промеров глубин Ангары и бурение скважин для исследования дна реки. Эти уточнённые замеры потребовались как исходные данные для вновь составляемых проектов моста. И с 20 февраля начались буровые работы сразу же шести шурфов. Очень торопились произвести исследования грунта до начала ледохода. Поэтому работы производились круглосуточно. В октябре 1913 г. российским правительством городу Иркутску был разрешён заём на сумму 2 350 000 рублей на постройку моста через Ангару. Погашение займа и уплата процентов обеспечивались попудным сбором с грузов и городским имуществом.
В начале 1914 г., 12 января, Городская управа заключает договор на постройку постоянного моста через Ангару с военным инженером, генерал-майором Г. Кривошеиным. Сам Г. Кривошеин не приехал в Иркутск, а прислал им подписанный договор. В марте профессор Г. Кривошеий прислал в Иркутск три варианта эскизных проектов моста.
Первый вариант предусматривал строительство консольного моста в три пролёта; стоимость определялась в сумме 1 383 966 рублей. Второй проект — мост арочный трёхпролётный — был самым дорогим. Его стоимость достигала величины в 1 587 286 рублей. Большинство гласных на заседании Городской думы 28 марта 1914 г. склонялось к третьему варианту, который предусматривал сооружение арочно-консольного металлического трёхпролётного моста стоимостью по проекту 1 436 017 рублей. Автором проектов наряду с профессором Г. Кривошеиным был и архитектор Е. Константинович.
Интересно отметить, что ещё не построенный мост начал влиять на некоторые моменты жизни города. Как сообщается в исторической литературе, из-за неопределённости решения вопроса строительства моста военным министерством предполагался перенос в Читу Управления Военного округа. По этой проблеме в Иркутск 5 мая 1914 г. прибыл российский военный министр Сухомлинов. Заместитель городского головы Донской сделал доклад министру о положении дел со строительством постоянного моста через Ангару в Иркутске. Сухомлинов не очень-то был удовлетворён состоянием дел по этому вопросу. Начавшаяся война ещё более отодвинула практическую реализацию не только сооружения, но и составление проектно-сметной документации на строительство моста.
Активизация в разрешении вопросов проектирования постоянного моста для Иркутска наступила с 1916 г. А начался этот год со скандального дела. По сообщению газеты «Иркутская жизнь» от 9 января 1916 г., инженерами Крыловым и Лушниковым предъявлен городу иск на 10 тысяч рублей. Инженеры предъявили претензии к Городской думе, которая им поручила разработку проекта постоянного моста через Ангару. Со своей стороны Крылов и Лушников выполнили все условия и представили Думе готовый проект. Дума же без причин отвергла его. В суде иск был удовлетворён, а апелляцию города поддержала Судебная палата.
В середине апреля 1916 г. Городская управа получает из центра от Главного управления по делам местного хозяйства утверждённый ещё 4 марта министром внутренних дел Журнал Технико-строительного Комитета по представленному Кривошеиным детальному проекту постоянного моста. Проектом определялась стоимость моста в сумме 1767000 рублей.
27 мая 1916 г. в 7 часов вечера состоялось заседание Комиссии по постройке постоянного моста через Ангару. Комиссия признала необходимость отчуждения участка земли, принадлежащего причту Чудотворской церкви. Кроме того, Комиссия, рассмотрев Журнал Главного Технического комитета при Министерстве внутренних дел, постановила войти в Городскую думу с докладом о поручении профессору Кривошеину внести в составленный им проект постоянного моста те изменения, которые рекомендовал Главный Технический комитет. Эти изменения касались увеличения высоты моста на 1,25 сажени.
В начале июня на очередном заседании Городской думы выносится на рассмотрение вопрос о постройке постоянного моста через Ангару. По этому поводу газета «Иркутская жизнь» 9 июня сообщает: «Городской голова И. М. Бобровский докладывает, что проект моста, составленный профессором Кривошеиным, не получил окончательного утверждения, так как Технический комитет при Министерстве внутренних дел признал необходимым увеличить высоту моста на 1,25 сажени. Проект Комитетом в архитектурном отношении и в смысле конструирования признан удовлетворительным. В связи с поднятием моста, естественно, должен повыситься виадук для свободного подъезда к мосту. Поэтому есть опасение, что соседние с виадуком дома будут заслонены и прилегающая к нему часть улицы потеряет в отношении благоустройства...
По проекту, составленному инженерами Лушниковым и Крыловым, подъезд к мосту должен быть не крутой, а отлогий, и потому пришлось бы местность, прилегающую к мосту, подготовить, что вызвало бы громадные расходы. Вследствие изменения проекта и необходимости поднятия моста на 1,25 сажени сооружение его удорожается на 400000 рублей; устройство же моста с разводной частью будет стоить на 800000 рублей дороже. Городской голова и председатель мостовой Комиссии В. М. Посохин находили, что ходатайство профессора Кривошеина подлежит удовлетворению. За составление проекта моста разводного профессор Кривошеий потребует 50000 рублей, обязуясь составить проект в течение года.
Гласные Оглоблин, Шварц и другие высказались против передачи профессору Кривошеину пересоставление проекта. Гласный Стравинский заявляет, что по договору, заключённому с профессором Кривошеиным, последний за условленное вознаграждение 18000 рублей обязан был по истечении года со дня получения эскиза не только составить подробный проект и смету, но и исходатайствовать утверждение проекта и разрешение приступить к постройке. Проект не был утвержден, а об исходатайствовании нет и речи, так как самый проект подлежит переработке. Поэтому профессор не исполнил принятой на себя обязанности и ему не следует делать прибавки 1000 рублей. Городская дума, поручая выработку проекта моста профессору Кривошеину, видела в нём специалиста, который должен был знать, какой высоты следует строить мост. Проект Лушникова и Крылова не был принят на том основании, что приведение его в исполнение должно повлечь за собой снос построек, прилегающих к мосту на значительном протяжении. Некоторыми гласными предлагалось проект моста поручить составить местным техническим силам, но предложение это не встретило сочувствия. Городская дума постановила принять предложение председателя мостовой Комиссии В. М. Посохина, то есть поручить профессору Кривошеину закончить проекте поправками, указанными Техническо-строительным комитетом, в 2-3 месячный срок... При этом Городская дума приняла поправку гласного Горбунова о том, что профессор Кривошеий должен представить проект законченным и разрешённым к постройке. Затем Городская дума постановила приобрести участок, принадлежащий причту Чудотворской церкви для устройства съезда с постоянного моста за 30000 рублей».
На основании требований Технико-строительного Комитета Комиссия по постройке постоянного моста через Ангару 15 июня 1916г. обсуждала вопрос о сдаче профессору Кривошеину перепроектирования моста. Комиссия согласилась с выдачей аванса 5000 рублей из общей обговоренной суммы, равной десяти тысячам рублей. Обсудив вопрос по требованию того же Строительного Комитета о повороте моста до 12 градусов, Комиссия постановила произвести вынос привязок на место и по окончании этой работы оценить расположение подъездах дамб на левом берегу реки. На заседании Комиссии городским головой было предложено обратиться к другим инженерам-специалистам с просьбой провести экспертную оценку стоимости строительства моста. Член Комиссии А. В. Шангин указал, что это отодвинет разрешение вопроса на неопределённое время. По предложению Г. И. Русанова Комиссия решила просить иркутского архитектора В. А. Рассушина, в то время находящегося в Петербурге, проконсультироваться у инженеров-специалистов по поводу стоимости разводного моста. А для этого поручить инженерам Казакову, Белоцерковскому и Охотникову предоставить данные, позволившие бы определить стоимость разводного моста.
Выше говорилось, что в 1913 г. Иркутску на строительство понтонного моста был разрешён заём в 2 350 000 рублей. При этом было выставлено условие о реализации этого займа в течение трёх лет. Этот срок истекал 25 июля 1916 г. В связи с этим на заседании Городской думы, прошедшем под председательством городского головы И. М. Бобровского 17 мая этого года, по рекомендации Комиссии по сооружению моста было принято решение о ходатайстве перед Министерством внутренних дел об отсрочке реализации займа на год. В постановлении причинами для такого ходатайства указывалось, что «по нынешним условиям денежный рынок крайне загружен». Кроме того, во время войны не предвидится возможности приступить к строительству моста, так как ни один из железоделательных заводов не принимает заказ. А вследствие растущей дороговизны и недостатка рабочих рук стоимость постройки моста может чрезвычайно превысить рассчитанную проектом.
К концу 1916 г. профессор Кривошеий закончил составление проекта согласно договору с Иркутской Городской думой. Полученный от автора проект и пояснительная записка к нему были 12 декабря 1916 г. рассмотрены на заседании Комиссии по постройке постоянного моста. Комиссия приняла этот проект и обратилась к профессору Кривошеину с просьбой получить от Министерства внутренних дел разрешение на постройку моста. На этом же заседании было зачитано письмо профессора Кривошеина по поводу разработки проекта разводного моста. Комиссия не смогла определить своё отношение к этому письму, так как в её составе не было лиц со специальными знаниями, позволившими бы оценить разработку и решение вопроса о разводном мосте. Поэтому Комиссия обратилась к Городской думе о вводе новых членов в её состав, в том числе и специалистов-мостовиков.
Ну, а дальше наступает семнадцатый год, кардинально изменивший государственность России. Начался период разрухи, принесённый гражданской войной. Многие вопросы общественного развития, в том числе и сооружение постоянного моста в Иркутске, были отложены на довольно продолжительный срок.
Попутно можно заметить, что следующая попытка постройки моста состоялась в марте 1921 г., когда, как отмечает в своих записях Н. С. Романов, «Комгосором (отделом коммунальных и государственных сооружений Губсовнархоза) возбуждён вопрос о постройке каменного моста через Ангару в Иркутске. В проекте постройка такого считается наиболее осуществимой. Указывается на инженера Бычкова как специалиста лёгких арочных каменных мостов». Нои эта попытка не принесла успеха.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей