Новости

Поповцы в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПОПОВЦЫ в Сибири. Поповцы — общее название старообряд­цев, признающих священство и церковную иерархию. Одно из основных старообрядческих течений, оформившееся на рубеже XVII-XVIII вв. Главные центры в европейской части страны — Керженец, Ветка, Стародубье, Иргиз; с 1771 ведущим центром поповцев становится Рогожское кладбище в Москве. Наибольшее распространение поповцы имели в Тобольской и Томской губерниях, в Забайкалье. В этих местах смешивалось несколько миграционных потоков, легальных и нелегальных. Распространение поповцев в Сибири стало особенно заметным после 2 разгромов русскими правительственными войсками старообрядческих поселений на острове Ветка (тогда — территория Польши) в 1735 и 1764. После насильственного вывода староверов с Ветки образовались компактные старообрядческие поселения на Алтае, в Забайкалье («поляки», «семейские»). Много поповцев насчитывалось и среди «каменщиков» Алтая.

Первоначально течение состояло из беглопоповцев, принимавших переходящее («беглое») из РПЦ священст­во. Решение о приеме «вторым чином» (через миропомазание) клириков РПЦ впервые принято иноками «дониконовского» рукоположения Дионисием Шуйским и Трифилием Вологодским на Керженце, окончательно подтверждено Московским собором беглопоповцев 1779. Вследствие внутренней эволюции в условиях преследования со стороны церковных и гражданских властей поповцы разделились на несколько согласий. Наиболее крупные согласия — часовенное (после 1840 перешло к беспоповской практике) (см. Часовенные Сибири) и белокриницкое.

Белокриницкое согласие, иначе — «австрийское», Белокриницкая иерархия; самоназваниа — Древлеправославная Церковь Христова, с 1988 — Русская православная старообрядческая церковь. С ноября 1827 запрещался переход в старообрядчество священства из официальноц Церк­ви, строго ограничивалось его перемещение, строительство и ремонт старообрядческих культовых зданий — церквей, часовен, молельных домов. Активно практиковалось насильственное обращение в единоверие. Разгрому подвергся ряд монастырей и центров беглопоповцев. Следствием репрессивной политики явилось решение влиятельных ста­рообрядческих общин страны на Московском соборе 1832 о поиске епископа и учреждении епископской кафедры за границей. Поиск завершился принятием (через миропо­мазание) в октябре 1846 в селе Белая Криница (Австрийская императирица) босно-сараевского митррполита Амвросия. На рубеже 1850—60-х гг. белокриницкое согласие распространяется среди беглопоповских общин Томской губернии — в Барна­ульском, Бийском, Змеиногорском, Томском, частично Каинском и Мариинском уездах. Первоначально в Сибири была образована единая сибирская кафедра. Первый сибирский епископ Савватий (Левшин) — епископ Тобольский и всея Си­бири (1862—82). В октябре 1883, после избрания Савватия архиепископом Московским, на сибирскую кафедру возведен епископ Мефодий (Екимов). Не позднее 1887 выделяется Томская епархия. В ее состав входили белокриницкие общины Томской, Иркутской, Енисейской губерний, Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. В 1894 после ареста и ссылки епископа Мефодия во епископа Пермско-Тобольского и «временно сибирского» рукоположен священноинок Антоний (Паромов). В сентябре 1899 в сан епископа Томского и всея Сибири возведен игумен Архангельского мужского скита Феодосий.

Вследствие конфликта между попечителями на Ро­гожском кладбище, радикальными и умеренными группами отдельных белокриницких обществ после появления в феврале 1862 так называемого Окружного послания, в белокриницком согласии выде­ляются «неокружники». Основная их масса в 1910-х гг. про­живала в Барнаульском уезде (около 1889 душ обоего пола) и Бийском уезде (886 душ обоего пола); часть - в Каинском и Мариинском уездах Сибирские «неокружники» не признавали регистрации общин после 1905-06. После Октябрьской револю­ции согласно Вятскому «соборному определению» они отказались признавать запись в колхозы. В 1930-е гг. иерархия прерывается. Часть «неокружников» переходит в катакомбное (подпольное) единоверие («климентовцы», «андреевцы»). Известно несколько «неокружнических» небольших общин на Алтае. На рубеже 1970—80-х гг., после ухода из жизни последних священников, проис­ходит переход к беспоповской практике.

После выхода правительственных указов 1905-06 боль­шинство общин белокриницкого согласия получило официальную регистрацию. В Томской губернии это барнаульская, новониколаевская, томская и связанные с ними сельские общины, Ново-Архангельский скит на реке Юксе, Тих­винский женский монастырь на реке Тое (Колыванский уезд). В 1910-х гг. в Сибири существовали епархии белокриницкого согласия: Пермско-Тобольская, Томско-Алтайская, Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока. В 1922-23 выделяются епархии Минусинско-Урянхай­ская, Семипалатинско-Зайсанская; до своего ареста последнюю возглавлял Андриан (А. Бердышев), епис­коп Семипалатинский и Миасский. Делается попытка разделить Пермско-Тобольскую, Томско-Алтайскую епархии. Томско-Алтайская епархия образована в 1911. После рукоположения Иосифа (Антипина; 1911—27) во епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока Томско-Алтайскую епархию возглавил епископ Иоасаф (Жу­равлев; 1911—19), рукоположен в Москве в январе 1906 во епископа Томского и всея Сибири. С конца 1919 по ноябрь 1920 сибирские епархии подчинялись епископу Амфилохию (Журавлеву). В ноябре 1920 епископ Амфилохий единолично поставил на Пермско-Екатеринбургскую и Тобольскую епархии епископа Иоанникия (Иванова). В декабре 1920 на Томско-Алтайскую епархию поставлен Тихон (Сухов). С мая 1929 Иркутско-Амурскую епархию возглавлял епископ Афанасий (Федотов). Кроме того, сибирские епархии возглавляли: Арсений (Давыдов), епископ Минусинско-Урянхайский (1923—37); Климент (Логинов), временно епископ Иркутско-Амурский (1926—27).

По отчету финансовой комиссии Томско-Алтайской епархии в 1924 общее число старообрядцев Белокриницкой иерархии составило 19 228 человек (на 1 января 1912 в пределах Томской губернии - 24 565 человек). В состав епар­хии входило 5 благочиний: Томск (12 приходов; общая численность 4 546 человек); село Анисимово (10 приходов; 5 573 человек); Барнаул (7 приходов; 2 702 человек); село Айское (9 приходов; 3 120 человек); село Благовещенское (7 приходов; 3 187 человек).

После 1905 в Сибири начинают созываться ежегодные епархиальные съезды, служившие органом епархиаль­ного управления (Барнаул, Новониколаевск, 1906-28). На съездах решались вопросы приходской и епархиальной жизни: уставные, финансово-хозяйственные и организационные. В 1916-19 активно обсуждались вопросы культуры и просвещения, создания приютов для детей-сирот, проблемы объединения со старообрядцами других согла­сий, помощь воюющей Русской армии. В июле 1917 в Барнауле состоялся краевой съезд белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев. В работе съезда приняло участие около 100 человек. Обсуждались вопросы о государственном строе, отношении к войне, выборах в Учредитель­ное собрание, земле, «займе свободы»; учрежден отдел «центрального всероссийского союза старообрядцев». Барнаульский съезд Томско-Алтайской епархии в сентябре 1918 принял решение о подготовке к выборам во всероссийское и всесибирское учредительные собрания. Прошедший в декабре 1918 в селе Окунево Тобольской губернии съезд «старообрядцев всех согласий» признал барна­ульский исполнительный комитет центральным органом «всех си­бирских староверов». Съезд избрал исполнительный комитет, разработал «Положение политического объединения старообрядчества всех согласий Тобольской губернии». Основная цель объединения - выборы в Учредительное собрание и местные органы управления (земства). С января 1919 создаются новые организации - кружки старообрядческой молодежи (Томск, Новониколаевск, Барнаул, Миасс). В состав кружков могли входить старообрядцы разных согласий. Цель их создания — изучение историко-культурного наследия староверия, объединение сибирской старообрядческой мо­лодежи на «религиозно-нравственных» началах. В июне 1919 епархиальным съездом Томско-Алтайской епархии разработано «Временное положение о Древлеправославной Церкви», предназначенное для утверждения колчаковским правительством в качестве «временного закона»: органом высшего церковного управления и представителем перед государственной властью становились «освященные соборы»; управление отдельными епархиями осуществляли епископы и епархиальные съезды с представителями как духовенства, так и мирян. Провозглашалось невмешательство органов государственной власти во внутреннюю жизнь старообрядческой Церкви и ее учреждений (Собора, епархиальных съездов, приходов, монастырей, братств); общины получали название приходов, которым придавался юридический статус; признавалась допустимость фи­нансирования общин государством; запрещались награждения старообрядческого духовенства «установленными в России знаками отличия». Провозглашались также самостоятельное избрание соборами и приходами духовных лиц и признание за ними всех гражданских прав, присвоенных духовенству других вероисповеданий; самостоятельное ведение метрических книг в белокриницких приходах, но по установленным государственными органами образцам и по согласованию с ними; разре­шение брачных разводов епископами.

В 1920—30-е гг. отношения между старообрядческой Церковью и государством определялись советским репрессивным законо­дательством. В 1922 Томско-Алтайский епископ Тихон обращается к сибирским приходам с призывом к лояльности в отношении власти. В 1925 советом этой епархии принят опубликованный властями Устав религиозных общин, получав­ших статус религиозных обществ. Существенные ограничения делались в области имущественных прав и внутренней жизни: для созыва церковных собраний стало необходимо разрешение административных отде­лов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по постановлению губернских органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета Московскому собору 1925, несмотря на эти трудности, епископ Тихон привел в «образ­цовый порядок» управление епархией, способствовал от­крытию нескольких новых приходов. На рубеже 1920—30-х гг. в результате ужесточившегося антирелигиозного правительственного курса, коллективизации, массовых репрессий подавля­ющая часть белокриницких приходов была закрыта или перешла на нелегальное положение.

Периодический орган белокриницкого согласия — журнал «Си­бирский старообрядец». Решение об издании принято на съезде Томско-Алтайской епархии в сентябре 1918. Выходил с декабря 1918 по август 1919 в Барнауле. Задачи журнала — «укрепление христианства», «возрождение великой, единой и независимой России». Публиковались материалы, касающиеся белокриницкого и других согласий, общественно-политической жизни, истории и культуры староверия, религиозно-нравственные статьи, обращения колчаковского правительства. Значительная часть статей написана Ф.Е. Мельниковым — известным писателем белокриницкого согласия. Издание во­зобновлено новосибирской общиной в 1997, с сентября 1999 имеет статус епархиального.

В эмиграции создано Маньчжурское благочиние (куда вошли и приходы Америки), издавались юбилейные журналы «Дальневосточный старообрядец» (Харбин, 1935), «Церковь на чужбине» (Харбин, 1940).

В середине XIX в. часть беглопоповских общин не при­знала Белокриницкую иерархию и продолжила практику приема священства, переходящего из официальной церкви. Чиноприем возобновил в Туле бывший священник Рогож­ского кладбища отец Павел Смирнов. Отношение к белокриницкой «лжеиерархии» утверждено решениями несколько «собраний» беглопоповских обществ на Вольском соборе в октябре 1890 с участием уральских беглопоповцев и представи­телей общин «разных мест». На соборах 1901, 1912 в Вольске, 1908—10 в Нижнем Новгороде предпринимались попытки выработки общих позиций. С 1908 начались поиски архиерея за границей. Иерархия и церковные струк­туры этих общин беглопоповцев сформировались на рубеже 1920—30-х гг. Святительскую преемственность они вели от 2 архиереев РПЦ — саратовского архиепископа Нико­лая (Позднева) и свердловского епископа Стефана (Расторгуева). В сентябре 1907 зарегистрирована беглопоповская община в деревне Ново-Каменка (Барнаульский уезд Томской губернии); она распространяла деятельность на села Залесово, Обухово, Воскресенское, Койново, Шатуново, Пещерку. В 1913, по официальным данным, численность беглопоповцев в Змеиногор­ском уезде Томской губернии составила 1 608 душ обоего пола, в Барнаульском уезде — 889 душ обоего пола. Значительное влияние имели беглопоповцы среди старообрядческих общин в Забайкалье в 1920-е гг. Активизацию церковной жизни и открытие новых приходов подтолкнули решения Мос­ковского собора 1924, Хвалынского 1925 и Саратовского 1928. В 1925 к беглопоповцам перешел бывший иеромонах РПЦ Климент (Логинов). В сентябре 1925 поставлен во епископа Томского, в октябре этого года присоединен 3-м чином к белокриницкому согласию. Временно управлял приходами Иркутско-Амурской епархии. Возможно, основатель одного из катакомбных течений единоверия. К 2005 небольшие группы беглопоповцев имелись в Омске, Барнауле, Новосибирске, Кемерове и Кемеровской области (поселок Барит), Новокузнецке, Красноярске, Бурятии (Улан-Удэ, села Куйтун, Новый Заган, Тарбагатай, Бичура).

Ситуация изменилась лишь с прекращением в конце ХХ в. давления государства на конфессии. Постановлением Московского собора в 1992 воссоздана Новосибирская и всея Сибири епархия. С октября 1992 ее возглавляет епископ Силуян (Килин). При его активной поддержке открыто большинство ныне действующих белокриницких приходов Сибири и Дальнего Востока, в 1999 завершено строительство кафедрального собора в Новосибирске. Решением Новосибирского епар­хиального совещания в сентябре 1999 епархия разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва) и западное (Новосибирская, Омская области, Алтайский край, Республика Алтай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан) благочиния. В ее состав до выделения в 2005 епархии Уссурийской и всего Дальнего Востока входило 36 приходов, включая незаре­гистрированные. В феврале 2005 к Русской православной старообрядческой церкви третьим чином присоединен от беглопоповцев епископ Герман (Савельев), бывший епископ Улан-Удэнский и всея Бурятии. Решением Архиерей­ского собора 25 февраля 2005 он определен на временное служение в выделенную епархию Уссурийскую и всего Дальнего Востока.

Н.А. Старухин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири