ПОПОВЦЫ в Сибири. Поповцы — общее название старообрядцев, признающих священство и церковную иерархию. Одно из основных старообрядческих течений, оформившееся на рубеже XVII-XVIII вв. Главные центры в европейской части страны — Керженец, Ветка, Стародубье, Иргиз; с 1771 ведущим центром поповцев становится Рогожское кладбище в Москве. Наибольшее распространение поповцы имели в Тобольской и Томской губерниях, в Забайкалье. В этих местах смешивалось несколько миграционных потоков, легальных и нелегальных. Распространение поповцев в Сибири стало особенно заметным после 2 разгромов русскими правительственными войсками старообрядческих поселений на острове Ветка (тогда — территория Польши) в 1735 и 1764. После насильственного вывода староверов с Ветки образовались компактные старообрядческие поселения на Алтае, в Забайкалье («поляки», «семейские»). Много поповцев насчитывалось и среди «каменщиков» Алтая.
Первоначально течение состояло из беглопоповцев, принимавших переходящее («беглое») из РПЦ священство. Решение о приеме «вторым чином» (через миропомазание) клириков РПЦ впервые принято иноками «дониконовского» рукоположения Дионисием Шуйским и Трифилием Вологодским на Керженце, окончательно подтверждено Московским собором беглопоповцев 1779. Вследствие внутренней эволюции в условиях преследования со стороны церковных и гражданских властей поповцы разделились на несколько согласий. Наиболее крупные согласия — часовенное (после 1840 перешло к беспоповской практике) (см. Часовенные Сибири) и белокриницкое.
Белокриницкое согласие, иначе — «австрийское», Белокриницкая иерархия; самоназваниа — Древлеправославная Церковь Христова, с 1988 — Русская православная старообрядческая церковь. С ноября 1827 запрещался переход в старообрядчество священства из официальноц Церкви, строго ограничивалось его перемещение, строительство и ремонт старообрядческих культовых зданий — церквей, часовен, молельных домов. Активно практиковалось насильственное обращение в единоверие. Разгрому подвергся ряд монастырей и центров беглопоповцев. Следствием репрессивной политики явилось решение влиятельных старообрядческих общин страны на Московском соборе 1832 о поиске епископа и учреждении епископской кафедры за границей. Поиск завершился принятием (через миропомазание) в октябре 1846 в селе Белая Криница (Австрийская императирица) босно-сараевского митррполита Амвросия. На рубеже 1850—60-х гг. белокриницкое согласие распространяется среди беглопоповских общин Томской губернии — в Барнаульском, Бийском, Змеиногорском, Томском, частично Каинском и Мариинском уездах. Первоначально в Сибири была образована единая сибирская кафедра. Первый сибирский епископ Савватий (Левшин) — епископ Тобольский и всея Сибири (1862—82). В октябре 1883, после избрания Савватия архиепископом Московским, на сибирскую кафедру возведен епископ Мефодий (Екимов). Не позднее 1887 выделяется Томская епархия. В ее состав входили белокриницкие общины Томской, Иркутской, Енисейской губерний, Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. В 1894 после ареста и ссылки епископа Мефодия во епископа Пермско-Тобольского и «временно сибирского» рукоположен священноинок Антоний (Паромов). В сентябре 1899 в сан епископа Томского и всея Сибири возведен игумен Архангельского мужского скита Феодосий.
Вследствие конфликта между попечителями на Рогожском кладбище, радикальными и умеренными группами отдельных белокриницких обществ после появления в феврале 1862 так называемого Окружного послания, в белокриницком согласии выделяются «неокружники». Основная их масса в 1910-х гг. проживала в Барнаульском уезде (около 1889 душ обоего пола) и Бийском уезде (886 душ обоего пола); часть - в Каинском и Мариинском уездах Сибирские «неокружники» не признавали регистрации общин после 1905-06. После Октябрьской революции согласно Вятскому «соборному определению» они отказались признавать запись в колхозы. В 1930-е гг. иерархия прерывается. Часть «неокружников» переходит в катакомбное (подпольное) единоверие («климентовцы», «андреевцы»). Известно несколько «неокружнических» небольших общин на Алтае. На рубеже 1970—80-х гг., после ухода из жизни последних священников, происходит переход к беспоповской практике.
После выхода правительственных указов 1905-06 большинство общин белокриницкого согласия получило официальную регистрацию. В Томской губернии это барнаульская, новониколаевская, томская и связанные с ними сельские общины, Ново-Архангельский скит на реке Юксе, Тихвинский женский монастырь на реке Тое (Колыванский уезд). В 1910-х гг. в Сибири существовали епархии белокриницкого согласия: Пермско-Тобольская, Томско-Алтайская, Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока. В 1922-23 выделяются епархии Минусинско-Урянхайская, Семипалатинско-Зайсанская; до своего ареста последнюю возглавлял Андриан (А. Бердышев), епископ Семипалатинский и Миасский. Делается попытка разделить Пермско-Тобольскую, Томско-Алтайскую епархии. Томско-Алтайская епархия образована в 1911. После рукоположения Иосифа (Антипина; 1911—27) во епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока Томско-Алтайскую епархию возглавил епископ Иоасаф (Журавлев; 1911—19), рукоположен в Москве в январе 1906 во епископа Томского и всея Сибири. С конца 1919 по ноябрь 1920 сибирские епархии подчинялись епископу Амфилохию (Журавлеву). В ноябре 1920 епископ Амфилохий единолично поставил на Пермско-Екатеринбургскую и Тобольскую епархии епископа Иоанникия (Иванова). В декабре 1920 на Томско-Алтайскую епархию поставлен Тихон (Сухов). С мая 1929 Иркутско-Амурскую епархию возглавлял епископ Афанасий (Федотов). Кроме того, сибирские епархии возглавляли: Арсений (Давыдов), епископ Минусинско-Урянхайский (1923—37); Климент (Логинов), временно епископ Иркутско-Амурский (1926—27).
По отчету финансовой комиссии Томско-Алтайской епархии в 1924 общее число старообрядцев Белокриницкой иерархии составило 19 228 человек (на 1 января 1912 в пределах Томской губернии - 24 565 человек). В состав епархии входило 5 благочиний: Томск (12 приходов; общая численность 4 546 человек); село Анисимово (10 приходов; 5 573 человек); Барнаул (7 приходов; 2 702 человек); село Айское (9 приходов; 3 120 человек); село Благовещенское (7 приходов; 3 187 человек).
После 1905 в Сибири начинают созываться ежегодные епархиальные съезды, служившие органом епархиального управления (Барнаул, Новониколаевск, 1906-28). На съездах решались вопросы приходской и епархиальной жизни: уставные, финансово-хозяйственные и организационные. В 1916-19 активно обсуждались вопросы культуры и просвещения, создания приютов для детей-сирот, проблемы объединения со старообрядцами других согласий, помощь воюющей Русской армии. В июле 1917 в Барнауле состоялся краевой съезд белокриницких, беглопоповцев, часовенных, поморцев. В работе съезда приняло участие около 100 человек. Обсуждались вопросы о государственном строе, отношении к войне, выборах в Учредительное собрание, земле, «займе свободы»; учрежден отдел «центрального всероссийского союза старообрядцев». Барнаульский съезд Томско-Алтайской епархии в сентябре 1918 принял решение о подготовке к выборам во всероссийское и всесибирское учредительные собрания. Прошедший в декабре 1918 в селе Окунево Тобольской губернии съезд «старообрядцев всех согласий» признал барнаульский исполнительный комитет центральным органом «всех сибирских староверов». Съезд избрал исполнительный комитет, разработал «Положение политического объединения старообрядчества всех согласий Тобольской губернии». Основная цель объединения - выборы в Учредительное собрание и местные органы управления (земства). С января 1919 создаются новые организации - кружки старообрядческой молодежи (Томск, Новониколаевск, Барнаул, Миасс). В состав кружков могли входить старообрядцы разных согласий. Цель их создания — изучение историко-культурного наследия староверия, объединение сибирской старообрядческой молодежи на «религиозно-нравственных» началах. В июне 1919 епархиальным съездом Томско-Алтайской епархии разработано «Временное положение о Древлеправославной Церкви», предназначенное для утверждения колчаковским правительством в качестве «временного закона»: органом высшего церковного управления и представителем перед государственной властью становились «освященные соборы»; управление отдельными епархиями осуществляли епископы и епархиальные съезды с представителями как духовенства, так и мирян. Провозглашалось невмешательство органов государственной власти во внутреннюю жизнь старообрядческой Церкви и ее учреждений (Собора, епархиальных съездов, приходов, монастырей, братств); общины получали название приходов, которым придавался юридический статус; признавалась допустимость финансирования общин государством; запрещались награждения старообрядческого духовенства «установленными в России знаками отличия». Провозглашались также самостоятельное избрание соборами и приходами духовных лиц и признание за ними всех гражданских прав, присвоенных духовенству других вероисповеданий; самостоятельное ведение метрических книг в белокриницких приходах, но по установленным государственными органами образцам и по согласованию с ними; разрешение брачных разводов епископами.
В 1920—30-е гг. отношения между старообрядческой Церковью и государством определялись советским репрессивным законодательством. В 1922 Томско-Алтайский епископ Тихон обращается к сибирским приходам с призывом к лояльности в отношении власти. В 1925 советом этой епархии принят опубликованный властями Устав религиозных общин, получавших статус религиозных обществ. Существенные ограничения делались в области имущественных прав и внутренней жизни: для созыва церковных собраний стало необходимо разрешение административных отделов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по постановлению губернских органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета Московскому собору 1925, несмотря на эти трудности, епископ Тихон привел в «образцовый порядок» управление епархией, способствовал открытию нескольких новых приходов. На рубеже 1920—30-х гг. в результате ужесточившегося антирелигиозного правительственного курса, коллективизации, массовых репрессий подавляющая часть белокриницких приходов была закрыта или перешла на нелегальное положение.
Периодический орган белокриницкого согласия — журнал «Сибирский старообрядец». Решение об издании принято на съезде Томско-Алтайской епархии в сентябре 1918. Выходил с декабря 1918 по август 1919 в Барнауле. Задачи журнала — «укрепление христианства», «возрождение великой, единой и независимой России». Публиковались материалы, касающиеся белокриницкого и других согласий, общественно-политической жизни, истории и культуры староверия, религиозно-нравственные статьи, обращения колчаковского правительства. Значительная часть статей написана Ф.Е. Мельниковым — известным писателем белокриницкого согласия. Издание возобновлено новосибирской общиной в 1997, с сентября 1999 имеет статус епархиального.
В эмиграции создано Маньчжурское благочиние (куда вошли и приходы Америки), издавались юбилейные журналы «Дальневосточный старообрядец» (Харбин, 1935), «Церковь на чужбине» (Харбин, 1940).
В середине XIX в. часть беглопоповских общин не признала Белокриницкую иерархию и продолжила практику приема священства, переходящего из официальной церкви. Чиноприем возобновил в Туле бывший священник Рогожского кладбища отец Павел Смирнов. Отношение к белокриницкой «лжеиерархии» утверждено решениями несколько «собраний» беглопоповских обществ на Вольском соборе в октябре 1890 с участием уральских беглопоповцев и представителей общин «разных мест». На соборах 1901, 1912 в Вольске, 1908—10 в Нижнем Новгороде предпринимались попытки выработки общих позиций. С 1908 начались поиски архиерея за границей. Иерархия и церковные структуры этих общин беглопоповцев сформировались на рубеже 1920—30-х гг. Святительскую преемственность они вели от 2 архиереев РПЦ — саратовского архиепископа Николая (Позднева) и свердловского епископа Стефана (Расторгуева). В сентябре 1907 зарегистрирована беглопоповская община в деревне Ново-Каменка (Барнаульский уезд Томской губернии); она распространяла деятельность на села Залесово, Обухово, Воскресенское, Койново, Шатуново, Пещерку. В 1913, по официальным данным, численность беглопоповцев в Змеиногорском уезде Томской губернии составила 1 608 душ обоего пола, в Барнаульском уезде — 889 душ обоего пола. Значительное влияние имели беглопоповцы среди старообрядческих общин в Забайкалье в 1920-е гг. Активизацию церковной жизни и открытие новых приходов подтолкнули решения Московского собора 1924, Хвалынского 1925 и Саратовского 1928. В 1925 к беглопоповцам перешел бывший иеромонах РПЦ Климент (Логинов). В сентябре 1925 поставлен во епископа Томского, в октябре этого года присоединен 3-м чином к белокриницкому согласию. Временно управлял приходами Иркутско-Амурской епархии. Возможно, основатель одного из катакомбных течений единоверия. К 2005 небольшие группы беглопоповцев имелись в Омске, Барнауле, Новосибирске, Кемерове и Кемеровской области (поселок Барит), Новокузнецке, Красноярске, Бурятии (Улан-Удэ, села Куйтун, Новый Заган, Тарбагатай, Бичура).
Ситуация изменилась лишь с прекращением в конце ХХ в. давления государства на конфессии. Постановлением Московского собора в 1992 воссоздана Новосибирская и всея Сибири епархия. С октября 1992 ее возглавляет епископ Силуян (Килин). При его активной поддержке открыто большинство ныне действующих белокриницких приходов Сибири и Дальнего Востока, в 1999 завершено строительство кафедрального собора в Новосибирске. Решением Новосибирского епархиального совещания в сентябре 1999 епархия разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва) и западное (Новосибирская, Омская области, Алтайский край, Республика Алтай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан) благочиния. В ее состав до выделения в 2005 епархии Уссурийской и всего Дальнего Востока входило 36 приходов, включая незарегистрированные. В феврале 2005 к Русской православной старообрядческой церкви третьим чином присоединен от беглопоповцев епископ Герман (Савельев), бывший епископ Улан-Удэнский и всея Бурятии. Решением Архиерейского собора 25 февраля 2005 он определен на временное служение в выделенную епархию Уссурийскую и всего Дальнего Востока.
Н.А. Старухин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей