Василий Андреевич Попов (14 января 1918, с. Ивановка ныне Курьинского района Алтайского края — 27 августа 2011) — советский офицер, Герой Советского Союза, полковник, лётчик.
После окончания школы семилетки работал учетчиком в совхозе города Абакана и счетоводом на строительстве станции Поспелиха Туркестано-Сибирской железной дороги. В 1937 поступил в Иркутскую железнодорожную техническую школу. Одновременно учился в аэроклубе. В конце 1938 призван в армию, учился в Читинской школе пилотов и Батайской авиашколе. Служил в строевых частях ВВС Белорусского военного округа.
С июня 1941 на фронтах Великой Отечественной войны. Лётчик 161-го истребительного авиационного полка на Западном фронте. В сентябре — октябре 1941 — лётчик 187-го истребительного авиационного полка на Западном фронте. 5 октября 1941 сбит в воздушном бою, спасся на парашюте, несколько дней был в госпитале. В октябре 1941 — августе 1942 — командир звена 41-го истребительного авиационного полка (ПВО города Москвы и Волховский фронт). В апреле 1942 был сбит второй раз, спасся на парашюте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, битве за Москву и обороне Ленинграда. Совершил 220 боевых вылетов на И-16, МиГ-3 и Як-1, в 52 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 10 самолётов противника. В августе 1942 — октябре 1945 был командиром звена 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Перегнал с Аляски 265 американских самолётов, поставляемых в нашу страну по ленд-лизу.
С октября 1945 служил в строевых частях ВВС в Группе Советских войск в Германии. С марта 1947 — заместитель командира, с декабря 1948 — командир эскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка в Прибалтийском военном округе. Весной 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2» в составе группы из трёх истребителей Ла-11: перелёт Москва — мыс Шмидта (Чукотка) в 8500 километров, испытания Ла-11 в условиях Крайнего Севера, в том числе впервые в истории авиации были выполнены посадки истребителя на дрейфующие льды. Весной 1949 участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-4» в составе группы из 6 Ла-11: перелёт Москва — остров Диксон в 6000 километров, продолжение испытаний Ла-11 на Севере.
6 декабря 1949 командир эскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В. А. Попов за выполнение заданий по освоению полётов в условиях Арктики удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы (Таганрог). Командовал авиаэскадрильей, был помощником командира авиаполка в Белоруссии и Мурманской области. С января 1954 в морской авиации на Северном флоте. В 1957 окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. Командовал авиационным полком, был заместителем командира авиационной дивизии Северного флота. Освоил реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25. Военный лётчика 1-го класса. С июля 1960 гвардии полковник В. А. Попов в запасе, жил в Ярославле. Работал техником, старшим инженером, начальником сектора авиационных шин конструкторского отдела Шинного завода.
Награждён орденами Ленина (1944, 1949), Красного Знамени (1942), Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды (1941, 1943, 1953, 1955); 6 медалями. Мундир с наградами украли в середине 1980-х.
Попов, Василий Андреевич // Кузнецов И.И. "Золотые звёзды иркутян" (1982)
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей