Новости

Попов, Борис Михайлович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Неизвестен
Источник: Филателия: журнал.

Борис Михайлович Попов (1883, г. Пермь, Российская империя – 16 марта 1941, г. Батуми, Аджарская АССР Грузинской ССР, СССР) — музыковед, педагог, дирижёр, музыкальный критик, адвокат, общественный деятель, филателист. 

Окончив Пермскую мужскую классическую гимназию, учился в Лазаревском институте восточных языков. Позднее поступил на юридический факультет Московского университета1. С 1901, ещё во время учёбы в Москве, начал выступать в качестве музыкального критика. Состоял редактором музыкальных отделов и музыкальным критиком ряда российских газет и журналов, например, «Пермские губернские ведомости» (с 1901), «Пермский край» (с 1902), «Русская музыкальная газета» (в 1905—1906), «Золотое руно» (в 1906), «Голос Москвы» (в 1907—1909), «Перевал» (в 1907), «Музыкальный труженик» (в 1909—1910), «Аполлон» (в 1910), «Музыка» (в 1911—1914), «Хроника журнала „Музыкальный современник“» (в 1916), печатался за рубежом — в Берлине, Париже, Брюсселе. Публиковался под псевдонимами: Армонофил, Б. Г., Б. Групильон, Б. П., Мизгирь и As-dur. В своих публикациях Б.М. Попов достаточно полно и всесторонне освещал музыкальную жизнь, его рецензии отличаются знанием музыкальной литературы того времени, наблюдательностью и остроумием2.

Окончив в 1908 Московский университет, Б.М. Попов вернулся в Пермь, где устроился на должность помощника присяжного поверенного. Работая юристом, он состоял также действительным членом Общества исторических, философских и социальных наук при Пермском университете, действительным членом комитета Пермской городской общественной библиотеки, в которой под его руководством был создан фундаментальный музыкальный отдел. При его непосредственном участии в 1908 было основано Пермское филармоническое общество, в подготовке симфонических концертов которого он принимал участие в качестве помощника дирижера.  В том же 1908 году совместно с Н.И. Никитиным организовал Пермское филармоническое общество (общественную филармонию), где был дирижёром. Он преподавал историю музыки в музыкальных классах общества и в частной музыкальной школе Э.Э. Петерсен. Б.М. Попов с успехом читал лекции, посвящённые творчеству отечественных и зарубежных композиторов, а так же составлял тексты концертных программок. Кроме музыкально-критических статей и рецензий он написал много статей и исследований по истории музыки, глубоким изучением которой стал заниматься по окончании гимназии. Специальные журналы: петербургская «Русская музыкальная газета», петроградский «Музыкальный современник», московские «Музыкальный труженик» («Оркестр»), «Музыка и жизнь», «Музыка» и другие издания систематически печатали статьи своего постоянного сотрудника за подписью Борис Попов или Мизгирь. В 1920 переехал в Иркутск. Какое-то время работал помощником заведующего Иркутской городской публичной библиотекой, а 5 ноября 1920 был зачислен на должность преподавателя кафедры истории искусств Иркутского государственного университета. 20 ноября того же года, после завершения формирования общественного Музыкального университета (ныне Иркутский музыкальный колледж), он был приглашён туда для ведения учебных дисциплин. Вместе с другими видными деятелями музыкальной культуры Иркутска Б.М. Попов активно поддержал начинание педагогического факультета университета по организации платных концертов для привлечения средств на оборудование, необходимое для деятельности вуза, получивших название «Музыкальные пятницы». Первая лекция-концерт «Музыкальных пятниц», на которой Б.М. Попов прочитал лекцию о творчестве композитора П.И. Чайковского, состоялась 6 октября 1922. Последняя лекция, 127-я по счёту, состоялась 27 мая 1932.

Б.М. Попов также плодотворно работал в музыкальной редакции Иркутского радиокомитета. Редакция Сибирской советской энциклопедии, издававшейся в Новосибирске, обращалась к Б.М. Попову за помощью как к большому авторитету в вопросах музыкальной культуры Сибири3.

В 1932 он уехал в Батуми, где до своей смерти работал преподавателем истории музыки в Батумском музыкальном училище4

Вклад в филателию

Б.М. Попов был известным в СССР филателистом, вёл обмен материалом с коллегами за рубежом, поднимал в печати серьезные вопросы эмиссий советских марок (ряд его предложений был учтен в тематических планах выпуска марок и в изображениях на них). Он начал заниматься коллекционированием ещё до 1917. Сведений о его коллекции не сохранилось. Известно только, что в 1930 он начал интересоваться земскими марками5. С 1925 по 1930 год Б.М. Попов неоднократно публиковался в центральной филателистической печати СССР. В своих публикациях, основываясь на опыте зарубежных почтовых администраций, поднимал многие серьёзные вопросы эмиссий советских марок, например, по выпуску памятных знаков почтовой оплаты к юбилеям — революции 1905 года, восстания декабристов, марок для заказных отправлений. Впоследствии ряд его предложений был учтён в тематических планах выпуска марок и в изображениях на них. В сентябре 1926 года им была опубликована статья «Почта — детям», в которой автор серьёзно размышлял о необходимости эмиссии специальных почтово-благотворительных серий с надбавками к номиналу для получения средств на работу с детьми, такую как борьба с беспризорностью, детскими болезнями, охрана материнства и младенчества, помощь школе. В том же году Б.М. Поповым в соавторстве с Ф. Г. Чучиным и Л. К. Эйхфусом была написана статья «Марки МНР», которая затем была переведена на немецкий язык и напечатана в журнале Филателистического интернационала. В 1928 в статье «Авиаштемпель Иркутск—Москва» Б.М. Поповым впервые был описан особый штемпель, ставившийся на почтовых отправлениях, доставленных из Москвы в Иркутск почтовым самолётом6.

Сочинения

  1. К постановке «Царской невесты» // Пермские губернские ведомости. — 1901. — № 243.
  2. Музыкальные заметки: несколько слов по поводу нашего оперного репертуара. «Лакмэ» Л. Делиба // Пермский край. — 1902. — № 295.
  3. Московские впечатления (…) Забелла и «Снегурочка» на сцене Частной оперы. // Пермский край. — № 538.
  4. Новые произведения Вл. Ребикова // Русская музыкальная газета. — 1905. — № 25—26, 27—28, 29—30; 1906. — № 13.
  5. Моцарт // Золотое руно. — 1906. — № 1.
  6. Глинка и новая музыка // Перевал. — 1907. — № 5.
  7. Памяти Улыбышева // Голос Москвы. — 1908. — № 20.
  8. Памяти Гайдна (1809—1909) // Муз. труженик. — 1909. — № 16—17.
  9. Памяти Шопена: (К 100-летию со дня рождения, 9 февр. 1910 г.) // Аполлон. — 1910. — № 5.
  10. 14 янв. 1901 г.: (Десятилетие смерти Дж. Верди) // Музыка. — 1911. — № 6.
  11. И. Г. Шеин // Музыка. — № 7.
  12. Байрейт-Китеж // Музыка. — № 28.
  13. «Луиза» Шарпантье // Музыка. — № 42.
  14. Арканджело Корелли // Музыка. — 1913. — № 113, 153.
  15. Эоловы арфы // Музыка. — 1914. — № 178.
  16. Пермские письма // Хроника журнала «Музыкальный современник». — 1916. — № 5—6, 14, 22; 1917. — № 13—14, 17 и др.
  17. Хроника // Русская музыкальная газета. — 1914. — № 7—8. — С. 217; № 18—19. — С. 478 и др.
  18. Корреспонденции // Порозов В. А. Пермь музыкальная. — Пермь, 2004. — С. 121—125.

Примечания

  1. Лапенков, Сибиряк (2007).
  2. Сотникова (2008).
  3. Лапенков (2004).
  4. Сотникова (2008).
  5. Лапенков (2004).
  6. Мелихова (2004).

Литература

  1. Лапенков В. Юбилейный год // Сибирское наследие. — 2004. — № 4.
  2. Лапенков Б, Сибиряк В. Возвращение имени // Филателия : журнал. — 2007. — № 6. — С. 13—15.
  3. Мелихова Н. Первому иркутскому объединению коллекционеров — 80 лет // Почта России — 2004. — № 6.
  4. Сотникова Е. В. Музыкально-просветительская деятельность музыкальных учебных заведений Сибири в 1920-е гг. // Известия Алтайского государственного университета. — 2008. — № 4-5 (60).
 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 11 мая 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.