Для города Иркутска, разделённого Ангарой, Иркутом и Ушаковкой, сообщение между берегами рек было одной из самых главных проблем. Карбазы, лодки, пароходы и действующий с 1857 г. плашкоут не решали в полной мере транспортной проблемы города. Весьма очевидны неудобства и недостатки этих видов водного транспорта.
Поэтому довольно рано в умах общественности города начала зарождаться мысль о мосте, и в первую очередь через Ангару. Конечно, невозможно определить «автора» идеи строительства моста. Это была общая мечта жителей города. На для строительства постоянного моста у города не было средств. А предложений и проектов поступало достаточное число, в том числе и от иностранных фирм. Было принято решение строить понтонный мост, проект которого составил архитектор Владимир Александрович Рассушин при участии другого известного иркутского архитектора Г.В. Розена. Проектом предполагалось установить деревянный мост на месте Троицкого перевоза. Длина моста составляла 125 саженей, а ширина — 4,5 сажени.
В декабре 1890 г. на заседании Думы доведено до сведения, что сооружение всех понтонов моста через Ангару берутся сделать несколько подрядчиков с целью ускорения выполнения всех работ. По семь понтонов с фермами и верхними строениями обещают изготовить владелец переправ Н. А. Пашковский и казак Челпаков. А другой держатель перевозов Ф. П. Шишелов и мещанин Ведерников берутся соорудить по два понтона. По договорённости понтоны должны быть готовы к июню 1890 г. Была оговорена сумма платы за один понтон в размере 1780 рублей. Всего стоимость моста составила 51 763 рубля 86 копеек. В Городской управе 15 января 1891 г. состоялись окончательные торги на постройку понтонов. А 3 июня 1891г. началась окончательная сборка на воде понтонного моста. Окончание сооружения моста и его открытие торопились приурочить к прибытию с востока в Иркутск высочайшей особы — цесаревича Николая, совершающего кругосветное путешествие. Церемония освящения и торжественного открытия понтонного моста состоялась в час дня 24 июня 1891 г. Князь Э. Э. Ухтомский в своём труде «Путешествие Государя» описывает это событие следующим образом: «... На колокольне Прокопьевской церкви начался перезвон, возвестивший о начале крестного хода из этого храма к вновь построенному мосту. Крестный ход совершался в таком порядке: впереди всех был несом псаломщиком (в стихаре) фонарь с возжжённою свечою; за ним два диакона (в облачениях) несли хоругви, за которыми шли архиерейские певчие в парчовых костюмах. Священники в блестящих золотых облачениях несли затем иконы св. Николая и св. Иннокентия, а диаконы и псаломщики (в стихарях) — икону Иверской Божией Матери на особо устроенных носилках. За ними шло духовенство в золотых облачениях; причём кафедральный протоиерей нёс святое Евангелие, а ректор Семинарии — напрестольный крест на блюде. Во главе крестного хода, окружённый двумя икодиаконами с дикирием и трикирием и двумя протодиаконами с кадилами, шёл архиепископ Вениамин.
По окончании молебствия государь изволил выслушать почётный рапорт архитектора В. А. Рассушина о постройке моста, речь В.П. Сукачева о необходимости такого сооружения.
Наследник разрезал ленту и проследовал на другой берег, затем через новый мост через Иркут в Вознесенский монастырь».
Не проходит и трёх недель после открытия моста, как случилась первая авария с мостом. 12 июля 1891 г. через разведённый мост пароход «Бурят» проводил баржу. Этот маневр пароход сделал весьма неудачно. Он зацепился за якорную цепь понтона, а течением его развернуло и посадило на понтоны. Цепи хоть и сдали, но выдержали, и пароход лёг на бок. Человеческих жертв не было.
На следующий год у въезда на мост со стороны города устанавливаются шлагбаум и два пирамидальных каменных столба с позолоченным изображением гербов России, воздвигнутых на завершениях этих столбов. На обоих столбах укрепили по чугунной плите. На одной из них было написано: «Мост цесаревича Николая», а на второй — «24 июня 1891 год».
В связи с годовщиной действия понтонного моста на открытии столбов 24 июня 1892 г. ректором Духовной семинарии, архимандритом Никодимом в сослужение городским духовенством было совершено молебствие с водосвятием и провозглашением многолетия. После молебствия у городского головы В. П. Сукачева состоялся для городской администрации торжественный обед.
Проезд по понтонному мосту был платным. Так, в течение 1894 г. за проезд по мосту было всего получено дохода 15 696 рублей 45 копеек.
Для пропуска пароходов и барж предусматривалось на каждый год определённое время суток. Это было, как правило, ночное или предутреннее время. В 1916 г., например, развод понтонного моста предусматривался с 3 часов ночи и до 5 часов утра.
Общим недостатком понтонного моста являлось то, что он мог быть разрушен ледоходом или даже отдельной большой льдиной. Обычно такая опасность возникала в декабре перед ледоставом. Чаще всего понтоны успевали развести для прохода льда. Но не всегда это удавалось. Так, например 2 декабря 1900 г. громадная льдина, оторвавшись от заберега, ударила по понтонному мосту и разорвала его. Одиннадцать понтонов было унесено, из них шесть затонуло близ Жилкино, а другие задержаны ещё ниже по течению Ангары. Подобный разрыв понтонов произошёл и 24 декабря 1907 г., когда мост подвергся сильному напору льда. Было также снесено несколько понтонов, из которых один затонул ниже Жилкино.
Неоднократные недоразумения случались при пересечении с железной дорогой гужевого транспорта, следующего или намост, или с него. Часто лошади очень резко воспринимали движущийся состав с паровозом. При этом повреждалась поклажа и травмировались люди. Поэтому в мае-июне 1901 г. за счёт средств железной дороги устраивается виадук для выезда с Понтонной улицы на мост.
Но чаще всего чрезвычайные происшествия происходили отводного транспорта. Так это и случилось утром 22 августа 1905 г., когда проходящим пароходом «Лейтенант Малыгин» при разводке понтонного моста для пропуска его с баржей было повреждено и сорвано два понтона. Кроме того, шесть новых понтонов сорвало с мест и у них были серьёзно повреждены фермы.
Столкновение баржи с мостом было отмечено 11 августа 1914 г. От этого сильного удара с одной стороны лопнула цепь, и весь мост сдвинуло со своего места на несколько сажен. Более серьёзный удар понтонный мост получил от баржи в 1916 г. 14 и 15 июня в Иркутске были сильные дожди. Ангара сильно прибыла. И эта прибыль воды сорвала от причала баржу. От удара этой неуправляемой баржи мост был сорван и унесён течением.
К 1916 г. понтонный мост имел уже большой износ и требовал капитального ремонта. К такому выводу пришла 23 января 1916 г. специальная Комиссия от Городской управы. В состав Комиссии были включены городской архитектор Охотников, член Управы В. Р. Сельвинский и другие ответственные лица. Члены Комиссии, тщательно осмотрев конструкции моста, пришли к выводу, что ремонту подлежали все до одного понтоны, а также все постоянные части моста. Видимо, в связи с техническим состоянием моста сообщение газеты «Иркутская жизнь» от 28 апреля гласило: «Городская управа обратилась к полицмейстеру с просьбой сделать распоряжение чинам полиции, находящимся на посту или дежурстве на понтонном мосту, чтобы ими строго воспрещалась быстрая езда по понтонному мосту».
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей