Понтонный мост имени цесаревича Николая до 1917

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Для города Иркутска, разделённого Ангарой, Иркутом и Ушаковкой, сообщение между берегами рек было одной из самых главных проблем. Карбазы, лодки, паро­ходы и действующий с 1857 г. плашкоут не решали в полной мере транспортной про­блемы города. Весьма очевидны неудобства и недостатки этих видов водного транс­порта.

Поэтому довольно рано в умах общественности города начала зарождаться мысль о мосте, и в первую очередь через Ангару. Конечно, невозможно определить «автора» идеи строительства моста. Это была общая мечта жителей города. На для строительства постоянного моста у города не было средств. А предложений и проек­тов поступало достаточное число, в том числе и от иностранных фирм. Было приня­то решение строить понтонный мост, проект которого составил архитектор Влади­мир Александрович Рассушин при участии другого известного иркутского архитек­тора Г.В. Розена. Проектом предполагалось установить деревянный мост на месте Троицкого перевоза. Длина моста составляла 125 саженей, а ширина — 4,5 сажени.

В декабре 1890 г. на заседании Думы доведено до сведения, что сооружение всех понтонов моста через Ангару берутся сделать несколько подрядчиков с целью уско­рения выполнения всех работ. По семь понтонов с фермами и верхними строениями обещают изготовить владелец переправ Н. А. Пашковский и казак Челпаков. А дру­гой держатель перевозов Ф. П. Шишелов и мещанин Ведерников берутся соорудить по два понтона. По договорённости понтоны должны быть готовы к июню 1890 г. Была оговорена сумма платы за один понтон в размере 1780 рублей. Всего стоимость моста составила 51 763 рубля 86 копеек. В Городской управе 15 января 1891 г. состо­ялись окончательные торги на постройку понтонов. А 3 июня 1891г. началась окон­чательная сборка на воде понтонного моста. Окончание сооружения моста и его от­крытие торопились приурочить к прибытию с востока в Иркутск высочайшей особы — цесаревича Николая, совершающего кругосветное путешествие. Церемония ос­вящения и торжественного открытия понтонного моста состоялась в час дня 24 июня 1891 г. Князь Э. Э. Ухтомский в своём труде «Путешествие Государя» описывает это событие следующим образом: «... На колокольне Прокопьевской церкви начался перезвон, возвестивший о начале крестного хода из этого храма к вновь построенно­му мосту. Крестный ход совершался в таком порядке: впереди всех был несом пса­ломщиком (в стихаре) фонарь с возжжённою свечою; за ним два диакона (в облаче­ниях) несли хоругви, за которыми шли архиерейские певчие в парчовых костюмах. Священники в блестящих золотых облачениях несли затем иконы св. Николая и св. Иннокентия, а диаконы и псаломщики (в стихарях) — икону Иверской Божией Ма­тери на особо устроенных носилках. За ними шло духовенство в золотых облачени­ях; причём кафедральный протоиерей нёс святое Евангелие, а ректор Семинарии — напрестольный крест на блюде. Во главе крестного хода, окружённый двумя икодиаконами с дикирием и трикирием и двумя протодиаконами с кадилами, шёл архи­епископ Вениамин.

По окончании молебствия государь изволил выслушать почётный рапорт архи­тектора В. А. Рассушина о постройке моста, речь В.П. Сукачева о необходимости такого сооружения.

Наследник разрезал ленту и проследовал на другой берег, затем через новый мост через Иркут в Вознесенский монастырь».

Не проходит и трёх недель после открытия моста, как случилась первая авария с мостом. 12 июля 1891 г. через разведённый мост пароход «Бурят» проводил баржу. Этот маневр пароход сделал весьма неудачно. Он зацепился за якорную цепь понто­на, а течением его развернуло и посадило на понтоны. Цепи хоть и сдали, но выдер­жали, и пароход лёг на бок. Человеческих жертв не было.

На следующий год у въезда на мост со стороны города устанавливаются шлагбаум и два пирамидальных каменных столба с позолоченным изображением гербов Рос­сии, воздвигнутых на завершениях этих столбов. На обоих столбах укрепили по чу­гунной плите. На одной из них было написано: «Мост цесаревича Николая», а на второй — «24 июня 1891 год».

В связи с годовщиной действия понтонного моста на открытии столбов 24 июня 1892 г. ректором Духовной семинарии, архимандритом Никодимом в сослужение городским духовенством было совершено молебствие с водосвятием и провозглаше­нием многолетия. После молебствия у городского головы В. П. Сукачева состоялся для городской администрации торжественный обед.

Проезд по понтонному мосту был платным. Так, в течение 1894 г. за проезд по мосту было всего получено дохода 15 696 рублей 45 копеек.

Для пропуска пароходов и барж предусматривалось на каждый год определённое время суток. Это было, как правило, ночное или предутреннее время. В 1916 г., на­пример, развод понтонного моста предусматривался с 3 часов ночи и до 5 часов утра.

Общим недостатком понтонного моста являлось то, что он мог быть разрушен ледоходом или даже отдельной большой льдиной. Обычно такая опасность возника­ла в декабре перед ледоставом. Чаще всего понтоны успевали развести для прохода льда. Но не всегда это удавалось. Так, например 2 декабря 1900 г. громадная льдина, оторвавшись от заберега, ударила по понтонному мосту и разорвала его. Одиннад­цать понтонов было унесено, из них шесть затонуло близ Жилкино, а другие задер­жаны ещё ниже по течению Ангары. Подобный разрыв понтонов произошёл и 24 декабря 1907 г., когда мост подвергся сильному напору льда. Было также снесено несколько понтонов, из которых один затонул ниже Жилкино.

Неоднократные недоразумения случались при пересечении с железной дорогой гужевого транспорта, следующего или намост, или с него. Часто лошади очень резко воспринимали движущийся состав с паровозом. При этом повреждалась поклажа и травмировались люди. Поэтому в мае-июне 1901 г. за счёт средств железной дороги устраивается виадук для выезда с Понтонной улицы на мост.

Но чаще всего чрезвычайные происшествия происходили отводного транспорта. Так это и случилось утром 22 августа 1905 г., когда проходящим пароходом «Лейте­нант Малыгин» при разводке понтонного моста для пропуска его с баржей было по­вреждено и сорвано два понтона. Кроме того, шесть новых понтонов сорвало с мест и у них были серьёзно повреждены фермы.

Столкновение баржи с мостом было отмечено 11 августа 1914 г. От этого сильного удара с одной стороны лопнула цепь, и весь мост сдвинуло со своего места на не­сколько сажен. Более серьёзный удар понтонный мост получил от баржи в 1916 г. 14 и 15 июня в Иркутске были сильные дожди. Ангара сильно прибыла. И эта прибыль воды сорвала от причала баржу. От удара этой неуправляемой баржи мост был со­рван и унесён течением.

К 1916 г. понтонный мост имел уже большой износ и требовал капитального ре­монта. К такому выводу пришла 23 января 1916 г. специальная Комиссия от Городс­кой управы. В состав Комиссии были включены городской архитектор Охотников, член Управы В. Р. Сельвинский и другие ответственные лица. Члены Комиссии, тщательно осмотрев конструкции моста, пришли к выводу, что ремонту подлежали все до одного понтоны, а также все постоянные части моста. Видимо, в связи с тех­ническим состоянием моста сообщение газеты «Иркутская жизнь» от 28 апреля гла­сило: «Городская управа обратилась к полицмейстеру с просьбой сделать распоряже­ние чинам полиции, находящимся на посту или дежурстве на понтонном мосту, чтобы ими строго воспрещалась быстрая езда по понтонному мосту».

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...