Политотделы МТС и совхозов // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПОЛИТОТДЕЛЫ (ПО) МТС И СОВХОЗОВ, чрезвычайные партийно-государственные органы управления сельским хозяйством. Соединяли в себе политические, административные, карательные, хозяйственные и культурно-просветительские функции.

Формировались дважды в критических для колхозно-совхозного строя ситуациях. Первый раз — на рубеже 1-й и 2-й пятилеток в условиях социально-экономического кризиса, вызванного форсированной коллективизацией. Решение об их создании по инициативе И.В. Сталина принял январский (1933) объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б). Политическому отделу (ПО) надле­жало окончательно подавить сопротивление крестьянства коллективизации и заготовительной политике, усилить влияние компартии в деревне, содействовать организационно-хозяйственному укреплению колхозов, «сделать колхозы большевистскими» (И.В. Сталин). Организовывались в каждой машинно-тракторной станции (МТС) и каждом совхозе в составе начальника, заместителя по партийно-массовой работе, заместителя по ОГПУ (с 1934 — НКВД), помощника по комсомолу, редактора многотиражной газеты и сотрудника по работе с женщинами. Начальники ПО назначались и смещались ЦК ВКП(б) по представлению 1-х секретарей крайкомов партии. Они одновременно являлись заместителями директора МТС (совхозов) по политической работе и имели административные права. В 1934 ПО действовали в 285 МТС Сибири, в них работало около 1,4 тыс. членов компартии; в ПО совхозов региона — около 1 тыс. коммунистов. В Дальневосточном крае функционировало 67 ПО МТС; 62 % начальников ПО Западной Сибири, 90 % - Восточной Сибири, 98 % - Дальневосточного края были присланы из Москвы, Ленинграда, в том числе из Политуправления РККА.

В системе партийно-государственного управления деревней ПО занимали особое место. Они не подчинялись районным партийным и советским структурам и работали под руководством ЦК ВКП(б), полит- управлений Наркомата земледелия и Наркомата совхозов СССР, политических секторов краевых земельных управлений и политических частей совхозных трестов, а также крайкомов ВКП(б). В совхозах, МТС и колхозах ПО утвердились как доминирующие органы. Они непосредственно руководили партийными, комсомольскими, профсоюзными и кооперативными организациями, контролировали деятельность сельсоветов, директоров МТС и совхозов. ПО были призваны обеспечивать выполнение совхозами, МТС и колхозами государственных производственных и заготовительных заданий. С этой целью они контролировали своевременность и качество сельскохозяйственных работ, занимались подбором и расстановкой руководящих кадров, обеспечением подготовки механизаторов, налаживанием организации, учета, нормирования труда и его оплаты, укреплением трудовой дисциплины и социалистическим соревнованием. Становлению колхозно-совхозного строя в деревне подчинялась и культурно-массовая работа ПО.

В рамках осуществления своей организационно- партийной функции ПО провели работу по перестройке сельских партийных организаций по производственному принципу. За время их работы доля членов ВКП(б), занятых в колхозном производстве в Западной Си­бири, выросла с 40 до 60 %. В Дальневосточном крае в результате перестройки партийных организаций количество сельских коммунистов, занятых в производстве, увеличилось в 4 раза. Своеобразным инструментом укрепления сельских партийных организаций стала чистка ВКП(б) в 1933-34, активное участие в ней приняли ПО. В ходе чистки в МТС и совхозах Восточной Сибири из партии исключили около 30 % коммунистов, в колхозах Западной Сибири - 27 % членов и 16 % кандидатов в члены ВКП(б).

В 1933-34 социалистический сектор сельского хозяйства стал работать более устойчиво (см. Сельское хозяйство). К осени 1934 чрезвычайные органы управления в целом выполнили поставленные перед ними задачи. В то же время развернувшееся соперничество между райкомами партии и ПО разрывало единство политического руководства селом. В связи с этим ноябрьский (1934) Пленум ЦК ВКП(б) принял решение об упразднении ПО МТС. ПО совхозов сохранялись. Во 2-й половине 1930-х гг. они утратили характер чрезвычайных органов и фактически превратились в несколько усиленные парткомы. В марте 1940 решением СНК СССР и ЦК ВКП(б) их упразднили.

Основными факторами воссоздания ПО МТС и совхозов в годы Великой Отечественной войны стали ослабление партийного влияния в деревне в связи с призывом большей части коммунистов в армию, необходимость тотальной мобилизации продовольственных и сырьевых ресурсов для нужд ар­мии. Решение об этом приняло Политбюро ЦК ВКП(б) 17 ноября 1941. ПО следовало взять под контроль политическую ситуацию в деревне, нейтрализовать возможные выступления против советской власти, обеспечить поставки сельскохозяйственной продукции государству. К началу 1942 в Сибири организовали 827 ПО в МТС и 339 в совхозах. Для работы в них направлялось более 3 тыс. коммунистов и комсомольцев. ПО «второго призыва» не имели в штате должности заместителя по НКВД, женорганизатора и редактора газеты. Более урезанными оказались и их полномочия.

ПО следили за политическими настроениями сельских жителей, пресекая малейшие сомнения в победе над врагом, невыполнение производственных планов, срыв государственных поставок и т. д. Широкие масштабы приобрела деятельность по укреплению трудовой дисциплины в колхозах. К концу 1942 в Красноярском крае, Новосибирской и Читинской области. ПО МТС и другие органы власти за невыполнение повышенного во время войны обязательного минимума трудодней были привлечены более 11,1 тыс. колхозников.

ПО вовлекали в ряды компартии лучших тружени­ков села. В результате состав сельских партийных организаций стабили­зировался. В своей политико-массовой деятельности ПО широко использовали уже известные формы агитационной работы в деревне: лекции, доклады, беседы, коллективные читки газет, радио, кино, стенную печать. В практику их работы вошли и новые формы: переписка с фронтовиками, «боевые задания», занесение передовиков в «Книги производственных подарков фронту» и др. Организационно-хозяйственная работа ПО нацеливалась на преодоление трудностей, возникших в сельском хозяйстве в связи с военной обстановкой. Основным направлениями являлись обеспечение подготовки механизаторских кадров для сельского хозяйства, подбор и обучение руководства работников села, привлечение незанятого сельского населения к сельскохозяйственным работам во время страды, развитие социалистического соревнования, организация охраны урожая от хищений, контроль над выполнением заготовительных заданий.

ПО МТС и совхозов по характеру своей деятельности являлись экстраординарными и вредными органами. 31 мая 1943 ЦК ВКП(б) принял решение о ликвидации ПО.

См.: Аграрная политика советского государства в Сибири.

Лит.: Зеленин И.Е. Политотделы МТС - продолжение «чрез­вычайщины» (1933-1934 гг.) //Отечественная история. 1992. № 6; Шевляков А.С. Политотделы МТС и совхозов: чрезвычайные партийно-государственные органы управления в сельском хозяйстве Западной Сибири в 1930-е годы. Томск, 2000; Он же. Политотделы МТС и совхозов Сибири в годы Великой Отечественной войны. Томск, 2000; Тепляков А.Г. Институт заместителей начальников политотделов по работе ОГПУ-НКВД в МТС и совхозах Сибири в середине 1930-х гг. // Урал и Сибирь в сталинской политике. Новосибирск, 2002.

А.С. Шевляков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири
Загрузка...