Почтовое сообщение в России берёт своё начало с первых лет XVIII в., когда между Москвой и Санкт-Петербургом помчались первые почтовые повозки.
Уже в 1701 г. по именному указу поведено было «для скорой почтовой гоньбы поставить почту от Москвы до Великого Новгорода по станам, стан от стана в 30 верстах, по четыре лошади добрых, да по два человека ямщиков, а гонять им с почтовыми письмами в час по 15 вёрст». Станами в то время называли почтовые станции. Промедление в почтовой гоньбе строго наказывалось, вплоть до смертной казни. Особенно это относилось к казённым «эстафетам».
Для связи огромных пространств Зауралья с Россией в первой половине XVIII в. устраивается Большой Сибирский тракт, по которому организуются почтовые станции. Весной 1721 г. начинается учреждение почтовых станций в Сибири. Уже в 1743 г. по Московскому тракту существовал «Зиминский станец» — почтовая станция, ставшая основанием будущего города. В этом же году для ямской гоньбы открылся ещё один «станец» — Черемховский, также положивший начало городу Черемхово.
Первые жители этих населённых пунктов занимались исключительно ямским извозом. Извоз в Сибири получил своё особое развитие и во второй половине XVIII в. «Доброконные крестьяне» занимались перевозкой купеческих кладей. К концу 1768 г. на всём протяжении между Иркутском и Томском были построены почтовые станции. И с этого времени устанавливается регулярная почтовая связь Иркутска с центральными районами России. А с 1786 г. между Иркутском и Москвой налаживается еженедельное отправление почты. Каждую субботу с утра, в половине девятого часа, иркутские ямщики отправлялись с почтой в далёкий и опасный путь протяжённостью 5155 вёрст.
Учитывая, что сибирский край является местом ссылки законопреступников, главнокомандующий Почтового департамента А. Н. Голицын 18 декабря 1824 г. представил на утверждение в Сибирском департаменте «Секретной экспедиции». Положением предусматривалось, что при Сибирском почтамте под непосредственным надзором сибирского почт-директора может быть организована Секретная экспедиция, в ведение которой входила перлюстрация почтовых отправлений.
С 6 января 1858 г. с установлением зимнего пути по всему Московскому тракту раз в неделю (по понедельникам) из Иркутска до Тюмени отправлялась лёгкая почта с двумя пассажирами, размещавшимися в почтовых кибитках. Хотя почта и считалась регулярной, но тем не менее часто, и в основном из-за весенне-осенних распутиц, когда Московский тракт местами становился непроходимым, отправление почты приостанавливалось.
Так, например, в апреле 1876 г. в Иркутск две недели не поступала московская почта из-за непроходимости по тракту за рекой Енисеем. Нерегулярность хода почты, обусловленная погодными условиями времён года, между Петербургом и Иркутском сохранялась и в более поздние времена.
По состоянию на 1884 год почта от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода (1041 верста) и от Перми до Екатеринбурга (291 верста) следовала по железной дороге. А далее до самого Иркутска на расстоянии 4308,75 версты почта доставлялась на почтовых лошадях. При нормальных погодных условиях почтовая кибитка преодолевала по 240 вёрст в сутки, а при распутице средний суточный пробег составлял 192 версты. На все остановки, предусмотренные в пути, планировалось восемь суток.
Практически почта покрывала расстояние от Санкт-Петербурга до Иркутска за 29-35 суток. Этот длинный путь был не только физически тяжёл, но и очень опасен Сибирь — это край ссыльных и каторжан. Здесь же было много и беглых. Бывали случаи нападения законопреступников и на почтовые повозки. Только при одном нападении на почту по Московскому тракту, совершённом в марте 1889 г., были похищено денег и ценностей на сумму 4101 рубль.
3 октября 1860 г. высочайше утверждается Положение о перевозке почты через Байкал на пароходах.
В марте 1876 г. в Иркутске начинает функционировать городская почта, основным отправлением которой были открытки стоимостью в три копейки каждая. Я конец 1889 г. в городе насчитывалось 20 почтовых ящиков.
С приходом в Иркутск Великого Сибирского железнодорожного пути в 1898 г. «ямщицкая гоньба» отходит в историю, и почта, а также и другие отправления стали доставляться в специальных железнодорожных вагонах в составе пассажирских поездов. А с 1 января 1905 г. почтово-пассажирские составы стали доставлять почт из Иркутска до Култука.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей