Пе-2, советский пикирующий бомбардировщик. Активно использовался вооруженными силами СССР во время Второй мировой войны. Разработан группой конструкторов под руководством В.М. Петлякова в ЦКБ-29 при НКВД СССР. Принят на вооружение в 1941. Производился в 1940–45. Всего в СССР на 4-х авиационных заводах было выпущено 11427 единиц самолёта Пе-2 разных модификаций. В Иркутске на заводе № 125 им. И.В. Сталина, а затем на объединённом заводе № 39, в период с июня 1941 по август 1942 было произведено 447 единиц самолёта.
Основные характеристики Пе-2 (первая производственная серия): экипаж – 3 чел. (пилот, штурман, радист); размах крыла – 17,15 м; длина – 12,24 м; высота – 3,42 м; площадь крыла – 40,50 м²; масса: пустого самолёта – 5863 кг, взлетная – 7536 кг; тип двигателя – 2 ´ 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-105Р; мощность двигателей – 2 ´ 1100 л.с.; топливо – 1086 л; максимальная скорость: у земли – 452 км/ч; на высоте – 540 км/час; практическая дальность – 1200 км; практический потолок – 8800 м; вооружение – четыре 7,62 мм пулемёта ШКАС (два в носовой части и по одному у штурмана и стрелка); бомбовая нагрузка: нормальная – 600 кг; максимальная – 1000 кг.
В.В. Игнатенко
Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: e@irklib.ru
Начало Великой Отечественной войны застало 125-й завод за освоением серийного производства пикирующего бомбардировщика Пе-2. Запуск в производство состоялся в январе 1941 г. В июне 1941 г. был первый полет серийного образца Пе-2.
27 июня 1941 г. вышло постановление СНК СССР за №2125 РС о передаче ремонтного завода ГАРЗ №104 Наркомата оборонной промышленности Иркутского авиазаводу №125 им. Сталина. Бывший ремонтный завод получает наименование "объект №4". 5 июля 1941 г. вышел Приказ наркома авиационной промышленности за №623сс о присоединении к Иркутскому авиазаводу №125 Улан-Удэнского авиазавода №99 в качестве филиала.
Осенью 1941 года в Иркутск на площадку завода №125 был эвакуирован из Москвы старейший авиационный завод №39 имени Менжинского, также выпускавший самолёты этого типа. Параллельная работа двух предприятий в одних цехах продолжалась около двух месяцев, после чего вышел приказ Наркомата авиационной промышленности №1139 от 8 декабря 1941 года об объединении двух заводов в один и присвоении ему №39. Директором объединённого завода стал директор иркутского завода №125 Иосилович И. Б.
Вместе с номером иркутский авиазавод унаследовал от московского и две государственные награды - ордена Ленина и Трудового Красного Знамени.
Кроме этого, к Иркутскому авиазаводу были присоединены на правах филиалов Улан-Удэнский вертолётный завод №99 и Государственный авторемонтный завод №104 г. Иркутска.
Объединённый завод начал работать по суточному графику, отчитываясь ежедневно о выполнении производственного плана перед наркоматом.
В самый сложный период войны Иркутский авиазавод дал фронту 730 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
В период Великой Отечественной войны Пе-2 составляли значительную часть советской фронтовой бомбардировочной авиации, являясь самым распространенным типом пикирующих бомбардировщиков.
Один из самолетов Пе-2 установлен на стадионе Иркутского авиазавода в 1945 году в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и милитаристской Японией, демонтирован в середине 1950-х гг.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей