Новости

Перов, Дмитрий Михайлович // Кузнецов И.И. «Золотые звёзды иркутян» (1982)

Вы здесь

Родился Дмитрий Михайлович Перов в 1915 году на станции Оловянная Читинской области, в семье портного. Член КПСС с марта 1943 года, русский. Окончил семилетку, а затем школу ФЗУ на станции Хилок. С 1932 года Д.М. Перов работал шофером в Иркутском автогужтресте. В 1936 году был призван в армию. Участвовал в боях на Халхин-Голе водителем бензозаправочной машины 234-го артиллерийского полка. Демобилизовавшись, с 1940 года работал шофером и заведующим гаражом в Старо-Зиминской МТС. В январе 1942 года был вновь призван в армию. Воевал в должности водителя «катюши» на Центральном, 1-м и 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. За личную отвагу, проявленную при спасении боевой машины М-13 и боеприпасов, 22 июля 1944 года Д.М. Перову присвоено звание Героя Советского Союза. После демобилизации из армии в 1945 году проживает в Зиме. Работал слесарем локомотивного депо и кочегаром в Зиминском лесхозе. С декабря 1973 года на пенсии.

Летом 1939 года японские империалисты начали агрессию против Монгольской Народной Республики. Части Красной Армии получили приказ защищать монгольские границы, как свои собственные.

Начались бои. Водитель бензозаправочной машины 234-го гаубичного артполка Дмитрий Перов не участвовал непосредственно в жарких схватках и стремительных атаках. Но в блестящей победе над врагом, одержанной советско-монгольскими войсками, есть и доля его ратного труда. Не раз приходилось ему пробиваться через пески в нестерпимую жару на своем бензовозе, выполняя срочные приказы командования.

Однажды Перов получил приказ нагнать на марше полк и снабдить его горючим. Нещадно палило солнце, куда ни глянь — песок, ни кустика, ни деревца, не за что зацепиться глазу. Попробуй в такой пустыне найти полк, ориентироваться можно только по солнцу. Но Перов нашел. Точно в срок доставил он бензин тракторам-тягачам, «Спасибо, товарищ водитель, выручил нас»,— тепло сказал командир полка, провожая машину в обратный путь.

Отгремели залпы сражений. Но не оставил Перов полюбившуюся ему профессию. Два года он работал шофером в Зиминском районе.

Его мирный труд прервала война. 5 января 1942 года он держал в руках повестку «явиться в военкомат», а в конце января из Забайкалья его часть выехала в район Москвы.

Много слышал Перов легенд о знаменитых «катюшах». И вот теперь он управляет ею. А она, послушная рулю, мчит туда, где нужна поддержка, где эсэсовцы идут в очередную психическую атаку.

В 17-м гвардейском минометном, а затем в 99-м гвардейском полку воевал младший сержант Д.М. Перов. Сражался он как подобает сибиряку. О его славных боевых делах красноречиво свидетельствовала медаль «За отвагу», которой водитель боевой машины был награжден в феврале 1943 года, за бой под Ржевом.

Новый подвиг водитель совершил в феврале 1944 года у села Ужлятино-Горбачи на 1-м Прибалтийском фронте, Боевые машины 99-го гвардейского минометного полка стояли на огневой позиции. Гитлеровцы усиливали артиллерийский огонь, разрывы снарядов приближались все ближе и ближе. Вдруг совсем рядом разорвался снаряд. Взрывом с боевой установки сорвало и сбросило на землю несколько мин. Ракетные части двух мин были повреждены, воспламенилось топливо. Одна из них, извергая с шумом пламя, устремилась к нише, где находились запасные реактивные снаряды, другая двигалась в сторону стоявших рядом боевых машин. Перов, находившийся недалеко в открытом ровике, первым почувствовал серьезную опасность.

Он выскочил из ровика, быстро подбежал к первой мине и навалился на нее. В лицо пахнуло гарью. Закрывая одной рукой глаза от искр, другой он с необыкновенной быстротой вывернул взрыватель.

Покончив с первой миной, водитель бросился к другой, неуклонно приближавшейся к реактивной установке. Снова своим телом замедлил он движение опасного снаряда, снова быстро заработала рука. Взрыватель извлечен. Оттолкнув мину в сторону, Перов изменил направление ее движения. Теперь-то мина уже не опасна.

Тяжело встав, он вытер рукавом пот с лица, облегченно вздохнул. А к нему уже бежали боевые друзья. Все произошло так быстро, что ни один из них не успел помочь водителю.

— По машинам! — раздался голос командира, а вскоре знакомая команда «Залп!». Спасенные Перовым четыре боевых установки массированным налетом истребили сотни фашистов и подавили их огневые точки. Д.М. Перову было присвоено звание Героя Советского Союза. Но боевой путь сибиряка продолжался.

Никогда он ее забудет боя на реке Барта у города Двинска летом 1944 года. Машины Ястребова и Перова получили задание накрыть огнем скопление гитлеровцев у переправы.

Большого искусства и напряжения стоило Перову вывести свою машину точно к траншее, откуда и был дан залп. Мощный залп «катюш» уничтожил фашистов, удерживающих переправу. Д.М. Перов в числе других отличившихся воинов участвовал в историческом параде Победы.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Кузнецов И. И. | Источник(и): Золотые звёзды иркутян. - Иркутск. 1982. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1982 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Книги | Зима | Иркутск | Саянск | Библиотека по теме "История"