Новости

Пепеляев, Евгений Георгиевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Евгений Георгиевич Пепеляев
Евгений Георгиевич Пепеляев
Источник: Военные материалы : сайт
Пепеляев Евгений Георгиевич - Герой Советского Союза, летчик-истребитель
Пепеляев Евгений Георгиевич - Герой Советского Союза, летчик-истребитель
Источник: Авиационная энциклопедия Уголок неба
МиГ-15 бис, на котором подполковник Е.Г. Пепеляев летал в начальный период своего участия в Корейской войне.
МиГ-15 бис, на котором подполковник Е.Г. Пепеляев летал в начальный период своего участия в Корейской войне.
Источник: Авиационная энциклопедия Уголок неба
Е.Г. Пепеляев во время войны в Корее
Е.Г. Пепеляев во время войны в Корее
Источник: Авиационная энциклопедия Уголок неба
Пепеляев Евгений Георгиевич
Пепеляев Евгений Георгиевич
Источник: Авиационная энциклопедия Уголок неба
Полковник Евгений Пепеляев, командир 196-го ИАП, летал на этом МиГ-15бис, бортовой 925, во время войны в Корее в 1951 г. МиГ-15 имел неокрашенную металлическую обшивку с нанесенными на ней опознавательными знаками. Все МиГ-15 носили опознавательные знаки Северокорейских ВВС.
Полковник Евгений Пепеляев, командир 196-го ИАП, летал на этом МиГ-15бис, бортовой 925, во время войны в Корее в 1951 г. МиГ-15 имел неокрашенную металлическую обшивку с нанесенными на ней опознавательными знаками. Все МиГ-15 носили опознавательные знаки Северокорейских ВВС.
Источник: Авиационная энциклопедия Уголок неба

Евгений Георгиевич Пепеляев (18 марта 1918, г. Бодайбо – 4 января 2013, г. Москва) — советский офицер, Герой Советского Союза, полковник. Лётчик, командир истребительного авиаполка, участник Великой Отечественной войны (1941-1945), Советско-японской войны (1945) и Корейской войны  (1950-1953). Наиболее результативный ас войны в Корее. Совершил около 150 боевых вылетов (из них 108 — в ходе Корейской войны), сбил 20 самолетов.

Родился в семье железнодорожника в городе Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата — Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе славного 402-го ИАП и погибшего в воздушном бою над Ильмень-озером в 1941.

До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб. Работал токарем в авиационных механических мастерских. В 1936 г. Пепеляев поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938-м. Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. и был направлен на Дальний Восток. Великая Отечественная война застала его в должности заместителя командира эскадрильи 300-го истребительного полка.  

Как и большинство летчиков, несших службу в восточных округах. Евгений Георгиевич рвался на фронт. Однако, в действующую армию ему довелось попасть только в ноябре 1943 г., и то не надолго - на период боевой стажировки в 162-м истребительном авиаполку 309-й авиадивизии. Дивизия входила в состав 16-й воздушной армии Белорусского фронта. Там Пепеляев летал на самолетах Як-7, совершил 12 боевых вылетов и провел три боя. Правда, побед не имел, а. как он сам отмечал, "однажды едва не был сбит".

Вернувшись со стажировки, Евгений Георгиевич продолжил службу в том же 300-м полку. В 1945 г. эта часть входила в состав 254-й дивизии 10-й воздушной армии. которая с началом советско-японской войны поддерживала войска 2-го Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не оказывал. Особенно досталось, вражеским коммуникациям и судам на реке Сунгари. В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже заместителем командира полка, совершил около тридцати боевых вылетов на Як-9Т, уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.

Осенью 1945-го, сразу после окончания второй мировой войны, отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали весьма напряженными. особенно на Востоке. После ухода Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали высаживаться американские войска. В ответ в Северо-Восточный Китай были вновь посланы части 6-й гвардейской танковой армии и авиация, в том числе 300 иап, которым теперь командовал Евгений Георгиевич. Полк базировался в Мукдене. Его самолеты выполняли разведывательные полеты над пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 г., когда американцы, наконец, ушли. Вернулись в Забайкалье и советские части.

В декабре 1947 окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Назначен заместителем командира 196-го истребительного авиационного полка в подмосковном Волосове. Здесь Пепеляев осваивал новую технику, принимал участие в авиационных парадах и праздниках. Так, в 1949 г. в Тушине Евгений Георгиевич впервые демонстрировал высший пилотаж на новом тогда Ла-15. а в следующем году вместе с В. В. Лапишным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15. Предполагалось показать его на тушинском празднике, который, однако, не состоялся из-за непогоды. Зрители увидели этот номер через год, но уже без Пепеляева.

Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием Трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предназначенной для действий в Корее. В составе добровольцев, по выбору командира полка, отправился в Корею.

В декабре 1950 полк Е.Г. Пепеляева прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае, где Е.Г. Пепеляев начал обучение пилотов. 1 апреля 1951 полк в составе тридцати МиГ-15 прибыл к месту базирования на аэродроме Аньдун вблизи границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана Кожедуба было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

Первый бой часть приняла в составе дивизии вечером того же дня. Тогда наши летчики сбили два "сейбра", но и сами потеряли два "МиГа". Е. Г Пепеляев же открыл свой победный счет в мае. Он сбил "Сейбр". Бой протекал весьма быстро: американский летчик не заметил пепеляевский "МиГ". когда тот зашел сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...

Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и тревогами. Поначалу 196 иап действовал на МиГ-15 с двигателем РД-45. а затем, через месяц-полтора, был перевооружен на МиГ-15бис. Пепеляеву приходилось руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить своих летчиков в бой. В один из сентябрьских дней ведомая им группа перехватила две шестерки самолетов F-94 "Старфайр" и сбила семь машин, из них две - на счету комполка. В разгар боев, в августе 1951 года. ему было присвоено воинское звание "полковник".

За 414 дней командировки полковник Пепеляев сбил 19 самолетов противника, совершил 109 боевых вылетов. Официально на его счету 20 побед, в других источниках называют 23 победы. Полк Пепеляева имел наибольшее количество побед и самые малые потери среди истребительных полков. Боевые показатели 196-го полка: 108 сбитых самолетов противника, свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.

По итогам боев в Корее Е.Г. Пепеляев занял второе место среди асов истребителей, уступив первенство Н.В. Сутягину, одержавшему 23 воздушных победы. Полковник Пепеляев налетал более 2000 часов, освоил около 30 типов машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9.

22 апреля 1952 Е.Г. Пепеляеву было присвоено звания Героя Советского Союза. 

В 1958 окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962, демобилизовался в 1973. После демобилизации работал в НИИ. Жил в Москве. Умер 4 января 2013. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

Также награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Список известных побед

Дата

Тип сбитого самолета

Данные противной стороны

1.

20-05-51

F-86

не подтверждается американскими данными

2.

11-07-51

F-86

по ам. данным - самолёт потерян в ходе маневрирования (пилот Conrad Allard благополучно катапультировался)

3.

21-07-51

F-94

F9F-2B из состава VMF-311

4.

06-10-51

F-86

F-86A (49-1178)

5.

06-10-51

F-86

F-86E 50-671

6.

06-10-51

F-86

предположительно

7.

08-10-51

F-84

по ам. данным самолет потерян от огня ПВО

8.

08-11-51

F-86

F-86A,  Charles Pratt (334 FIS, MIA)

9.

08-11-51

F-84

фактически RF-80A, Dennis W. Hill

10.

27-11-51

F-84

фактически F-80C, Michael Rebo

11.

29-11-51

F-86

не подтверждается ам. данными, но по советским данным были найдены обломки с-та с мертвым пилотом

12.

01-12-51

F-80

F-80C, Thomas T. Mounts (POW)

13.

05-12-51

F-80

F-84E, Hugh Larkin (MIA)

14.

05-12-51

F-80

не подтверждается ам. данными

15.

06-12-51

F-86

не подтверждается ам. данными

16.

07-01-52

F-86

F-86E,Charles Stahl (POW), но на эту победу претендуют еще два л-ка

17.

11-01-52

F-86

не подтверждается ам. данными

18.

15-01-52

F-86

F-86E,  Vernon Wright (POW)

Отрывок из воспоминаний Евгения Георгиевича Пепеляева

Несколько слов о себе. В Рабоче-Крестьянской и Советской армии в общей сложности прослужил 37 лет, из них 16 лет в ВВС и 21 год в ПВО. На лётной работе находился 25 лет. Командовал авиаполком, авиадивизией. Списался в 1962 году, после того как в воздухе при большой перегрузке лопнул кровеносный сосуд слухового нерва правого уха.

За свою службу никогда не просил должностей, званий и наград. Воинские звания от младшего лейтенанта до полковника, все ордена получил во время службы в ВВС, пять орденов и "Золотую Звезду" Героя за участия в боевых действиях Корейской и Отечественной войн, два раза за освоение реактивной техники, один за выслугу лет и один в день 50-летия Победы (всем давали, дали и мне).

Главной заслугой перед Отечеством считаю свое активное участие в Корейской войне. Знаю, что из советских лётчиков, воевавших в Корее, больше меня реактивных самолётов противника никто не сбил, что подтверждается архивными документами (журналы и альбомы сбитых самолётов).

Один сбитый мною американский самолёт - истребитель Ф-86 "Сейбр" с исправным пилотажным, навигационным, электронным оборудованием и вооружением был доставлен в Москву. Эту победу официально приписали лётчику 176-го Гвардейского авиаполка майору К. Я. Шеберстову.

Знаю, что командир 324-й истребительной дивизии, в которой я воевал, трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб представлял меня к званию дважды Героя и 6 лётчиков - асов моего полка к званию Героя Советского Союза. Однако, по прибытии из Кореи 324-ю авиадивизию передали из ВВС в состав ПВО страны. Начальство же ПВО, защищая свои амбиции, все эти документы положило под сукно, где они и лежат до сих пор...

Ссылки

  1. Виктор Мясников Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи // Независимое военное обозрение
  2. Пепеляев Евгений Георгиевич // Авиационная энциклопедия Уголок неба
  3. Пепеляев Евгений Георгиевич // Красные соколы

Читайте в Иркипедии

Пепеляев, Евгений Георгиевич // Кузнецов И.И. "Золотые звёзды иркутян" (1982)

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 января 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.