ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, материальное обеспечение людей, потерявших трудоспособность из-за болезни или травмы на производстве, стало вводиться в Сибири в начале XX в.
Этому способствовала борьба рабочих в период революции 1905—1907 за введение социального страхования. Однако до 1917 закон об обязательном страховании рабочих, введенный в Российской империи в 1903, на территории Сибири в полной мере не действовал. Поэтому рабочим, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, зачастую не удавалось получить пенсию даже при наличии очевидных оснований.
Советское государство одной из приоритетных задач социальной политики провозгласило обеспечение людей труда пенсиями по старости и болезни, а также в случае потери семьей кормильца. Однако Пенсионная система могла быть создана и обеспечена финансированием только при достаточно высоком уровне экономического развития и соответствовать возможностях государственного бюджета. Поэтому пенсии в 1-е годы советской власти назначались лишь в случае потери рабочими трудоспособности при производственных травмах или потери рабочей семьей основного кормильца. Размеры их были весьма скромными. С 1928 рабочим, трудившимся в наиболее важных отраслях промышленности, стала назначаться пенсия по старости. Постепенно эта мера распространилась на всех рабочих. С 1937 пенсию по старости стали получать и служащие. Постановлением СНК СССР от 23 марта 1937 определялся порядок назначения и выплаты пенсий всех видов, эта функция возлагалась на отделы социального обеспечения местных советов.
Большое социальное значение имело совершенствование Пенсионной системы, осуществленное на основе Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956. Существовавшие ранее пенсионные нормы были установлены еще в 1920-30-е гг., содержали ряд уже устаревших ограничений и положений. Размеры пенсий по старости зависели от величины тарифной ставки, которая составляла лишь около половины фактического заработка. В основном они не превышали 100-200 руб. в месяц. Возросший экономический потенциал страны позволил поставить на повестку дня вопрос о коренном пересмотре пенсионного дела. К тому же это диктовалось изменением социально-демографического состава общества. В предвоенные годы престарелые люди составляли менее 10 % населения. Многие из них проживали в деревне, где могли заниматься личным подсобным хозяйством. В 1950-е гг. заметно увеличились число и доля лиц старше трудоспособного возраста. При этом более половины из них проживало в городах. Вводимая система начисления пенсионных пособий существенно увеличила размеры пенсий и расширила круг лиц, имеющих право на их получение. В Новосибирской области средняя величина пенсии по старости возросла со 187 руб. в месяц до 382, по инвалидности - со 162 до 250, по случаю утраты кормильца - со 151 до 235 руб. Если до принятия закона в Омске пенсионерам выплачивалось ежегодно около 60 млн руб., то уже в 1957 - 128 млн. В Читинской области до 1 октября 1956 пенсии начислялись ежемесячно на сумму 4,7 млн руб., а после принятия закона - на 9,23 млн руб. Численность пенсионеров в Алтайском крае возросла с 23,2 тыс. в 1950 до 118 тыс. в 1960; число лиц, получавших пенсию по старости, увеличилось с 1,6 тыс. до 31 тыс. В Иркутской области в начале 1958 было 120 тыс. пенсионеров, из них 23,6 тыс. получали пенсию по старости; в Бурятской АССР в 1960 эти показатели составили соответственно 45 тыс. и 12,4 тыс.
Закон от 14 июля 1956 упорядочил систему начисления пенсионных пособий, они стали определяться в зависимости не от тарифной ставки, а от полного заработка. При назначении пенсий были предоставлены льготы лицам, занятым на вредных или тяжелых работах. Устанавливался пенсионный возраст (самый низкий в мире) - для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет. Минимум пенсии по старости определялся в размере 300 руб., максимум - 1,2 тыс. рублей, что после деноминации рубля в 1961 стало составлять 30 и 120 руб. Колхозники и в этой области оказались обделенными: право на пенсию они получили лишь в 1964, пенсионный возраст для них наступал на 5 лет позже, чем для других категорий трудящихся. В 1980-е гг. большинство ветеранов труда, выходивших на пенсию, получали ее в размере, близком к максимальному, что обеспечивало удовлетворение повседневных нужд.
В условиях рыночной реформ Пенсионная система неоднократно перестраивалась. Обычно 2 раза в год проводится индексация пенсий, однако она не отвечает темпам инфляции. Большинство пенсий не обеспечивает прожиточного минимума.
Лит.: Букин С.С. Жизненный уровень рабочей семьи в Сибири (1946-1960 гг.). Новосибирск, 1984.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей