ПЕЧАТИ городов и острогов Сибири. Печать, приложенная или привешенная к документу, представляет собой знак, удостоверяющий юридическую силу документа, указывающий на его происхождение и подтверждающий его подлинность. Печати являются предметом изучения вспомогательной исторической дисциплины — сфрагистики.
Печати сибирских городов и острогов известны по росписям 1635, 1656, 1692, 1698—1701, оттискам на документах, хранящихся в архивах, и другим источникам. Первыми Печати в 1607 получили главный город Сибири — Тобольск, а также Верхотурье и Берёзов, через которые пролегали торговые пути из России в Сибирь. В 1625 Печати были даны всем сибирским городам и острогам. Воеводам сибирских городов надлежало употреблять Печати «для наложения слепков на товары, пошлиною очищенные». Использование Печати на таможнях оставалось их основной функцией на протяжении всего XVII в. Поэтому в росписи 1692, приложенной к наказу таможенному голове Верхотурья, Печати именуются таможенными. Помимо таможенных документов, Печати заверялись и другие документы.
Значение Печати в городской жизни было достаточно велико. Например, в 1629 тобольские воеводы сообщали в Москву о том, что в результате пожара в съезжей избе «государева печать тоболская растопилась», в связи с чем «государевы всякие дела и отпуски в городы стали, а ... татаровя и остяки, неграмотные люди, кроме твоей государевы печати не верят ничему, и ясачный бы збор за печатью стал». После совета с архиепископом Сибирским Макарием воеводы изготовили на месте Печать с изображением, полностью аналогичным изображению на Печать, присланной из Москвы.
Печать сибирских городов и острогов создавались в Москве и являлись единым комплексом эмблем со сходной символикой и статусом. На Печатях преобладали изображения пушных зверей с орудиями охоты на них — луком и стрелою: Тобольск — «два соболя, меж ими стрела»; Верхотурье — «соболь под деревом»; Березово — «соболь же да стрела»; Обдорск — «лисица держит стрелу»; Мангазея — «олень»; Тара — «лисица»; Тюмень — «лисица да бобр»; Туринск — «розсомаха»; Пелым — «лось»; Сургут — «две лисицы, а меж ими соболь»; Енисейск — «два соболя, меж ими стрела, а под ними лук вниз тетивою»; Кетск — «рысь»; Нарым — «белка да горностай, меж ими стрела»; Кузнецк — «волк»; Якутск — «орел поймал соболя»; Илимск — «под соболем стрела, а над соболем репей»; Нерчинск — «орел одноглавый держит лук вниз тетивою». Своей символикой выделялись только П. Томска — «корона» и Красноярска — «инорог».
Значительное влияние на символику Печатей сибирских городов XVII в. оказали не только особенности природного мира и экономического развития Сибири, но и христианская символика. Для этой символики характерна двойственность эмблем, обусловленная общими тенденциями в искусстве XVII в.: с одной стороны, активно использовались традиционные богословские символы, с другой — все сильнее развивались реалистичные элементы. Поэтому сибирские Печати XVII в., в росписи 1656 названные гербами, не только иллюстрируют пушные богатства края и разнообразие его животного мира, но и содержат образы символических животных, традиционная для христианской символики XVI в.
Жесткую подчиненность органов управления сибирских городов и острогов центральной власти отражает и круговая легенда сибирской Печати. Например, «печать Государева земли Сибирские Мангазейского города», «печать Государева Томского города» и т. д.
Большинство сибирских Печатей оставались неизменными на протяжении XVII — 1-й половины XVIII в. По оттискам на документах известны Печати Верхотурья и Кузнецка, изображения которых отличаются от зафиксированных в росписях. На используемой в 1689 Печати Верхотурья помещен соболь со стрелою и буквой В, на Печати Кузнецка 1694 вместо волка изображена лошадь. В росписи 1635 на Печати Иркутска виден орел, держащий лук.
В 1785, 1790 и 1804, в период массового пожалования гербов сибирским городам, большинство Печатей оказалось невостребованным. Печати XVII в. были взяты за основу при создании гербов Верхотурья, Иркутска, Нерчинска и Якутска.
В XIX в. на Печати городов Сибири изображались официально пожалованные гербы. После утверждения в 1878 гербов сибирской губерний и областей на Печати большинства городов, имевших утвержденные гербы и не получивших их, достаточно часто изображаются соответственно губернские и областные гербы.
В XVII в. основным материалом, на котором делался оттиск Печати, являлся воск, в XVIII в. ему на смену приходит сургуч. Матрицы Печати были, как правило, металлические с контррельефным, углубленным изображением. В конце XIX — начале XX в. постепенно распространяются Печати, матрицы которых имеют каучуковую или резиновую основу с вырезанным рельефным изображением. Оттиски делаются главным образом чернилами.
В советский период на Печатях городских органов управления, даже при наличии утвержденного городского герба, в обязательном порядке изображался Государственный герб РСФСР. После принятия в 2000 Закона о Государственном гербе Российской Федерации, содержащего запрет на его использование органами местного самоуправления, городские гербы вновь стали главными элементами Печати представительских и исполнительных органов власти муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.
Лит.: Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика: Учеб. пособие. М., 1974; Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII—XIX вв. М., 1981; Она же. Русские печати. М., 1991; Куренная И.Г. Летящий из глубины веков: Из истории геральдики Забайкалья. Чита, 1997.
А.В. Кошелев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей