Новости

Панмонгольское движение // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ПАНМОНГОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ основывается на идее возрождения Великой Монголии XIII—XIV вв. и начало формироваться в условиях захвата маньчжурами Халхи. С XVI—XVII вв. консолидирующим элементом и своеобразным знаменем Панмонгольское движение стала ламаистская религия.  Под панмонголизмом следует понимать движение за национальное самоопределение, возрождение монгольских народов (политическое и культурно-этническое), за создание самостоятельного государственного образования. Оно отражает интересы населения всего монгольского мира, способствует сохранению и укреплению общенациональных этнических, исторических и языковых связей.

К началу ХХ в. монгольский этнос оказался в составе ряда государств: южная его часть (Внутренняя Монголия) — в составе Китая, буряты и калмыки — в составе России; ограниченную национальную независимость обрели Внешняя Монголия (1911) и Тува (1921). Общность языка, религии и материальной культуры монголов, бурят, калмыков, историческая память о былом величии единого монгольского государства позволяли поддерживать и сохранять идею о единстве монгольского мира. Роль своеобразного ядра и центра притяжения монгольских народов играла Внешняя Монголия и ее столица Урга — один из центров ламаизма кочевых народов Центральной Азии.

Панмонгольское движение в России достигло наибольшего развития в начале XX в. В это время мысль о возрождении монгольского единства получила широкое развитие среди бурятских демократов-просветителей Ц. Жамцарано, Э.-Д. Ринчино, М.Н. Богданова, Б. Барадийна, Г. Цыбикова. К 1919 в среде бурятской интеллигенции окончательно оформилась идея о возможности непосредственного объединения монгольских народов в единое государство. Появление этой идеи было обусловлено реальными успехами национального движения, когда в течение 2 лет Бурнацком автономно руководил органами местного управления и добился признания со стороны советской власти, а затем и атамана Г.М. Семенова, с осени 1918 контролировавшего территории Забайкальской области. Реализация идеи создания общемонгольского государства началась с совещания на станции Даурия в начале февраля 1919. На совещании были выработаны основные направления предстоящего съезда панмонголистов. Съезд, на котором присутствовало 16 делегатов (от Забайкалья Д. Сампилон, Н. Дылыков, Э.-Д. Ринчино, В. Вампилун, Цыдыпов, Бимбаев), на­чал работу в Чите 25 февраля 1919 под председательством Нэйсе-гэгэна (хутухты) Внутренней Монголии Ничи-Тойна Менду Баира. В работе съезда приняли участие атаман Г.М. Семенов и майор японских оккупационных войск Судзуки. Съезд принял решение об образовании независимого федеративного «Велико-монгольского государства», в состав которого должны были войти Внутренняя и Внешняя Монголия, Барга и земли забайкальских бурят. Делегаты избрали правительство, которое временно расположилось на станции Даурия, так как избранный столицей будущего государства г. Хайлар был оккупирован китайскими войсками. Однако ни одна из ведущих мировых держав, включая Японию, не признала вновь созданное государство. В том же году оно, не успев сложиться, фактически распалось. Проблема панмонголизма вновь перешла в политическую плоскость в 1921 в связи с деятельностью генерала Р.Ф. Унгерна фон Штернберга. Во главе Азиатской конной дивизии он изгнал из Монголии китайских оккупантов, обеспечив тем самым восстановление государственной независимости страны. Р.Ф. Унгерн рассматривал Монголию в качестве надежды всего человечества, погрязшего в гибельной культуре Запада, и главного плацдарма в борьбе против мировой революции. Но его идеи не нашли широкой поддержки среди монголов.

Как политическое течение панмонголизм окончательно прекратил свое существование в СССР в 1937—38, когда в ходе «Большого террора» более 2 тыс. его якобы бывших сторонников (среди них 1 033 ламы) были арестованы. Несколько десятков из них приговорены к расстрелу, остальные — отправлены в тюрьмы и лагеря.

В конце ХХ в. идеи панмонголизма вновь приобрели актуальность как один из интегрирующих факторов для монгольского мира.

Б.В. Базаров, М.Н. Балдано

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири