Памятник "МИГ-23Б" - памятник, расположенный у Музея Победы г. Ангарска. Самолет МиГ-23 был установлен возле музея Победы в конце 1980-х годов. Восстановлен в июле 2014 года.
Серийное производство МиГ-23Б было налажено на Московском машиностроительном заводе «Знамя труда». В 1972-1973 годах он выпустил, по разным данным, то ли 24, то ли 48 истребителей-бомбардировщиков. Среди них был и самолёт под серийным номером 242002516. Машина была произведена в 1972 году и передана в 722-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (АПИБ), базировавшийся на аэродроме Смуравьёво в Псковской области. Впоследствии самолёт проходил службу в 58-м АПИБ на аэродроме Степь в Забайкалье, где МиГ-23Б базировались до 1986 года. А в 1990 году он прибыл в Ангарск с авиабазы Белая, расположенной под Усольем-Сибирским. Так город нефтехимиков обрёл уникальную машину: если взглянуть на заботливо подготовленную любителями авиации карту памятников на сайте russianplanes.net, то выяснится, что больше ни одного МиГ-23Б, выставленного на всеобщее обозрение, нет не только в России, но и в мире! Подобным экспонатом не может похвастать ни Центральный музей ВВС в подмосковном Монине, ни Музей техники в немецком Шпайере, ни Музей авиации холодной войны в Техасе.
Но уникальный самолёт не пощадило ни время, ни местные вандалы. До прошлой осени взглянуть на «мигарь» без слёз было нельзя: стёкла в фонаре пилотской кабины выбиты, рули направления вывернуты под неестественным углом, в обшивке фюзеляжа зияют сквозные дыры, а сама она покрыта граффити, самыми невинными из которых были слово «чебурашка» и подпись некоего Кирилла, пожелавшего таким образом прославить своё имя.1
Идея восстановить самолет в его первозданном принадлежит руководителю инициативной группы «ЭкоАнгарск» Виктору Обозову. Оказалось, что идея многим ангарчанам понравилась, нашлись сторонники и единомышленники этого проекта, которые помогают финансово и работают на общее дело, на собственном энтузиазме.2
Ремонтировали полуразрушенный МиГ-23 с бортовым номером 31 всем миром. «Средств бюджета здесь нет, деньги вносили предприниматели и жители города, – объясняет Обозов. – Нам удалось заинтересовать бизнесменов, они делали перечисления под честное слово. Так что проект целиком и полностью общественный, не думаю, что в России есть подобные примеры». К слову, решётчатое ограждение вокруг самолёта появилось благодаря генеральному директору ЗАО «Стальконструкция» Андрею Левченко, который также дал денег на материалы и краску для памятника. Мебельная фирма изготовила контейнеры для сбора средств на восстановление истребителя-бомбардировщика, которые установили в Ангарском технопарке, зданиях ОАО «Ангарский завод полимеров» и ОАО «Ангарскцемент», кинотеатре «Мирамакс», клубе-ресторане Beerloga, ресторане японской кухни Daitori и Межотраслевом региональном учебном центре. Их стоимость составила бы 10 тыс. рублей, если бы на предприятии их не изготовили бесплатно, а собрать через них удалось 12 тыс. рублей. В общей сложности на восстановление самолёта ушло 500 тыс. рублей.1
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей