В современной психологии много говорится о частностях нейролингвистического программирования (НЛП), которое базируется на реальных психофизиологических процессах. Особое внимание в последнее время уделяется преобладающим модальностям в восприятии окружающего мира. Считается, что каждый человек уникален в своём отражении внешних явлений в зависимости от сенсорных предпочтений: визуального (зрения), аудиального (слуха), кинестетического (двигательные ощущения), обычно сочетающегося с обонятельной и вкусовой модальностью: функционируют, «действуют» не только «тактильные» — ощущающие — рецепторы, но и рецепторы, определяющие восприятие запаха и вкуса. Конечно, имеются различные сочетания, вариации разных модальностей, но они опять-таки в значительной степени индивидуальны.
В психологии НЛП признаётся, что различные люди воспринимают, думают и вспоминают специфично, и различия соответствуют трём обобщенным сферам сенсорного опыта. Таким образом, в обшей картине внешнего мира, в ее бытийных, объективных характеристиках каждый человек «отбирает» нечто свое, соответствующее его субъективным особенностям.
1. Визуальный тип. Воспоминания и представление об окружающем социальном и природном мире обычно представляются такому человеку в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-то, он часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе воображаемые объекты. В разговоре он часто пользуется вступительными фразами визуального типа: «вот посмотрите на эти байкальские картины», «давайте представим себе таежные просторы...», «вспомните, это выглядело так...» и пр. Вспоминая, такого рода индивид смотрит вверх, как бы ища ответ на потолке (иногда влево - вверх или вправо - вверх). Говоря с собеседником, он часто смотрит ему в глаза.
2. Аудиальный тип. Такой человек как бы «прослушивает» то, что вспоминает, о чём размышляет. Информация «прослушивается» внутренним голосом или голосом другого человека. Фразы, которые он использует в разговоре - слуховые: «Шум волн Байкала очень ретмичен», «Послушайте эти завывания ветра...», «это звучит так...» и пр. При вспоминании взор обращен влево. В ходе разговора аудиал часто поворачивается к вам боком (ухом), в глаза смотрит редко.
3. Кинестетический тип. Индивид с подобным восприятием хорошо воспринимает и соответственно вспоминает ощущения, движения, запахи. Вспоминая, он как бы сначала воссоздаёт, повторяет движения и ощущения телом. Слова, употребляемые в разговоре, обычно связаны с теплом - холодом, тяжестью - лёгкостью, ощущением сухости или сырости и пр. Например, он может сказать: «Я так взволнован видами священного моря, что мороз идёт по коже», «Ветка кедра навеяла мне запахи тайги». Вспоминая, кинестетик смотрит прямо перед собой или вниз.
Естественно, каждый человек владеет всеми видами восприятия и воспроизведения, но одна из трёх систем представления сознанию информации обычно развита лучше других. Например, при слове «Байкал» визуал «скорее увидит» ландшафты и цветовые гаммы священного моря, аудиал вспомнит звуки прибоя и шум деревьев, а кинестетик чаще мысленно ощутит прохладу байкальских ветров и почувствует лесные ароматы.
Приоритет разных модальностей, вне всякого сомнения, имеет свои выражения в реалиях высказываний и впечатлений у разных людей. Его легко можно найти в стихах поэтов, которые, как и все люди, обнаруживают свои сенсорные предпочтения. Остановимся на некоторых примерах.
Показывая особенности преимущественно визуального восприятия Байкала, можно привести сонет П. Л. Драверта, поэтические строки которого о Сибири мы уже приводили в книге. Авторитетный профессор минералогии, один из основателей отечественной метеоритики, личность, уважаемая Циолковским и Обручевым, Пётр Людвигович увлечённо работал со стихом, пробовал свои силы в прозе и драматургии.
Вот скоро и Култук...Недвижна гладь Байкала.
Фатою марева одеты берега;
По скатам дальних гор раскинулась тайга,
Глядясь в немую глубь небесного провала...
На лодке ярких брызг светлеют жемчуга.
Но ветра нет с утра, — и парус лёг устало.
Как лебедя крыло, куда, вонзясь, упала
Летучая стрела коварного врага...
Настойчиво смотрю, вникая зорким оком
В прохладный изумруд обманчивой воды, —
И странно мнится мне, что я на дне глубоком
Ищу недавних волн струистые следы.
В вёсел мерный плеск всё близит миг привала
У влажной отмели зелёного Байкала.
Примером выраженного аудиального восприятия природы является сонет К. Бальмонта «Рождение музыки». Сонет написан в августе 1916 года, т.е. через несколько месяцев после поездок Бальмонта по Сибири, его посещения Иркутска и Байкала. О том, что стихотворение, возможно, навеяно образом Байкала, говорит его первая строка «Звучало море в грани берегов».
Звучало море в грани берегов.
Когда все вещи мира были юны,
Слагались многопенные буруны, —
В них был и гуд струни, и рёв рогов.
Был музыкою лес и каждый ров.
Цвели цветы — огромные, как луны,
Когда в сознаньи прозвучали струны.
Но звон иной был первым в ладе снов.
Повеял ветер в тростники напевно.
Чрез их отверстья ожили луга.
Так первая свирель была царевна
Ветров и волн, смывшей берега.
Ещё — чтоб месть и меч запели гневно —
Я сделал флейты из костей врага.
Об аудиальном восприятии Байкала многими людьми более всего свидетельствует распространенность по всей России (и не только) двух напевных песен «Славное море - священный Байкал» и «По диким степям Забайкалья». Слова и музыка этих песен отличаются своей широтой и плавностью, мелодичностью и образностью. Можно уверенно говорить, что песни отражают не только психологическое состояние народа их создавшего, но и суть его души, для которой «любы» были бескрайние сибирские просторы и первозданное великолепие байкальской природы. Природа как бы оживает в этой музыке через щемящие, грустные, суровые нотки, через звуковые сочетания, в которых обязательно можно найти отголоски шума ветров и волн Байкала, криков его птиц и зверей. Эти песни вписываются, встраиваются в ландшафты Байкала, и это остро ощущают все, кто хором исполняет их у вечерних костров и слышит вторящее им эхо таежных распадков. У каждого природного объекта, по-видимому, есть своя музыкальная символика, свой звуковой образ, и очень важно угадать и отразить его, чтобы в полной мере понять это природное явление. «Внутренняя жизнь, которою проникнуты все эти значительные проявления природы, относится чаще всего к области гиперпсихического, которое словами не может быть передано, но есть искусство, которое с величайшею непосредственностью способно вводить в эту жизнь: это музыка. Во многих произведениях Бетховена, страстного поклонника природы, передана гиперпсихическая или иногда психоидная жизнь ее, отличная от жизни человека».
Ландшафты Байкала, его звуки и музыка — это нечто целостное, неотрывное друг от друга. Об этом можно судить по ряду аргументов. Во-первых, как уже говорилось, музыка во всем своем многообразии - это часто отражение природного звукового богатства, очеловеченным символом которого она и стала. Во-вторых, музыка, как квинтэссенция звуков, несет в себе какую-то информацию о ритмике окружающей жизни во взаимосвязи с ритмикой вселенной. Через звуки и музыку, как и через другие ипостаси, человек становится соучастником космических явлений и чем мощнее в этом плане природный объект, чем талантливей творец, раскрывший суть его ритмики, тем острее ощущаешь эту свою причастность. В-третьих, ритмика, присущая природе, в некоторых случаях воплощается в самостоятельные образы, и тогда в каких-то музыкальных произведениях зримо ощущаешь реальные явления природы. Композитор Римский-Корсаков однажды в кругу друзей сыграл на рояле отрывок из новой вещи и спросил: «Что это такое?» Все в один голос ответили: «Звездная, снежная, морозная ночь...» То было вступление к опере «Ночь перед рождеством».
И в музыкальных произведениях о Байкале каждый человек ищет и находит конкретные образы его природы, помогающие лучше понять красоту и величие окружающего мира. Но, откровенно говоря, исконная музыка Байкала и в плане е выражения, и в плане восприятия, скорее всего, еще впереди. По крайней мере наш поиск авторитетных и выразительных произведений о Байкале, кроме двух народных песен, не увенчался особым успехом. В этом плане его дочери Ангаре и притоку Селенге повезло намного больше. О первой из них достаточно известных песен русского происхождения: «По Ангаре» (Чуть охрипший гудок парохода...), «Веет свежестью ночь сибирская». «Отшумели дожди и метелица...» и др. Селенге посвятили свои мелодичные и колоритные произведения многие бурятские композиторы.
В плане модальностей восприятия особенностей образного мира Байкала хотелось бы поделиться некоторыми результатами нашего исследования. Для выявления особенностей восприятия образа Байкала респондентам было предложено 21 высказывание, в которых Байкал представал в разных своих «ипостасях». При этом предлагаемые образы помогали решать 2 задачи:
А) увидеть те природные явления, которые в наибольшей степени привлекают людей, оставляют у них наиболее ёмкие представления, вызывают яркие чувства;
Б) определить, к какому типу модальности восприятия, сенсорных предпочтений (визуальный («зрительный»), аудиальный («слуховой»), кинестически-обонятельный: относятся респонденты и какие конкретные типы преобладают среди них (в опроснике заложено по 7 выражений, показывающих приведённые модальности).
В общей картине природы Байкала опрошенные выделили следующие образы:
1. освежающая прохлада воздуха — 73,1%
2. гладкая зеркальная поверхность — 66,6%
3. прозрачные толщи вод — 52,7%
4. кедры и сосны, любующиеся на себя в воды Байкала — 51,8%
5. призывные крики чаек — 44,2%
6. холод утреннего рассвета — 42,8%
7. пьянящие запахи дикой природы — 42,6%
8. море, расстилающееся среди крутых берегов — 39,4%
9. изумруды байкальских струй — 34,8%
10. музыка байкальских ветров — 32,6%
11. горячее дыхание костра — 30,9%
Остальные 10 «характеристик» набрали от 24 до 6%. Интересным оказался тот факт, что из 11 образов Байкала 5 носят «визуальный» характер, 4 -- кинестически-обонятельный и 2 -- «аудиальный». Это говорит о том, что люди воспринимают священное море не только и, по-видимому, не столько по его наглядным характеристикам, сколько на основе других чувственных впечатлений, и прежде всего — осязания и обоняния. Это вполне естественно: увидеть можно Байкал и на красочных альбомах и на замечательных фотографиях в Интернете, в разного рода кино - и видеофильмах, а вот, чтобы получить в душе полный и адекватный отклик, нужны реальные прикосновения к разным сторонам его природного обаяния. Последний момент ярко проявляется у представителей некоторых других народов. Так, например, у японцев на первое место (66%) вышел образ «пьянящие запахи дикой природы», что и демонстрирует значимость реальных встреч с Байкалом.
Жаркий и душный в летнее время город томит человека, а прохлада Байкала вкупе с остальными его красотами действует живительно. Есть некоторые особенности в восприятии «освежающей» характеристики Байкала в зависимости от возраста, например, на неё указали 79,6% лиц в возрасте до 18лет и лишь 58,3% - старше 60 лет. Но такие нюансы, их интерпретация и наметки практического использования еще ждут своих исследователей.
На первом месте по типу сенсорных модальностей (36,8%) вышли люди «невыраженного» типа, т.е. у них нет какой-то превалирующей модальности, а имеется сочетание (3— 2 — 2;2 — 3— 2ит.д.) разных чувственных восприятий. Среди «выраженных» (выбор 4 и более характеристик соответствующих модальностей) наблюдается следующее распределение:
• визуальный тип — 25,2%
• кинестически-обонятельный — 15,0%
Выраженный аудиальный тип встречается довольно-таки редко (2,3%), также не часто наблюдается смешанные (3 - 3 - 1) «визуально-аудиальные» (3,7%) и «аудиально-кинестически-обонятельный» (3,7%) типы, а вот «визуально-кинестически-обонятельный» тип представлен более заметней (13,3%).
Вызывает интерес распределение модальностей восприятия и выбор образов Байкала у мужчин и женщин. Для мужчин оказалась более выраженной визуальность 38,4%; у женщин преобладание данной модальности лишь 18%. Женщины в отличие от мужчин оказались в более значительной мере людьми с невыраженной модальностью (43,0% против 25,6%), хотя склонность к аудиально-чувственному восприятию проявляется у них относительно чаще: 1,6% - у мужчин, 4,8% - у женщин. Значительно отличаются мужчины и женщины в предпочтении сенсорных образов Байкала. «Визуальные» картины («море, расстилающееся среди крутых берегов», «прозрачные толщи вод») в полтора раза чаще отмечаются мужчинами, а «аудиальные» образы («призывные крики чаек», «музыка байкальских ветров», «шум высоких деревьев», «чуть слышный шёпот прибоя») чаще затрагивают женщин (как здесь не вспомнить известную истину: «женщина любит ушами»). Лица прекрасного пола оказались так же более восприимчивыми к таким образам, как «горячее дыхание костра», «освежающая прохлада воздуха», но одновременно заметно реже отмечают такую реалию, как «влажное прикосновение тумана» (у мужчин - 25,6, у женщин - 15,8%). Скорее всего туман в качестве сырого холода вызывают у женщин не очень приятные ощущения.
Ещё раз демонстрируя визуальный тип с «примесью» некоторых других модальностей, остановимся на двух стихотворениях. Одно из них Марка Сергеева «Байкал».
Лесистых гор полуовалы, касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он — величав и вечен
в гранитной раме вырезной.
И весь — до капельки — просвечен,
и весь — до капельки — родной.
И Ангары полёт строптивый,
и ветра крик, и гул турбин,
и птицы — сосны над обрывом,
и дикий ветер баргузин —
всё это, без чего не в силах
быть далью даль и ширью ширь,
и ты немыслима, Россия,
и ты немыслима, Сибирь.
Второй неназванный стих О.Быкова.
Божественная музыка Байкала!
Хрустальное сиянье тишины,
И шелест волн, светящих вполнакала,
И древних гор таинственные сны.
О чем молчите, черные глубины?
О чем рокочешь, пенистый прибой?:
Я слышу вас, скалистые вершины.
И вас, ветра зовущие с собой...
Среди бурят и русских выявилось практически одинаковая представленность «визуальных» и «осязательно-обонятельных» типов, но вот расклад «смешанных» подтипов несколько специфичен. Так, среди бурят по сравнению с русскими заметно больше индивидов выраженного аудиального подтипа (9,6% против 1,1%) и смешанного «визуально-осязательно-обонятельного» (19,2% против 12,2%). Данные особенности по всей видимости сказываются в восприятии образов Байкала. То, что у приведённых результатов есть реальная подоплёка, подтверждает известная «музыкальность» бурят (преимущество аудиального типа), но в деталях таких отличий ещё предстоит разобраться. Показательно в этом плане так же то, что буряты чаще русских выбирали такие образы природы Байкала, как «шум высоких деревьев» (32,7% и 22,9%), «влажное прикосновение тумана» (26,9% и 18,5%), «напевные звуки тайги» (28,8% и 21,8%), «мягкие травы лугов» (17,3% и 9,2%). Все названные детали интересны не только в общенаучном плане и для понимания некоторых этнических особенностей народов, но и для использования их в рекламной деятельности.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей