Экстремальные, резкоконтинентальные климатические условия Центральной Азии, Южной Сибири, а значит и этнической территории обусловили хрупкий, ранимый экологический баланс между человеком, обществом и природой. Ввиду этого объективного обстоятельства кочевник вынужден был изначально искать более сбалансированный подход к природе, нежели в других регионах, где господствовал оседлый образ жизни. Здесь формировался подход не на покорение природы, а на гармоничное взаимодействие с ней как с равноправным партнером.
Центральная Азия в целом и Бурятия, в частности, по своему геостратегическому положению - это перекресток потоков миграции разных этнических потоков. На формирование экологической культуры народов Бурятии оказали влияние самые разнообразные этнокультурные и этноконфессиональные субстраты - тюркские, монгольские, эвенкийские, палеоазиатские. На ранних этапах культурогенеза бурят решающую роль по отношению к природе сыграли архаические дошаманские и шаманские верования.
Разнообразие путей поиска обусловило многообразие выбора и наиболее оптимальным по своему подходу к природе, мировоззрению, способу мышления для среды обитания бурят оказался тибетский буддизм, который во многом соответствовал их образу жизни.
В буддизме по проблеме взаимодействия "человек и природа" были разработаны оригинальные, универсальные методологические подходы, основанные на иных пространственно-временных параметрах и отсутствии или преодолении дуализма. Именно поэтому буддизм оказал сильное влияние на окончательное формирование экологической культуры бурят и во многом формирование новой экологической культуры, входящей в более общую этнокультуру, совпадает с приходом развитой религии. Этим обуславливаются хронологические рамки XVIII - начала XX в., когда в связи с вхождением в состав России буряты вступают в решающую фазу этногенеза, когда идет процесс объединения разрозненных племен. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что буддизм пришел в Бурятию из идентичного с ним тибето-монгольского мира, а затем буряты из центрально-азиатского пространства перешли в российское, что неизбежно привело к некоторому изменению стереотипов поведения.
Разумеется, доминирующим фактором взаимоотношений природы и человека остаются экономическое развитие общества, переход от одного способа производства к другому. Но человек и природа взаимосвязаны теснейшим образом, поэтому, когда мы говорим о преобразовании природы, то под этим следует понимать не просто преобразовательную деятельность человека, а такую деятельность, которая направлена на устранение существующих противоречий между человеком и природой. Гармоническое соотношение человека и природы состоит не в том, что человек не вторгается в ее тайны, ибо невозможно, как замечает американский эколог Р. Парсон, жить одной красотой природы, но, с другой стороны, нельзя уничтожать эту красоту под видом преобразований.
Не только определенный способ материального производства, но и целый комплекс культурно-исторических традиций того или иного народа оказывает существенное влияние на взаимоотношения человека и окружающей среды. Поэтому все более утверждается мнение о том, что нематериальные аспекты культуры несут в себе важную культурно-экологическую информацию. В этом плане можно говорить об "экосистеме" как о гибком взаимодействии трех ее основных частей: окружающей среды, технологической надстройки и нематериальных регуляторов (традиций, верований, обрядов, привычек, стереотипов, норм поведения и т.д.).
Решение экологических проблем, таким образом, из сферы чисто технологической переходит в общесоциальную, культурологическую область в самом широком ее понимании и анализ культурных взаимосвязей человека с природой позволит в определенной мере помочь в создании новой экосистемы, основанной на гармонизации отношений человека и окружающей среды.
Обращаться к историческому опыту традиционных культур необходимо и для того, чтобы решить проблему максимально возможного приспособления этнической культуры каждого народа к современной индустриально-урбанизированной цивилизации. В условиях современной цивилизации совсем не лишне вспомнить многое из исторического опыта взаимоотношения человека и природы в доиндустриальную эпоху, а в условиях кризиса этнических культур малочисленных народов - показать особенности формирования и уникальность их культурных традиций. Большие народы должны понять, что однородность человечества - не то, к чему следует стремиться; а малые народы должны знать, что их выживание во многом зависит от сохранности природной и культурной среды, от элементов традиционного образа жизни, который сформировал их духовно-нравственный и культурно-психологический облик.
С точки зрения экологии каждая этническая культура экологична, ибо она сформировалась на определенной природно-ландшафтной территории путем адаптации к ней. Адаптация к природе не предполагает превышения антропогенных нагрузок на нее, поскольку превышение ее и есть переход грани экологичности. Поэтому экологическая культура народа есть, в сущности, олицетворение его традиционной культуры. Так, в первобытных обществах таежных охотников и рыболовов Южной Сибири вырабатывались экологические традиции промысловых средств существования, выразившиеся в соблюдении сезона лова, умение различать пол и возраст зверей, в регулировании разумных потребностей добычи, обуславливавших смену мест охоты и т.п. Суть адаптивного мировоззрения древних людей выражалась в религиозно оформленном признании примата природы и человека как неотъемлемой составной части природного целого. Экологическая направленность этнической культуры начинает отчетливо проявляться уже на стадии развития родовых и племенных отношений. Человек в то время никак не отделял себя от природы, поскольку традиционными формами его хозяйственной деятельности были собирательство, охота, рыболовство, кочевое и полукочевое скотоводство. К тому же места обитания древних народов Бурятии - лесостепи, степи и пустыни "срединной" части Центральной Азии со свойственным им дефицитом влажности - отличались и отличаются в настоящее время экологической хрупкостью.
Совершенно справедливо высказывание, что "из всех экосистем мира судьба степей наиболее драматична, и главным персонажем последних актов этой драмы является человек" (Экологические традиции... 1992. С. 4-5). И именно поэтому уже на самых ранних этапах истории возникает и формируется экологическая культура, хорошо приспособленная к природным особенностям территории и умело регулирующая взаимоотношения человека и всего этнического коллектива с природой. Экологические представления древнейших насельников Бурятии нашли отражение в традиционной системе архаических верований и культов (таких, например, как культ Земли, культ гор, водоемов, пещер, деревьев и др.), которые впоследствии были заимствованы шаманизмом, открывшим новый этап в развитии экологической культуры бурят.
Шаманизм представлял собой более стройную и целостную систему религиозных представлений и психологии, культов, религиозных отношений и соответствующих социальных институтов. Поэтому, рассматривая внутреннюю структуру шаманского религиозно-культурного комплекса, целесообразно выделить в нем и экологический пласт, представляющий собой неотъемлемый типологический признак шаманизма (не случайно многие религиоведы определяют шаманизм как "природную" религию).
Наряду с архаичными традиционными верованиями, культами и обрядами народов Центральной Азии и шаманизмом мощное влияние на развитие экологической культуры в период средневековья в этом регионе оказал буддизм, постепенно распространившийся от Индии и Тибета до Южной Сибири, где кочевали и впоследствии осели буряты. При этом исключительно важную роль в распространении буддизма и буддистских экологических традиций во всех ареалах центрально-азиатского региона сыграл Тибет, который в древности и средневековье оказывал огромное воздействие на духовную культуру народов Центральной Азии, что было обусловлено своеобразием формирования и развития самой тибетской культуры.
Тибетская культура сложилась как синтез культурных традиций народов Тибета, Индии, Китая, Персии, Непала и других этнических культур. Следует особо подчеркнуть воздействие буддизма с его специфическим отношением к миру и взглядом на место человека в мире, на формирование оригинальной тибетской культуры. Мировоззренческие концепции той формы буддизма, которая распространялась в Тибете, оказали решающее влияние на весь образ жизни тибетцев и различных этнических групп Внутренней Монголии, КНР, Калмыкии, Тыве и Бурятии и на их мироощущение. Поэтому для того, чтобы понять характер взаимоотношений народов Центральной Азии, исповедующих буддизм, с миром "живых существ" и с окружающим их миром, необходимо понять те основы их мировоззрения и мироощущения, которыми определяются эти отношения.
В настоящее время можно говорить о становлении нового направления гуманитарного образования — экологии культуры. В нашей стране термин "экология культуры" ввел в научный оборот Д.С. Лихачев. Он считал необходимым существование раздела о культурной среде, в рамках экологии, о нравственном воздействии на человека этой культурной среды. Параллельно с таким пониманием культуры в Западной Европе и США несколько раньше получила достаточно широкое распространение так называемая cultural ecology, составляющая раздел экологии человека. Это комплексные работы на стыке экологии и культурологии, антропологии, архитектуры, психологии. В этой области в настоящее время ведутся исследования влияния экологии на культуру, процессы культурной адаптации человека к окружающему миру, от которых зависит жизнеобеспечение этноса, на традиции народной экологии и медицины.
Существующие трактовки понятия "экология культуры" в значительной степени противоположны. Тем не менее они обе имеют право на существование, т.к., в основе обеих позиций - единое стремление преодолеть ставшее традиционным противопоставление культуры и природы: И в этом состоит основа взаимопонимания: культурно-исторический ландшафт и культурно-экологический опыт народа, его представления о гармонии с природой можно разъединить только в абстракции.
В последние годы в отечественной культурологии стал широко применяться термин "экософия". Правомерность использования этого понятия и соответствующих ему дефиниций не вызывает сомнений, так как в них справедливо подчеркивается более высокая степень экологичности (по сравнению с ярко выраженными экофобными тенденциями западной культуры) традиционных культур Востока, в том числе так называемых малочисленных народов Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока. В то же время термин "экософия", делая упор на сугубо философских, теоретико-методологических аспектах осмысления проблемы взаимодействия человека, общества и природы, несколько сужает рамки рассматриваемого нами феномена, не уделяя должного внимания многим другим явлениям культуры, непосредственно связанным с регуляцией экологического сознания и поведения человека в традиционных культурах: этнопедагогикой, этноэкономикой, культурой психической и этносоциальной деятельности и т.д.
В связи с этим представляется принципиально важным определение самих понятий "экологическая традиция" и "экологическая культура", впервые введенных в научный оборот применительно к традиционным культурам народов Восточной и Центральной Азии бурятскими востоковедами Н.В. Абаевым, К.М. Герасимовой, А.И. Железновым (Экологические традиции... 1992). Мы считаем, что в данном контексте эти понятия более предпочтительны, так как они более точно и полно характеризуют все аспекты рассматриваемого явления - как философские, теоретические, так и практические, прикладные, эмоционально-психологические, морально-этические, воспитательные, экономические и т.д.
Тем не менее среди исследователей существует мнение, что поскольку в термине "экология" составная его часть "-логия", "логос" — "знание", "учение" - соответствует современному понятию "наука", которой в традиционных культурах не было, то применительно к древним и средневековым обществам было бы справедливым говорить об "отношении к природной среде в традиционных культурах" вместо употребляемых в данной работе терминов "экологическая культура" и "экологическая традиция". В этом утверждении правильно скорее всего лишь то, что в традиционных культурах не было экологии как науки в современном ее понимании. Вместе с тем в каждой культуре прошлого, безусловно, существовал определенный пласт (или сфера, область человеческой деятельности), который так или иначе был связан с регуляцией процессов взаимодействия человека и природы, с "культуризацией" отношений в системе "человек — природа".
В таком случае вполне правомерно говорить об экологической культуре как относительно автономном элементе каждой культурной традиции, то есть о том ее элементе, который более непосредственно и тесно (по сравнению со всеми другими видами культурной деятельности человека) связан с формированием определенного типа отношения человека к природной среде и регуляцией процессов взаимодействия общества (культуры) и природы, включая в себя определенные философские, религиозные, социально-политические и другие теоретические представления экологического характера, практические методы реализации этих представлений во всех видах жизнедеятельности человека (психической деятельности, художественном творчестве, экономике, законотворчестве, политике и т.д.), а также продукты этой деятельности, представляющие собой ее конечный результат. Под экологической традицией мы подразумеваем определенный исторически сложившийся тип отношения человека к природной среде, формируемый данной культурой, функционирующей в качестве норм, идеалов, стереотипов мышления и поведения, ценностно-ориентационных структур, передаваемых из поколения в поколение. При этом, если исходить из понимания культуры как меры овладения человеком самим собой и своим собственным отношением к природе, экологическую культуру следует считать важнейшей и неотъемлемой составной частью всякой человеческой культуры, необходимым условием ее существования и развития. Другое дело - насколько уровень развития каждой конкретно-исторической этнической общности отвечал этому требованию и какое место общечеловеческий критерий экологичности занимал в ценностном ядре данной культуры.
Поскольку этот специфический вид человеческой деятельности отражал общий уровень развития той или иной культуры выработанных в ней методов и способов регуляции взаимоотношений человека и природы, в ней должен был в той или иной степени отражаться и уровень экологичности данной культуры, которая в свою очередь детерминировалась в каждом конкретном случае уникальным соотношением разнообразных факторов: социальных, политических, географических, экономических, хозяйственных, идеологических и др.
Сегодня вполне очевидно, что в таком обширном культурно-историческом регионе, как Центральная Азия в прошлом существовал особый, специфический тип отношения человека к природной среде, то есть своеобразная экологическая культура. Ее характерные черты были обусловлены особенностями исторического развития этого региона, его природно-географическими условиями, этническими формами традиционного землепользования и т.д. Сложившись на основе этнических, конфессиональных и социокультурных традиций тех народов, которые на различных этапах исторического развития внесли свой вклад в формирование центрально-азиатской общности (тибетцев, тюрков, монголов, бурят и др.) этот тип отношения человека к природе, конечно, не представлял собой чего-то раз и навсегда заданного, универсального для всех ареалов народонаселения огромного региона. Скорее наоборот, на каждой этнической территории он имел свои региональные и локальные вариации, в каждом отдельном случае, функционируя в виде специфического набора конкретных норм, идеалов и стереотипов экологического мышления и поведения, регулирующих взаимодействие человека с природной средой (зачастую даже отдельная этническая группа имела свои особые традиции, связанные с этноконфессиональной историей именно этой группы).
Вместе с тем экологическая культура народов Центральной Азии имела и много общих интерэтнических черт, которые, с одной стороны, позволяют объединять ее в определенную метакультурную общность. С другой стороны, ее достаточно четко отличают от экологических традиций других культурно-исторических регионов. Так, например, даже в добуддистский период экологические традиции тибетцев, монголов и тюрко-язычных народов Центральной Азии хотя и имели определенные этнодифференцирующие признаки, но все же опирались на общие парадигмы и реализовали единый тип отношения к природной среде, который по некоторым параметрам существенно отличался от экологического поведения китайцев, корейцев, японцев и других земледельческих народов Восточной Азии.
Важно отметить, что закодированный в экологической культуре народов Центральной Азии тип экологического сознания и поведения реализовался в виде традиционно устойчивых стереотипов, которые передавались из поколения в поколение в течение многих столетий, то есть, как и всякая культурная традиция носил преемственный характер. Преемственность наиболее общих парадигм этой экологической традиции прослеживается на огромном историческом материале, начиная от самых ранних археологических культур и вплоть до новейшего времени.
Однако, учитывая локальные и ареальные этнические и конфессиональные вариации экологической культуры народов Центральной Азии, мы рассматриваем ее как более или менее целостный комплекс экологических традиций, отражающий диалектическую взаимосвязь общего и конкретного, универсального и индивидуального. Если рассматривать этот комплекс в исторической динамике, то отчетливо прослеживается тенденция все большего сближения между ее различными составными элементами, их интеграции в единую систему экологических знаний и представлений, способов экологического мышления и поведения.
Формированию такой системы способствовали прежде интенсивные культурные контакты, протекавшие на фоне большой общности хозяйственных и социально-политических укладов традиционных обществ народов Центральной Азии, близость их языков, верований и т.д. Исключительно важное значение имели также постоянные и периодически повторяющиеся попытки создания на огромных пространствах центрально-азиатского региона мощных суперэтнических государственных образований, сыгравших огромную роль в преодолении культурной, этнической и конфессиональной раздробленности и разобщенности различных народов, племен, родов и этнических групп.
Взаимодействие многочисленных этнических субстратов и их экологических традиций, безусловно способствовало не только обогащению и синтезу, но и их эволюции - от низших форм к более высоким, а значит и развитию, совершенствованию всей экологической культуры народов Центральной Азии. Поэтому преемственность наиболее общих парадигм экологической культуры этого региона и их историческая устойчивость диалектически сочетались с процессами ее поступательного, прогрессивного развития, в котором опыт предыдущих стадий, все его достижения не отбрасывались целиком и полностью, а по мере возможности сохранялись и синтезировались в целостную систему экологического сознания и поведения на новом этапе эволюции.
Так одной из высших стадий эволюционного развития экологической культуры этого региона, несомненно, является система экологических традиций, сложившихся в результате синтеза тибетского буддизма с традиционными верованиями и культами, обрядами и обычаями монгольских народов Центральной Азии. Буддизм принес этим этносам не только высокий уровень экологического сознания, соответствующего уровню развития религиозно-философского и этического учения мировой религии, но познакомил с экологическими традициями других народов Востока.
Вместе с тем тибетизированный буддизм в его специфической центрально-азиатской культурно-исторической вариации отнюдь не отбрасывал и не уничтожал предшествующие формы религии и культуры, а стремился инкорпорировать и ассимилировать их, достигая органического сплава буддистских и небуддистских элементов, что в конечном итоге привело к образованию достаточно однотипных и устойчивых форм экологического сознания во всем регионе.
Таким образом, в целом экологическая культура центрально-азиатского региона формировалась и развивалась под влиянием различных факторов (климатических, географических, хозяйственных, религиозных, этнокультурных, политических и т.д.), определявших своеобразие экологических традиций, которые легли в ее основу.
Качественно новый этап в развитии экологической культуры бурят и других народов Центральной Азии начинается в период распространения буддизма, вобравшего в себя архаические (дошаманские) верования и культы, а также ассимилировавшего многие элементы шаманизма в единой синкретической системе тибетского буддизма. Наличие в экологической культуре центрально-азиатского региона генетически разнородных и разновременных пластов и компонентов, которые складывались в метаэтническую культурно-историческую целостность в определенной хронологической последовательности, позволяет выделить в истории формирования и развития экологической культуры народов Сибири и Центральной Азии три основных этапа: 1) архаический (дошаманский), которому соответствуют ранние формы религии - анимизм, тотемизм, фетишизм магией и т.д.; 2) шаманский; 3) буддийский.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей