Новости

Ороки // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ОРОКИ, самый малочисленный народ РФ, прожива­ет на острове Сахалин. Самоназвания: ульта, уйльта, ульча, ольча (возможно, от ула — олень). Айны называют их ороко, нивхи — оронгта, орнышку. Этноним «ороки», как и «орочи» (от оро — олень) указывал на главное заня­тие этого народа.

Ороки проживают в Ногликском, Поронайском и Алек­сандровском районах Сахалинской области; небольшая группа — на острове Хоккайдо в Японии.

Численность (человек): 1897 - 749, 1901-04 - 278 северных ороков, 246 южных, 1989 — 212 северных, 129 южных, 1990—91 — 164 северных, 156 южных, 1999 — 119 северных, 171—177 южных, 2001 — 169 северных, 164 южных. В переписях 1959, 1970, 1979 ороки не учтены. Перепись 2002 фиксирует ороков по самоназванию.

Антропологически ороки относятся к северо-байкальскому типу северо-азиатской большой монголоидной расы; они более близки к эвенкам и негидальцам, чем к другим народам Амура.

Орокский язык относится к южной (приамурской) группе тунгусо-маньчжурских языков, близок ульчскому и нанайскому. Язык бесписьменный.

Этногенетически ороки связываются с охотскими тунгусоязычными группами, перекочевавшими на Сахалин в XVI— ХVII вв. К середине XIX в. (а возможно, и ранее) сфор­мировались 2 территориальные группы: северная — срединная часть северного Сахалина и южная — 12 селений ороков в южной части ост­рова (среди айнов), от залива Терпения до залива Анива.

Религиозные верования ороков близки верованиям народов Амура. Преобладают анимистические представления, по­читались духи-хозяева объектов природы, известны культы медведя, морских животных. В шаманизме ороков присутствовали многие элементы, характерные для ульчей и нанайцев.

Хозяйство имело комплексный характер. Северные ороки занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверо­бойным промыслом. Зимой охотились с луками, копь­ями, позже с огнестрельным оружием на медведя, северного оле­ня; с петлями на соболя, с давящими ловушками на мелких зверей, с самострелом на лисиц. Весной пере­бирались на оленях на восточное побережье Сахалина, где жили до осени.

Морского зверя (нерпу, сивуча, ларгу) добывали гарпунами и острогами, с конца XIX в. применяли ог­нестрельное оружие. Для лова рыбы, особенно лососевых, использовали различные сети, неводы, строили запоры-за­ездки. Было распространено собирательство. Основными за­нятиями южных ороков были рыболовство, морской зверобой­ный промысел и пешая охота в тайге, с ручной нартой и 1—2 собаками. В начале ХХ в. некоторые южные ороки нани­мались рабочими на промысловые предприятия японцев. В обмен на пушнину получали муку, крупы, ткани, металлические инструменты (ножи, пилы, копья), огнестрельное оружие и боеприпасы.

Из средств передвижения использовали нарты, лод­ки чаще приобретали у нивхов (долбленки) и айнов (плоскодонки).

Зимние жилища — конические чумы, четырехугольные каркасные домики с 2-скатной крышей; летнее жилище — чумы кау­ра, в настоящее время — палатки.

Одежда ороков близка к одежде нивхов и других народов Нижнего Амура. Включает короткие штаны из ткани, ры­бьей кожи или шкуры, ноговицы на пояске, летний тканевый халат. В начале ХХ в. распространились мужские рубахи русского покроя из ткани, якутские суконные халаты на подкладке. Промысловая одежда — куртки, юбки до колен из нерпич. шкур, нагрудники из оленьей шкуры. Зим­няя верхняя одежда — шубы из осенних шкур диких оле­ней, женские шубы — из меха оленя, лапок соболя, лисицы. Мужские и женские головные уборы имели форму капора.

Фольклор ороков мало изучен, в нем выделяются уст­ные предания и мифологические рассказы о прошлом; о проис­хождении родов от животных, о переселении родов и т. д. В музыкальной культуре основное место занимают песенные им­провизации, колыбельные, песни-пестушки. Из музыкальных инструментов распространены свистки, варганы, буб­ны, погремушки.

В начале ХХ в. южные ороки подверглись японизации, рабо­тали на японских рыбных промыслах и лесозаготовках, часть ороков была репрессирована в послевоенное время.

Сегодня северная группа практикует семейное оленеводст­во, южная группа занята в единоличном и семейном сезонном вылове рыбы. На родном языке могут говорить лишь 46 человек из 346 ороков северной и южной групп.

Лит.: Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Сов. этнография. 1929. № 1; Смоляк А.В. Южные Ороки // Там же. 1965. № 1; Роон Т.П. Уйльта Сахалина. Историко-этногра­фическое исследование традиционного хозяйства и материальной культуры сер. XVIII — сер. ХХ в. Южно-Сахалинск, 1996; Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина. Большие проблемы малочисленно­го народа. М., 2006.

Ю.С. Ковальчук

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири