Окунёвская культура // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ОКУНЁВСКАЯ КУЛЬТУРА. Распространена в Минусинской котловине Южной Сибири. Памятники окуневской культуры найдены в Туве, отдельные захоронения — к северу от Ми­нусинской котловины, в лесостепи. Первые погребения раскопаны в начале XX в. у села Батени (Ермолаев, 1913).

С.А. Теплоухов, М.Н. Комарова, В.П. Левашова и другие исследовали памятники окуневской культуры, однако интерпретировали их по-разному и, как выяснилось, не вполне коррект­но. В 1960-е гг. после раскопок могильника Черновая VIII Г.А. Максименковым выделена как особая куль­тура. Он же достаточно исчерпывающе охарактеризо­вал окуневскую культуру. Анализ памятника Черновая VIII позволил отнести к окуневской культуре монументальную скульптуру, ранее также да­тированную по-иному. Основными памятниками окуневской культуры являют­ся погребальные комплексы. Могильники состоят из 1, реже 4 курганов, также встречаются некрополи, состоящие из оград. Часты случаи вторичного использования погребальных комплексов афанасьевской культуры. Погребальные ограды окуневской культуры четырехугольные (квадратные), сооружены из плитня­ка или валунов размерами от 2,5*3 до 40*40 м. Количество могил — от 1 до более 20. Могильная яма небольших раз­меров, рассчитанная на погребение 1—2 человек, лежащих на спине с ногами, согнутыми коленями вверх. Стенки ям часто облицованы плитами в виде ящика, дно выло­жено мелкими плитами. Перекрытие могилы также часто изготовлено из плит. Типичны одиночные, парные, реже коллективные захоронения, с последующим подхоронением в могильную яму. Встречаются захоронения черепов со сле­дами трепанации. Детей хоронили вместе со взрослы­ми. В могилу чаще всего клали глиняные горшки и орудия труда. Лицо и тело покойника раскрашивались красной охрой. Умерших хоронили в одежде с большим количеством культовых предметов. В могилу помещали кости животных и птиц, явно не служивших продуктами пи­тания. Найдены следы поминальных тризн. Оружие и орудия труда: бронзовые ножи, шилья с костяными ручками, наконечник копья и проушный топорик, каменные нако­нечники стрел, топоры, булавы, тесла. Из кости изго­товлены игольники, иглы, гарпуны, орудия для вязки сетей. Украшения: бронзовые височные кольца, подвески из зубов животных, каменный бисер и бусы. Керамика плоскодонная, баночной формы, порой слабо профилирована. Единичны граненые сосуды на поддоне. Своеобразны вазочки-курильницы. Тулово и часто дно сосуда покры­ты орнаментом предельно простой композиции. Иног­да выражена зональность. Узор наносился гладким и гребенчатым штампом. Венчик нередко обозначен пояском ямок. Окуневская культура особенно богато представлена культовыми предметами. Это каменные и костяные подвески в виде фигу­рок медведя, головок лося, птиц, антропоморфических личин, миниатюрные каменные и костяные изображения женского лица с ха­рактерной прической и украшениями, костяной жезл, увен­чанный головой медведя, пожирающего барана, ритон с изображениями бычьих рогов, каменные луновидные под­вески. На каменных ящиках погребений встречаются вы­битые, гравированные и раскрашенные изображения человеческих личин, фантастических хищников, крупного рогатого ско­та, реже других животных, фигуры антропоморфических существ, изображенных в динамике, в характерной одежде и головных уборах. Многие изображения находят на культовых пред­метах из погребений и монументальных каменных изваяниях. Для окуневской культуры характерна монументальная каменная скульптура, в которой, по-видимому, воплощались родовые божества.

Наиболее распространены трехглазые личины с несколькими полосками поперек лиц и сложными звериноподобными го­ловными уборами. Наскальные рисунки и изображения на пли­тах отличаются своеобразным реализмом и динамизмом. Это фигуры домашних, реже диких животных, фантастических хищников, антропоморфные личины и т. д. Носители окуневской культуры занимались охотой. Не менее интенсивное развитие получило скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. У окунёвцев имелся колесный транспорт. Подсобными отрас­лями экономики являлись рыболовство и собиратель­ство. Анализ окунёвских кладбищ свидетельствует о высо­кой детской смертности, а также женской в репродуктивном возрасте. По-видимому, укреплялась система парной се­мьи. В мужских погребениях довольно часто встречаются захоронения служителей культа. Окуневская культура датируется первой половиной II тыс. до н. э.

Лит.: Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Па­мятники окуневской культуры. Л., 1980; Вадецкая Э.Б. Археоло­гические памятники в степях среднего Енисея. Л., 1986; Окунев­ский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб., 1997; Окуневский сборник 2. СПб., 2006.

В.И. Молодин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири