Высокой чести стать первым университетским городом Сибири удостоился Томск (1888). Тридцать лет спустя в совершенно иных социально-политических условиях появился второй университетский город – Иркутск (1918). Чрезвычайно интересным и насыщенным в истории основанного осенью 1918 г. Иркутского университета был период до падения колчаковского режима. Сюда приехали видные ученые и педагоги из университетов европейской России и первого сибирского университета. Это люди, получившие фундаментальное академическое образование, прошедшие заграничные научные стажировки (Франция, Германия), сдавшие магистерские экзамены, имеющие ученые степени магистров и докторов наук. Среди этой блестящей плеяды имен такие личности, как историк Владимир Иванович Огородников, юристы Михаил Михайлович Агарков, Герберт Юлианович Маннс, Валентин Александрович Рязановский, филолог Афанасий Матвеевич Селищев, философ Моисей Матвеевич Рубинштейн и многие другие.
Вопрос об истории становления Иркутского университета достаточно хорошо представлен в научной литературе. Проблема трансформации университета в новых условиях «ревкомовской», а затем советской власти изучена гораздо слабее. При этом следует отметить, что имеющиеся публикации отличаются повторяемостью рассматриваемых сюжетов и преимущественно основаны на одних и тех же источниках. Поставим некоторые вопросы: что происходило с профессорско-преподавательским составом, каким образом изменились учебные программы, как менялся состав студенчества, и, самое главное, как выстраивались взаимоотношения власти и университетской автономии. В настоящей публикации, привлекая новые, не введенные в научный оборот источники, прежде всего материалы фондов Государственного архива новейшей истории Иркутской области, отвечая на эти и другие вопросы, в рамках обозначенного объема воссоздадим целостную картину тех лет.
О перестройке в вузах Томска имеются некоторые данные в книге В.Л. Соскина. Он упоминает, что в Томском университете группа профессоров боролась за сохранение кафедры богословия, отстаивала в неизменном виде юридический факультет, пыталась убедить, «сколь необходимы кафедры полицейского права и римского права, но, не понимая, какая может быть нужда в кафедре советского права»[1].
Что же происходило в Иркутском университете? Перестройка в университете происходила на фоне радикальных политических событий. После краха политического режима А.В. Колчака ревкомовская власть в Иркутске восприняла местный университет как продукт прежней власти. Имело место и мнение о закрытии университета. Но разумный подход возобладал: университет сохранили. При этом произошло его своеобразное второе рождение. Перестройка на новых, пролетарских началах проходила по многим направлениям. Это радикально затронуло как пересмотр перечня и содержания учебных курсов, постепенного изменения методологических и теоретических основ социально-гуманитарных предметов, так и персональных перемен в кадровом составе преподавателей, изменений в социальном составе студенчества.
В исторической и культурологической литературе советского периода прочно утвердился подход, согласно которому наиболее интеллектуальная часть большевистского руководства сосредоточилась в народном комиссариате просвещения РСФСР, руководимом А.В. Луначарским. Практически все исследователи не ставили под сомнение необходимость реформы высшей школы, отмечая ее положительные итоги.
В нормативных документах по высшей школе, а также в речах руководителей наркомпроса немало говорилось о реформе высшего специального образования, но изучение конкретно-исторического материала реализации реформы заставляет скорректировать такой подход и увидеть здесь картину не столько реформы, сколько революционной ломки этой сферы.
Действительно, заместитель наркома просвещения историк-марксист М.Н. Покровский или, как он сам себя именовал «политический помощник Анатолия Васильевича»[2], в своей статье, напечатанной в 1918 г. в журнале «Народное просвещение», говорил именно об университетской реформе. Задачи ее сводились к следующему: демократизировать науку, демократизировать знание, демократизировать просвещение[3]. Такая постановка вопроса не могла вызвать каких-либо серьезных возражений.
Однако сам руководитель наркомпроса интеллигентнейший на вид А.В. Луначарский был настроен куда более решительно. О решимости большевистского руководства провести радикальные преобразования в высшей школе еще в августе 1918 г. он недвусмысленно говорил в речи на Первом Всероссийском съезде по просвещению. Он, в частности, заявил: «Они (господа профессора) заявляют, что университет есть то, чем он был, и никаких реформ быть не должно... Но мы должны прямо заявить, что проведем нашу реформу без них, мы пойдем к тем профессорам, которые станут на ту точку зрения, на которой стояли многие, когда говорили, что ничего нового не видят в нашей реформе, что этого они всегда желали». И далее, совершенно определенно: «...Если профессора думают, что, забаррикадировавшись в своей автономии они властны приказать: “Стой, не трогай наш круг, русская революция!” – то они ошибаются»[4].
Еще в 1919 г. народный комиссариат просвещения стал создавать при некоторых вузах рабочие факультеты, чтобы обеспечить доступ в вузы рабочим и крестьянам. В качестве первой задачи этим самым обеспечивалась «конкурентно способность» этой категории молодежи при поступлении в вузы. Стратегически же «пролетаризация» студенчества должна была коренным образом изменить социальный и, в определенной степени, партийный состав студенчества. Кроме того, проводя этот курс, власть косвенным образом влияла и на профессуру. По данным американского историка Тимоти О'Коннора, в 1919–1921 гг. достижения рабфаков были довольно скромными. Но уже к концу 1920-х гг. на их долю приходилось от 20 до 30 % всех поступавших в вузы, а к середине 1930-х гг. эта доля возросла до половины[5].
Необходимо отметить, что Наркомпрос устами самого наркома предостерегал о чрезмерной политизации рабфаков или даже замене ими существовавших университетов. В конце 1920 г. А.В. Луначарский предостерегал: «Дело политической борьбы с остатками господствующих классов и, скажем, с закоренелостью политического мировоззрения профессуры – совсем не дело рабфаков. Это дело Коммунистической партии, Советского правительства и больше всего Наркомпроса и его Главпрофобра. Дело студентов рабочих факультетов – учиться, ежедневно насыщаться знаниями, болезненно необходимыми нашему относительно невежественному пролетариату». Кроме того, нарком просвещения категорически высказался против того, чтобы «старый университетский фрегат был потоплен новым строящимся рабочим дредноутом»[6].
Однако на практике ситуация развивалась не совсем так, как мыслилась изначально. Со времени возникновения рабфака ИГУ вопросы о его материальной базе, социальном составе студентов, содержании учебных курсов, о преподавательском составе подразделения неоднократно рассматривался президиумом Иркутского губкома РКП(б). По решению президиума губкома РКП(б) в мае 1921 г. губернским отделом народного образования была создана комиссия для проведения «радикальной чистки среди слушателей рабфака». К августу 1922 г. комиссия провела 13 заседаний. Работа рабфака оценивалась с сугубо идеологических и политических позиций. Одним из главных недостатков было указание на то, что «марксистов педагогов почти нет. Изучаемые предметы носят очень слабый элемент марксизма». В связи с этим комиссия признала необходимым уволить 12 преподавателей. Об учебных программах были сказано, что они «сплошь и рядом не выдержаны». Отмечалось и тяжелое материальное положение студентов. Решение президиума губкома недвусмысленно указывало на то, каким должен был стать рабфак Иркутского университета. Были утверждены три новых преподавателя рабфака, среди них был и докладчик от комиссии Богоявленский. Агитационно-пропагандистскому отделу было поручено выдвинуть инструктора для общего руководства политико-воспитательной работой среди студентов рабфака с вводом его и правом совещательного голоса в президиум рабфака с освобождением от других работ[7].
Линия на усиление «марксистского» блока была закреплена уже осенью 1922 г., когда на рабфаке наряду с дисциплинами, предусмотренными учебным планом, были организованы кружки по изучению социологии, естественных наук и литературы. Кружки возглавили только марксисты: на это было прямо указано в принятом по этому поводу постановлении. При этом Бобровников, к примеру, вел кружки по изучению исторического материализма и по естественным наукам, Ольховой – по истории общественного движения, социологии и политико-экономический[8]. Эти и другие мероприятия были направлены на усиление влияния коммунистов как внутри рабфака, так и со стороны губкома РКП(б). В марте 1923 г. президиум губкома считал необходимым председателем правления рабфака поставить коммуниста или оставить прежнего (не коммуниста), в случае, если губком РКП(б) поручится за его лояльность. Но заведующим учебной частью непременно должен был быть коммунист. Воспитателями на рабфаке должны быть также коммунисты. Решением губкома заведующим рабфаком был оставлен Рейхбаум, как отмечалось, «ввиду его полной лояльности к Советской власти и за неимением подходящего товарища из коммунистов». Заведование же учебной частью было возложено на коммуниста Бобровникова[9]. Особенно радикальными были действия коммунистической ячейки «ВУЗ», объединившей членов партии большевиков университета и политехникума. Тактика комячейки определялась предельно ясно: наладить сотрудничество с профессурой, не сглаживая принципиальных противоречий. Красноречива характеристика заведующего рабфаком, данная в отчете исполнительного бюро комячейки за 1922/1923 учебный год: это человек беспартийный, но «весьма безобидный и умеющий, по его собственному выражению, подчиняться партдисциплине, то есть нашему влиянию». Декан медицинского факультета оценивался коммунистами как «добросовестный советский работник», а деканы факультета общественных наук (ФОНа) и, особенно, педфака, как отмечалось, имели свои принципиальные убеждения и антисоветские настроения[10].
Заметно возрастало регулирование социального состава при приеме в вуз. В состав приемной комиссии в вузы в июне 1923 г. решением губкома РКП(б) были введены представители от губкома партии (Ольховой), от губкома комсомола (Панин), от губернского отдела народного образования (Золотарев). Правление университета также выделяло своего представителя[11].
С целью регулирования социального состава студентов проводились чистки. В частности, по университету к весне 1923 г. было исключено 57 студентов, бывших офицерами в годы гражданской войны в армиях и в воинских формированиях, воевавших с красными. Затем 27 из них вновь приняли в состав студентов университета[12]. Органы власти признавали, что сибирские вузы оказались насыщенными остатками колчаковской «золотой молодежи». С 1 января 1925 г. началась проверка вузовских ячеек Сибири. Проверке подлежало 12500 членов и кандидатов в члены партии, в том числе в Томском технологическом институте – 300, Томском университете – 162, Иркутском университете – 126, вузах Омска – 150 чел.[13]
Регулирование социального состава студентов определялось, в том числе, и такими методами, как «бронирование» определенного количества мест в планах приема. Набор на 1926/1927 учебный год в университет составлял 570 чел., из них забронировано было 308 мест; свободными, таким образом, оставались 262 места. «Бронь» распространялась на рабфак – 125 мест, трудовой интеллигенции отводилось 91 место, национальным меньшинствам – 83, детям военнослужащих – 9[14].
Доля партийцев, а также рабочих и крестьян в университете неуклонно возрастала. На закрытом партийном собрании хозяйственно-правового факультета в феврале 1928 г. его декан, доцент С.Е. Розенберг, приводил такие факты. Из обучавшихся на факультете 613 человек 203 являлись рабочими. При этом на первом курсе рабоче-крестьянская прослойка была выше, чем на остальных курсах. Студентов-партийцев было 155, а комсомольцев – 177. Выступая на собрании, декан Розенберг или констатировал, или пожаловался: «Если студентам-коммунистам не дашь дополнительный отпуск, они это расценивают как бюрократический подход»[15]. Этим самым, студенты, имеющие партийные билеты, считали для себя естественным требовать дополнительных льгот, в определенной степени противопоставляя себя беспартийным студентам.
Казалось бы, вопросы регулирования социального состава студенчества должны были быть одними из основных в первый период «советизации» вуза, после смены политического режима. Однако, изучение архивных документов, впервые вводимых в научный оборот в настоящей публикации, говорит о том, что регулирование социального состава студентов проводилось весь рассматриваемый период, при этом жесткость формулировок и следующих за ними действий даже нарастала к концу десятилетия. В январе 1929 г. на заседании бюро коллектива ВКП(б) ВУЗ отмечалось, что дело с проверкой социального состава студентов обстоит неудовлетворительно. При этом, если раньше студенты вызывались в специальный студенческий отдел и там опрашивались лично, то позднее стали только заполнять анкеты. А в анкетах впоследствии выяснялось много неправильных сведений о социальном положении. Поэтому было решено «ввиду отсутствия правильного учета социального состава студенчества и наличия среди них значительного количества чуждого элемента» в ближайшее время провести полный и точный учет социального состава всего студенчества. С этой целью во время проверки предполагалось подойти к каждому студенту индивидуально, выясняя прежде его социальное происхождение и социальное положение до поступления в вуз. Заседания комиссии по проверке социального состава студенчества решено было проводить два раза в неделю, все спорные дела разрешать на заседании межфакультетской комиссии в присутствии заинтересованных лиц. Особое внимание при этом уделялось тем студентам, родители которых были лишены права избирательного голоса. О таких признавалось необходимым поставить вопрос о «полезности их для профсоюза и университета». При этом учитывалось, когда порвана связь с такими родителями, какую общественную работу проводили эти студенты и насколько они пригодны для советской высшей школы. При выявлении чуждого студенчества и при обнаружении у них документов, выданных советскими органами, явно противоречащих настоящему социальному положению и имущественному состоянию, необходимо было сообщать об этом в вышестоящие советские органы и в судебно-следственные органы для привлечения виновных к ответственности[16].
Оживленные научные и общественно-политические дискуссии среди преподавателей и студентов в 1918–1919 гг. постепенно, но неуклонно стали регулироваться властными структурами. Так, уже в октябре 1921 г. намеченная дискуссия в Иркутском университете для членов союза советских работников на тему: «Интеллигенция и русская революция» была отклонена решением президиума Иркутского губкома РКП(б) с вынесением порицания фракции РКП(б) при Иргосуне[17].
Реорганизация затронула структуру факультетов. Специальным распоряжением Иркутского губернского революционного комитета в апреле 1920 г. функционирование юридического и историко-филологического факультетов было приостановлено. После утверждения нового положения об университете был образован один факультет – гуманитарный, в составе общественно-правового, экономического, исторического, филологического и восточного отделений. Гуманитарный факультет просуществовал недолго – до июня 1921 г. Вместо него был образован факультет общественных наук (ФОН), имевший отделения: правовое, экономическое и восточное отделение внешних сношений. Преемником ФОНа стал факультет права и местного хозяйства, открытый осенью 1924 г. В 1928 г. факультет был преобразован: на базе правового отделения создали факультет советского строительства, а отделение местного хозяйства преобразовали в экономический факультет[18].
Пересмотру подверглись учебные курсы. Это коснулось прежде всего гуманитарных дисциплин. На ФОНе в учебное расписание ввели такие дисциплины, как «История социализма», «Гражданское право РСФСР», «Уголовное право РСФСР», «История хозяйства и форм труда», «История и теория кооперации», «Экономическая политика Советской власти», «Структура и деятельность органов, регулирующих народное хозяйство РСФСР», «Распределение рабочей силы в социалистическом обществе», «Кооперация в РСФСР», «Кооперация и финансирование кооперативного хозяйства» и др.[19] Как видим, переход к ФОНам многое изменил в высшей школе. Однако сам А.В. Луначарский оценивал ситуацию скромно. В сентябре 1920 г. он говорил следующее: «...Я не буду повествовать печальную повесть о факультетах общественных наук. Тут самые хорошие профессора у нас кадеты, и, думая по-прежнему, что они преподают «науку», они ведут часто контрреволюционную пропаганду, так как уж такова сама их наука... Вот тут-то и беда, что количество профессоров-коммунистов у нас ничтожно, да не только коммунистов, но даже людей социалистически-революционно настроенных»[20].
Выводы из такой оценки ситуации были сделаны. Вопросы подбора профессорско-преподавательских кадров, в первую очередь читающих социально-политические и экономические дисциплины, стали постепенно выходить из компетенции ректората (дирекции) университета и ученого совета вуза, а решаться с разрешения или по прямому представлению президиума губкома партии. В январе 1923 г. профессор Н.Я. Быховский как бывший правый эсер, «намеченный к высылке» за пределы Иркутской губернии был не допущен к чтению лекций по политической экономии. Однако через месяц данное решение изменили: Быховского допустили к чтению лекций. Но уже в марте 1923 г. губком принял решение: на основании циркуляра ГПУ РСФСР об освобождении университетов от бывших белых офицеров уволить таковых из ИГУ в короткий срок. А в апреле 1923 г. последовало жесткое решение губкома РКП(б) о первом ректоре Иркутского университета, профессоре Моисее Матвеевиче Рубинштейне. В решении губкома было записано буквально следующее: «Просить Главпрофобр профессору Рубинштейну из Иркутска совершенно убраться как ненужного, дав ему записку». Выезд в Москву ему был разрешен, но выезд за границу Рубинштейна был признан невозможным, поскольку он характеризовался как «контрреволюционный элемент»[21].
Состав правления университета стал утверждаться губкомом. Чуть позднее, губком уже сам рекомендовал кандидатуры в члены правления. В октябре 1924 г. в составе правления были утверждены профессора-медики Николай Дмитриевич Бушмакин (ректор) и Николай Николаевич Топорков, и от студентов – Соснин[22]. А в апреле 1926 г. губком ВКП(б) уже сам рекомендовал ввести в состав правления Н.Д. Бушмакина, профессора Клавдия Николаевича Миротворцева (экономиста) и студента Соснина[23].
Вопросы внутренней автономии университета также заметно сокращались. Правление университета и факультетов не могло самостоятельно решать кадровые вопросы, в частности, о выборах руководителей подразделений. Целенаправленной была политика вытеснения старой профессуры и замена ее новой, преимущественно лояльной к власти и отвечающим идейным критериям. Комячейка ВУЗ весной 1923 г. рассматривала вопрос об организации левой профессуры, но вопрос решен не был по причине, названной в отчете самой ячейки: «нет левой профессуры, есть только лояльная». Кроме того, комячейка серьезно влияла на пополнение преподавательского состава. К примеру, центральное исполнительное бюро комячейки ВУЗ весной 1923 г. отмечало, что «пресечены попытки оставления при кафедрах лиц, чуждых нам, составляются списки подлежащих оставлению»[24].
Показательны и методы работы студентов-коммунистов с отдельными преподавателями, не готовыми сразу подчиняться требованиям комячейки. В феврале 1927 г. состоялось бурное собрание партийного коллектива педагогического факультета университета. Был поднят вопрос о том, что в течение 6 лет профессор педфака Львов «не подчинялся деканату, совету факультета и другим инстанциям». На совете факультета студенты вынесли резолюцию: «напомнить Львову, что времена экзаменов прошли, что существуют только зачеты». Кроме того, Львов «затягивал курс, не обращал внимания на предупреждения деканата». Профессор был предупрежден о необходимости изменения методов преподавания, «а то студенты будут изыскивать другие средства». Львов прочитал протокол и согласился с требованиями студенчества. Но прошло немного времени, и профессор послал в деканат требование убрать из деканата студента Третьякова, а также принести ему извинения студенчества. Вот это-то и стало предметом бурной дискуссии на собрании. При этом обсуждение вышло за рамки отношения только к требованию Львова. Вопрос зазвучал намного шире: об отношениях в целом между студентами и преподавателями. Выступления некоторых студентов- коммунистов носили явно невыдержанный характер по отношению к преподавателям-коммунистам. В принятой резолюции отмечалось, что профессорско-преподавательскому составу студенты доверяют и лучших из них приветствуют, но «худших из Ваших коллег мы одергиваем». В резолюции и не скрывалось, что «необходимо дать почувствовать силу общественной студенческой организации». Требования же Львова были признаны неосновательными, что тоже весьма показательно. Важно подчеркнуть, что такая политика приводила к некоторой напряженности между старыми преподавателями и новыми, выдвинувшимися уже в «ревкомовско-советский» период. Прежние, беспартийные преподаватели, как указывалось в самом документе 1927 г., «пересмеивались, иронически отзывались о преподавателях обществоведческих дисциплин»[25].
В государственной политике в области высшего образования немалое место отводилось вопросам подбора будущих профессорско- преподавательских кадров. Выступая на VI съезде заведующих отделами народного образования в 1928 г. нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский говорил: «В отношении нового поколения, подготовлявшегося к научной жизни, - аспирантов - нужна твердая политика социального подбора не только по происхождению... Конечно, в отношении специальностей, где политическое мировоззрение играет меньшую роль, мы можем быть более либеральными, но в специальностях, которые ближе к политической и культурной работе, мы должны быть жестче. Сейчас чрезвычайно важно определить состав ученых людей в будущем по линии увеличения числа настоящих выдержанных марксистов»[26]. А как происходило в действительности?
Для полного воссоздания процессов, происходивших в высшей школе Иркутска того периода, рассмотрим, как проходил подбор будущих преподавателей и сотрудников из числа выпускников вуза. Проиллюстрируем это процедурой подбора научных сотрудников на бюро ячейки медицинского факультета. Например, выпускник П. выразил желание работать в гинекологической клинике. Учитывая, что он рабфаковец, служил в Красной Армии, «был выявлен на общественной работе», просьба была удовлетворена. При этом его успеваемость и профессиональные способности, судя по протоколу, даже не обсуждались. Студент М. подходил по социальному происхождению и положению (сын крестьянина и выдвиженец), но «подхалимствовал перед профессорами и не раз выступал против студенческих фракций на предметных комиссиях», поэтому его кандидатура была отклонена. Выпускника К. просто отклонили «как чуждого нам элемента» на том основании, что он был в юнкерском отряде. Студентка Л. была отклонена как дочь крупного торговца. Студент Д. был также отклонен как сын служащего и «не выявленный на общественной работе». Напротив, М., также сын служащего, но «общественно выявленный и способный работник» был рекомендован для научной работы. Обобщенные данные выглядели следующим образом: ячейка ВКП(б) медфака рекомендовала в состав выдвиженцев 27 человек, из них по социальному положению: рабочих – 7, крестьян – 11, служащих – 9. По партийной принадлежности: членов и кандидатов в члены ВКП(б) – 7 человек, комсомольцев – 9 и беспартийных – 11. При этом вновь обращает внимание нетерпимость членов бюро ячейки. В принятой резолюции прямо указывалось, что некоторых аспирантов, окончивших аспирантуру, «как совершенно чуждый нам элемент, необходимо выставить из университета и не допустить к дальнейшему продвижению»[27]. Влияние комячейки на вопросы управления вузом в этот период были таковы, что эти решения учитывались при решении кадровых вопросов.
К концу 1920-х гг. ни одно крупное решение о внутривузовской жизни было невозможным без согласия ячейки ВУЗ ВКП(б) и вышестоящих партийных органов. В 1929 г. открыто констатировалось, что «ячейка вплотную подошла к руководству хозяйственно-административным аппаратом университета». В числе первоочередных задач ячейки указывалось: «продолжить систематическую чистку аппарата от негодных элементов, заменяя их советскими элементами путем выдвижения рабочих и низшего технического персонала на ряд должностей и через райком ВКП(б), увеличивая, таким образом, партийную прослойку»[28].
Влияние партийного бюро коллектива университета успешно выполняло задачу, поставленную перед ним Восточно-Сибирским крайкомом ВКП(б), а именно «окоммунизирования командных высот». В частности, в июне 1929 г. на закрытом объединенном собрании ячейки ВКП(б) коллектива университета рассматривался вопрос «О перевыборах правления». Бюро наметило кандидатуру на должность ректора Чуича, проректором по учебной части профессора по кафедре социальной гигиены беспартийного Корчагина, проректором по административно-хозяйственной части выдвиженца рабочего Львова, членом правления Шомбина, заместителя председателя окружного исполкома, и от студенчества Михайлова. Примечательно, что при обсуждении кандидатуры Корчагина прозвучало следующее: «Если мы Корчагина полгода назад нахлестали на собрании, то он сейчас работать будет». Кандидатура Корчагина была признана самой подходящей из всей профессуры[29]
О болезненной реакции значительной части профессорско- преподавательского состава факультета права и местного хозяйства на «указания со стороны студенчества и администрации на недочеты в их работе» говорилось на открытом партийном собрании факультета весной 1929 г. Примечательно, однако, что несколько иначе зазвучали акценты при определении критериев при отборе на научную работу. Признавалось необходимым обращать внимание не только на социальный отбор, но и на академический. При этом привлекаемые научные работники должны были быть «идеологически не чуждыми марксистской мысли» и вести борьбу с непролетарскими уклонами[30].
Если в начале 1920-х гг. губком РКП(б) утверждал преподавателей на своих заседаниях, затем он стал их рекомендовать, то к концу 1920-х гг. окружной комитет ВКП(б) уже самостоятельно, не привлекая правление и совет университета, пересматривал состав научных работников. В марте 1929 г. окружком ВКП(б) принял решение пересмотреть списки научных и педагогических работников-коммунистов. Отмечая наличие в научной среде «ряда антимарксистских течений», окружком принял решение создать общество марксистов. Этим же решением была утверждена инициативная группа общества в составе Вялого, Вальдена, Знаменской, Карташева, Лаврова, Марковича, Окладникова, Рошаля, Ривина, Фуртичева и Чудновского. Коммунистов обязали вести активную работу во ВСОРГО, ВАРНИТСО и в обществе изучения производительных сил. Издательская деятельность обществ подлежала «пересоставлению» с учетом наибольшего соответствия хозяйственным и культурно-политическим задачам края и округа, «их идеологической выдержанности и большей увязки с работой хозяйственно-плановых органов округа и общественно-массовых организаций»[31].
При этом важно подчеркнуть, что ранее, а именно в 1927 г. признавалось наличие в Иркутском университете оппозиционной группы, в которую входили прибывшие из центра Вялый, Карташев, Фуртичев. Истоки группировки уходили в дискуссию 1925 г. Группа насчитывала 45 чел, которые устраивали фракционные собрания, собирали членские взносы. В начале ноября 1927 г. они устроили демонстрацию на иркутском вокзале в связи с отъездом в Москву исключенного из партии доцента ИГУ Фуртичева[32]. Как видим, эти люди уже в ином качестве предстают в 1929 г.
В октябре 1929 г. с интервалом в два дня состоялось общее собрание партийного коллектива ВУЗ совместно с беспартийным и комсомольским активом. На повестке значился один вопрос: чистка коллектива ВКП(б) ВУЗ. Отмечалось, что в ходе борьбы за усиление пролетарского влияния в вузе значительно укрепились и «окоммунизировались» командные высоты в деканатах и в правлении, повысилась рабоче-крестьянская прослойка. В результате чистки было исключено более 100 человек. Между тем, проблемы в отношениях партийцев с беспартийными оставались. Некоторые беспартийные на собрании открыто говорили о комчванстве и даже о наличии стены между партийцами и беспартийными. В одном из общежитий партийцы выселили из своей комнаты беспартийного, заявив, что у партийцев есть секретные дела, не позволяющие им сообщать о них беспартийному.
Бурно обсуждался вопрос об идеологической борьбе. Собрание признало наличие двух уклонов в этом вопросе. Первый заключался в идейной капитуляции партийцев и комсомольцев перед буржуазной профессурой. Вторым уклоном был признан подход, заключавшийся в борьбе с буржуазной профессурой в форме ее изгнания из вуза. Всех научных работников, то есть профессорско-преподавательский состав разделили на две категории. К первой группе отнесли тех, которые искренне хотели «идти с нами, просили помочь им перевоспитаться, использовали марксистскую литературу». Другая же группа была осуждена за то, что не стремилась «быть с нами, у них формальный подход к идеологической борьбе, а иногда и явное нежелание»[33].
Яркое представление о настроениях в вузовской партийной среде тех лет можно составить по материалам письменных записей партийного собрания Иркутского университета 8 октября 1929 г. Обсуждали членов партии, подвергающихся чистке. Первым заслушивали Георгия Трифоновича Чуича, ректора университета, человека неординарной судьбы. Серб по национальности, он в 1914 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. Участвовал в первой мировой войне в звании подпоручика сербской армии. После лихолетья остался в РСФСР, работал в системе народного образования, затем – высшего образования в Воронеже и в Иркутске. На партийном собрании ему было задано более десяти вопросов, от нейтральных до откровенно неприязненных. Характерно, что все задававшие вопросы и выступавшие обращались к ректору на «ты», впрочем, как и ко всем другим преподавателям, которые предстали как кандидатуры на «чистку». Ректора университета, например, спросили, почему он не служил офицером в Красной Армии; где был во время Октябрьского переворота; как, будучи ректором Воронежского университета, относился к антисемитизму, по мнению одного из выступавших, распространенному в том университете; как вел себя во время «эпохи троцкизма» и др. Выступившие в прениях по отношению к новому ректору, занявшему этот пост в июне 1929 г.[34], были полны недружелюбных сомнений. Один из выступавших усомнился в том, что Чуич не служил в Красной Армии не потому, что он тогда был иностранцем, а потому, что не захотел. Другой выступавший объявил, что Чуич оказался в Иркутске в наказание за антисемитизм, проявленный в Воронежском университете.
И вновь мы встречаем знакомые фамилии. Другой из подвергшихся чистке, преподаватель Яков Абрамович Фуртичев, о себе рассказал, что в прошлом он был в партии эсеров-максималистов, а в 1925 г. за принадлежность к оппозиции был исключен из партии большевиков Иркутской контрольной комиссией, но восстановлен Центральной контрольной комиссией. В правильности генеральной линии партии на момент своего выступления он не сомневался. Показателен прозвучавший вопрос: «А как в преподавании с уклоном: в чистом ли виде преподносишь материал студентам в отношении идеологии, или нет?». Ответ всех успокоил: «В марксистско-ортодоксальном виде».
Близкой к биографии Фуртичева была и биография Григория Максимовича Карташова. Пять месяцев он пребывал в партии левых эсеров, а в 1925 г. примкнул к так называемой Ленинградской оппозиции, был исключен из партии, но затем восстановлен. Впоследствии сомнений в генеральной линии партии также не было. Заданный ему вопрос и полученный ответ также не отличались оригинальностью. «Как идет пополнение своих знаний?» - «Стараюсь быть ортодоксом, но много времени отнимает общественная работа».
Председатель экономической предметной комиссии Илья Абрамович Вялый, он же секретарь фракции Биолого-географического общества, работавший до этого секретарем партийного комитета в Кронштадте, окончивший Коммунистический университет в Ленинграде, с 1926 г. проживал в Иркутске. В ноябре 1927 г. был исключен за фракционную деятельность из партии, но в 1928 г. восстановлен. На вопрос о том, поддерживал ли он связи с исключенными членами партии за оппозицию, он ответил, что только для того, чтобы доказать неправильность троцкистской платформы. Несмотря на далеко не безупречную по тем представлениям биографию, он заведовал двумя кафедрами на факультете права и местного хозяйства. При этом по собственному признанию, за последний месяц он не прочитал ни одной книги, поскольку у него была чрезмерная общественная нагрузка.
Лев Наумович Каценельсон был в прошлом членом еврейской социал- демократической партии, в августе 1919 г. был призван в белую армию, отправлен на фронт, но уже в октябре 1919 г. вместе с частью перешел на сторону Красной армии. Несмотря на свое «небольшевистское» прошлое, у красных стал председателем Ревтрибунала, за подавление Белебеевского восстания был награжден наганом. Затем работал в Томске, Омске и Новосибирске редактором газеты, заведующим агитационно-пропагандистским отделом губкома ВКП(б). Его карьера успешно продолжилась в Иркутске, где он стал заведующим окружным отделом народного образования и деканом педагогического факультета. Вопросы к нему касались в основном его личной жизни. Он был женат на студентке медицинского факультета, на которую, по собственным словам, оказывал «достаточно благотворное» влияние. Присутствующих почему-то интересовало, получал ли Каценельсон мацу от тестя в посылке. В выступлении ему поставили в вину то, что он имеет двух домработниц, обеспеченного тестя, не знает своих работников в аппарате, к тому же очень хорошо одевается[35]. Эти подробности интересны для нас не столько приведенными здесь деталями, сколько более четким представлением о той атмосфере, а точнее – морально-психологическом и идеологическом климате, преобладавшем в то время в молодом сибирском университете, далеком от центра, где разворачивались основные события.
Однако весьма примечательно, что указанные выше мероприятия конца 1920-х гг. инструкторская бригада Сибирского краевого комитета ВКП(б) признала явно недостаточными, а руководство работой ВУЗа со стороны Иркутского окружкома были признаны неудовлетворительными. В информационном сообщении, подготовленном членами бригады, профессорский состав университета был назван реакционным, а «студенчество не было организовано для соответствующего отпора идеологическим извращениям» Все это привело к ряду «ненормальных явлений и уклонов»[36].
Но на местах звучали не только запрограммированные оценки. Показательно в этом обсуждение «обследования» вузовской парторганизации университета на бюро Иркутского окружкома в апреле 1930 г. В числе явных недостатков в работе коллектива университета, в частности, было указано, что «вскрытие троцкистской оппозиции летом 1929 г. прошло по существу помимо коллектива ВУЗа. Не получил должного отражения правый уклон в условиях вузовского коллектива» и др. Упреки по поводу недостатков борьбы с буржуазной профессурой секретарь парторганизации университета Маркович объяснял так: «Многие партийцы говорили, что не могли выступать против буржуазного профессора, потому что этот профессор меня проглотит как устрицу. Что я значу по сравнению с буржуазным профессором». Вот такое поведение партийцев расценивалось как идейное капитулянтство. Прагматичным и смелым по тем временам было выступление ректора Г.Т. Чуича. Действительно надо было обладать мужеством, чтобы заявить на заседании бюро Иркутского окружкома о том, что «мнения о том или ином научном работнике меняются почти что каждый час. Сегодня он у нас советский, с ним мы работаем на все 100 процентов, а на другой день он чуть ли не контрреволюционер, мы его причисляем к вредителям и т.д.». Чуич прямо признал, что «за последнее время мы имеем целый ряд таких непростительных ляпсусов в отношении научных работников». В подтверждение он привел два красноречивых примера. Первый в отношении своего предшественника Н. Д. Бушмакина, который 9 лет занимал эту должность. Однако пошли разговоры о том, что он «ставит подводные камни под наш университетский корабль». Бушмакин покинул Иркутск (конечно, не только из-за подобных разговоров), и приложил весь свой талант и опыт для организации Хабаровского медицинского института. Второй пример касался упоминаемого выше беспартийного проректора по учебной работе профессора Корчагина. И здесь постарались: в стенгазете обвинили его чуть ли не во вредительстве, а затем стали создавать мнение о нем как о вредителе[37]. Такие выступления не остались незамеченными. Секретарь партийного коллектива университета Маркович уже в апреле 1930 г. на общевузовском партийном собрании в присутствии более 200 человек был «немедленно освобожден от работы как не оправдавший доверия выбравшей его партийной организации». Ректор университета Г.Т. Чуич отчитывался о мероприятиях по реорганизации вуза на заседании бюро Иркутского окружного комитета ВКП(б) в июле 1930 г. Бюро дало крайне жесткую оценку его деятельности. Указывалось, что он «на всем протяжении обсуждения вопросов положения в вузе и реорганизации их занимает неверную линию, допустив антипартийную позицию в проведении этих мероприятий». Бюро вынесло грозное решение: Чуич «как директор не способен в дальнейшей работе обеспечить правильную партийную линию». Он был отстранен от руководства университета, о чем было доведено до сведения Сибирского крайкома ВКП(б) и Наркомпроса РСФСР. Было также принято решение о том, чтобы его «личное дело» передать в контрольную комиссию[38]. В дальнейшем Г.Т. Чуич по распоряжению Наркомпроса был переведен в Томск, где работал в университете и в образованном индустриально- педагогическом институте[39].
Таким образом, в заключение отметим следующее. Начатое народным комиссариатом просвещения РСФСР реформирование высшей школы проводилось не только, а на практике и не столько решения этого наркомата и установок его руководителей. Отчетливо видно, что органы власти, а фактически компартии постепенно перехватили инициативу в свои руки. Все партийные установки и «дискуссии» в партии, сопровождавшиеся чистками лиц, не отвечавшим господствовавшим требованиям, в полной мере отразились и в университетской среде. Реформирование высшего образования обернулось революционной радикальной ломкой, затронувшей не только учебные программы, структуру вузов, но и судьбы людей.
Перевод Иркутского университета на, как тогда говорили, пролетарские рельсы явился не сжатым по времени, а продолжительным периодом. Условно говоря, первая его «модель» 1918-1919 гг. претерпела радикальные изменения. Изменения, как по форме, так и по содержанию затронули практически все стороны университетской жизни. На протяжении всего десятилетия происходило кардинальное обновление социального состава студенчества, сопровождавшееся чистками по критериям социально происхождения и положения. Были пересмотрены учебные программы; из них исключались прежние, «ненужные» предметы и вводились новые. Постоянно подчеркивалось, что преподавание не только социально-гуманитарных, но и остальных дисциплин должно осуществляться с ортодоксально-марксистских позиций. Старая, «буржуазная» профессура была поставлена в тяжелые условия выбора, испытывала на себе постоянное давление органов власти и радикально настроенной части студенческого актива. Вопросы кадровой политики неуклонно смещались от ректората (правления) и ученого совета университета к соответствующим отделам партийных органов. Традиционная университетская автономия уступила место руководству со стороны партийно- государственных органов. Изменился моральный климат в преподавательских и студенческих коллективах. Все это осуществлялось как реализации политики, проводимой государством в отношении высшего образования во всей стране.
К концу 1920-х гг. та модель российских императорских университетов, основанная на уставах, признававших автономию университетов, сохранение традиций, дух интеллектуальной свободы и определенного оппозициониро- вания власти, а иногда и некоторой фронды, ушла в прошлое. Однако говорить о том, что было все перечеркнуто, было бы излишне категорично. Профессура, читавшая общепрофессиональные учебные курсы, сохранила высокий уровень преподавания, сумела передать свои знания студентам, сохранив традиции подготовки квалифицированных специалистов. Но их обучение происходило в иной социально-политической и психологической обстановке.
[1] Соскин В.Л. Сибирь, революция, наука. – Новосибирск, 1989. – С. 82-83.
[2] См.: Покровский М.Н. Десять лет Наркомпроса // Избранные произведения в четырех книгах. Кн. 4. Лекции, статьи, речи. – М., 1967. – С. 518.
[3] Покровский М.Н. Реформа высшгй школы // Там же. – С. 457.
[4] Луначарский А.В. Речь на Первом Всероссийском съезде по просвещению (26 августа 1918 г.) // А.В. Луначарский о народном образовании. – М, 1958. – С. 43.
[5] О'Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры: Пер. с англ. – М., 1992. – С. 72-73.
[6] Луначарский А.В. Роль рабочих факультетов // А.В. Луначарский о народном образовании. – С. 166. 168.
[7] Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 548. Л. 73; Д. 1013. Л. 20.
[8] ГАНИИО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1013. Л. 64.
[9] ГАНИИО. Ф. 1. Oп. 1. Д. 1433. Л. 53.
[10] ГАНИИО. Ф. 132. Oп. 1. Д. 6. Л. 2.
[11] ГАНИИО. Ф. 1. Oп. 1. Д. 1433. Л. 105.
[12] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 6. Л. 9.
[13] Молетотов И.А. Сибкрайком. Партийное строительство в Сибири. 1924– 1930 гг. – Новосибирск, 1978. – С. 113
[14] ГАНИИО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 22. Л. 9-10.
[15] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 26. Л. 8-9.
[16] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 29. Л. 8-9, 15.
[17] ГАНИИО. Ф. 1. Д. Оп. 1. Д. 549. Л. 76.
[18] См. подробнее: Казарин В.Н. Становление юридического образования в Иркутском университете (1918–1931) // Юридический институт Иркутского государственного университета. История юридического образования в ИГУ. 1918-2004. – Иркутск, 2004.
[19] Архив ИГУ. Оп. 1. Д. 27. Л. 8, 27, 29.
[20] Луначарский А.В. Из доклада на III сессии ВЦИК VII созыва (25 сент. 1920 г.) // А.В. Луначарский о народном образовании. – М., 1958. – С. 135.
[21] ГАНИИО. Ф. 1. Д. Оп. 1. Д. 1435. Л. 1, 7, 9, 12, 16, 19.
[22] ГАНИИО. Ф. 1. Д. Оп. 1. Д. 1786. Л. 154.
[23] ГАНИИО. Ф. 1. Д. Оп. 1. Д. 2551. Л. 78.
[24] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 6. Л. 9, 11.
[25] ГАНИИО. Ф.132. Оп.1. Д20. Л.33-35.
[26] Луначарский А.В. XV съезд компартии и задачи народного просвещения (Из доклада на VI съезде заведующих отделами народного образования 20 апреля 1928 г.) // А.В. Луначарский о народном образовании. – С. 423.
[27] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 25. Л. 8-9, 15.
28 ГАНИИО. Ф. 132. Оп. l. Д. 29. Л. 8.
[29] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. l. Д. 29. Л. 54, 58.
[30] ГАНИИО. Ф. 132. Оп. 1. Д. 30. Л. 33.
[31] ГАНИИО. Ф. 16. Oп. 1. Д. 971. Л. 96-97.
32 Молетотов И.А. Сибкрайком. Партийное строительство в Сибири. 1924-1930 гг. – Новосибирск, 1978. – С. 222, 225.
[33] ГАНИИО. Ф. 132. Oп. 1. Д. 29. Л.74-75.
[34] См.: Иркутский государственный университет: ректоры, деканы, профессора (1918–1998) / Сост. С И. Кузнецов. Иркутск, 1998. С. 9.
[35] ГАНИИО. Ф.132. Оп. 1. Д. 29. Л. 85-88, 94-97, 99-101.
[36] ГАНИИО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 971. Л. 106.
37 ГАНИИО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1324. Л. 3, 8, 19.
[38] ГАНИИО. Ф. 16. Оп. l. Д. 1324. Л.27, 122.
39 Иркутский государственный университет: ректоры, деканы, профессора (1918–1998) / Сост. C.И. Кузнецов. – Иркутск, 1998. – С. 9.
Виктор Казарин
Научно-практическая конференция "Либерализм в Сибири: прошлое и настоящее".
Доклады участников конференции. Иркутск, 6 октября 2005 года. - Иркутск, 2006. С. 13-27.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей