Новости

Образование в Российской империи

Вы здесь

Система. – Типы школ. – Учреждение, надзор, попечительство. – Стандартизация.

 

 

Формально в Российской Империи были учебные заведения четырех уровней:  

 

1) Начальные (школы грамоты, начальные  школы со сроком обучения от 2 до 5 лет, имевшие разные курсы и различную ведомственную принадлежность); UPPER PRIMARY

 

2) Общеобразовательные и специальные посленачальные или «высшие начальные» учебные заведения, также принадлежавшие к различным ведомствам, общая продолжительность обучения в начальных и посленачальных учебных заведениях составляла 6-8 лет; PRIMARY

 

3) Средние учебные заведения «гимназического» уровня, дававшие право поступления в высшие учебные заведения. К этому уровню относились классические гимназии, реальные гимназии и училища, женские гимназии, духовные семинарии, кадетские корпуса и еще некоторые типы «продвинутых» учебных заведений. Срок обучения в этих учебных заведениях составлял 7-8 лет, однако, после окончания полного курса начальной школы (то есть еще 3-5 лет). Таким образом общий срок обучения от поступления в школу до выпуска из гимназии составлял в среднем 11-12 лет (многим выпускникам гимназий было 20-21 год). SECONDARY

а

также коммерческих, духовных и военных учебных заведений того же

уровня

также аналогичные учреждения военного,

духовного ведомства и женские гимназии – ведомства Императрицы

Марии и Министерства народного просвещения

4) Высшие учебные заведения, среди которых также имелось большое разнообразие типов (университеты, лицеи, духовные академии, специальные высшие училища и институты и т.д.).  ADVVANCED

 

в Российской Империи существовало несколько учебных заведений, причем наиболее сильных и престижных учебных заведений, объединявших школу и вуз – это были, в частности, Александровский лицей, Высшее училище правоведения и Пажеский корпус, готовившие наиболее квалифицированные кадры для высшей государственной и военной службы.

 

Окончательно единая система образования предполагающая полную «координацию» общего и профессионального образования, в частности, возможность переходов между общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями одного уровня была сформирована в процессе реформ 1915-1916 годов проведенных П.Н. Игнатьевым при полной поддержке Николая II. Эти реформы создали стройную единую систему  национального образования включавшую:

1) 3-4 летний цикл начального образования,

2) 4-летний цикл посленачального образования (первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений,

3) 4 летний цикл полного среднего образования (последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений),

4) высшие учебные заведения университетского или специального типа,

5) систему образования для взрослых, которая стала ускоренными темпами создаваться особенно после принятия «сухого закона» в 1914 году

«Непрерывная» система образования, в рамках которой учащийся закончивший полный курс начального обучения в любом учебном заведении  мог поступить в любую среднюю или посленачальную школу, а закончивший «высшее начальное училище», мог поступить в третий или четвертый класс гимназии и, наконец, закончивший любую среднюю школу гимназического уровня мог поступить в высшее учебное заведение при условии сдачи соответствующих экзаменов, в Российской Империи в основных чертах сложилась лишь в 1907-1916 годах . Это произошло раньше, чем в большинстве других европейских стран, где жесткая сегментация системы и запреты переходов между различными «треками» существовало вплоть до 50-60-ых годов ХХ века.

В старой системе семьи имели огромный выбор по типам и уровням школ (особенно начальных), они могли обучать детей и дома.

Высочайше утвержденными уставами (например, «Городские училища

по положению 1872 года,  «Приходские училища по уставу 1828 года»,

«Высшие начальные училища по закону 1912 года»

 

Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. 2009

 

 

 

 

Уровень гимназии

 

Мужская гимназия

Женская гимназия

Реальная гимназия

Коммерческое училище

 

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Словарь | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Открытые источники | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 28 ноября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Глоссарий по теме "Образование" | Россия