Истоки образовательной системы бурятских монастырей лежат в Индии. Именно оттуда берет начало монастырский тип образования, который позволял универсализировать образование, сделать его пригодным для распространения в различных регионах и этносах Индии, а позднее и других стран.
Монастыри зародились как институт, предназначенный для конфессиональных нужд монахов, их тренинга, но довольно скоро расширили сферу своих функций. Со временем часть буддийских монастырей Индии из мест уединенной духовной практики и интеллектуального тренинга все более стали превращаться в крупные культурные и образовательные центры со значительными библиотеками, где велась не только преподавательская, но и исследовательская работа.
Принципиально важной чертой образовательной системы этих монастырей было то, что буддийский канон перестал быть в них единственным предметом изучения. Студенты монастырских школ получили возможность изучать все культурно значимые предметы - вероучение других религий, небуддийские философские системы (хотя, разумеется, с буддийских позиций) и даже в некоторых из них прикладные науки, такие, как агрокультура и архитектура.
В монастырях широко развивалась практика публичного диспута, являющаяся одним из наиболее своеобразных институтов традиционной индийской культуры. Она берет свое начало с отдаленных ведийских времен, в буддизме стала широко практиковаться с самого раннего периода его существования.
Наивысшим периодом расцвета буддизма в Индии, когда окончательно сложилась система монастырского образования и началось интенсивное проникновение буддизма в Тибет, был VII в. Установившееся оживленное культурное общение между этими странами привело к тому, что индийский буддизм окончательно упрочился в Тибете, приняв национальную тибетскую форму. Тибетская образовательная система, позднее принятая в бурятском буддизме, формировалась под сильным влиянием индийской и сходна с ней во многих принципиальных чертах, однако в то же время отличается и значительным своеобразием.
Первый буддийский монастырь Самье был построен в середине VIII столетия в царствование Тисон Детсена (755-797) по образцу знаменитого индийского монастыря-университета Отантапури, разрушенного мусульманами. Тогда же в монастыре была основана не только монашеская община, но и открыто отделение переводов с санскрита, ставшее первым переводческим центром в Тибете, финансируемым государством.
Первые тибетские монастыри были "отшельнического" типа (sgrub grva), нацеленные на то, чтобы в первую очередь дать монахам возможность уединенного созерцания. Позднее, сначала школой сакьяпа (sa skya pa), а затем жонанба (jo nang pa) и гелугпа (dge lugs pa) были организованы монастыри "школьного" типа (bshad grva) по образцу индийских монастырей-университетов (Барадийн. 1992. С. 70-71).
В "доцзонхавинский" период было открыто значительное число монастырей, где преподавались философские дисциплины, такие, например, как Цалгунтан (Tshal gung thang, основан в 1205), Нартан (sNar thang, основан Тумтоном в 1153), Сакья (Sa skya, основан Кон Кончок Гялпо в 1073), Намринг (Ngam ring, основан Шакья Сенге приблизительно в 1290), Залу (Zha lu), Тропу (Khro phu), Неринг (gNas rnying), Кормолунг (sKyor mo lung, основан Балтидачомбой в 1169), Бодон (Во dong, основан Геше Мутрапой в 1049), Панамгадон (Pa mam dga' gdong), Толунцоме (sTod lung mtsho smad), Зулбу (Zu bu), Занри (bZang ri)( Цетан (rTse thang, основан Тай Ситу Жанчуб Гялсаном в 1351) и т.д., всего более двадцати.
Затем, когда сакьяпа перестала претендовать на лидирующую в общетибетском масштабе роль (одно время она стала владетелем, хотя в значительной степени и формальным, тринадцати областей Тибета) (Пагсам Джонсан. 1991. С. 80), сакьяские монастыри школьного типа практически перестали существовать, но зато в школе гелугпа, основанной Цзонхавой, стал заметен большой рост образовательных центров, вобравших в себя позитивный опыт своих предшественников – сакьяских и кадампинских школьных монастырей и развивших свои собственные образовательные традиции. В этой школе огромное значение придавалось изучению философии, что требует многих лет упорной учебы. Монастыри "школьного" типа получили в ней большое развитие. Известный бурятский путешественник Г.Ц. Цыбиков, посетив Тибет, писал, что монастыри "служат ныне не столько убежищем отрекшихся от мира аскетов, сколько школами для духовенства, начиная от обучения азбуке до высших пределов богословских знаний" (Цыбиков. 1981. Т. 2. С. 18).
Особенной славой пользовались философские факультеты четырех монастырей: Даши Лхунпо, Брэйбуна, Галдана и Сэра. Факультеты других монастырей, как правило, пользовались их программами.
В монастыре Даши Лхунпо (bkra shis lhung po - "гора счастья", был основан в 1447 г. учеником Цзонхавы Гедун Дубом, 1391-1475) было три философских факультета: Шарзе (shar rtse - "восточная гора"), Джилхан (dkyil khang) и Тойлин (thos gling).
Монастырь Галдан (dga ldan), основанный Цзонхавой в 1409 г., имел также три факультета: Шарзе (shar rtse), Жан-зе (byang rtse) и Ньягрон (nyag rong).
Монастырь Брэйбун ('bras dpung), основаный в 1416 г. учеником Цзонхавы Даши Балданом (bkra shis dpal ldan) (1379-1448), имел три философских факультета: Гоман (sgo mang), Лосалин (bio gsal gling) и Дэян (bde yangs).
В монастыре Сэра (sera), основанном в 1419 г. Шакья Еше (shakya ye shes) (1354-1435), имелись факультеты: Мад (smad) и Жэй (byes).
На всех этих факультетах изучались одинаковые предметы, хотя порядок их прохождения в разных монастырях мог быть различным. Кроме того, каждый из этих факультетов имел собственный набор основной учебной литературы.
Бурятский буддизм развивался в русле тибетской традиции гелугпа, к моменту его прихода в Бурятию доминировавшей в Тибете и особенно в Монголии. В этой традиции всегда уделялось исключительное внимание монастырскому образованию, особенно в области философии, и поддерживались высокие образовательные стандарты.
Стандарты в области образования в бурятском буддизме стали устанавливаться сразу же после его прихода и создания первых монастырей, а официально оформляться с начала XIX в. Так, например, в "Уложении 1823 г. 11 хоринских родов" определяется, что ламы и хувараки "не должны обучаться учению Будды в улусах, а должны жить в дацане на свои средства, ламы со званиями и комплектные должны обучать их под своим наблюдением без всякой мзды и не заставляя работать на себя" (Обычное право... 1992. С. 61). Уложение определяет возраст обучающихся в 10-25 лет. Аттестовать учеников предписывалось "примерно после полного изучения им книг, читающихся при дацанских богослужениях" (Обычное право... 1992. С. 61). Врачеванием разрешалось заниматься тем, кто изучил основной трактат о врачебной науке "Жуд ши" ("Четыре тантры") вместе с практическим руководством "Лхантаб". Астрологам разрешалось практиковать после изучения основного пособия по астрологии, принятого в гелугпинской традиции - "Вайдурья гарбо" ("Белый берилл"), составленного Десрид Санжей Жамсо. Переписчиками книг и живописцами можно было стать по рекомендиции лучших знатоков этого ремесла в дацане.
В "Хоринском положении 1851 г." разработка стандарта в области образования получила дальнейшее развитие. Пятая глава "Положения" определяет содержание образования, объем и последовательность изучения дисциплин.
На первой ступени - "мэжиба" новичок обучался чтению и письму на тибетском и монгольском языках, а также заучивал наизусть тексты, читаемые на ежедневных хуралах (службах) (они собраны в сборник под названием "Рабсал" (Очень ясное) и тексты ритуалов, посвященных десяти основным хранителям буддийского Учения (сахьюсанам) (Обычное право... 1992. С. 89).
Изучению не только монгольского языка (выполнявшего роль письменного в такой же степени по отношению к бурятскому, как и к собственно монгольскому), но и тибетского придавалось огромное значение. Хотя буддийское Писание (Ганджур) и Предание (Данджур) и были переведены на монгольский, как и значительная часть дидактической литературы, но философская образовательная и ритуальная литература в большинстве своем была на тибетском языке. В дальнейшем хувараки в процессе философского образования проводили диспуты по различным темам именно на этом языке. Хуралы (за небольшим исключением) проводились также на тибетском.
Особое внимание уделялось заучиванию текстов наизусть. Здесь необходимо отметить, что процесс образования базировался на буддийской теории познания, выделявшей три основных познавательных процесса: 1) слушание (под которым понималось восприятие вербальной информации не только на слух, но и, разумеется, зрительное, в процессе чтения), 2) обдумывание и 3) созерцание. Последнее подразумевает реальное осуществление в собственном потоке психики того, что обдумано и понято. Соответственно в процессе обучения хувараки вначале заучивали изучаемые тексты наизусть, затем, слушая разъяснения учителя, читая комментарии и участвуя в диспутах, добивались полного понимания заученного и потом в процессе религиозной практики овладевали ранее теоретически изученным. Иногда между этими этапами могли проходить годы, так как считалось, что наиболее пригодный для заучивания большого объема материала период жизни — детство и отрочество, и бурятские хувараки заучивали тексты вначале ритуальные, а потом и философские в таком объеме, что, став взрослыми, могли проводить многочасовые хуралы, не заглядывая в книги, и днями напролет диспутировать на философские темы, на память цитируя выдержки из объемистых философских трактатов.
На второй ступени — "шоксаба" — учащиеся должны были научиться переводить с тибетского языка на монгольский работы Цзонхавы, посвященные правилам осуществления духовной практики - "большой" и "малый" "Ламримы" (Ступени пути к просветлению), изучать практику "преображения мышления" (ложон), а также правила принятия и сохранения обетов, изложенные в Винае.
"Ламрим" Цзонхавы является комментарием на работу основателя тибетской традиции кадампа (духовной преемницей которой считает себя гелугпа) Атиши (Дипамкарашриджняны) "Светильник пути Просветления". В ней нашел выражение основной методологический подход гелугпы к изложению и практике буддизма - совместная практика пути сутр и тантр, охватывающая в едином доктринальном континууме практику личностей различных уровней, имеющих разные установки. В этой традиции выделяют три типа личностей: так называемую "низшую личность" (skyes bu chung ngu), "среднюю" (skyes bu 'bring pa) и "высшую личность" (skyes bu chen po). Принадлежность человека к тому или иному типу личности определяется присущей ему доминирующей психологической установкой, определяющей его основные жизненные цели и задачи. "Низшая личность" — это человек, основной круг интересов и жизненные цели которого связаны с обычными мирскими заботами, с достижением благополучия в жизни, приобретением материального достатка, престижа, имени, семейного счастья. Однако, если человек осознает приходящий характер благополучия, неизбежность смерти и неопределенность того, что ждет его в следующем рождении, то он обращается к "трем драгоценностям" (Будда, Дхарма и Сангха), чтобы получить хорошее перерождение. Улучшить свою карму, чтобы достичь благополучия в следующей жизни — максимальная задача "низшей личности". Понимание кармической ответственности — уже значительный шаг на пути, и с этого момента человек может считаться буддистом. Водораздел, отделяющий буддиста от человека "внешнего", тиртика — принятие прибежища в "Трех драгоценностях". Основной практикой, которая предписывается этому типу людей, является совершение десяти "белых дел" и избегание десяти "черных", чтобы накопить заслуги, улучшить свою карму и получить за это вознаграждение в последующей, а возможно уже и в этой жизни.
Дальнейшее духовное развитие личности связывается с пониманием того, что всякое бытие вообще — это страдание и как бы мы не стремились сделать свою жизнь более приятной, за приятным неизбежно следует неприятное и эти два переживания, по сути, "две стороны одной медали". "Не привязывайтесь к приятному и никогда - к неприятному. Не видеть приятное и видеть неприятное - зло. Поэтому не делайте приятного, ибо расставание с приятным - болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного. Из приятного рождается печаль, из приятного рождается страх, нет печали, откуда страх?" (Дхаммапада. 1960. С. 95). Кроме того, поскольку обычный человек не обладает всеведением, он не может знать своей кармы, и как бы он ни старался ее улучшить, у него нет никакой гарантии того, что в будущем его не постигнет воздаяние за прошлые неблагие поступки и поэтому единственный способ избежать страдания — это уничтожить карму вообще, то есть выйти навсегда из сансары. Стремление к достижению индивидуального спасения является основной установкой "средней" личности и водоразделом, отделяющим ее от "обычного" человека - признание и практика "четырех благородных истин".
И, наконец, индивид может осознать невозможность для себя только индивидуального спасения. Понимание того, что все "живые существа" имеют единую "истинную природу", сострадание к ним заставляют его сформулировать свою индивидуальную задачу иначе, чем это делается на уровне "средней личности". Задачей "высшей личности" является спасение всех живых существ, а не индивидуальное спасение. Эта установка носит название "бодхисатовской мысли" (бодхичитта; byang chub sems pa) и ее зарождение является водоразделом, отделяющим "высшую" личность от "средней" или, пользуясь языком текстов, "вратами в махаяну". Основной практикой для "высшей личности" является культивирование десяти "запредельных качеств" - парамит (парамита; pha rol tu phyin pa). Эти парамиты суть: 1) запредельное даяние (щедрость); 2) запредельная нравственность; 3) запредельное терпение; 4) запредельное усердие; 5) запредельное сосредоточие; 6) запредельная интуиция; 7) запредельный метод; 8) запредельная молитва; 9) запредельная сила духа и 10) запредельная мудрость.
Выделение трех типов личности основано на концепции буддизма махаяны, согласно которой в каждом живом существе заложена частичка Абсолюта, обозначаемая в зависимости от контекста в разных терминах, — "сознание-сокровищница" (алая-виджняна; kun mkhyes), "сущность Татхагаты" (татхагата-гарбха; de bzhin gshes pai snying po) и др. Именно наличие этого элемента в потоке омраченных дхарм индивида делает возможным его духовный рост. Этот элемент служит основанием (rten) для индивидуального пути, основополагающим элементом (khams) для достижения состояния Будды, семенем (sa bon) просветления. Актуализируясь в потоке психической жизни индивида, этот элемент формирует индивидуальные установки на пути просветления, придавая качественную определенность тенденции к просветлению. В этом контексте об этом элементе говорят как об "элементе происхождения" (rigs pa), то есть элементе, который определяет принадлежность индивида к "семье" определенного типа личностей.
Границы между этими психологическими типами личностей проницаемы: в течение жизни благодаря духовной практике индивид может перейти от "низшего" типа к "высшему". Однако было бы неверно отождествлять практику "средней" личности с хинаянистической, так как в практике "Ламрима" и "средняя", и "низшая" личности с самого начала рассматривают свой путь не как самодостаточный, но как подготовку к практике "высшей" личности, то есть к махаяне.
На этом этапе образовательного процесса "Ламрим" разумеется не изучался во всей полноте, давались лишь его основы. Детальное изучение этого текста осуществлялось в дальнейшем в течение многих лет, иногда на специальных факультетах. Срок обучения на них не был ограничен и не завершался экзаменом.
Что касается практики "ложон" ("преображение мышления", "воспитание ума"; bio sbyong), то она является одной из основных практик кадампы и соответственно гелугпы.
Само понятие "преображение мышления" очень широко. На это направлены многие буддийские практики; описанию преображения мышления посвящен и "Ламрим" Цзонхавы. Однако существует и особая духовная традиция с таким названием. Ее основной задачей является последовательное развитие бодхисатовской мысли (бодхичитты), достигаемое благодаря радикальному изменению обыденной установки сознания, направленной на заботу о себе (rang gees 'dzin).
Виды практики преображения мышления различаются по типам личности (низшей, средней и высшей), для которых они предназначены. К практикам для высшей личности относятся так называемая "семичленная" и замена себя на других (перемены места).
Семичленная практика основана на учении Праджняпарамиты. Она передавалась по линии преемственности от Нагарджуны, который передал ее своему ближайшему ученику Арьядеве, тот - Чандракирти и т.д. Практика замены себя на других основана на Аватамсака-сутре, в истоке этой традиции стоял Шанти-дева. Атиша в XI в. объединил обе эти традиции.
Прежде чем начинать практику "ложон", предписывалось вначале обдумывать некоторые предварительные темы, называемые "Введение согласно учению шастр". Они включает в себя размышления об уникальности человеческого рождения; о трудности обретения человеческого рождения (оптимального для духовной практики); о пороках сансары; о непостоянстве и смерти.
Задачей этого этапа было настроиться на отречение от сансары, без чего невозможно порождение бодхичитты.
Далее начинали собственно практику преображения мышления. Семичленная практика состоит в следующем:
1. Вначале предписывается осознать, что каждое живое существо в бесконечной цепи наших предыдущих рождений когда-либо было нашей матерью (mar shes). Поэтому к каждому существу необходимо относиться также, как к собственной матери. Это - основа, благодаря которой возможна генерализация чувств любви и сострадания, естественным образом каждым человеком испытываемых к матери и распространяемых на всех живых существ.
2. Затем нужно вспоминать о тех благодеяниях, которые они мне оказывали (drin dran).
3. Далее принять решение: в ответ на их благодеяния ответить им тем же и созерцать благодарность к ним (drin bzos).
4. Проникнуться к ним любовью (yid 'ong kyi byams pa), то есть породить желание, чтобы все они пребывали в счастье.
5. Понимая, как они сейчас страдают, проникнуться великим состраданием (snying rje chen po), то есть породить желание, чтобы все они избавились от страдания.
6. Затем породить твердое решение избавить всех живых существ от страдания, то есть породить "сверхмысль" (lhag bsam); "сверх" в том смысле, что подобная мысль отсутствует у шраваков и пратьекабудд.
7. Поскольку спасти от страдания может только Будда, необходимо породить решение стать Буддой ради спасения всех живых существ. Это и есть бодхисатовская мысль (sems bskyed).
Таким образом, благодаря последовательному продвижению от одного этапа к другому, зарождается бодхичитта (Еше-Лодой Ринпоче. 2000. С. 15). Метод "Замены себя на других" состоит из пяти разделов:
1. Осознание равенства себя и других, того, что все живые существа желают счастья и не хотят страданий также, как и я.
2. Осознание неблагоприятных последствий привязанности к собственному "я", того, что источник нашего страдания, наш истинный враг - привязанность к "я".
3. Осознание преимуществ заботы о других как главного источника счастья.
4. Замена себя (как объекта заботы) другими, то есть реализация установки заботиться о других больше, чем о себе.
5. Практика "принятия и отдачи". Из сострадания мы мысленно принимаем на себя страдания всех существ и отдаем им все благое, что имеем, из любви. Осваивается этот метод в сочетании с особой техникой дыхания. Все плохое, что накопили в себе другие, вытягивают со вдохом в себя в образе черного луча, представляя, что все эти загрязнения, проливаясь в сердце, тушат в нем пламя себялюбия, главного своего врага. Все же накопленные добродеяния отдаются другим с выдохом в виде белого луча.
Иногда эти два вида практики объединялись.
Что касается изучения винаи (нравственно-этических правил, заповедей, обетов), то на этой ступени хувараки знакомились с ее основными положениями, необходимыми для исполнения их обетов и соблюдения правил жизни в монастыре. Подробно виная изучалась на последнем курсе цаннида.
Таким образом, на второй ступени хуварак получал необходимые начальные наставления для своей духовной практики.
На третьей ступени изучалась медицина (маарамба), на четвертой ступени — астрология (чжигремба).
Изучение медицины и астрологии до курса цаннида позволяло получить основные прикладные знания для удовлетворения религиозных нужд населения до получения труднодоступного философского образования. Однако с течением времени, с появлением значительного числа философских факультетов, этот порядок стал необязательным. В тибетских монастырях, постановка образования в которых бурятским буддизмом бралась за образец, соотношение образования в области буддийской философии и прикладных науках можно разделить на три типа. В первом случае преподавание "внешних", светских наук в монастырях не поощрялось. Обычно к их изучению приступали только после получения философского образования. Этот тип был распространен в четырех больших религиозных центрах в Уе и Цане. Целью такой системы была специализация прежде всего в философии - главном для буддиста предмете, хотя изучением других наук также не пренебрегали. После того, как учащийся сдавал экзамен на звание геше, ему не ставилось никаких ограничений на изучение любых других наук.
При втором типе образования "внешние" науки изучались в период получения образования по философии, но во время каникул. Такой порядок давал возможность учащимся получить навык не только в чтении и диспуте, но и в самостоятельном написании текстов.
В третьем случае в монастырях, дававших образование в области пяти главных наук, имелись отдельные здания для изучения медицины и астрологии. Возможность изучать медицину, астрологию, языкознание и другие науки без изучения философии давалась тем монахам, которые не имели склонности изучать философские тексты. Это изменение в системе образования было введено Жигме Ванбо и этой же системе в основном следовали и бурятские монастыри.
Пятая ступень - "цаннид" (философия). На ней изучались логика (прамана; цадма), парамита (парчин), мадхьямика (ума), абхидхарма (онбо) и виная (дулва).
Шестая ступень — агримба. На ней изучались четыре класса тантр.
Тем учащимся, которые успешно изучали вышеуказанные дисциплины в своем монастыре, разрешалось продолжать образование "в дацанах, достигших высокой учености" (Обычное право... 1992. С. 89).
Однако довольно долго (до середины XIX в.) систематическое философское и тантрийское образование получить в бурятских дацанах не было возможности и за ним отправлялись в соседние страны - Тибет и Монголию. Установились устойчивые связи между бурятскими и тибетскими монастырями. Цугольские, закаменские, анинские, янгажинские ламы предпочитали учиться в Центральном Тибете; у агинских лам установились тесные отношения с монастырями Амдо, особенно Лавраном; селенгинские ламы чаще ездили в Монголию. Когда в Бурятии стали открываться собственные философские школы, они стали следовать программе Гоманского философского факультета, преобладающей в Монголии и Амдо и значительном числе монастырей Центрального Тибета. Исключение составил Цонгольский дацан, который следовал программе тибетского монастыря Сэра. Эти программы по набору изучаемых дисциплин одинаковы и отличаются лишь тем, что опираются на разный круг оригинальной тибетской учебной литературы, по которой изучаются индийские первоисточники. Наибольшей известностью и уважением в Бурятии пользовались школы цаннида Цугольского (с 1850 г.), Гусиноозерского, Агинского (с 1861 г.) и Анинского (с 1858 г.) монастырей. В начале XX в. более половины бурятских монастырей имели философские факультеты. Однако, с получением возможности приобретать образование на родине, связи бурятских лам с монгольскими и тибетскими монастырями не прервались и многие по-прежнему продолжали ездить за границу получать (или усовершенствовать полученное в Бурятии) философское образование. Особенно многочисленными бурятские общины были в амдосских монастырях - Лавране и Гумбуме. Некоторые из наиболее успешных учеников после окончания учебы оставались в университетах уже в качестве преподавателей.
Наличие философского образования, наряду со строгим соблюдением монашеских обетов, считалось совершенно необходимым и для получения административных должностей в монастыре. В четвертой главе "Хоринского положения 1951 г.", которая называется "Об избрании и утверждении должностных лиц и лиц, носящих почетное звание лам" говорится, что ширету-ламу (настоятеля монастыря) и лацаб-ламу (его помощника) следует "избирать из тех, которые в течение десяти лет строго соблюдали обет гэлуна и усвоили три основы учения" (Обычное право... 1992. С. 88) (то есть учение о нравственности (шила), мудрости (праджня) и медитативном сосредоточении (самадхи)); на должность цоржи (в обязанности которого входит "следить за обучением лам, наблюдать за соблюдением обетов и разрешать все дела правового характера" (Там же. С. 87) предписывалось "избирать ламу, достаточно изучившего чойру (здесь - философию буддизма) и большой ламрим и хорошо знающего религиозные и правовые законы" [Обычное право... 1992. С. 88].
Философские учения, ставшие предметом изучения в монастырях Бурятии, появились в Индии в период с I по VII в. В буддийской традиции принято считать, что все они восходят к Будде Шакьямуни. Различают три этапа в раскрытии им Учения (так называемые "три поворота колеса Учения"). "Первый поворот" представляет собой проповедь, произнесенная Буддой в Варанаси (совр. Бенарес); она была обращена к шравакам ("слушателям") и содержала учение о "четырех благородных истинах": 1) "истине о страдании", то есть учение о том, что всякое бытие есть страдание; 2) "истине об источнике [страдания]"; 3) "истине о прекращении [страдания]"; 4) "истине о пути [прекращения страдания]".
Вот как эти истины определялись в первой проповеди Будды: "А вот, монахи, что есть страдание: и рождение - страдание, и старость - страдание, и болезнь - страдание, и смерть - страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние — страдание, и не иметь, что хочется, — страдание. С постылыми связь -страдание, с милыми разлука — страдание, и не иметь, что хочется, — страдание. Короче — пять связующих скандх (то есть групп элементов) — страдание. И это -благородная истина. А вот, монахи, каков источник страдания: жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно: жажда обладать, жажда быть, жажда мочь. И это — благородная истина. А вот, монахи, каково прекращение страдания: без остатка всей этой жажды бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода, безуютность. И это — благородная истина. А вот, монахи, какова верная дорога, что приводит к пресечению страданий: это — благородная восьмизвенная стезя, а именно: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование, истинное самадхи. И это - благородная истина" (Буддизм: история и культура. 1989. С. 4-5).
Первый поворот колеса учения состоит из хинаянистических текстов, основной философской позицией которых является отрицание единого, постоянного и независимого индивидуального "я" личности. Для доказательства этого положения поток психической жизни индивида, непосредственно воспринимаемый обычной личностью как нечто целостное в своей основе, имеющее некий постоянный субстрат, индивидуальное "я", в текстах этого периода разлагается на составляющие его элементы (санскр. дхарма; тиб. чхос) с тем, чтобы показать, что в нем, в этом потоке, нет ничего, кроме этих отдельных элементов, а представление о наличии "я" личности есть не более, чем иллюзия. При этом необходимо отметить, что внешний мир (вишая), то есть все внешнее по отношению к другим органам чувств (индрия), рассматривался как часть потока индивидуального существования, как объективная сторона чувственной, сенсорной компоненты этого потока. Анализ внешнего мира как потока дхарм лишает этот мир какого-либо субстрата, материального или идеального.
Реальными с точки зрения хинаяны являются только элементы-дхармы, имеющие каждый свою индивидуальную сущность (свалакшана). Среди них имеются дхармы, не подверженные бытию, запредельные миру феноменального существования (асамскрита-дхарма) и подверженные бытию (самскрита-дхарма). Именно бытие, волнение последних и обуславливает пребывание индивида в сансаре, мире страдания.
Однако среди "подверженных бытию" дхарм присутствуют не только дхармы, препятствующие спасению (акушала-дхарма), но также и те, которые благоприятствуют ему (кушала-дхарма), а также "нейтральные". Опираясь в своей религиозной практике на дхармы, благоприятствующие спасению, индивид добивается успокоения волнения всех дхарм или нирваны. Эта нирвана может быть двух родов: "с остатком бытия" и "без остатка". Первая - это нирвана при жизни с некоторым остатком чувства личности, когда индивид освободился от всякого рода загрязнившихся элементов, но сохранил некий остаточный субстрат, лежащий под оскверняющими элементами и состоящий из одних чистых элементов, освобожденный от иллюзии постоянной личности и других скрытых клеш (омрачений). Второй вид нирваны, "без остатка существования" или "конечная нирвана" достигается, когда угасают даже эти очищенные элементы.
Уже в первые века существования буддизма получили распространение тексты, в которых дхармы и их комбинации анализировались и классифицировались с целью определения оптимального пути достижения просветления, описывались причины и условия их проявления, закон их взаимосвязи, миры, переживаемые живыми существами в зависимости от их деяний. Эти тексты относились к разряду "Абхидхармы" ("Истинное знание дхарм", своего рода феноменология буддизма) и наиболее представительным текстом этого класса считается произведение крупнейшего буддийского философа IV в. Васубандху "Абхидхармакоша" ("Сокровищница Абхидхармы"). В нем Васубандху исходил из положения, что "Будда по своему состраданию к горестям человечества открыл средство спасения, которое не состояло из магических или религиозных просьб, но из знания метода превращения всех "бытующих" дхарм в "небытующие", то есть остановки навсегда волнения, созданного действиями сил, активных в процессе жизни" (Щербатской. 1909. С. 151).
Вторая группа текстов, также базирующаяся на сутрах "первого поворота колеса учения", занималась исследованием норм деятельности, ведущей к просветлению. В них описывались обеты, принимаемые монахами и теми, кто собирается ими стать, разъяснялся их смысл, разбирались сложные для применения обетов ситуации, рассматривались положения, регулирующие внутреннюю жизнь монашеской общины. Она относится к классу "Виная" (что по-видимому можно определить как этику). Нормативным произведением из этого класса текстов считается "Винаясутра" ученика Васубандху Гунапрабхи.
В проповеди "второго поворота колеса учения" раскрываются понятия и темы "первого поворота", но с иной философской позиции. В них в основном развиваются темы пустоты (шунья) и медитативных состояний, связанных с ее постижением. Если в учении "первого поворота" элементы-дхармы рассматриваются как реально существующие, хотя и лишенные единого субстрата, то здесь излагается учение о пустотности (шунье) всех дхарм. Очень лаконично и четко эта позиция сформулирована в "Праджняпарамита-хридая-сутре": "О, Шарипутра! Тот сын или дочь из [хорошей] семьи, которые желают практиковать глубокую праджняпарамиту, должны созерцать и увидеть, вследствие этого, что пять скандх по своей природе пусты. Форма есть пустота, пустота есть форма Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Так же и чувства различающие мысли, энергии и сознание пусты. О, Шарипутра! Поэтому все дхармы пусты и лишены признаков, не возникают и не исчезают, не загрязнены и не чисты, не увеличиваются и не уменьшаются. ...Подобно этому нет страдания, нет источника [страдания], нет прекращения [страдания], нет пути [прекращения страдания]; нет мудрости, нет достигнутого и нет недостигнутого. О, Шарипутра! Поэтому для бодхисаттвы нет достижения; опираясь на эту глубокую праджняпарамиту и пребывая в ней, он не имеет препятствий и омраченности, и, уйдя от заблуждения, он достигнет полного освобождений, нирваны" (Хридая-сутра. Л. За-5а).
Таким образом, в праджняпарамитских текстах отрицается реальное существование дхарм. О них говорится как о лишенных собственной реальности (нихсвабхава), реально ни возникающих (анутпанна), ни исчезающих (анируддха); они изначально находятся в покое (ади-шанта) и погружены в нирвану по своей собственной природе (пракрити-паринирвритта). Поэтому нирвана не достигается через угашение чего-либо, каких-либо омраченных элементов или, напротив, культивацию благих дхарм. Нагарджуна так определяет нирвану:
"Что ни постигается, ни достается / Что ни уничтожение, ни вечность / Что никогда не исчезает, и не было создано / Это нирвана. Она убегает точности (в определении)" (Щербатской. 1909. С. 388). Первые два вида нирваны ("нирвана с остатком существования" и "без остатка") признавались Нагарджуной, но как имеющие только условную реальность.
Термин "Праджняпарамита" - ключевой в текстах этого периода.
Праджняпарамитой в прямом смысле слова является мудрость, персонифицируемая Буддой в его "космическом теле" (Дхармакае).
Праджняпарамитские сутры многократно комментировались. В традиции гелугпы в качестве основных, независимых традиций комментирования выделяют две. Первая представлена шестью основными работами Нагарджуны по Мадхьямике: "Шуньята-саптати"; "Праджня-мула"; "Юкти-шаштика"; "Виграха-вьявартани"; "Вайдалья-сутра"; "Вьявахара-сиддхи".
В этих работах содержится изложение прямого смысла праджняпарамиты, то есть трактовка этих сутр как учения о несубстанциональности - пустотности всех элементов существования. Наиболее авторитетными последователями учения Нагарджуны, успешно развивавшими его философию, в бурятской традиции считают Буддхапалиту и Чандракирти; работа последнего "Мадхьямикааватара" ("Вхождение в срединность") считается наиболее авторитетным ее изложением.
Вторая традиция представлена "Абхисамаяламкарой", раскрывающей непрямой (условный) смысл праджняпарамиты как пути спасения (lam sher phyin). Эта работа в чрезвычайно сжатой форме резюмирует содержание праджняпарамиты в смысле пути, следуя в изложении тексту сутр, и классифицирует его в различные категории (padartha). Она входит в число так называемых "пяти книг Майтреи", проповеданных им, согласно традиции, Асанге.
Эти две традиции - "глубокую философскую" Нагарджуны и "широкую действенную" Майтреи основатель школы гелугпа Цзонхава объединил в учении Ламрима.
"Третий поворот колеса учения" или, как его также называют, поворот "колеса абсолютной уверенности (парамартха-винишчая-чакра)", представлен такими сутрами, как "Татхагатагарбха", "Сандхинирмочана" и другими. В сутрах этого периода акцент делается на изложение конкретных методов медитации, направленных на развитие мудрости для постижения пустоты. Ключевым понятием здесь является алаявиджняна - "сознание-сокровищница", проявлениями которого являются элементы-дхармы. Поэтому философские учения, базирующиеся на сутрах этого периода, называются "виджнянавадой" или "читтаматрой". Одно из них основано Асангой и занималось в основном трактовкой пути спасения, а второе - Дигнагой, разрабатывавшем проблемы логики и гносеологии.
Бурятские буддисты стремились как можно более полно охватить философское наследие Индии в лучших его образцах, как в учении махаяны, так и хинаяны. В этом существенное отличие от постановки буддийского образования в Китае, где, в основном, каждая из школ (за исключением, может быть, чань) сосредотачивалась на изучении базового для своей школы текста в контексте комментариев собственной традиции. Главные философские течения и составили основу программы философского образования в Бурятии. Формирование набора дисциплин и корпуса текстов началось в I в., когда Нагарджуной было положено начало комментированию праджняпарамитских сутр, затем в период наиболее интенсивного создания философской комментаторской литературы (IV-VII вв.). Буддхапалита и Чандракирти продолжили традицию Нагарджуны по разработке учения о срединности (мадьямаки) и дали наиболее ясную и полную в индийской философской литературе трактовку "конечного смысла" сутр праджняпарамиты, то есть учения о несубстанциональности (шунья) всех элементов существования (дхарма). Асангой было эксплицировано содержащееся в этих сутрах учение о пути просветления (марга), то есть "условный смысл" (ней-артха) праджняпарамитских сутр. Дигнага и Дхармакирти создали принципиальные работы по прамане - буддийской логике и теории познания, а Васубандху в "Абхидхармакоше" и Гунапрабха в "Виная-сутре" "подытожили" усилия буддийских философов по исследованию таких разделов хинаянского канона, как абхидхарма и виная соответственно.
В основу образовательной системы была положена буддийская классификация наук, согласно которой науки делились на "пять больших" и "пять малых". К "большим наукам" относили: философию и тантру, языкознание, логику, технологию, медицину.
К "малым наукам" относились: поэтика, стилистика, синонимика, музыка с танцами, астрология.
Философия и тантра считались наукой "внутренней", то есть собственно буддизмом. Остальные четыре науки считались светскими.
На философских факультетах тибетских монастырей главным предметом считалась наука "внутренняя", но ее изучение предварялось курсом эвристики, логики и теории познания. Хотя логика и относилась к светским наукам, ее изучение считалось необходимым, поскольку в этом процессе формировался понятийный аппарат — определялся объем базовых понятий и связи между ними, а также изучалась система проведения диспутов и приобретались практические навыки, что закладывало методическую основу для всего последующего образования.
Одной из наиболее характерных особенностей преподавания в тибетских монастырях является детально формализованная методика проведения диспутов, лежащая в основе тибетской дидактической системы. Практика использования диспута в процессе образования пришла из Индии, но, хотя теория логического выведения была разработана еще Дигнагой и Дхармакирти и рассуждения по схеме силлогизма широко использовались в индийской философской литературе, однако детальная разработка и тщательная формализация правил ведения диспута являются достижением тибетской логики. Чапа Чоки Сенге составил учебник, излагающий основы теории познания и логики в форме диспута. Этот подход был настолько удачен, что эта тщательно формализованная логическая система стала языком описания философского учения буддизма вообще во всей тибетской школьной литературе (Onoda. 1992; Базаров. 1998). Как отмечает Б. Барадийн, этот метод "почти без всякого изменения продолжает служить основным аппаратом преподавания во всех цаннитских факультетах Тибета, Монголии и Бурятии" (Барадийн. 1992. С. 70). Хотя некоторые более поздние авторы и упрекали его создателя в излишней формализации, заслоняющей дух учения, но, видимо, его разработка была необходимостью. Отсутствие автохтонной логической традиции в Тибете, Монголии и Бурятии требовало особого внимания к формально-логическому тренингу, без которого невозможно было освоение индо-буддийской философской традиции.
Полный цикл образования на философском факультете состоял из пяти курсов. На первом курсе изучается логика (tshad ma). Курс состоит из пяти классов.
Первый - Дуйчунги-зинда ("Младший класс Дуйра"), срок обучения 2 года.
Второй - Дуйморинги-зинда ("Средний класс Дуйра"), срок обучения 1 год.
Третий - Дуйченжи-зинда ("Старший класс Дуйра"), срок обучения 1,5 года.
В первых трех классах "дуйра" (bsdus grva, букв, "собрание тем") изучают основные категории буддийской философии (их объем, границы), собранные в три сборника разной сложности для каждого из трех классов. На этом материале изучаются формы ведения диспута по разным темам посредством "выведения" (thai 'gyur) - то есть эристика.
Четвертый - Дагрик-зинда (класс "теории аргументирования" (rtags rig), формальной логики), срок обучения 1,5 года.
Пятый - Лорик-зинда (класс "теории познания" (bio rig), гносеологии), срок обучения 1,5 года.
Главной работой на этом курсе является "Полное объяснение правильного познания" ("Праманавартика") Дхармакирти, однако для каждого из классов существуют свои учебники.
На втором курсе изучается учение о пути просветления (парамита, pha rol tu phyin pa) по работе Майтреи-Асанги "Украшение полного постижения" ("Абхи-самаяланкара") в течение 4,5 лет. Курс состоит из пяти классов.
Шестой - Дондунжу-зинда (срок обучения 1,5 года). Это вводный класс, в котором изучались восемь "предметов" (dngos po) праджняпарамиты, подразделяемые на семьдесят "пунктов" (don) по краткому руководству, составленному Жамьян-шадбой, "Дондунжу", которое содержит определения "предметов" и "пунктов", их разновидности (dbye ba), синонимы (rnam grangs) и границы (sa mtshams).
Далее идут четыре основных класса:
Седьмой - Жунсар огмый зинда (gzhung gsar 'og ma 'dzin grva) - начальный класс, в котором впервые приступают к изучению основного текста курса парамиты - "Абхисамаяламкары".
Восьмой - Жунсар гомый зинда (gzhung gsar gong ma 'dzin grva) - высший или второй класс для начинающих. В этих двух классах первая глава "Абхисамаяламкары", посвященная "Особому всеведению Будды", изучалась до седьмого пункта, а именно до "деятельности [махаянского] снаряжения" (go sgrub).
Девятый - Габ дамбой зинда (skabs dang po 'dzin grva) - класс, в котором заканчивалось изучение первой главы и изучались последующие.
Десятый - Габ шиби зинда (skabs bzhi pai 'dzin grva) или Донмой зинда (ston mo'i 'dzin grva) - класс, окончание которого отмечалось празднеством, посвященным завершению изучения парамиты. Основным предметом изучения в нем была четвертая глава "Абхисамаяламкары" считающаяся наиболее сложной.
На третьем курсе изучалось срединное воззрение (мадхьямика, dbu ma) no работе Чандракирти "Введение в мадхьямику" ("Мадхьямикаватара"), срок обучения 2 года:
Одиннадцатый — Ума сарвий зинда (младший класс мадхьямики);
Двенадцатый - Ума намбой зинда (старший класс мадхьямики).
В связи с мадхьямикой изучали "опровержение путем выведения" (thai bzlog) и "историю философских систем".
Тринадцатый — на четвертом курсе изучается учение об элементах бытия (абхидхарма; chos mngon) по работе Васубандху "Сокровищница высшего учения" ("Абхидхармакоша"), срок обучения 2 года.
Четырнадцатый - на пятом курсе изучается духовная дисциплина (виная; dul ba) по работе Гунапрабхи "Сутра нравственной дисциплины" ("Виная сутра"), срок обучения 2 года (Барадийн. 1992. С. 100; Кенсур. 1996. С. 29-32).
Набор изучаемых предметов соответствует списку философских дисциплин в приведенной выше классификации наук. В нем отсутствует только история философии, для которой не предусмотрено отдельного курса, она изучается в качестве дополнения к курсу мадхьямики. Это однако не говорит о невнимании к методологии, но напротив является следствием глубокого изменения в методологическом подходе к образованию, происшедшего в Тибете. Дело в том, что в Индии учение мадхьямики хотя и пользовалось большим авторитетом, но развивалось на фоне широкого распространения виджнянавады. Развитие виджнянавады получило во второй половине I тыс. дополнительный импульс ввиду все более широкого распространения тантры, теоретическая основа которой тесно связана с этой философской системой. В Тибете в первые века распространения буддизма виджнянавада занимала очень сильные позиции по той же причине, поскольку в авангарде этого распространения шла тантра. Ситуация изменилась в результате реформы предпринятой Цзонхавой. Ее основной задачей было подведение философского основания мадхьямики-прасангики под всю теорию и практику буддизма. Реформа философского образования выразилась в том, что изучаемые предметы, основные трактаты по которым были написаны в свое время в Индии с позиций разных философских школ, стали интерпретироваться под углом зрения прасангики. Мадхьямика (в своем прасангиковском варианте) таким образом выдвинулась из ряда наук, заняв позицию общей методологии буддизма и сравнительный анализ различных философских направлений буддизма, входивший в функции сиддхантхи, стал в значительной степени осуществляться в рамках преподавания других дисциплин.
Пять указанных базовых текстов (rtsa tshig) изучались в контексте оригинальной тибетоязычной литературы. К каждому из курсов имелись основные учебники (yig cha), написанные выдающимися тибетскими учеными. Для Гоманского факультета, программа которого здесь рассмотрена, комплект учебников был написан первым настоятелем Лаврана Гунчен Жамьян-шадбой. По форме учебники подразделяются на "описания" и "исследования". "Описания" (rnam gzhag) подают материал в форме обычного систематического последовательного изложения и предназначены большей частью для общего знакомства с предметом. "Исследования" подразделяются на "общие исследования" (spyi don) и "подробные исследования" (mtha dpyod). "Общие исследования" в значительной части излагают общие положения предмета, они полностью или частично написаны в форме диспута. "Подробные исследования" целиком написаны в такой форме. "Исследования" обычно комментируют либо один из пяти основных текстов целиком, либо его часть. В последнем случае в них указывается "исходный пункт" ('phros pa), то есть тот раздел работы, в связи с которым будет проводиться исследование, а также содержат "введение" (sbyor ba), где говорится, какой предмет будет исследован. Изложение материала в них подразделяется на три части: критику ошибочных идей других; объяснение точки зрения своей традиции; опровержение возражений, которые противники могут сделать в адрес позиции автора (Барадийн. 1992. С. 99). Из исследований учащиеся и черпали основные фигуры для ежедневной практики диспутов.
Кроме этих видов учебников, существует много дополнительной литературы, которую привлекают для изучения материала. В ее число входят лучшие работы индийских, тибетских и монгольских авторов. Надо отметить, что, хотя систематическое цаннидское образование оформилось в Бурятии сравнительно поздно, появилась учебная философская литература бурятских авторов на тибетском языке, который для стран центральноазиатского региона выполнял ту же функцию, что латынь для средневековой Европы.
Многие особенности учебной литературы, по-видимому, определяются специфической позицией авторов, опирающихся на гносеологическую концепцию школы мадхьямиков-прасангиков. Поскольку согласно этой точке зрения абсолютная истина неописуема, то посредством "выведения" опровергается всякий тезис. Но так как без относительной истины невозможно постичь абсолютную, то все-таки излагаются и отстаиваются те или иные концепции. Однако в целом акцент в изложении делается на опровержении, поскольку подлинной истиной является только истина абсолютная. Отсюда и исключительная роль диспута, который становится главным методом обучения и преобладание в учебной литературе работ в "диалектической" форме (Донец. 2001. С. 76).
В изложении предмета преподаватели следовали методическим принципам и педагогическим приемам, разрабатываемым в системе монастырского образования в течение столетий. По-видимому, первой работой, посвященной этому вопросу, была книга Сакья Пандиты (1182-1251) "Врата, ведущие к мудрым", в которой давалось определение того, что есть лекция, диспут и сочинение. В главе, посвященной описанию того, как надо читать лекции, он излагал методы обучения. Отдельные главы были посвящены правилам ведения диспута и тому, как составлять трактаты.
Перед тем, как начать изложение содержания предмета, необходимо было дать постановку проблемы, осветить цели и задачи обучения с тем, чтобы вызвать у учащихся интерес. После этого в порядке общего введения начиналось обсуждение основных положений предмета, а дальше можно было приступать к его изложению по существу, стараясь избегать недостатков в изложении (детально описываемых в соответствующей литературе) и применяя соответствующие средства для объяснения.
Кроме того, изложение предмета должно было быть логически аргументировано, поясняться примерами, иллюстрироваться притчами и историями. Вся система образования была направлена на то, чтобы научить учащихся самостоятельно мыслить и уметь отстаивать свои убеждения в свободной дискуссии.
По завершении курса проводился диспут, на котором учащиеся в публичном состязании демонстрировали свои успехи в овладении предметом. По результатам диспута им присваивались ученые степени. Правило по завершении образования присуждать степени в соответствии с полученной квалификацией берет начало еще из Индии. Экзамены в той форме, в которой они проводились в бурятских монастырях, впервые стали проводиться в тибетской провинции Цанг ученым школы сакьяпа Джамчен Рабжамбой Санжайпэлом. Он построил монастырь и учредил там шесть цаннид-дацанов и цикл обучения по философским текстам. Во время учебных путешествий и диспутов эти геше получали звание рабжамбы. С тех пор пошел обычай именовать геше словом "рабжамба". Так называли геше в юго-западных монастырях провинции Ари Дагпо-Шад, Лхока Арии-дацане, а также в Же-Гумбуме.
Позднее Жалцаб Дарма Ринчен (один из главных учеников Цзонхавы) учредил цикл обучения и диспуты по пяти комментариям и пяти великим коренным текстам и стал присваивать звание габжу (то есть знатока в "десяти трудных науках"). Это звание присваивалось закончившим обучение и получившим степень геше в Монголии.
Позднее в монастыре Сампур Линг были объединены тринадцать верхних и нижних дацанов и учреждены цикл обучения и диспуты по десяти вышеупомянутым текстам. Геше, закончившие этот цикл, получали звание линсе габжу (rlin bsre dka 'bcu - "прошедший десять трудных этапов обучения в объединенных монастырях").
После того, как Цзонхава учредил в Лхасе праздник молитв в месяц чудес Будды Шакьямуни, геше, которые прошли цикл обучения в Лхасе и выдержали диспуты во время ритуала подношения учителю на празднике молитв, стали именоваться цограмба (tsogs rams pa - "выдержавший диспут на великом собрании ученых"). Лобсан Чойжижалсан (1570-1662), держатель трона гелугпы, ввел систему награждения степенью геше-лхарамба самых лучших участников дебатов на Большом монламе (молитвенное собрание) в Лхасе. Эта степень считалась наиболее почетной, поскольку ее можно было получить только в диспуте с учеными трех крупнейших монастырей, собиравшихся на монлам. При всем многообразии наименований степеней их содержание идентично.
Те, которые держали диспуты перед Цогчен-дуганом монастыря Дрепунга, получали звание дорамба (rdo rams pa - "выдержавший диспут на мощеном дворе Дрепунга"). В провинции Амдо в монастыре Лавран геше также именуют дорамба. В монастырях провинции Цан (южный Тибет) Таши Лхунбо, Лха-Дзе, Дамрин, Пунцог-Линг геше именуются качен (dka' chen) (Кенсур. 1996. С. 9).
Несмотря на все разнообразие наименований для получивших ученую степень, которые бытовали и в Бурятии, суть их одна и все различие сводилось лишь к тому, где именно была получена степень.
Помимо цаннид-дацанов, существовали акпа-дацаны, в которых изучалась теория и практика тантры. Тантраяна ("Колесница тантры") всегда рассматривалась в Бурятии как неотъемлемая часть махаянской традиции буддизма. Иначе ее назвали также Мантраяна (sngags kyi theg pa); Гухьямантраяна (gsang sngags kyi theg pa; Колесница тайной мантры); Ваджраяна (rdo rje theg pa; Ваджрная колесница); Пхалаяна ('bras bu theg pa; Колесница плода). Одно из наиболее общих названий, которым пользуются буряты, говоря о Тантраяне - сан аг (gsang sngags) или сокращенно аг. Смысл этого словосочетания таков: сан - "тайна", так как эта практика хранится в тайне от тех, кто еще не посвящен ни в одну из систем тантры или, хотя и посвящен, но не занимается практикой и не соблюдает обетов и правила поведения. Слово аг (sngags) - тибетский перевод с санскрита термина "мантра", состоящего из двух частей: "мана" и "тра". Мана означает "ум", тра - "защита". Иначе говоря, разум того, кто следует этим путем, "защищен" от эмоционально-психических загрязнений.
Человек, стремящийся изучать и практиковать Тантраяну, должен базироваться на "нравственности", "отречении" и "бодхичитте" также, как и тот, кто практикует сутраяну в соответствии с Ламримом. Медитация о шунье, бодхичитте и практика парамит в этих системах одинаковы. Но в тантре эти методы сочетаются со специальным методом — созерцанием Божества-Идама, называемым на санскрите Дэвайога (lha'i rnal 'byor). В его процессе созерцатель отождествляет себя с высшей религиозной ценностью, созерцаемым Божеством, добиваясь слияния своих тела, речи и мысли с телом, речью и мыслью Идама.
В тантре существует множество гневных и мирных божеств. Однако тантра не политеистична. Каждое божество символически презентирует метод спасения и множественность форм обусловлена разнообразием типов живых существ и соответственно методов их спасения. Однако подлинная реальность их всех едина - это пустотность (шунья). Разнообразные формы Идамов "подобны радуге, отражающейся на поверхности зеркала", они несубстанциональны. Такое понимание природы Божества-Идама тем не менее сохраняет за ним основную функцию Божества как высшей религиозной ценности, определяющей направление вектора сотерологической деятельности человека.
На тантрийские факультеты в Бурятии обычно поступали либо по завершении философского образования, либо как минимум после окончания обучения по курсу парамиты. Курс обучения на них длился Ъ-\ года. Преподавание в отличие от цаннид-дацанов велось по объяснительно-толковательному методу. По завершении основного курса желающие оставались в дацане для усовершенствования своих знаний (на что требовалось обычно около десяти лет) и в случае успешной сдачи экзамена они получали степень аграмба (sngags rams pa), что означает "знаток мантры". Иногда эта степень называлась дорже-зинрамба (rdo rje "dzin rams pa) - "держатель ваджры".
В Бурятии в тантрийских дацанах обучались по программам "Нижней" и "Верхней" тантрических школ. "Нижняя тантрическая школа" (Жуд мад) была основана в 1440 г. Шерабом Сенге, а "Верхняя тантрическая школа" (Жуд дод) -Гьюченом Кунга Дондупом в 1474 г. В Цугольском, Агинском и селенгинских дацанах придерживались программы Жуд дод лавранской традиции, а в пяти хоринских дацанах — программы Жуд мад лхасской традиции (Ламаизм в Бурятии. 1983. С. 63). Слова "Верхняя" и "Нижняя" в названиях школ не имеют оценочной нагрузки, они лишь отмечают топологию их расположения относительно Лхасы. Содержание образования в них совершенно одинаково, отличие состоит лишь в том, что в одной из них в качестве основного Идама принят Сандуй, а в другом - Жигжед.
Обучение начиналось с разъяснения смысла текстов, входящих в состав Рабсала (их, как отмечалось выше, еще раньше заучивали наизусть), правил их чтения и проведения связанных с ними ритуалов, а также порядок проведения хурала Цокчен ("Великого собрания"), основу которого составляют тексты Рабсала. Затем переходили к изучению правил проведения ритуалов, посвященных хранителям учения (сахюсанам). Значительная часть времени уделялась правилам приготовления и освящения подношений сложных по составу и весьма разнообразных по форме и порядку их освящения.
Следующий этап включал изучение собственно тантрийского учения. Оно начиналось с изучения текста, описывающего "ступени и пути" четырех классов тантрийских систем и их соотношение с путем парамитаяны.
Всю совокупность тантр в гелугпе разделяют на четыре класса: Крия Тантра (bya rgyud), Чарья Тантра (spyod rgyud), Йога Тантра (rnal 'byor rgyud) и Анут-тара Йога Тантра (rnal 'byor bla med rgyud). Эти учения разноуровневые и рассчитаны на учеников с различным духовным и интеллектуальным уровнем. Из четырех классов тантр последний — наиболее сокровенный.
Крия Тантра рассчитана на тех, кто больше внимания уделяет внешней деятельности нежели внутренней активности в сфере сознания. К тем, кто уделяет равное внимание и внешней, и внутренней деятельности обращена Чарья Тантра. Тем, для кого более важна внутренняя активность, нежели внешняя проповедана Йога Тантра. Четвертый, высший класс тантр предназначен тем, для кого главным является исключительно внутренняя активность.
Подробное изучение этих учений велось по книге Цзонхавы "Агрим" ("Стадии пути мантры"). Особенностью изложения тантры в традиции гелугпа и соответственно этой работы, является подведение философского фундамента мадхьямики-прасангики под практику тантры.
Главное внимание в процессе учебы уделялось системам тантр Ваджрабхайравы, Гухьясамаджи и Чакрасамвары. Каждая из них самодостаточна, но в гелугпа рекомендуется практиковать все три. При практике Ваджрабхайравы основной акцент делается на установлении защиты от внешних и внутренних помех; при практике Гухьясамаджи на реализацию Тела формы (рупакая); при практике Чакрасамвары - Тела дхармы (дхармакая). Для каждой из систем Гухьясамаджи имелся собственный набор изучаемых текстов. Изучались коренная и пояснительная тантры с комментариями, практические руководства по стадиям "Зарождения" (skye rim) и "Завершения" (rdzogs rim) йоги, тексты ритуалов, относящиеся к этим системам, и правила проведения созерцания в уединении. По завершении теоретического курса учащийся был готов к уединенной практике. Она могла продолжаться от нескольких недель до десятков лет (такие бурятские йогины, как алханайский Намнанэй-лама, кодунский Сандан-лама, провели в ней более двадцати лет). Базовый период уединения, рекомендовавшийся для получения права на проведение основных ритуалов, составлял 3 года.
В Бурятии имелись и тантрийские факультеты по системе Калачакры (Дуйнхор). В 1878 г. такой факультет открылся в Анинском дацане, а затем и в ряде других (Ламаизм в Бурятии. 1983. С. 64). Его программа была в целом такая же, как и на факультетах Гьюме и Гьюте, но отличалась большим вниманием к изучению астрологии, теоретически тесно связанной с Калачакрой.
Помимо буддийских дисциплин в бурятских буддийских монастырях изучались и некоторые светские, "внешние" науки. Кроме логики, о которой упоминалось выше, большое внимание уделялось медицине и астрологии.
Бурятская астрология впитала в себя идеи и методы астрологических наук цивилизаций Индии, Китая, Монголии, а через них - Греции, Ирана и других стран. В результате их буддийской интерпретации и переосмысления была сформирована целостная и уникальная по богатству и многообразию используемых методов астрологическая система и по сей день играющая большую роль в жизни бурят. Астрологическое образование в бурятских монастырях давалось в так называемой "внутренней традиции" - Пхуглуг (phug lugs). Основной текст, по которому шло обучение - работа "Белый берилл" ("Вайдурья карпо", Baydurya dkar po) XVII в., автором которого является регент Далай-ламы V -Сангье Гьяцо, выдающийся буддийский ученый. Он обобщил в рамках своей системы все наиболее важные астрологические учения, имевшиеся к тому времени, создав синтетическую традицию.
Традиция, заложенная Сангье Гьяцо, является соединением прежде всего двух систем: "белой" Карци (skar rtsis) и "черной" Нащи. "Белая" берет начало в индийской астрологии. В ней учитывается реальное движение планет через 12 знаков Зодиака, на основе чего строят гороскоп (это так называемый "солнечный" раздел Карци, очень близкий к классической индийской, а также западной астрологии), а также движение луны через 27 так называемых "лунных дворцов". "Черная" система берет начало из Китая (хотя есть некоторые данные, что в Тибете была аналогичная автохтонная система) и основана на теории 5 элементов, 12 животных, Мева и Парка.
Задачи, которые должна была решать астрология, весьма многообразны. На астролога возлагался расчет благоприятных и неблагоприятных периодов для различного рода деятельности с целью поддержания гармонии в мирской жизни; выяснение того, какие периоды времени благоприятны для выполнения ритуалов, посвященных мирским божествам или духам (с тем, например, чтобы получить их помощь или избавиться от вредительства); выявление астрологически неблагоприятных периодов (с тем, чтобы посредством ритуалов нейтрализовать их действие); вычисление дней, когда особенно благоприятно обращение к просветленным существам различных классов. Практики тантры использовали астрологию также для того, чтобы оптимизировать работу с тонкими энергиями (подверженными влиянию различных астрологических факторов).
Зурхайчи (астролог), окончивший курс обучения, должен был уметь следующее:
— дать натальную характеристику человека, то есть определить основные особенности его жизни, его характер в зависимости от даты и времени его рождения;
— определять совместимость супругов, прогнозировать их совместную жизнь, определять количество и время рождения детей и др.;
— составлять прогнозы, предсказывать время появления и характер факторов, существенно влияющих на жизнь людей ("общий прогноз") или отдельного человека ("индивидуальный прогноз"). Обычно они составлялись на год или даже на день, но по необходимости могли составляться на любой промежуток времени;
— определять на основе гороскопа рождения особенности прошлых перерождений с тем, чтобы яснее осознать условия и задачи данного рождения;
— предсказывать время и обстоятельства смерти, а если человек уже умер, определить способ погребения и ритуалы, которые необходимо в этой связи совершить;
— обеспечивать со стороны астрологии процесс лечения (определять астрологическую совместимость врача и пациента, время начала приема лекарств, виды ритуалов, необходимых для излечения). Впрочем, поскольку медицина и астрология в бурятском буддизме очень тесно связаны, медицинской астрологией, как правило, владели и врачи.
Бурятская астрология охватывала практически все стороны жизни народа и никакое серьезное дело не совершалось без совета с астрологом.
Таким образом, система образования бурятского буддизма, при всем своем своеобразии, обусловленном социо-культурным контекстом, в котором она возникла, развивала традиции тибетского и индийского буддизма периода их наивысшего расцвета и смогла сохранить их с большей полнотой, позволившей эффективно воспроизводить буддийскую культуру не только в религиозном аспекте, но и в ее прикладных проявлениях.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей