ОБЬ-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ, единственный в Сибири искусственный водный путь, соединяющий речные бассейны.
Попытки строительства судоходных каналов в России ведут историю от Петра I. Изыскательские работы на предмет соединения Оби и Енисея начались в 1814 по заданию Главные управления путей сообщения. Полковник Ф. Риддер изучал возможность «прорытия» соединительного канала на водоразделе Тыма и Сыма (притоков Оби и Енисея). Оппоненты Ф. Риддера указывали на необходимость проведения изысканий на других волоках между Обью и Енисеем. Проекты Ф. Риддера и его оппонентов не получили развития. Правительство решило сосредоточить усилия на изучении возможности соединения Волго-Камской и Обь-Иртышской речных систем. Проект Обь-Енисейского канала поддерживался фактически лишь в Томске и Енисейске. Енисейский купец П.Е. Фунтусов, один из наиболее энергичных пропагандистов Обь-Енисейского канала, в 1872—73 за собственный счет организовал изыскательские работы в районе Маковского волока и водораздела Озёрной и Малого Каса. В результате подтвердилась достоверность свидетельств местных жителей о «естественном соединении» бассейнов Оби и Енисея через эти реки, вытекающие из одного озера и впадающие в Кеть (приток Оби) и Большой Кас (приток Енисея). В 1874 П.Е. Фунтусов при содействии Томского управления путей сообщения заявил ходатайство о финансировании дальнейших проектно-изыскательских и строительных работ в обмен на особые привилегии в праве пользования будущим каналом и природными ресурсами в его зоне. Реакция правительства оказалась положительной. В 1875 в район Кеть-Касского водораздела направились экспедиции под руководством инженера Мошкова и лейтенанта А.К. Сиденснера, в 1877 — экспедиция инженера Б. Аминова. На основе их материалов Кеть-Касский вариант канала признали наиболее приемлемым.
В соответствии с первоначальным проектом по каналу планировалось пропускать суда длиной до 22 саженей, шириной 3,5 саженей с осадкой до 7 четвертей. Стоимость строительства определялась в 10 млн руб. Госсовет, рассмотрев проектные показатели строительства, уменьшил длину шлюзовых камер до 10 саженей, а максимальную осадку — до 5 четвертей. Предельная грузоподъемность судна, способного пройти шлюзы, сократилась с 18 тыс. до 5 тыс. пудов. Строительство велось высокими темпами. В 1888 по весеннему паводку из Оби в Енисей отправились 2 буксирных парохода с баржами в 2,5 тыс. пудов. Одному из них из-за быстрой убыли паводка пришлось возвратиться от ворот 1-й шлюзовой камеры. В 1893 инициаторы-проектировщики, они же — руководители строительства, доложили Госсовету о готовности Обь-Енисейского канала к постоянной эксплуатации. Однако ввиду маловодности канала надеяться можно было на благополучное плавание лишь в период весеннего паводка. Печальный итог проектировщики и руководители стройки списали на специалистов Госсовета, урезавших смету строительства. Правительственные чиновники, в свою очередь, уличали руководителей предприятия в казнокрадстве.
Строительство Транссибирской магистрали обрекло Обь-Енисейский канал на забвение. Однако к вопросу об использовании канала обращались еще дважды. В 1920-х гг. в рамках экономического районирования СССР были проведены экспедиционные исследования на предмет возможности его восстановления и эксплуатации. Ввиду отсутствия практической значимости канала принято решение демонтировать с него все металлические изделия. В 1942-43 по инициативе УНКВД по Красноярскому краю изучалась возможность использования канала в случае войны с Японией. Комиссия пришла к заключению, что практического транспортного значения Обь-Енисейский канал не имеет и иметь не будет.
Лит.: Чубинский П.П. Непрерывный водный путь от С.-Петербурга до оз. Байкал. СПб., 1894; Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатеринбург, 1999.
В.В. Ламин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей