Сидорченко Виталий Петрович (род. 20 января 1938 г. в с. Порог Иркутской области), заслуженный артист Российской Федерации, член Союза писателей России.
Утром 14 ноября 1850 года иркутский маклер, лысый узкоплечий человек в черном поношенном сюртуке, старательно записывал: «Мы, нижеподписавшиеся, содержатель театра гражданин Царства Польского Иосиф Маркевич и обер-офицерский сын Дмитрий Федоров Лисицын, заключили сие контрактное обязательств: я, Лисицын, обязуюсь быть в труппе г. Маркевича сроком, считая от 15 ноября нынешнего 1850 года в звании актера, преимущественно на амплуа молодых людей в драмах, водевилях, операх и, словом, во всех пьесах, где мое амплуа будет, а в случае недостачи актеров в труппе г. Маркевича занимать также роли комические, как-то простаков, стариков и другие по назначению содержателя безотговорочно, равным образом и жена моя Мария Ивановна Лисицына должна участвовать по возможности и способности ее в пьесах. За такое исправное исполнение обозначенной обязанности со стороны моей, Лисицына, г. Маркевич обязан дать мне за годовое служение триста сорок пять рублей серебром и один полный бенефис в 1851 году по соб- стственному выбору пьес Лисицыным из моего репертуара. ноября 14 дня 1850 года».
Традиционно пожали друг другу руки. Отныне подписанный контракт закреплял власть антрепренера Маркевича над актерскими дарованиями волею судьбы заброшенной в Иркутск четы Лисицыных. Тут же, на Амурской, они расстались. Маркевич спешил в канцелярию генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева, где решалось дело о строительстве постоянного здания театра в Иркутске. Пока все шло точно по задуманному им, Маркевичем, плану.
Так представился мне тот далекий ноябрьский день 1850 года, когда были сделаны первые шаги в организации профессионального театра в Иркутске. Впрочем, процитированный выше договор с Лисицыным – подлинный, списанный из старинной маклерской книги. Там же, в этих столетних книгах с уже пожелтевшими листами, обнаружил я еще несколько контрактов с артистами: Иваном Гудковым, приглашенным на роли ко- миков-буфф, резонеров и простаков; Елизаветой Ударцевой – на амплуа старух, благородных матерей, сварливых женщин; Ильей Григорьевым – на роли комиков и простаков. Чуть позже Маркевич принял в труппу еще несколько актеров и среди них крепостного графа Шереметьева Семена Разгонина, играющего характерные роли с годовым жалованием в триста рублей серебром. Каким образом крепостной актер графа Шереметьева оказался на «отхожих промыслах» в далеком сибирском театре – пока загадка. Но такая запись в маклерской книге существует. Вообще эти договоры-контракты, написанные выцветшими от времени коричневыми чернилами бойким витиеватым почерком безвестных иркутских писарей-мак- леров, открыли фамилии неизвестных ранее иркутских актеров, рассказали об условиях их жизни и службы в театре.
«.Мне, Григорьеву, быть в труппе г. Маркевича актером на амплуа ко- миков-буфф и простаков на 1 год, т. е. до Великого Поста будущего 1852 года. К репетиции я, Григорьев, должен являться в назначенное содержателем время в приличном виде и соблюдать благопристойность на репетиции. К г. Маркевичу иметь почтительность, не забываться, грубостей и неприятностей без причины ему не наносить и равным образом и самому Маркевичу и его семейству меня без причины не обижать, а более всего не самоуправствовать. При постоянном и временном театре обязываюсь я, Григорьев, разучивать данные мне г. Маркевичем роли «безотговорочно», но однако ж заблаговременно. Играя на сцене, я, Григорьев, обязываюсь знать твердо роль свою. Постараться заранее обдумывать характер данной мне роли и при этом быть в приличном виде, а в случае, если со стороны моей не будет выполнено, то г. Маркевич может записать штраф три рубля серебром. В случае какой-нибудь возникшей причины: как-то по незнанию роли в назначенный день спектакля и она отменится или будет играть за меня другой актер, в таком случае я лишаюсь в штрафе 25 рублей.
Жалованья г. Маркевич платит мне, Григорьеву, 300 рублей серебром.
Следующее по-прежнему условие – половина бенефиса мне, Григорьеву, в мае текущего года и полный бенефис получить в первых числах ноября месяца.
Условие с обеих сторон хранить свято и ненарушимо, в чем и подписываемся:
уроженец Царства Польского Иосиф Маркевич.
Тобольский мещанин Илья Федоров Григорьев.
Контракт сей подписан в Иркутске февраля 25 дня 1851 года».
Забегая чуть вперед, отметим, что актер Григорьев для труппы Маркевича был весьма достойным приобретением.
В ноябре 1852 года корреспондент газеты «Московские ведомости» писал из Иркутска: «.Труппа у нас постоянна и хотя не блестящая, но более чем посредственная; в составе ее есть одно дарование, самобытное, которое при большом образовании могло бы пойти далеко: это комик Григорьев, в характере таланта которого есть много общего с игрой знаменитого Мартынова. .Природа не была скупа к этому артисту: рост его, выражение лица, самый голос, все преисполнено неподдельного, чистого комизма.»
Были в труппе Маркевича и другие талантливые актеры. Те же «Московские ведомости» отмечали Антона Лебедева, молодого актера «с душой и чувством и большим навыком к сцене, обладающего довольно счастливой наружностью и огромнейшей памятью; в некоторых ролях он весьма хорош и верен натуре.»
Лебедев играл в основном роли военных молодых людей и резонеров. В труппе служила и его жена Любовь Лебедева. Однако контракт с Маркевичем был у них один на двоих и жалованье (400 рублей серебром) им было определено единым, видимо, из-за актерской малоопытной жены.
Из других актрис наибольшей известностью пользовались госпожа Санковская и девица Андреева (так в старом театре определялось звание молодых, незамужних актрис). Последняя соединяла в себе «несомненный талант со строгим и усердным изучением каждой роли». Она удивляла публику и своими музыкальными способностями. Однажды, не зная ни одной ноты, за три урока приготовила партию из оперы «Велизарий» Доницетти и пела ее дуэтом с заезжим гастролером итальянским певцом Жордани. Дуэт был исполнен мастерски, и, как писала газета «Северная пчела», «артистка пела свою партию с душой и даже с драматическим увлечением».
Дарья Андреева была принята Маркевичем в труппу в августе 1852 года. В договоре указывалось, что ее обязанность «исполнять должность актрисы, то есть играть ей роли во всех пьесах, где ее будет амплуа, как-то в драмах, комедиях, водевилях и операх, разучивать роли твердо, быть всякий раз по назначению на репетициях, играть на сцене и притом не хладнокровно, а усердно, одним словом, так, как дозволяют ей силы и способности. В случае переезда в другой город Маркевича Андреева должна беспрекословно за ним следовать с труппой. Содержание, то есть квартиру и стол, должна она, Андреева, иметь за собственный свой счет. Костюмы же, относящиеся к сцене, включая комические, должна иметь свои. Обращаться мне, Маркевичу, с Андреевой благородно, отнюдь не наносить ей каких-нибудь дерзких ругательных слов, в поношении чести, равным образом и с ее стороны должна исполняться почтительность к содержателю или к семейству его, не грубить и от принимаемой ею обязанности не отказываться. Жалованье я, Маркевич, должен давать ей, Андреевой, за службу при театре актрисой триста рублей серебром в год и один полный бенефис в ноябре месяце сего 1852 года, а другой бенефис она должна взять после
Пасхи. К сему условию с согласия моей матери Пелагеи Андреевой, дочь ее девица Дарья Андреева руку приложила».
Вообще этот и другие договоры, заключенные Маркевичем ранее, дают довольно полную картину взаимоотношений актеров и антрепренера.
Впрочем, Иосиф Маркевич к приезду в Иркутск был уже опытным антрепренером. В столичном журнале «Репертуар и Пантеон» за 1845 год опубликована статья о гастролях его труппы в Уфе летом этого же года. Рецензент «Пантеона» анализирует два спектакля труппы Маркевича: «Дедушка русского флота» Н. А. Полевого и «Купеческая дочка и чиновник четырнадцатого класса» Н. Соколова. Отмечалась игра самого Маркевича и его тринадцатилетней дочери, актеров Лебедева, Ударцевой, Григорьева и особенно Ивана Гудкова. Да, это тот самый Гудков, который держал любительский театр в 1842—1843 годах в зале Преображенского училища. Словом, до приезда в город на Ангаре Маркевич собрал уже неплохую труппу.
Газета «Восточное обозрение» в 1889 году в № 13 и № 22 опубликовала воспоминания одного старожила-иркутянина. Он пишет, что Иосиф Маркевич в сороковых годах дважды приезжал с труппой в Иркутск, где играл спектакли на площади у собора в деревянном балагане. Видимо, в то время и поступил к нему в труппу актер-любитель Иван Гудков. Город Маркевичу понравился. Он решил остаться здесь и основать театр с постоянной труппой. Купил дом для семьи и начал хлопоты по постройке здания постоянного театра.
Городская дума отказалась нести какие-либо расходы и смогла только выделить участок городской земли для постройки театра. Тогда Маркевич обратился к генерал-губернатору Н. Н. Муравьеву с просьбой выделить ему из казны на строительство десять тысяч рублей. Граф Н. Н. Муравьев, «сознавая великое образовательное и воспитательное значение театра, понимая, какое громадное влияние он может оказать на местное население», помог Маркевичу. Деньги были взяты из средств «винного откупа» и из пожертвований именитых купцов Иркутска – в первую очередь, известного Ефимия Андреевича Кузнецова. Получив деньги, с условием, что через десять лет здание перейдет в собственность города, Маркевич приступил к строительству деревянного театра на углу Троицкой и Большой улиц, на том самом месте, где стоит нынешний – каменный.
Но. уже в ноябре представления начались в зале Благородного собрания на Амурской улице вблизи Спасской церкви. Вот как прокомментировала это событие газета «Северная пчела» 28 декабря 1850 года: «Иркутск,
15 ноября. Наконец открылся в Иркутске постоянный театр. До приезда еще содержателя оного г. Маркевича открыт был абонемент на пятнадцать представлений, цена креслам назначена была 22 рубля 50 копеек серебром, а местам за креслами 15 рублей серебром. Первые представления, состоявшие из пьес «Любовный напиток», «Комедия с дядюшкой», «Андрей Степанович Бука», «Жених нарасхват», «В людях ангел, не жена» и других, были даны в зале Благородного собрания, потому что здание театра (деревянное) еще не выстроено. На первом представлении театр совершенно был полон, и все остались в восхищении от прекрасных декораций и костюмов. Состав труппы совершенно удовлетворительный. Особое внимание заслужили актрисы госпожи Санковская и Романовская».
Об этом событии в Иркутске сообщил также журнал «Московитянин» в № 2 1851 года. А через год было достроено здание постоянного театра. Как писали очевидцы, «в архитектурном и акустическом отношениях театр удовлетворял всем требованиям сценического искусства. Здание деревянное длиною семнадцать, шириною двенадцать и вышиною до четырех сажен. Два яруса лож и галерея, партер и девять рядов кресел расположены с большим знанием дела и в отличном вкусе».
Торжественное открытие нового театра состоялось 22 октября 1851 года. В этот вечер шли пьеса Н. А. Полевого «Русский человек добро помнит» и два водевиля: «Девушка-моряк» (Т. Б.) и «Жена за столом, муж под столом» (Д. Ленского). Вскоре газета «Московские новости» сообщила, что в Иркутске сформировалась постоянная труппа актеров, хотя и не блестящая, но в ее составе такие дарования, как комик Григорьев, в характере таланта которого есть много общего с игрой знаменитого Мартынова... «Замечателен Лебедев, с душой и чувством и с большим навыком к сцене... Заметна Санковская благородною и естественною игрою, Маркевич и Андреева, в особенности последняя, соединяющая с несомненным талантом строгое и усердное изучение каждой роли...»
Автор также писал, что, приехав из Москвы, он нашел в Иркутске «общество многосторонне образованное, с горячим участием следящее как за быстрым и плодотворным развитием своего края, так и за интересами всего образованного мира». А вскоре, побывав на балу у генерал-губернатора и увидев иркутское общество «с оттенками и подразделениями», автор восторженно заключал: «Давно шатаюсь я на белом свете, много торжеств, праздников и балов был свидетелем и участником, и без преувеличения скажу, что этот бал заключал в себе все условия самого изысканного и утонченного вкуса. Очаровательная приветливость и любезность хозяйки дома, внимание и постоянная предупредительность достойного и высокоуважаемого хозяина одушевляли этот прекрасный бал. Чудная зала, украшенная зеркалами и обильной зеленью, при ослепительном освещении, производила эффект поразительный; роскошный туалет дам, при соблюдении всех требований моды, выказывался еще рельефнее, украшенный собственным эстетическим вкусом. До трех часов продолжались танцы, и конечно, каждый вынес с собой живое чувство благодарности к достойным и радушным хозяевам».
Конечно, это изысканное иркутское общество непременно посещало все спектакли в только что отстроенном театре, а затем активно их обсуждало. Спектакли шли четыре раза в неделю. Антрепренер постоянно обновлял репертуар. «Грустно, – замечает автор, – что обыкновенный и общий всем провинциям недостаток заключается в преобладающей страсти к новизне; как бы ни было умно содержание пьесы, кто бы ни был автор, но более двух раз в месяц дать одну и ту же пьесу невозможно, иначе сбор не окупит и освещения, причем нельзя не пожалеть об особенном влечении некоторой части публики к драматическим произведениям, которые имеют такое же право называться драмами, как произведения доморощенных художников живописью; одним словом, к пьесам раздирательным, со взрывами сильных, но изуродованных страстей, в которых авторы, за отсутствием художественного элемента, прибегают к помощи турецкого барабана, сражений и, говоря техническим афишечным языком, к великолепному спектаклю, но дело решенное: о вкусах не спорят, да притом и апелляций на публику не существует».
Автор писал эти строки в ноябре 1851 года, то есть спустя месяц после открытия нового театра. Построив театр, Маркевич увеличил труппу, пригласив из Петербурга и других городов артистов: Волкова, Львова, Яро- славцева, балетмейстера Грузинцева.
Петербургская газета «Северная пчела» писала: «Иркутский театр, младенец по времени, далеко оставил за собой многие провинциальные театры как составом своим, так и разнообразием репертуара. Труппа значительно умножена талантами весьма замечательными. В особенности актер Ярославцев, на роли Самойлова (В. В. Самойлов – известный актер Алек- сандринского театра в Петербурге. – B. C.), соединяющий с прекрасно отработанным голосом удивительный навык к сцене...» Пригласил его в Иркутск Аркадий Николаевич Похвиснев – старший чиновник по особым поручениям при генерал-губернаторе Н. Н. Муравьеве, возглавляющий театральную дирекцию.
Александр Харитонович Астапов-Ярославцев был довольно известным провинциальным актером в сороковых-шестидесятых годах. Играл в Нижнем Новгороде, Ярославле, Туле, Воронеже, Курске, Симбирске. Оттуда- то и пригласил его в 1852 году в Иркутск А. Н. Похвиснев. Вместе с ним приехали А. П. Волков (Бриткин), Отрадина, Павлов, Львов и танцор Гру- зинцев. Приезд группы сильных опытных актеров дал дирекции возможность поставить бессмертное создание А. С. Грибоедова «Горе от ума». И это дерзкое решение увенчалось блестящим безукоризненным успехом 5 мая 1852 года. После нескольких репетиций, в бенефис одного из лучших артистов иркутской труппы А. Х. Астапова-Ярославцева, афиши разнесли по городу весть о первом представлении «Горя от ума». «Северная пчела» описывает ажиотаж зрителей по поводу этого неординарного события в жизни иркутян: «Побуждение бравших билеты нарасхват были, как и всегда, весьма различны: одна часть публики спешила в театр из любопытства посмотреть, до чего доводит смелость; другая – из личного расположения к умному и даровитому бенефицианту; третья, наконец, по какому- то непонятному влечению к магическому слову «бенефис», но как бы то ни было, а театр был полон.»
Автор далее замечает, что публика Иркутска, весьма образованная, видела «Горе от ума» на столичных сценах, а потому понятно, как сильны были предубеждения и уверенность, что эта пьеса на иркутской сцене не удастся. Естественно, все опасались за роль Чацкого. Понять этот неопределенный и несколько ораторский характер еще не составляет главнейшего затруднения, но светскость и обхождение человека порядочного общества – вот камень преткновения не только для провинциального актера, но и для артистов столичных.
Каково же было удивление зрителей, когда от начала до конца пьесы актер Лебедев, игравший роль Чацкого, не видавший в жизни своей ничего, что бы могло служить ему образцом в сценических условиях, «решительно увлек всех своей глубоко обдуманной, одушевленной игрой и соблюдением самых утонченных светских приличий. Одаренный от природы большим запасом здравого смысла и такта, будучи сверх того в высшей степени восприимчив, он в какие-нибудь десять репетиций усвоил себе идею и дух пьесы со всеми малейшими оттенками и со строгою логической последовательностью выдержал для многих неприступную роль Чацкого. В особенности хорош был Лебедев во втором акте в последней сцене пьесы. Это были высокие минуты, и обрисовывать характер героя вернее было невозможно. И долго еще слышались его последние слова, вырвавшиеся из глубины души: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним и в нем рассудок уцелеет».
Газета отмечает также актеров, играющих роль Фамусова, Скалозуба, Репетилова и Загорецкого, которые с большим достоинством вышли из трудной борьбы и умной, отчетливой игрой содействовали общему плавному ходу пьесы. Правда, было достаточно и слабых мест в исполнении некоторых ролей, особенно женских. На сцене были умные актрисы с ролями, твердо выученными, но ни Софьи Павловны, ни бойкой Лизы, ни вечно типичных Хлестовой, Хрютиной, Горичевой не было. Общее и постоянно напряженное внимание было преимущественно устремлено на Чацкого, и Лебедев слишком ярко господствовал талантом своим над всеми окружающими.
«Невыразимо грустно становится, когда подумаешь, что человеку с подобными средствами суждено действовать в таком ограниченном кругу и, быть может, умереть на провинциальной сцене. Нет, судьба не будет так сурова, и артист, отмеченный печатью яркого, самобытного таланта, не погибнет от жизни бесплодной и кочевой – удела провинциальных трупп. Хвала и честь достойному и вдохновенному артисту, от которого при постоянном и неутомимом старании искусство ожидает много в будущем!» – заключает газета. Так закончился этот вечер 6 мая 1852 года, памятный в летописи Иркутского театра.
Для заведования всем театральным делом граф Н. Н. Муравьев учредил особую театральную дирекцию, состоящую из нескольких человек. Возглавил ее, как уже упоминалось выше, Аркадий Николаевич Похвиснев. Дирекция сама подбирала репертуар, разумеется, прошедший цензуру, приглашала актеров, вела всю хозяйственную часть.
Репертуар за редким исключением повторял в основном репертуар российских театров пятидесятых годов. Но А. Н. Похвиснев проявлял в его выборе завидный вкус. Сам он был человеком театральным, известным в России драматургом. Его водевили ставились не только в провинции, но и в Москве и Петербурге, в Малом и Александринском театрах. В музее Иркутского театра экспонируется редчайший экземпляр его драматургических опытов – водевиль-шутка «На ловца и зверь бежит», изданный еще при жизни автора, в Санкт-Петербурге в 1859 году, и поставленный впервые в Александринском театре в Петербурге 4 мая 1859 года.
Заботясь о пополнении труппы хорошими актерами, А. Н. Похвиснев в 1853 году выезжает в Москву, посещает театры, приглядывается к артистам. Оказавшись в один из майских вечеров в Малом театре, где давали водевиль «На минеральных водах», он увидел молодого способного актера, выгодно отличавшегося профессиональной подготовленностью от коллег. Это был Александр Рассказов – ученик великого М. С. Щепкина. Публика восторженно принимала талантливого артиста, которому в тот вечер, казалось, удавалось все – и танец, и пение. Назавтра молодой артист получил записку с просьбой посетить профессора университета М. Н. По- хвиснева по делу. Принял его красивый молодой военный, который оказался братом профессора, адъютантом Иркутского генерал-губернатора
Н. Н. Муравьева Аркадием Николаевичем Похвисневым.
Рассказов приводит в своих воспоминаниях диалог с Похвисневым, который чуть-чуть прорисовывает черты характера молодого предприимчивого директора театра:
«— Я видел Вас вчера в водевиле и очень доволен Вашим исполнением, – начал он.
Я молча поклонился.
— Не пожелаете ли Вы служить при нашем Иркутском театре?
Такой вопрос привел меня в положительное изумление.
— Мне кажется, я испугал Вас своим предложением, – продолжал Аркадий Николаевич. – Со своей стороны, я вижу полнейшее счастье в Вашей службе в Иркутске. Наша публика страстно любит театр; деятельно поощряет актеров, и кроме пользы, Вы от нас ничего не унесете. Я могу положить Вам жалованье за это время значительное, Вы будете получать шестьсот рублей в год.
Цифра, по тому времени очень почтительная, сильно меня соблазняла. Но даль расстояний и множество иных препятствий были выше соблазна.
— Что же Вы не решаетесь? – настаивал Аркадий Николаевич. – Э, да мне, видно, придется за Вас решать этот вопрос. Завтра Вы отправитесь со мной в моем экипаже, а пока вот возьмите на случай расходов...
При этом он почти насильно сунул мне в руку сторублевую депозитку.
— А как же отпуск? – заикнулся я, зная отлично, что при тогдашних порядках было слишком трудно добиться отпуска даже на неделю, тем более на целый сезон.
Аркадий Николаевич имел в Москве солидные связи, и когда я на другой день пришел к нему, чтобы окончательно отказаться от поездки, отпуск был уже готов».
Ехали до Томска восемнадцать суток. Здесь у Похвиснева были дела на несколько дней по поручению генерал-губернатора Н. Н. Муравьева. Рассказов же отправился в местный театр и предложил свои услуги в качестве актера. Антрепренер А. Х. Ярославцев, державший здесь свое дело уже после Иркутска, с радостью взял молодого московского актера в свои спектакли, причем платил третью часть сбора от спектакля. Спустя три дня – вновь под колесами повозок замелькал Сибирский тракт, бесконечные леса и переправы.
В Красноярске Похвиснева и Рассказова ждало неприятное известие. Антрепренер Иосиф Маркевич гастролирует здесь, в Красноярске, и только на будущий сезон 1854 года собирается возвращаться в Иркутск. Таким образом, все хлопоты Похвиснева кончились для Рассказова печально. За пять тысяч верст от Москвы он остался без места, без средств. Пришлось идти на поклон к Маркевичу, у которого труппа уже была полностью набрана. Человек прижимистый и жесткий, Маркевич все-таки взял на время Рассказова, но платил столичному актеру буквально гроши, на которые жить было просто невозможно. И бог знает, чем бы все это закончилось, если бы Похвиснев вновь не прислал ему письмо из Иркутска с предложением приехать. Он просил также привезти с собой еще несколько актеров.
Согласились поехать в Иркутск пять человек. Среди них была молодая актриса Дарья Андреева, которая вскоре стала женой Рассказова.
Но в Иркутске на дверях театра висели замки, и все имущество хранилось в сундуках. Пришлось снова обращаться в дирекцию. Наконец, все препятствия были устранены, и Рассказов после нескольких репетиций с маленькой труппой, уже сам как антрепренер, повел театральное дело в Иркутске, а Похвиснев оказывал ему постоянную помощь во всех трудных театральных вопросах.
«Целый театральный сезон, – пишет Рассказов, – мы провели настолько блестяще, что к его концу я обладал капиталом свыше тысячи рублей, хотя труппа наша состояла из трех мужчин и стольких же дам».
Подтверждение этих слов мы находим в санкт-петербургском журнале «Пантеон» за 1854 год, где опубликована статья о сибирских театрах. Большая часть ее посвящена Иркутскому театру.
«В Иркутске в нынешнюю зиму играла часть труппы Маркевича, небольшая, но весьма удачно составленная. Больших драматических произведений труппа по составу своему давать не может, но комедии и водевили старого и современного репертуара разыгрываются так хорошо и кругло, что многие из живших долго в Москве и Петербурге повторяют прежние приятные ощущения. Труппой управляет артист императорских московских театров г. Рассказов, молодой человек с талантом значительным и удивительным навыком к сцене. Неутомимость и любовь его к искусству точно непостижимы, и, несмотря на постоянное участие его во всех спектаклях, он весьма внимательно обдумывает и часто мастерски передает свои роли. Роль Подколесина, например, в «Женитьбе» Гоголя выполняется им прекрасно; это портрет с натуры нерешительного флегматика, нарисованного рукой художника. Игра его в роли Бородкина в комедии «Не в свои сани не садись» типически верна характеру лица и живо напоминает игру известного московского артиста Васильева. Трудные роли молодых светских людей ему также доступны. Он благородно и с достоинством держит себя на сцене. Умение костюмироваться составляет неотъемлемое достоинство Рассказова».
Под стать ему блистали и другие актеры иркутской труппы. Стоит вспомнить первое представление комедии А. Н. Островского «Не в свои сани не садись», в которой артист Львов играл роль старика Русанова не хуже, чем столичные актеры. В этой роли его сравнивали с артистом московского Малого театра Садовским. Артист опытный, первоклассный, он мастерски воплощал характер Русанова. Это был почтенный русский купец, чувствующий свое достоинство и богатство, нежный отец единственной дочери и самовластный хозяин. «Пока действие шло на простых обыкновенных чувствах, голос Львова звучал, выражал силу воли и разумного убеждения, но когда представала перед ним виноватая дочь... не было восклицаний, даже повышения голоса, он отверг ее тихо, непреклонно: глубокое отречение таково и в природе... Роль Русанова артист Львов передал глубоко, верно, без всяких порывистых движений и усилий», – писала об его игре «Северная пчела».
Роль дочери Русанова исполнила юная Дарья Рассказова. «Сколько неподдельного чувства было в голосе влюбленной купеческой дочки. Как прекрасно переданы были и беззаветная любовь, и пораженная надежда, и страшное изумление, и ужас девичьего стыда, и страх отцовского проклятья».
В других рецензиях отмечалось также хорошее исполнение Рассказовой роли Офелии в шекспировском «Гамлете», но все-таки лучшая ее роль была в оперетте «Дочь второго полка» Ж. Баяра. Прекрасный чистый голос, приятная внешность и непринужденность игры заслужили ей общую любовь и уважение.
Известно, что в старом театре артисты работали в определенном амплуа, в зависимости от способностей и индивидуальных данных. Из них антрепренер затем формировал труппу. Актеры в большинстве своем наигрывали собственный репертуар, часто имели и костюмы под свои роли. Режиссеру только оставалось соединить их в той или иной пьесе да изготовить декорации. Иногда артисты сами объединялись в «товарищества», из своей среды выбирали старшего, который вел все финансовые дела. Заработанные средства делили по степени участия каждого в спектаклях. Нередко они были равными.
И Маркевич, и Рассказов, подбирая актеров в свою труппу, конечно, учитывали их амплуа. Кроме Львова, который исполнял роли благородных отцов и молодых людей, в труппе Рассказова служил артист Павлов, игравший комических и старых волокит, – актер добросовестный, без всяких балаганных выходок и грубых фарсов. Артист Гудков давно освоил амплуа комических и фарсовых персонажей, обладал приятным голосом, но, к сожалению, отличался плохой памятью. Роли дряхлых стариков, лакеев, резонеров весьма хорошо удавались артисту Скворцову. Молодых девушек – субреток и горничных – играла Николаева. Признавая ее несомненное артистическое дарование, отмечали вместе с тем ее некоторую резкую угловатость движений по сцене, скороговорку в произношении, порой неоправданную смешливость. Но все это было легко поправимо.
Используя профессиональное мастерство и природные данные актеров, Рассказов со своей небольшой труппой сумел так организовать дело, что театр, «при отсутствии общественной жизни, богатой интересами живыми, современными», стал пользоваться особым и справедливым вниманием иркутского общества.
Он умело подбирал репертуар. В основном это были комедии и водевили старого и современного репертуара, посмотреть которые спешила не только элита городского общества, но и молодые чиновники, их сверстники купеческого звания. Полна была и галерка, где билеты были намного дешевле и куда стремилась молодежь победнее: гимназисты и мещане.
Но Рассказова хватило лишь на один сезон. Неотвратимо тянула Москва, где учился он в театральной школе у великого М. С. Щепкина, а затем у В. И. Живокини – актера Малого театра. На Масленой неделе 1854 года, едва дождавшись Чистого понедельника (театры в Великий пост не работали), Александр Рассказов, оставив Иркутск, поспешил в Москву. Впоследствии, с 1854 по 1866 годы, он служил актером Малого театра. По- сле, используя свой иркутский опыт антрепренерской деятельности, держал антрепризу в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и других городах. Он считался одним из лучших антрепренеров России. В 1880—1890-х годах организовывал спектакли в Москве, в Немецком клубе.
Отъезд Рассказова из Иркутска любители театра восприняли с искренним сожалением. Уезжал прекрасный, талантливый актер и дельный начинающий антрепренер, а с ним и его супруга Дарья Рассказова, что тоже было ощутимой потерей для иркутской труппы. А вскоре неожиданно умер в полном расцвете своего дарования молодой актер Лебедев. Иркутский корреспондент «Пантеона» писал: «Блестящая будущность ожидала этого артиста с душой пламенной и благородной. Драма и высокая комедия были его поприщем, и здесь сочувствию публики к его действительно художественной игре не было пределов. Восприимчивая натура его и глубокое постоянное проникновение ролью были причиной упадка и разрушения сил физических. Мир праху твоему, добрый и умный артист, невозвратимое украшение нашей сцены».
Среди оставшихся актеров из труппы Маркевича блистал Волков, умный, тонко чувствовавший сцену артист. Особенно проникновенно играл он Гамлета. Долго и добросовестно изучал он эту роль и «многие сцены исполнял истинным художником и напомнил нам вдохновенный талант покойного московского артиста Мочалова».
Путь провинциальных актеров был труден и сопряжен со многими невзгодами. Они были изгоями общества. Часто получали за свой труд гроши, а когда антрепренер прогорал, – и совсем ничего. Среди них было немало преданных театру талантливых актеров, закладывающих еще в то время основы русской реалистической школы в актерском искусстве.
В Иркутске в первое десятилетие работы профессионального театра сформировалась хоть и небольшая, но постоянная труппа. Волею ее хозяина она иногда делилась на две части, чтобы гастролировать в Красноярске и других ближайших к Иркутску городах.
Удалось восстановить имена большинства актеров, начинавших театральное дело в Иркутске в пятидесятые годы XIX века. Их не очень много. Некоторые стали известны из газетных заметок и рецензий, но основная часть разыскана в старинных маклерских книгах, где оформлялись договоры-соглашения между владельцем труппы и актерами, волею судеб попавшими в далекий сибирский город.
Вот эти актеры.
Лисицын Д. Ф. – амплуа молодых людей в драмах, водевилях и операх; Лисицына М. И. – актриса на роли по назначению; Гудков И. Г. – амплуа комиков-буфф, резонеров и простаков в водевилях, операх и драмах; Ударцева Е. В. – амплуа комическое, девиц, старых, благородных матерей, сварливых женщин, деревенских баб; Григорьев И. Ф. – амплуа комиков- буфф и простаков; Богданов Е. А. – амплуа все; Слижевич М. Н. – актер, режиссер, библиотекарь и костюмер; Слижевич А. П. – актриса на роли по назначению; Сергеев В. – художник-декоратор; Лебедев А. А. – актер, амплуа молодых людей, военных в водевилях, драмах и операх; Лебедева Л. А. – актриса на роли по назначению; Харитонов М. П. – актер и музыкант; Орлов П. Ф. – актер и суфлер; Карачаров В. И. – театральный бутафор, разносчик; Андреева Д. – актриса в драмах, комедиях, водевилях, операх.
После отъезда Рассказова с женой в Москву дирекция, озабоченная потерей ведущих актеров, а следовательно, отменой ряда спектаклей, пыталась как-то поправить дело. К несчастью, серьезно заболел антрепренер Маркевич и сам уже не мог вести дело.
Актеры в летние месяцы почти не играли, да и в активный зимний сезон представления давались два-три раза в неделю. Играли в основном водевили. Сборы от спектаклей сильно упали. Цена по тем временам была, конечно, довольно высокой. Например, ложа стоила пять рублей, ложа бенуара – четыре рубля. В каждой ложе ставилось по шесть стульев, но не запрещалось входить туда и большему числу персон. Артисты получали жалованье очень небольшое. Самые лучшие из них имели не более пятидесяти рублей в месяц. Театр постоянно нуждался в средствах, и дирекция изыскивала любые возможности, чтобы как-то поддерживать актеров. Часто обращались к состоятельным людям Иркутска с просьбой помочь театру. Сам Аркадий Похвиснев больше занимался репертуаром, а хозяйственную часть вел ее заведующий, золотопромышленник и известный благотворитель С. Ф. Соловьев, дававший театру из своих средств по двадцать пять тысяч рублей в сезон. И театр жил и давал представления.
Известный врач и общественный деятель, уроженец Иркутска Н. А. Белоголовый писал в своих воспоминаниях: «Меня в 1847 году отправили учиться в Москву, а в 1854 году, когда я приехал студентом домой на вакацию, то я нашел настоящий театр, в весьма поместительном и специально выстроенном здании, с ложами, с постоянной труппой, с репертуарами из пьес Гоголя, Островского и т. п.».
Однако серьезная драматургия требовала многочисленного актерского состава и немалых денежных средств. Чаще всего афиши сообщали о премьерах водевилей – новых и старых, оригинальных и переделанных с французских на русские нравы. Большая часть этих пьесок, конечно же, не относилась к высокой драматургии, часто в основе их лежала какая-нибудь неестественность положений, событий, характеров и монотонное повторение сюжетов, сшитых наскоро, на живую нитку. Такого рода пьесы при постановке требовали дополнительных усилий талантливых актеров, чтобы скрыть грехи диалогов и сюжета, придать им динамику и завершенность. Опытные режиссеры и владельцы труппы, работающие в провинции, старались ставить и играть пьесы, написанные интересно, как говорится, с умом, когда сам текст сюжетом и интригой увлекал зрителя и скрывал огрехи в игре актеров. И это понимал Аркадий Похвиснев, сам хорошо владевший пером драматурга.
Вскоре умер антрепренер Иосиф Маркевич. Жена и дочь, имевшие право по контракту владеть театром, продали это право дирекции, и, естественно, все денежные взаимоотношения с актерами перешли к ней. Нужно было обустраивать актерский быт, платить за снимаемые квартиры, организовывать летние гастроли, да и саму труппу пополнять и обновлять.
Театр опять закрылся на лето, и только иногда спектакли играли один- два раза в неделю. Но тяга к театру была настолько велика, что горожане шли на редкие спектакли как на праздник. «Иркутские губернские ведомости» в ту пору в редких театральных заметках описывали, как воспринимались иркутской публикой эти единичные летние спектакли: «...В июле было в Иркутске театральное представление. Играли три водевиля: «Что имеем, не храним, потерявши плачем» (С. П. Соловьева), «Аз и Ферт» (Э. Морро), «Демокрит и Гераклит» (П. А. Каратыгина). В тот день это было необыкновенной и приятной новостью, так как в Иркутске летом нет не только постоянных, но и, просто сказать, никаких театральных представлений. Событие, следовательно, было чрезвычайное, и съезд зрителей в театр необыкновенно велик; оба ряда лож были заняты сполна, и партер достаточно полон, а это далеко не всегда бывает в Иркутске. Почти все высшее иркутское общество было в театре, и избраннейшие актеры нашей труппы играли в тот вечер. Театр был освещен, как только он может быть, наилучшим образом. Приятный полусвет обливал ярус лож, и юность, и красота, и изящество прекрасного пола представлялись еще юнее, еще краше, еще изящнее в этом таинственном сумраке лож. Спектакль был, одним словом, на славу, пьески хотя и не очень мудрененькие, но выбраны были совершенно по силам нашей иркутской труппе и оттого разыграны совершенно удовлетворительно. Григорьев был почти безукоризнен в роли старика Павла Павловича в первом водевиле. Госпожа Ударцева тоже в роли Матрены Марковны, и Павлов очень недурен в роли господина помешанного, А. Ф. Львов имел несколько хороших пассажей, а госпожа Лебедева очень весело протараторила свой монолог веселой болтуньи в «Гераклите и Демокрите». Все знали твердо свои роли и играли без запинки, и все актеры и все актрисы были и остались в приличном виде... Но в сторону всякую сентиментальность! Поблагодарим театральную дирекцию за то развлечение, которое она нам доставляет изредка».
Иркутская публика любила свой театр. Она живо интересовалась любыми изменениями в составе труппы и оркестра, в репертуаре. Пристрастно обсуждала бенефис своих любимых актеров. Не успел появиться в театре репетитор по вокалу, заезжий тенор Пекок, дававший уроки пения актерам, как тут же об этом написали «Иркутские губернские ведомости». А вот как отозвалась газета о новой иркутской знаменитости – дирижере театрального оркестра Редрове:
«Иркутск не отстает в деле образования и всегда старается быть впереди других городов Сибири. Так, когда в других местах восхищались заезжими артистами, Иркутск имеет уже своего собственного. Мы говорим о господине Редрове, нашей первой скрипке и капельмейстере Иркутского оркестра. Господин Редров – иркутский уроженец, благодаря средствам, доставленным ему г. Соловьевым, мог отправиться в Петербург и там усовершенствовать свой талант под руководством Н. Д. Свечина и Л. Маурера. Два или три месяца тому назад г. Редров принял на себя дирижирование Иркутским оркестром и его влияние стало уже очень заметно: теперь оркестр не безмолвствует в антрактах театральных представлений или не угощает публику всем надоевшей музыкой какой-нибудь кадрильной фигуры; репертуар его увеличился, и игра усовершенствовалась до того, что есть много вещей, которые он исполняет очень удовлетворительно. Жаль только, что инструменты этого оркестра, приобретенные несколько лет тому назад в Петербурге, по каким-то несчастным случайностям оказались очень худыми, то есть далеко не такого достоинства, как можно было ожидать. Впрочем, мы слышали, что выписаны новые инструменты и что значительная часть их уже доставлена в Иркутск, так что и в этом отношении оркестр наш скоро значительно улучшится».
Особая сложность для дирекции театра состояла в выборе пьес для постановки. Водевили, конечно же, привлекали публику и своей легкостью, и незамысловатым, всем понятным сюжетом, но главное – обилием музыкальных и танцевальных номеров. Они давали основные финансовые сборы. Но не забывала дирекция и о классическом репертуаре. На спектаклях по пьесам А. Н. Островского и Н. В. Гоголя зал всегда был полон. «Иркутские губернские ведомости» даже советовали дирекции ставить пьесы, нигде не игранные, или написать, к примеру, инсценировку по рассказам М. Е. Салтыкова-Щедрина. И если такое случалось – газета выражала самую глубокую благодарность руководителям театра. Однажды это произошло с постановкой пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», поставленной в ноябре 1857 года в бенефис артиста Павлова.
Долго считалось, что эта пьеса была поставлена впервые в Петербурге в 1861 году. Но сообщение «Иркутских губернских ведомостей» в № 29 за 1857 год о постановке ее в Иркутске опровергает эту дату. Ранее пьеса неоднократно запрещалась и в столице, и в провинции. Иркутский же театр сыграл ее еще до запроса генерал-губернатора в столицу с просьбой о ее постановке. Ответ на запрос был отрицательным, но пьеса была уже сыграна. Газета тогда писала: «Несравненно лучше шли «Свои люди – сочтемся» из всех пьес, которые мы пока видели на здешней сцене, это, по нашему мнению, та, которая исполнена всех удовлетворительнее. И что в ней гораздо лучше обыкновенного играли наши, так сказать, второстепенные сценические таланты гг. Львов и Скворцов. Девица Николаева 1-я, которую мы привыкли видеть, что она только просто репетирует свои роли, обыкновенно очень твердо, но зато все чрезвычайно однообразно, г-жа Николаева в роли Липочки по временам как бы входила в свою роль и начинала играть; она была, например, совсем недурна в сцене объяснения с нареченным женихом. «Свои люди» давались в бенефис Павлова, который с г. Григорьевым стоит во главе наших мужских театральных талантов».
В январе 1858 года в Иркутский театр была приглашена знаменитая балерина и актриса Анаева-Пряхина. Воспитанница Петербургской театральной школы, она окончила ее в одно время с известной танцовщицей Андрияновой. Обе были приняты на петербургскую сцену. Андриянова, пользовавшаяся сильной протекцией, оставляла Пряхину на втором плане. Но Пряхина неожиданно получила предложение служить в Воронежском театре. Узнав о многообещающем таланте девицы Пряхиной, Воронежский губернский предводитель дворянства, богатый помещик, любитель и покровитель искусства, предложил ей поступить в труппу Воронежского театра, бывшего в то время в славе. Поступив на провинциальную сцену, она играла и в водевилях, и в драмах, развивая свой талант и мастерство. После Воронежа Пряхина служила в Харькове, Пензе и Саратове, а затем у Ярославцева в Красноярске. Здесь вышла замуж за капельмейстера театрального оркестра Анаева, и когда труппа Ярославцева распалась, иркутская дирекция пригласила ее в свой театр.
Дебют Пряхиной-Анаевой на иркутской сцене был в роли Марии в «Дочери второго полка» Ж. Баяра. «Игра г-жи Анаевой была весьма удачна; особенно хороша была сцена прощания Марии с полком, в которой дебютантка заслужила общий и совершенно справедливый аплодисмент, повторяющийся несколько раз. Занавес опустился при общем рукоплескании и, к нашему удовольствию, должен был подняться три раза еще, чтобы дать дебютантке возможность отблагодарить восхищенную публику. Нельзя не сказать несколько слов в похвалу игры г. Львова в роли фельдфебеля Трульона. Г. Львов понял и выполнил эту роль более чем удовлетворительно и напомнил нам свое настоящее амплуа. В заключение дан был дивертисмент, в котором дебютантка, к общему удовольствию, появилась в своей настоящей сфере и выполнила с полным искусством испанский танец. Госпожа Пряхина должна была повторить его по требованию восхищенной публики, при громких, беспрерывных аплодисментах всей залы», – писал корреспондент «Иркутских губернских ведомостей».
Публика с радостью приветствовала появление на иркутской сцене талантливой актрисы и с нетерпением ожидала новых спектаклей с ее участием. Билеты на ее спектакли разбирались за неделю до представления. Помимо выступлений на сцене, Пряхина обучала танцу молодых девушек- воспитанниц. Под ее руководством состоялся дебют ее восьмилетней ученицы – девицы Маркевич.
Между тем культурная жизнь в Иркутске шла своим чередом. В праздничные дни устраивались гуляния в специально устроенном саду на берегу Ангары. На площади работали различные аттракционы во временных строениях. Специальная панорама показывала любопытный вид Иерусалима и «ловлю китов»; не пустовали качели, а заезжие кукловоды представляли кукольные комедии. Вместо прошедших гастролей Пекока, оставившего в публике тяжелые воспоминания, приехал флейтист господин Со- вле, которого очень хорошо слушали в Кяхте, а теперь в Иркутске. Он даже был удостоен чести дать второй концерт в зале генерал-губернаторского дома и собрал больше слушателей, чем в первый раз, причем восторг публики выражался еще живее и громче. Ну а театр летом 1858 года был поставлен на ремонт и реконструкцию. В бумагах актера и антрепренера Ярославцева, работавшего в Иркутске в начале пятидесятых годов, уже значительно позже, в девяностые годы, было найдено письмо от его приятеля актера А. П. Волкова (Бриткина). Оно было отправлено Ярославце- ву 25 сентября 1858 года из Иркутска, где Волков в это время служил в театре. Он пишет: «Театр иркутский сделан почти заново, как снаружи, так и внутри: оштукатурен, сени, коридоры, буфет приведены в очень порядочный вид; устроена особая комната для графа Муравьева-Амурского. Одним словом, весь театр принарядился – хоть куда».
Открытие сезона 31 августа совпало, как тогда говорили, с новосельем. В этот вечер играли пьесу Львова «Не место красит человека, а человек место» и оперу-водевиль «Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец» Д. Т. Ленского. А в заключение был еще танцевальный вечер. А вскоре здесь же, в театре, любители поставили спектакль «Свадьба Кречинско- го» Сухово-Кобылина, сбор от которого был направлен в пользу переселенцев на Амур. Об успехе спектакля корреспондент «Иркутских губернских ведомостей» писал: «В течение последних двух лет мне не удавалось провести в нашем театре ни одного вечера так приятно, как я провел этот вечер 29 октября».
Словом, сезон начался довольно успешно. Прошел он под знаком великого торжества в Иркутске – заключения генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым-Амурским трактата с Китаем, по которому к России отошли земли вдоль Амура. Прекрасно оформленное здание привлекало горожан ярко освещенным фасадом и огромным пейзажем – видом города Николаевска, висевшим у входа. В честь этого торжества был большой бал в Благородном собрании и спектакль в театре без платы за вход.
В конце сезона происходило еще одно примечательное событие – велись переговоры с великим русским актером М. С. Щепкиным о приезде на гастроли в Иркутск. Рассказывают, что предложение это исходило от самого генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского, который познакомился со Щепкиным, находясь на лечении за границей.
Непосредственно переговоры с артистом вел В. Н. Баснин, бывший городской голова, замечательный театрал, библиофил и собиратель художественных редкостей: живописи, старинных книг, гравюр, писем и дневников великих людей. Он бывал в театре ежевечерне. Мог не единожды ходить на один и тот же спектакль и, что самое удивительное, после каждого спектакля писал на него рецензию. Рецензии эти были оригинальны по форме: письма-рецензии друзьям. В конце каждого письма стояла приписка, в которой автор убедительно просил по прочтении переслать письмо обратно. После этого Василий Николаевич собирал их в небольшие тетради и отправлял в село Разводное близ Иркутска к жившим там на поселении декабристам – братьям Борисовым. Они великолепно владели переплетным делом, и письма обретали оригинальную форму сброшюрованных сборников.
Находясь в Москве и будучи лично знаком со Щепкиным, Баснин почти уговорил великого артиста приехать на гастроли в Иркутск и Кяхту. В музее иркутского драматического театра хранится фотокопия письма В. Н. Баснина в Иркутск своему родственнику Д. О. Портнову, в котором он пишет: «Москва, 1858, ноябрь 8. С первой почтой спешу препроводить к Вам, Дмитрий Осипович, полученное мною от Щепкина письмо и при нем записку об его репертуаре – тотчас велите Петру Евд. снять на тонкой бумаге копии и прислать их ко мне сюда. Подлинник поскорее отдайте г. Сиверсу (новый директор театра. – B. C.) с тем, чтобы возвратил Вам; и храните их в Иркутске. Г. Щепкин рассчитывает, что вся поездка его в Иркутск и Кяхту потребует времени полгода. Значит, нужно иркутской дирекции иметь в виду платеж 1500 рублей серебром одной выдачи на содержание в Москве семейства г. Щепкина, кроме проезда и разных расходов, в пути и на местах остановок и жительства, вперед и обратно. Может быть, потребуется еще пособие на экипаж и подъем из Москвы, хоть и не говорил мне об этом Михайло Семенович».
К сожалению, по каким-то неизвестным причинам приезд великого русского актера в Иркутск не состоялся, но то, что такие переговоры затевались и изначально Михаил Семенович давал согласие приехать в Сибирь, говорит о достаточно высоком уровне интересов театральных и общественных кругов города. Об этом же событии сообщает в письме Аста- пову-Ярославцеву упомянутый нами выше актер Волков (Бриткин). «...Здесь разнесся слух, что будто бы М. С. Щепкин хочет посетить Сибирь. Не знаю, правда это или нет, но во всяком случае почтеннейший ветеран ошибается в расчетах, если вздумает вообразить, что Сибирь – Америка, награждающая артистов десятками тысяч...»
Нам кажется, что уважаемый актер Волков немного погорячился в своей оценке намерений М. С. Щепкина. Ибо интерес Михаила Семеновича, человека большого таланта и высокого общественного сознания, не мог состоять только в большом денежном вознаграждении.
В. Н. Баснин был личностью незаурядной и высокопочитаемой не только в Иркутске, но и в московских просвещенных кругах. Познакомился он с М. С. Щепкиным еще в 1828 году на Нижегородской ярмарке, часто бывал на его спектаклях и, уже переехав в Москву в конце пятидесятых годов, дружбы с Щепкиным не прерывал. Он искренне хотел, чтобы и в далеком родном Иркутске познакомились с его высоким талантом. А театр продолжал жить своей особой, трудной творческой жизнью. В третий раз сменилась дирекция. Теперь во главе театра стоял молодой, энергичный П. Сиверс. Активно вникая во все тонкости нового для себя дела, Си- верс иногда позволял себе с актерами крутые меры. Нагрубившую ему актрису Ударцеву-вторую (так именовались актеры и актрисы – родственники) – он уволил. Подвыпившего актера Волкова посадил на извозчика и отправил к полицмейстеру, а затем «засадил» в полицию. Его стали побаиваться.
Ну, а сам театр все более становился неотъемлемой частью культурной и общественной жизни города, иногда даже своеобразным яблоком раздора между группами поклонников того или иного актерского таланта. Как впоследствии писал один из высокопоставленных чиновников канцелярии генерал-губернатора Б. А. Милютин: «Он (театр. – B. C.) был, так сказать, нейтрализующим элементом, в одно время – связующим политических врагов и разделяющим исконных друзей».
Случилось так, что дирекция пригласила из Казани молодую талантливую актрису Соболеву. Дебют ее на иркутской сцене прошел успешно. Прекрасная водевильная актриса, владеющая искусством танца, играющая порой и драматические роли, она понравилась публике, и вскоре у нее появились постоянные поклонники. Но в этом же амплуа в театре давно уже работала – и небезуспешно – актриса Николаева, у которой тоже имелись свои почитатели.
Все началось с того, что 10 декабря 1859 года, в бенефис Соболевой, публика, желая поощрить молодую актрису, щедро наградила ее аплодисментами. Но другая сторона решила доказать, что, несмотря на дарование, не Соболева – любимица публики. 13 декабря госпожу Николаеву, игравшую роль Лидочки в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина, приветствовали если не единодушно, то гораздо шумнее и торжественнее.
Описав этот «театральный конфликт», корреспондент «Иркутских губернских ведомостей» не без сарказма заключает: «.что касается госпожи Николаевой, то ей полезнее всех подарков и букетов выслушать три откровенных замечания:
Постарайтесь усовершенствовать свою дикцию.
Обращайте побольше внимания на свой костюм и вообще старайтесь одеваться с большим вкусом.
Наконец, самое главное, думайте хотя несколько о роли и словах, которые произносите, иначе вы всегда будете производить на беспристрастного зрителя самое невыгодное для вас впечатление.
Госпожу же Соболеву предупреждаем, что сцены 13 декабря могут повторяться, и потому советуем ей, ради ее таланта, не обращать на это большого внимания и по-прежнему стараться добросовестным исполнением и обдуманностью своих ролей поддерживать расположение более рассудительной и спокойной части иркутского общества».
Казалось, произошел частный театральный конфликт, но как поляризовал он иркутских любителей театра! О нем писала не только местная пресса. Много лет спустя припомнил этот случай в своих мемуарах чиновник высокого ранга в администрации Н. Н. Муравьева-Амурского Б. А. Милютин. Значит, театр уже достаточно заметно влиял на общественную и культурную жизнь Иркутска, заставлял говорить о себе, стал частью жизни города, и среди провинциальных театров России он определился не на последнее место. Для самих же иркутян он имел весьма большое образовательное значение и «в ряду удовольствий театральные зрелища без всякого сомнения занимали самое почетное место».
В финансовом отношении он продолжал бедствовать, и спасали его часто лишь пожертвования богатых любителей да пособия местного начальства. Театр в год зарабатывал до восьми тысяч рублей, а издерживал до двенадцати тысяч при довольно скудном еще вознаграждении артистов. Дирекция не только стремилась чаще обычного менять репертуар, но и старалась приглашать новых артистов. В 1860 году в Иркутск приехала чета Лазаревых, заметно проявились Сергеев, Медведев, Щеглов. К этому времени, к большому сожалению, умер любимец иркутян Григорьев, и его роли стал играть Лазарев. Ударцева-первая стала прекрасной исполнительницей ролей пожилых женщин, и ее справедливо называли «красою старух». Делала свои первые успехи девица Маркевич. Обучившись у Пряхи- ной, она стала прекрасно танцевать, появилась профессиональная уверенность в исполнении водевильных ролей. Ее стала хвалить пресса, предполагая, что в будущем она станет украшением иркутского театра.
Вскоре местная газета «Амур» выступила с программой материальной поддержки в сезоне 1861 года не только актеров, но и всего театра. «...Решаемся предложить дирекции следующие меры для поддержания нашего театра. Дирекция всеми средствами должна стараться, чтобы посетители не были стесняемы в своих мнениях об игре актеров, чтобы они не были удерживаемы какой-либо властью от излишних, по мнению некоторых господ, восторгов в виде аплодисментов и т. п. В каком бы то ни было общественном месте все члены его, – все посетители, несмотря на звание, на положение в обществе, если они уже допущены в это общество, должны непременно быть равны между собою. Аплодисменты и стучанье в пол по случаю длинного антракта в театре не есть беспорядок, а просто выражение желаний и мнений публики, совершенно законное. Далее, в театре полезно было бы завести духовые печи. Для топки их несравненно уйдет менее дров, что может способствовать сокращению расходов театра. Не мешало бы также увеличить комплект стульев в ложах (увеличив соразмерно цену) и сделать в галерее ряда в три скамейки. Цену билета для кресел тоже следует изменить.
1-й ряд – 3 рубля; 2-й ряд – 2 рубля; 3-й ряд – 1 рубль 50 копеек; 4-й, 5-й, 6-й, 7-й – 1 рубль; остальные по 75 копеек.
Мы согласны, что все это мелочи, но часто от мелких неудобств происходит большой ущерб».
Приближался новогодний праздник. Горели рождественские елки. В зале Благородного собрания проводились праздники-маскарады. Наступивший 1861 год для иркутян был немного грустным. Уезжал навсегда из Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский – великий преобразователь восточных земель России, чья многосторонняя общественная и государственная деятельность вызывала самое восторженное отношение к нему во всех слоях российского общества. При его благожелательном содействии и личном участии открылся в Иркутске первый профессиональный театр. Накануне его отъезда в городе шли прощальные вечера и все иркутское общество отдавало бывшему покровителю края достойные его почести.
16 января около полудня вдруг загорелся городской театр. Пожар начался изнутри здания и распространился так быстро, что не было никакой возможности прекратить разрушительное действие огня. Гордость иркутян, театр, совсем недавно заново оштукатуренный и украшенный лепниною, расписанный изнутри, он взметнулся огнем со всем имуществом, костюмами, декорациями и театральной библиотекой. Через два часа город остался без театра. А на другой день, 17 января 1861 года в час пополудни оставил Иркутск генерал-губернатор Восточной Сибири граф. Н. Н. Муравьев-Амурский.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей