Возрождение промышленности началось с реализацией большевиками новой экономической политики, вынужденно реанимировавшей товарно-денежные отношения. С осени 1921 г. по лето 1922 г. власти пошли на радикальную либерализацию экономики. Снимались ограничения на свободу товарооборота, право торговли получили не только все государственные и кооперативные организации, но и частные лица. Цены «отпускались», предприятиям разрешено самостоятельно распоряжаться прибылью. Упразднялись трудовая повинность и карточная система, были легализованы частная собственность и частное предпринимательство. Восстановлена кредитно-банковская система, ярмарки, биржи.
Вместе с тем проникновение рыночных отношений в советскую экономику имело свои пределы. Государство строго охраняло «командные высоты» в народном хозяйстве: транспорт, крупную промышленность, внешнюю торговлю. Государственная монополия внешней торговли резко ограничивала не только потребительский, но и производственный импорт, тем самым обеспечивались высокие цены на продукцию отечественной промышленности. Рост собственного крестьянского потребления не позволял восстановить дореволюционный уровень экспорта. Поэтому особую роль в ближайших планах государства играло сосредоточение в своём распоряжении максимальных объёмов сельскохозяйственной продукции и накопление капиталов. В дальнейшем применение внеэкономических методов регулирования расширяется.
К осени 1921 г. предприятия, находящиеся в ведении Иркутского губернского совета народного хозяйства, поделили на две группы. Первая группа из наиболее крупных предприятий находилась на государственном снабжении и работала по утверждённой государством же производственной программе. В дальнейшем часть производств этой группы переводились на хозрасчёт. Вторая группа включала уже «самоснабжающиеся» предприятия, находящиеся на хозрасчёте и самостоятельно изыскивающие сырьё, главным образом на местном рынке. К 1 мая 1922 г. все предприятия были переведены на хозрасчёт.
Бездействующие предприятия, признанные неперспективными, сдавались в аренду кооперативам, артелям и частным лицам. К 1 октября 1922 г. государство сдало в аренду 25 предприятий Иркутской губернии, вернуло прежним владельцам два, планировало передать в аренду 42, закрыло 13. Если в первые годы НЭПа среди арендаторов преобладали кооперативы, то затем перевес получили частные лица.
С лета 1922 г. большевики берут курс на восстановление ослабленной роли государства в экономике, на ремонополизацию рынка. Государственные предприятия объединяются в производственные тресты. Тресты возглавлялись правлениями, выступавшими от имени предприятий на рынке. Сами предприятия не имели права юридического лица и не распоряжались собственными средствами. В декабре 1921 г. образован трест «Лензолото», в октябре 1922 г. «Черембасстрест», в ноябре 1922 г. «Винтрест», «Ангарометалл», «Иркгублестрест». В октябре 1925 г. кожевенные предприятия Сибири объединены в «Сибкожтрест».
Поскольку тресты имели слабый торговый аппарат и не справлялись со сбытом, стали создаваться синдикаты, ведающие торговлей, сбытом продукции и распределением заказов среди предприятий. В конце в 1922 г. в Сибири организованы 16 синдикатов, в т. ч. «Кожсиндикат», «Текстильсиндикат», «Швейпромсиндикат» и т. д. Синдикаты являлись юридическими лицами и подчинялись Высшему совету народного хозяйства РСФСР.
Промышленность Приангарья к 1923 -1924 гг. располагала угольными и золотодобывающими предприятиями общегосударственного значения, винокуренными заводами общесибирского значения и многочисленными предприятиями местного значения, состоящими в ведении губернского отдела местного хозяйства. По данным промышленной переписи 1923 г., частному сектору принадлежало в Иркутской губернии 343 предприятия (76 % всех предприятий). На одно частное производство в среднем приходилось два работника, на одно государственное - 149, на одно кооперативное - 28. Таким образом, частная промышленность региона объединяла, главным образом, мелкие предприятия кустарно ремесленного типа. Подобные производства преимущественно ориентировались на местный рынок, находясь в сильной зависимости от покупательной способности жителей. Необеспеченность рынка товарами из кожи стимулировала население сдавать сырьё на переработку, обеспечив рост мелких кустарных предприятий.
Частная инициатива имела существенное значение в лесозаготовках и добыче слюды. Так, в 1924 - 1925 гг. в Слюдянском районе действовало 2 государственных и 3 частных предприятия. В 1926 г. «Иркгублестрест» ликвидирован с передачей предприятий в ведение отделов местного хозяйства Иркутского, Тулуновского и Киренского округов. Государственная лесная промышленность оказалась не в состоянии удовлетворить товарные запросы рынка. В 1926 г. в Иркутском округе 56 % древесины заготовили частные лица.
К 1922 г. в Иркутске заново отстроен кожевенный завод «Сибирмонгол», основанный в 1915 г. и пострадавший от пожара в 1919 г. Переименованный в «Государственный кожевенный завод № 3 имени Марата», он выпускал в основном подошвенную продукцию и насчитывал около 300 рабочих.
Также в 1922 г. произведены ремонты Слюдянского и Покровского стеклоделательных заводов, Усольских кожевенного и солеваренного заводов, Усольской спичечной фабрики. В 1923 г. мелкие предприятия объединены в пимокатную фабрику. На Хайтинской фаянсо-фарфоровой фабрике «Сибфарфор» построены новые цеха. На 1 января 1923 г. численность рабочих в Иркутской
К середине 1923 г. в Иркутской губернии действовало 64 цензовых предприятия, а местная промышленность достигла 30 - 40 % от показателей 1917 г. Сказывался недостаток капитальных вложений и оборотных средств. Положение предприятий осложнялось жёсткой налоговой политикой. Благоприятнее развивалось кожевенное, солеваренное и спичечное производства, которые почти достигли дореволюционного уровня, 90 % от 1917 г., при этом сокращалось число занятых.
Росла добыча золота в регионе. В Ленско-Витимском золотоносном районе добыто в 1921 г. 407 кг золота, в 1922 г. - 2898 кг, в 1923 г. - 4164 кг, в 1924 г. - 5960 кг, в 1925 г. -7558 кг, в 1926 г. - 9560 кг8. Приводятся и несколько большие данные. Подавляющую часть золота дала государственная добыча, а в указанные годы из каждых 5 кг золота, добытых в СССР, 2 кг приходилось на долю района. Правда, так и не были достигнуты рекордные показатели 1915 г., оцениваемые от 14483 до 16397 кг.
С 1923 г. облегчается доступ частного капитала в золотодобычу, арендаторам и старателям предоставляются льготы. Государство концентрирует средства на разработке крупных месторождений, уступая разработку мелких частнику. Если в 1923 г. старатели добыли 36 кг, то в 1924 г. уже 204 кг.
1 октября 1925 г. район Ленских приисков передан в концессию акционерному обществу «Лена-Голдфилдс Лимитед». Договор стал крупнейшей концессией в горной промышленности СССР. На концессию в 1925/1926 г. приходилось 40 % рабочих Иркутского округа и 35,4 % стоимости его валовой продукции. В дальнейшем из-за перехода с подземных работ на старательскую добычу число занятых в концессии сокращалось. При оговорённой концессионным договором годовой норме в 6400 кг в 1927 г. на Ленских приисках добыто 7991 кг, в 1928 г. - 6370 кг, в 1929 г. - 2528 кг, в 1930 г. - 552 кг. Нарастал конфликт государства с частной концессией, и летом 1930 г. она прекращает свою деятельность.
Дольше продолжался спад в угольной промышленности Приангарья. Если в 1913 г. добыто 468200 т угля, в 1917 г. - 1,259 млн т, в 1920 г. - 476600 т, в 1921 г. - 462400 т. Добываемый даже в меньших количествах уголь не находил сбыта, предприятия испытывали хронический дефицит оборотных средств, увольняли шахтёров. За 1921 - 1924 гг. численность рабочих в Черемховском бассейне уменьшилась более чем вдвое: с 4171 до 1893 человек. Только в 1925 - 1926 гг. положение начинает улучшаться, на развитие шахт направлен 1 млн руб., численность занятых возрастает на треть. Немного, но превышена добыча 1920 г., практически полностью налажен сбыт угля.
Ряда предприятий коснулось указание Сибревкома «о хозяйственной целесообразности». Так вновь запущенные весной-летом 1921 г. Николаевский и Лучихинский железоделательные заводы провели небольшую реконструкцию прокатного и плавильного производств, но задолжали государству 160000 руб. 15 мая 1923 г. Сибревком постановил ликвидировать эти заводы как устаревшие и требовавшие для реконструкции «непосильных» затрат. Пригодное оборудование вывезено в Черемхово, Усолье, Тельму. До 1500 служащих остались без работы, а местные крестьяне -без подсобных заработков. Кроме того, лишились сырья и закрылись металлический и сельскохозяйственный заводы в Иркутске.
С 1924 г. отмечается рост цензовой промышленности Иркутской губернии. За 1924 -1926 гг. число цензовых предприятий увеличилось с 71 до 100, валовая продукция до 28,3 млн руб., количество рабочих с 12408 до 15710 человек. При этом в промышленности местного значения проявилась устойчивая тенденция к концентрации производства – число предприятий сократилось с 45 до 35 при росте численности рабочих с 2900 до 5900 человек. Доля выпускаемой ими продукции стабильно составляла около 5 млн руб. в год. Местная промышленность Приангарья оставалась слабо оснащённой, имела изношенное оборудование полукустарного типа, но в Сибири являлась наиболее развитой.
Прочные позиции в период НЭПа занял частный капитал и в сфере торговли, что способствовало преодолению товарного дефицита и восстановлению хозяйственных связей. С 3 июля 1921 г. началась выдача разрешений на торговлю. В июле в Иркутске выдано 467 разрешений на торговлю, в августе - 522. С осени 1921 г. частный капитал допущен и к крупной оптовой торговле между регионами. К концу 1922 г. в Иркутске из 1251 торгового предприятия 1202 являлись частными, 34 государственными и 15 кооперативными.
Быстро рос торговый оборот. Число торговых предприятий за 1922/1923 г. в Иркутской губернии выросло с 2500 до 3242. В это же время в пределах Сибири на частный капитал приходилось более 85 % товарооборота, что говорит о его победе в конкуренции с государством и кооперативами. 23 февраля 1925 г. было создано Общество взаимного кредита. К 1 октября 1926 г. оно объединяло 688 человек с частным капиталом в 661500 руб. Через общество государство регулировало и контролировало деятельность частного капитала.
Однако уже с начала 1924 г. отношение государства к частной торговле меняется. Столкнувшись с ростом цен на сельхозпродукты, государство вынуждено было снижать их экспорт. Частный капитал объявлен главным виновником этого кризиса. Вводятся предельные продажные и закупочные цены для государственных и кооперативных предприятий, установленные ниже рыночных. Сокращается кредитование частников, повышаются налоги, продукцию государственной промышленности предписывается реализовать преимущественно через кооперативы11. Часть торговцев попыталась переориентироваться с торговли промышленными товарами на закупки сельхозпродукции. Другие частники ликвидировали свои торговые предприятия. В Иркутске закрыты крупнейшие фирмы Розенбаума, С.Я. Дорона и К0 (крупчатка, бакалея), Берковича и др. Доля частного торгового оборота снижается с 64 % в 1922 г. до 48 % к 1925 г. Ещё более резким было сокращение торговли в уездах: в Верхоленском закрылись все 9 частных фирм, в Тулуновском частный оборот уменьшился в 2,6 раза. В целом же по Сибири с 1925 по 1929 г. число частных торговых предприятий сократилось в 3,5 раза, а их доля в товарообороте до 5,5 %.
Государственная и кооперативная торговля оказалась не способна компенсировать резкое сокращение частной деятельности. На городских рынках возродился натуральный обмен. Государство усиливает административное давление теперь уже в сфере торговли сельхозпродуктами. Секретным циркуляром Сибревком в октябре 1924 г. запрещает подачу вагонов под частные хлебные грузы. Иркутский губвнутторг запретил частным торговцам приобретать хлеб в губернии. Сокращается и так ограниченное участие частных лиц (с 1923 по 1925 г. с 16 % до 3,4 %) и кооперативов (с 14% до 11 %) в операциях Иркутской товарной биржи при одновременном росте доли государственных структур.
В апреле 1925 г. пленум ЦК РКП(б) снова корректирует условия торговли в сторону их либерализации. Государственные банки увеличивают кредиты частникам, смягчаются условия отпуска им промышленных товаров, снижаются налоги. Однако в целом ставка на директивные методы управления экономикой сохраняется. Государство снижает цены, вводит средний процент прибыли, устанавливает зачастую необоснованные производственные задания по себестоимости и производительности труда. В это же время новое изменение административно-территориального деления в июне 1926 г. с упразднением Иркутской губернии и образованием Иркутского, Киренского и Тулуновского (Тулунского) округов в составе Сибирского края вновь вызвало переподчинение производств, в очередной раз отрицательно сказавшись на налаженных хозяйственных связях. В итоге замедляются темпы промышленного производства, и особенно местного. Если на территории относительно промышленно развитого Иркутского округа в 1924/1925 г. прирост промышленности местного значения составил 52 %, то в 1925/1926 г. -37 %, в 1926/1927 г. - 28 %, в 1927/1928 г. - 24 %. Дореволюционный уровень почти достигнут, следовательно, исчерпан потенциал восстановительного развития. Однако главная причина замедления роста местной промышленности -хроническая нехватка капитальных вложений. С их общего объёма за 1926 - 1929 гг. в 42 млн руб. предприятия местной промышленности получили всего 814 тыс. руб.13 Отсюда работа на устаревшем и изношенном оборудовании при низкой механизации с преобладанием ручного труда. Удалось частично переоборудовать некоторые предприятия в Иркутске и Усолье. Напротив, другие производства длительно простаивают из-за поломок оборудования, нехватки сырья или проблем со сбытом. Например, на 1926 г. в Иркутске «временно» бездействовали заводы: кожевенный, мыловаренный, маслобойный, маслоочистительный, три пивоваренных, кирпичный «Глинофарфорфаянс» (в Лисихе)14. По решению государственных органов к числу подлежащих консервации или передаче кооперации предназначены нерентабельные Бархатовская писчебумажная фабрика, Тальцинский и Слюдянский стеклоделательные заводы.
Кустарно-ремесленная промышленность преобладала в Тулуновском и Киренском округах, а в Иркутском за 1927/1928 г. увеличивает производство на 63 % (с 10,5 до 17,1 млн руб.), в 4 раза превзойдя местную промышленность по выпуску продукции. Тем самым небольшие мастерские подтвердили умение лучше ориентироваться на запросы рынка. С организацией в июле 1926 г. Иркутского промыслового союза заметно ускоряется кооперация кустарей. Число входящих в этот союз артелей за 1927 - 1928 гг. увеличилось с 31 до 78, а кооперированных кустарей - с 765 до 3853. К 1928 г. 86 % кустарей работало в общих мастерских. Промысловая кооперация укрепляет свои позиции в снабжении кустарей сырьём и сбыте их продукции, усиливается снабженческо-сбытовая централизация. В 1927/1928 г. Иркутский промысловый союз обеспечил поставки 29 % сырья артелей и реализацию 33 % продукции, в 1928/1929 г. 20 % и 15 % соответственно15. Промысловая кооперация играла двойственную роль, будучи одновременно и конкурентом частных посредников, и сферой, куда в ответ на административное и налоговое давление государства перетекал частный капитал.
С 1928 г. усиливается вмешательство государства и в деятельность кооперации.
Политика государства по вытеснению частного капитала вынуждает часть предпринимателей перейти к нелегальной деятельности. Таковая отличалась большим разнообразием: ростовщичество, сдача производств в аренду, маскировка частных предприятий под кооперативы. Государство форсирует увеличение налоговых ставок и платежей, ужесточает систему их сбора вплоть до конфискации. Свёртывается кредитование частников, ликвидируется Общество взаимного кредита. Например, в Киренском округе к 1929 г. из 128 торговых заведений 8 частные, 25 государственные, остальные кооперативные.
Валовая продукция частных цензовых предприятий сократилась с 1925/1926 по 1927/1928 г. в 4,4 раза, а в 1928/1929 г. они полностью ликвидированы. Резко сокращается число (с 336 до 180) небольших мастерских, облагаемых уравнительным сбором, и в 1,6 раза их оборот. В 1928 г. после «санитарно-технического обследования» в Иркутском округе закрыты 126 частных кожевенных заводов, в Тулуновском - 42. Это снизило долю частника на рынке кожевенного сырья с 30 до 5 %. Как и в 1924 г., государственные предприятия не смогли ни компенсировать произведённую частниками продукцию, ни обеспечить потребности населения. К 1929 г. частная промышленность Приангарья практически полностью ликвидирована.
Источник: "Иркутский край. Четыре века..." И. 2012
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей