НОРИЛЬЛАГ (Норильский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), Норильское строительство и лагерь), крупный производственно-лагерный комплекс, созданный в Заполярье (Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ) для освоения месторождений минерального сырья, промышленного и гражданского строительства.
25 июня 1935 во исполнение постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР Г.Г. Ягода приказал ГУЛАГ НКВД приступить к строительству Норильского комбината и организовать Норильский ИТЛ, который должен подчиняться начальник ГУЛАГ М.Д. Берману.
В результате реорганизации НКВД СССР 26 февраля 1941 Норильлаг из состава ГУЛАГ передан в ведение Главного управления лагерей горно-металлургической промышленности НКВД. 2 апреля 1953 Норильлаг вошел в состав ГУЛАГ Миничтества юстиции СССР, а 28 января 1954 вместе с ГУЛАГ вновь возвращен в ведение МВД СССР. 1 сентября 1956 Норильлаг было приказано ликвидировать к 1 января 1957.
Основная задача Норильлага — строительство и эксплуатация Норильского медно-никельного комбината, включавшего рудники «Угольный ручей», «Рудная» и «Медвежий ручей», обогатительную фабрику (мощностью 9 тыс. т руды в сутки), ТЭЦ, никельный, кобальтовый медный, ремонтно-механический, коксохимический заводы, малый металлургический завод (плавильный, рафинировочный и электролитный цехи), угольные штольни (гора Шмидта, гора Надежда), известковый карьер, складские помещения и многое другое. Норильлаг создавал также систему водоснабжения, канализации, теплофикации и электроснабжения комбината, вместе с производственными объектами возводил Норильск, основой развития которого выступал небольшой соцгородок. На конец 1941 был запланирован пуск аффинажного завода в Красноярске для создания в Красноярском крае полного цикла производства — от разведки месторождений минеральных ресурсов до получения готового продукта. Однако его строительство Норильлаг начал лишь в 1951.
Норильлаг строил и обслуживал порты в Красноярске и Дудинке, судостроительный завод в Подтесове, судоремонтные мастерские в Игарке, Дудинке, Красноярске, Подтесове и Череди. Трудом его работников создавалась железная дорога Норильск—Дудинка, авиапорт «Надежда», сеть автодорог в районах деятельности Норильлага. Среди объектов работ Норильлага значилась также «реставрация домика, в котором во время ссылки жил товарищ Сталин И.В.» в селе Курейка.
Великая Отечественная война серьезно затормозила выполнение производственных планов Норильлага. Лишь в декабре 1949 окончено строительство первой очереди Норильского комбината. Однако только за 1942—48 им произведено свыше 35 тыс. т никеля, 34,6 тыс. т меди, 177 т метал. кобальта и 17 т платины и металлов платиновой группы.
Численность заключенных Норильлага постоянно росла: на 1 января- 1 200 человек, 1937 - 9 139, 1939 - 11 560, 1941 - 20 535, 1943 - 30 757, 1946 - 33 797, 1949 - 57 463, 1951 — 72 490 человек. Затем она стала снижаться: на 1 января 1954 - 36 734, 1956 - 13 629 человек.
[caption id="attachment_24171" align="aligncenter" width="600"] Норильск-Дудинка[/caption]
Среди заключённых Норильлага были:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей