В числе тех ученых, кто работал в Саянах с целью изучения природы этого края, жизни и быта народностей, его населяющих, был этнограф В.Н. Васильев. По заданию Музея антропологии и этнографии при Академии наук он в 1910 г. предпринял поездку в Центральную Азию. Исследования продолжались в течение семи месяцев.
Часть этого времени ученый провел в Северо-восточных Саянах. Из числа народностей, их заселявших (карагасов, сойотов, монголов), для него, как он писал, «наиболее интересными явились карагасы». Он описал их быт и нравы, материальную и духовную культуру. При этом считал, что из-за недостатка времени его «сведения крайне неполны и отрывочны, но, думаю, и в таком виде сообщение мое не будет лишено интереса, хотя бы как напоминание о забытой народности» (с. 46—47). На самом деле его большая статья о карагасах интересна как с научной, так и с практической точек зрения41.
Места обитания карагасов — южная часть Нижнеудинского уезда Иркутской губернии, где бродят они по северо-восточным склонам Саянских гор, в верховьях рек Гутары, Бирюсы, Уды, Ии и отчасти в верховьях рек левых притоков Оки.
К какой семье народов относятся карагасы, в точности еще не установлено. Но судя по языку, можно думать, что они тюркского племени, какого мнения держится, например, и такой ученый авторитет, как В.В. Радлов. Сами карагасы называют себя туба, подобно некоторым татарам Томской и Енисейской губерний и сойотам Урянхайского края. По физическому строению карагасы сухощавы и слабосильны. Характера карагасы смирного, тихого и беспечного. Они вежливы и предупредительны друг с другом, и только в состоянии опьянения становятся буйными. Отважны и смелы в охоте на зверя, но робки, а подчас и низкопоклонны с русскими. Природная честность и искренность, сохранившиеся еще у стариков, в молодом поколении теперь далеко не безупречны, в чем надо винить, конечно, обирающих их русских торговцев и промышленников; среди молодежи теперь часто встречаются хитрость, плутовство и обман. Лень у карагаса изумительна. В непромысловую пору его трудно заставить сделать что-нибудь, если в чуме есть еще запас пищи. Пьют карагасы с 9~ 10 летнего возраста и пьют до бесчувствия, если есть что пить. Курят почти поголовно, причем начинают курить с раннего детства. В домашней жизни своей, в одежде, в стряпне — крайне неряшливы и нечистоплотны.
Численность всех карагасов в настоящее время ничтожна. Их осталось 94 улуса, общее население которых не достигает и 400 душ, считая с грудными детьми. За время, истекшее с половины прошлого столетия, они убавились почти на треть своего числа, и процесс вымирания идет неуклонно из года в год.
Нельзя не отметить ассимиляции с русскими путем частных сношений и внебрачного полового общения. По образу жизни карагасы оленеводы-охотники. Передвижение исключительно верховое. Ни саней, ни колесных экипажей не водится, как и у некоторых тунгусов. Кладь, какая бы ни была, возится вьюками. Любопытно отметить, что для уравновешивания вьюков карагасы нередко прикладывают к более легкому вьюку камни, вместо перекладывания вещей.
Жилища — те же конические чумы. Из других построек можно лишь отметить лабазы и редкие амбары. Пищу карагасов составляют: чай, хлеб, мясо и рыба. Чай пьют кирпичный, с солью, а летом и с оленьим молоком. Из муки делают лепешки, печеные в золе под костром, или же оладьи на масле. Мясо едят вареное, но полусырое. Во время осенней охоты на изюбров запасают на лето мясо в вяленом виде. Мозг, печень и легкие оленя жарят на рожнах. Ремесел у карагасов почти никаких нет. Главное занятие — охота.
Подробно описывается семейная жизнь карагасов, начиная «с того, что предшествует появлению его на свет, с периода беременности...
Лет с восьми дети уже становятся помощниками родителям в хозяйстве. В 9 лет девочка уже начинает шить, стряпать, доить оленух. Приблизительно в это же время начинает приучаться к охоте мальчик. Лет в 14—15 карагас становится уже самостоятельным охотником, выступающим смело против крупного зверя: кабана, оленя, изюбра, и даже медведя и лося. "Убитый им медведь в этих летах уже санкционирует его совершеннолетие в глазах старших" (ссылка на П.В. Залесского. — Ю. Б.). Вооруженный винтовкой-кремневкой, на лыжах или верхом на олене, с скудным запасом провизии, он, не стесняясь, без страха бродит несколько дней по глухой тайге за соболем или другим каким зверем.
Взрослые дети у карагасов пользуются полной свободой и не подвержены ни- какому контролю со стороны родителей. Они могут располагать своим досугом по своему усмотрению. Той же свободой проникнуты отношения между собой молодежи обоих полов. Не считается предосудительным заигрывание парня с девушкой и вольное обращение, иногда скабрезными шутками, с соответствующим ответом с ее стороны. Не считается зазорным и беременность девушки до выхода замуж. Карагасские девушки не отличаются строгостью нравов и рождение ими ребенка еще до просватания — явление вполне заурядное.
Родство при женитьбе соблюдается строго. Брать жену внутри рода нельзя, так как тут все родня, безразлично — будет ли эта родня дальняя или близкая.
Автор подробно описывает обряд сватовства.
Обыкновенно карагас, решив женить сына, посылает с каким-нибудь другим лицом к отцу намеченной девушки в подарок платок. Это — зондирование почвы. Прием подарка должен означать, что отец девушки не прочь породниться с данным лицом. В таком случае спустя немного времени отец парня лично едет к отцу сватаемой, уже с формальным предложением. Необходимым подарком на этот раз является водка от 2 до 10 бутылок. Приехав туда и поговорив немного, сват подносит хозяину рюмку или чашку вина, после чего вручает ему и всю остальную водку. Хозяином водки с этой минуты становится отец девушки, который и принимается угощать ею своего свата и всех присутствующих. Но водочным гостинцем дело не исчерпывается. Спустя несколько времени сват приезжает еще раз, везя с собой какой-нибудь мех, как-то: соболя, лисицу или иное что. А то приезжает он и просто с денежным подарком, сумма которого колеблется между 2 и 25руб. а то и больше.
Много места в статье отведено калыму жениха (олени, меха, деньги) и приданому невесты (чум, посуда, принадлежности упряжи, одежда, инструменты для домашних работ).
Наибольший калым доходит до стоимости нескольких десятков оленей, нескольких соболей и нескольких десятков рублей, в общем на сумму не свыше 500— 800 рублей. Приблизительно соответствует размерам калыма и приданое, так что и то и другое являются эквивалентными одно другому.
Подробно описывается свадебное торжество, обычно продолжающееся три дня.
Третий день свадьбы это — разгар веселья. В этот день ведут игры. Идут борьба, пение, пляска. Тут пьяный карагас под фальшивящие звуки гармоники тщетно пытается изобразить русского трепака. Там тренькает задорно самодельная балалайка. Кто поет песню русскую или карагасскую. Кто говорит или слушает сказки, рассказы, загадки или играет в шашки. Одни затевают возню и борьбу, привлекая всеобщее внимание. Другие на смену устраивают скачки верхом на лошадях. Дети играют отдельно от взрослых, и у них стоит также дым коромыслом от возни, веселого смеха и визга.
Любопытен, между прочим, обычай, отмеченный еще Катановым, выбрасывать в этот день из чума сквозь верхнее отверстие кусочки вареных оленьих легких. Возящиеся вне чума ребятишки вместе с собаками бросаются подбирать летящие из чума кусочки, причем происходит неизбежно общая свалка детей и собак, вызывающая веселый смех у зрителей. Не знаю, что кроется в корне этого обычая, но в настоящее время, по словам карагасов, исполняется он лишь ради веселья.
В статье также дано описание административного управления у карагасов, в основу которого положен родовой строй.
По верованиям своим карагасы числятся православными и все крещены. Но христианство это лишь номинальное. В действительности же они главным образом шаманисты.
Автор не стал особенно распространяться на эту тему, считая, что он в нее глубоко не вник.
В конце статьи — такая как бы напутственная фраза:
Заканчивая этим свой доклад, я позволю высказать одно пожелание. Карагасы вымирают, и вымирание это идет теперь быстрым темпом. Сужение охотничьих районов, беспощадный алкоголь, крайне негигиеничные условия жизни и неумение приспособиться быстро сделают свое дело.
41 Васильев В.Н. Краткий очерк быта карагасов // Этногр. обозрение. ~ 1910. — № 1 - 2. - С. 46-76.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей