Желание отразить жизнь людей вдоль Главного сибирского тракта появлялось у многих путешественников, государственных деятелей, чиновников разных правительственных департаментов, направляемых на усиление сибирской администрации. Одним из таких оказался Василий Петрович Паршин, предпринявший описание Главного почтового пути, подписавший свой труд скромно, лишь инициалами — «П. В.»[1]. По сравнению с вышеприведенными авторами он больше внимания уделяет Нижнеудинску и округу, административным центром которого город являлся (с. 5—32).
9 июля 1849 г., усердно помолившись св. мощам покровителя города Иркутска св. Иннокентия, пустился я в путь к Москве, по Московскому тракту! С какою пламенною любовью приветствовал я в последние (часы. — Ю. Б.) быструю кристаллическую Ангару, воды которой по чистоте, вкусу и прозрачности едва ли не единственные из всех великих рек в мире!
Прощаясь с Ангарою, я задал себе тему: составить описание почтового тракта от Иркутска до Москвы как линии, на протяжении которой более населенности, жизни и движения и развития внутренних сил государства.
От Шарагула дорога идет к Тулуновскому селению (26 верст). Сперва подъем на гору, а потом по холмистой покатости и почти постоянно под гору. Она окружена огромными березами и перемежающимися по местам долинами.
Тулуновское село устроено по отлогости горы, на левом берегу реки Ии, вытекающей из западной стороны Саянских гор и впадающей с левой стороны в Ангару. Ия довольно значительная и рыбная река, протекает на пространстве около 300 верст.
В Тулуновском селении две деревянные церкви и до 500 домов. Это одно из лучших и богатейших селений Нижнеудинского округа. Находясь в центре округа, селение это по многолюдности и устройству своему, во всех отношениях, соответствовало бы значению окружного города.
Отсюда до станции Курзанской 25 верст. К Курзанской станции дорога идет по отлогим горным возвышенностям, покрытым многолетними березами и лиственницами. На пути два довольно крутых спуска, один в 10 верстах от селения, а другой при въезде в него.
Курзанское селение расположено на отлогой горной возвышенности, при речке Курзане, через которую устроен деревянный мост. Перед въездом спуск с горы на мост. В Курзане до 90 домов.
До Шебартинской станции 21 верста. Дорога к этой станции идет по плоской горной возвышенности, через долины и места, покрытые вековыми лесами берез и лиственниц. На пути два крутых спуска. Тракт здесь плохо устроен, и по рыхлости почвы земли, черноземно-глинистой, в дождливое время очень грязен спуск к Худоеланской станции.
Худоеланская или Головоключенская (26 верст). Дорога к этой станции идет, окруженная вековыми лесами сосен и лиственниц, перегибаясь через довольно продолжительные подъемы и спуски.
Худоеланское селение устроено на трактовой дороге, по горной покатости. В нем 45 домов, где живут потомки поселенцев.
Отсюда дорога к Киргитуйской станции идет по отлогим лесистым горам с продолжительными в разных местах спусками. На 16-й версте встречается селение Хингуй, состоящее из 30 домов.
Киргитуйская станция стоит уединенно в лощине при одном новеньком домике. От нее тракт идет в г. Нижнеудинск (21 верста) отлогою покатостью через лесные трущобы.
Вообще от Курзанской станции до г. Нижнеудинска дорога пролегает среди огромных лесов, так что от Шебартинской и Киргитуйской станций леса эти становятся непроходимою тайгою.
Нижнеудинск. Окружной город на левом берегу р. Уды, впадающей с левой стороны в р. Ангару. Город стоит на отлогости горы и с берегу имеет очень красивый вид. В нем каменная церковь и 89 домов с казенными зданиями. Каменных зданий одно — казначейство. Против собора обширная городская площадь, покрытая сочной зеленью, где мирно пасутся лошадки и коровки добрых граждан города. За р. Удою — насупротив города — Подгородно-Удинская слобода, где около 400 домов и каменная церковь. На юго-западе против города очень красивый остров, образованный р. Удою. Через Уду перевоз на карбазах. Уда изобилует рыбою, которую ловят неводами в плесах выше и ниже города. Рыба в ней ловится налимы, таймени, ленки, хайрюзы и осетры.
Особенности Нижнеудинска: летом страшное обилие мошек (мускитов) и всегдашняя дороговизна на жизненные припасы, происходящая от соседства с Бирю-синскими золотыми приисками. От мошек защищаются волосяными сетками и дымокурами в каждом дворе, а от дороговизны — христианским терпением. И за всем тем живут весело.
Подгородно-Удинскую слободу для усиления городских доходов давно предполагают соединить с городом. Впрочем, город и без этого понемногу вырастает.
Отсюда дорога идет в Уковскую станцию (28 3/4 версты). На пути два длинных подъема и спуска. На 16 версте селение Меря, в котором до 30 домов. Дорога идет по плоской горной возвышенности через березовый и лиственничный лес.
Уковское селение расположено по отлогости горы. В нем до 80 бедных домов с брюшинными окнами. Поэтому каждое окно в селении, в случае надобности, может служить вместо бубна и барабана, и непроницаемо для самого дерзкого любопытства.
Камышедская (171/2 версты) станция стоит на скате горы при речке Камышете. Путь к ней от Уковской станции идет ровный с двумя длинными спусками. Камышедская станция стоит уединенно среди огромного соснового лесу.
Алгашедская, или Замзорская (24 версты). Дорога к ней по скату горы, по местам лесным. На 18 версте от Камышета селение Замзорское, состоящее из 30 домов, при речке Замзоре, изливающейся с левой стороны в р. Уду.
Алгашедское селение раскинуто на скате горы. В нем до 50 домов. На протяжении этих двух станций флора особенно изобилует белыми астрами до того, что поля издали кажутся покрытыми как будто белым полотном. По обеим сторонам дороги лесные чащи.
От Алгашедской до Алзамайской станции 25 верст. Дорога идет через отлогие горные хребты, с продолжительными подъемами и спусками, по местам лесистым.
Алзамайское селение расположено на горной возвышенности. В нем деревянная церковь во имя св. Иннокентия, до 100 домов и Бирюсинское волостное правление.
Отсюда к Разгонной станции 19 верст. Дорога идет через лесистые горы, с большими подъемами и спусками. На пути селение Никольское, в нем до 20 домов.
Разгонное селение стоит на отлогости горы, в нем 8 небольших домиков и этап[2]. Отсюда до станции Баероновской 25 верст. Дорога к этой станции идет через отлогие горы, покрытые дремучими лесами. Все пространство 25 верст заключается в частых продолжительных подъемах и спусках. Леса состоят более из сосен и лиственниц. При въезде в Баероновское селение огромный, по скату горы извивающийся спуск. Вид с горы на селение весьма живописный.
Селение расположено в лощине горы, при речке Баероновке, впадающей в Би-рюсу, и разделяется на две половины длинным деревянным мостом, за которым не вдалеке другой мост поменее первого. Домов в Баероновском селении до 120.
По лесистым и диким окрестностям живут медведи, и один из них летом 1849 года забежал даже в селение, преследуя молодую корову, но за дерзость эту расплатился своим мехом.
От Баероновского селения довольно крутым подъемом дорога идет к Бирюсинс-кой станции 20 1/2 вер., сначала через небольшую березовую рощу, а потом к отлогим горам — полями с редкими перелесками, и затем окружается сосновым бором.
По тракту от Баероновского селения к Бирюсе встречается селение Окуль-шедское, расположенное в одну улицу по горной отлогости. В нем 56 домов и деревянная часовня с колоколом.
Селение Бирюсинское, на правом берегу реки Бирюсы, знаменитой своими золотосодержащими приисками и впадающей с левой стороны в Ангару (Верхнюю
Тунгуску). В Бирюсинском селении до 80 домов. Церковь деревянная на левом берегу р. Бирюсы, то есть в меже Енисейской губернии в селении Лавинском, где до 40 домов. Жители Бирюсинского — прихожане этой церкви. На р. Бирюсе острова, покрытые кустами душистой черемухи, тополя и талины. На правом берегу р. Бирюсы каменный столб, знаменующий межу Иркутской губернии, и на левом столб деревянный, с орлом и тоже с надписью о начале пределов Енисейской губернии. Река Бирюса довольно широка и быстра. Вода в ней не очень прозрачная, но она довольно рыбная. В ней ловят хайрюзов, тайменей, налимов и осетров. Более обильные места рыбою выше и ниже селения за несколько верст.
Переехав на карбазе, пол-Бирюсы, я поклонился столбу Иркутской губернии, в знак прощания. Он был в это время облит розовыми лучами заходящего солнца и потому краснел, бедняжка, невольно.
Между Разгонною и Баероновскою станциями есть в горах — белая глина.
С недавнего времени на полях Нижнеудинского округа появилась вредная трава чертополох. Растение это испортило уже до 500 десятин земли; но приняты меры по его истреблению». Кстати, что касается белой глины, то в ряде источников, видимо, она упоминается как белый песок».
Привередливому читателю произведение В.П. Паршина может показаться скучным и неинтересным, так как насыщено многими подробными описаниями рельефа местности, по которой ему пришлось проехать. Конечно, легче и с интересом это читается современным человеком, хорошо представляющим описываемые места. Он непременно отметит точность воспроизведения автором расстояний, расположения селений, как правило, на отлогостях, количества домов в селениях, характеристик рек (речек) и лесов. Наверное, не раз подумает, а где же дремучие леса, в том числе лиственные? Да, их давно уже не стало, как вдоль тракта, так и далеко с обеих сторон от него. Иногда создается впечатление, что столь подробное географическое описание ведет изыскатель трассы будущей железной дороги. Можно себе представить, какой огромный труд он взял на себя, исследуя эту «трассу» протяженностью более 5 тыс. верст.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей