Новости

Нилин, Павел Филиппович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Павел Филиппович Нилин (настоящая фамилия Данилин; 3 января 1908, г. Иркутск, Российская империя – 2 октября 1981, г. Москва, РСФСР, СССР) — писатель. Лауреат Сталинской премии (1941).

Энциклопедическая справка

Родился в Иркутске в семье ссыльнопоселенца. Работал кочегаром, слесарем, сотрудником уголовного розыска, выступал в газете «Власть труда» с фельетонами. В 1929 переехал в Москву, но годы жизни в Иркутске и впечатления этих лет отразились в лучших сочинениях П.Ф. Нилина. В 1936 журнале «Новый мир» опубликован его роман «Человек идёт в гору», по которому позже был написан сценарий фильма «Большая жизнь», снятого режиссером Л. Луковым и удостоенного Государственной премии СССР. В том же журнале в 1940 публикуется повесть П.Ф. Нилина «О любви», в разных изданиях печатаются многочисленные рассказы. В годы войны П.Ф. Нилин – военный корреспондент. Лучшее своё произведение об этом времени, повесть «Через кладбище», он завершил в 1962. Но еще ранее им были написаны повести «Жестокость» и «Испытательный срок», в которых наиболее полно отразились впечатления П.Ф. Нилина о годах жизни в Иркутске. Они принесли автору широкую известность, по ним сняли кинофильмы, как и другие произведения писателя, неоднократно издавались в СССР и за рубежом. Вторая серия фильма «Большая жизнь», снятая после войны, послужила поводом для разгромного постановления ЦК ВКП(б).

Награды: 2 ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971), орден Дружбы народов (1978), медали. Сталинская премия 2-й ст. (1941) — за сценарий фильма «Большая жизнь» (1-я серия, 1939).

В 2008 к 100-летию Павла Нилина в городе Тулуне по инициативе иркутского поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска.

Творчество

Отец Павла Нилина — ссыльный поселенец, выходец из крестьян Саратовской губернии, был его главным учителем. Обучал старославянскому языку, знакомил с литераторами недавнего столетия — Загоскиным, Данилевским, Крестовским. В 10 лет П.Ф. Нилин остался без отца, рано начал работать — сначала подручным кузнеца, в 14 лет — учеником слесаря, затем кочегаром в горкомхозе, рабочим на лесопильном и пивном заводах. Уже комсомольцем служил в уголовном розыске в таежном городке Тулуне. С 1924 сотрудничает в иркутской газетой «Власть труда». Первая заметка «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве П.Ф. Нилина с «Петербургскими трущобами» В. Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин.

В 1928 Павел Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газетах. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтёре». В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в журнале «Наши достижения».

В 1936 в журнале «Новый мир» напечатан роман Павла Нилина «Человек идёт в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным.

В 1936-37 Павел Нилин создаёт и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и другие), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. П.Ф. Нилин был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX века, его прозу отличает простота, не лишённая живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В. Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В. Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для П.Ф. Нилина. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными художественными приёмами — тексты наполнены пластикой и движением, по художественному эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Павел Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Государственную премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Военная проза Павла Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в ноябре 1941 он создаёт повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В. Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу. В 1965 по сценарию П.Ф. Нилина повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Павла Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. Г. Бакланов так сформулировал свое первое впечатление от «Жестокости»:

«Думал не о книге, а о тех людях, к кому в жизни был несправедлив, вспоминались давние случаи, когда я мог, как мне казалось, гордиться своей правотой, а вот сейчас по другому, более глубокому счету видел, что был не прав и, наверное, жесток... А ведь это о самом главном: о том, как жить» (Цит. по: Потапов А.— С. 8).

Несмотря на идеологическую определённость, эта книга в полном смысле о ценностях вечных; социальная борьба, которая разворачивается в глухой тайге, предстает не плакатно-агитационно, а глубоко трагедийно, и слова главного героя Веньки Малышева: «Мы за все отвечаем, что есть и что будет при нас» — звучат не пафосно, а как эстетическая доминанта вынесенного писателем жизненного опыта. Ф. Абрамов писал:

«Вся послевоенная городская психологическая литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории, на мой взгляд, пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как „Жестокость"» (Цит. по: Потапов А.— С. 14).

В 1959 по сценарию П.Ф. Нилина был поставлен одноимённый фильм.

Многие произведения Павла Нилина известны прежде всего по фильмам: «Сёстры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и другим. Фильмы по сценариям Павла Нилина, как и его лит. произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное её завершение в каждом конкретном индивиде» — П.Ф. Нилин), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних её неожиданностях».

Сочинения

  1. Соч.: в 2 т. / вступ. статья А. Потапова. М., 1985.
  2. Поездка в Москву: Роман. М., 1994.

Литература

  1. Пияшев Н. Павел Нилин. М., 1962.
  2. Сардин В. Повести Павла Нилина. М., 1964.
  3. Колобаева Л. Павел Нилин: Очерк творчества. М., 1969.
  4. Сардин В. Павел Нилин. М., 1987.
  5. Молько А. Концепция личности в прозе П. Ф.Нилина и формы ее худож. воплощения. М., 1991.
  6. Колесникова Е.И. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т. 2. М. 2005.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 02 июля 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.