Нилин (Данилин), Павел Филиппович

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Нилин (наст. фам. Данилин) Павел Филиппович (3 янв. 1908, г. Иркутск – 2 окт. 1981, г. Москва), писатель, лауреат Гос. премии.

Род. в Иркутске в семье ссыльнопоселенца. Работал кочегаром, слесарем, сотрудником уголовного розыска, выступал в газ. «Власть труда» с фельетонами. В 1929 переехал в Москву, но годы жизни в Иркутске и впечатления этих лет отразились в лучших сочинениях Н. В 1936 журн. «Новый мир» опубликовал роман Н. «Человек идет в гору», по к-рому позже был написан сценарий фильма «Большая жизнь», снятого режиссером Л. Луковым и удостоенного Гос. премии СССР. В том же журнале в 1940 публикуется повесть Н. «О любви», в разных изданиях печатаются многочисленные рассказы. В годы войны Н. – воен. корреспондент. Лучшее свое произведение об этом времени, повесть «Через кладбище», Н. завершил в 1962. Но еще ранее им были написаны повести «Жестокость» и «Испытательный срок», в к-рых наиболее полно отразились впечатления Н. о годах жизни в Иркутске. Они принесли автору широкую известность, по ним сняли кинофильмы, как и другие произведения писателя, неоднократно издавались в СССР и за рубежом. Вторая серия фильма «Большая жизнь», снятая после войны, послужила поводом для разгромного постановления ЦК ВКП(б).

Отец Н.— ссыльный поселенец, выходец из крестьян Саратовской губ., был его главным учителем. Обучал старославянскому яз., знакомил с литераторами недавнего столетия — Загоскиным, Данилевским, Крестовским. В 10 лет Н. остался без отца, рано начал работать — сначала подручным кузнеца, в 14 лет — учеником слесаря, затем кочегаром в горкомхозе, рабочим на лесопильном и пивном заводах. Уже комсомольцем служил в уголовном розыске в таежном городке Тулуне. С 1924 сотрудничает в иркутской газ. «Власть труда». Первая заметка «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве Н. с «Петербургскими трущобами» В. Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин.

В 1928 Н. отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газ. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтере». В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в ж. «Наши достижения».

В 1936 в ж. «Новый мир» напечатан роман Н. «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным.

В 1936-37 Н. создает и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и др.), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. Н. был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX в., его прозу отличает простота, не лишенная живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В. Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В. Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для Н. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными ху-дож. приемами — тексты наполнены пластикой и движением, по худож. эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Н., ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Гос. премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Военная проза Н. отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в нояб. 1941 Н. создает повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В. Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу. В 1965 по сценарию Н. повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Н. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. Г. Бакланов так сформулировал свое первое впечатление от «Жестокости»: «Думал не о книге, а о тех людях, к кому в жизни был несправедлив, вспоминались давние случаи, когда я мог, как мне казалось, гордиться своей правотой, а вот сейчас по другому, более глубокому счету видел, что был не прав и, наверное, жесток... А ведь это о самом главном: о том, как жить» (Цит. по: Потапов А.— С. 8). Несмотря на идеологическую определенность, эта книга в полном смысле о ценностях вечных; социальная борьба, которая разворачивается в глухой тайге, предстает не плакатно-агитационно, а глубоко трагедийно, и слова главного героя Веньки Малышева: «Мы за все отвечаем, что есть и что будет при нас» — звучат не пафосно, а как эстетическая доминанта вынесенного писателем жизненного опыта. Ф. Абрамов писал: «Вся послевоенная городская психологическая литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории, на мой взгляд, пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как „Жестокость"» (Цит. по: Потапов А.— С. 14). В 1959 по сценарию Н. был поставлен одноименный фильм.

Мн. произведения Н. известны прежде всего по фильмам: «Сестры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и др. Фильмы по сценариям Н., как и его лит. произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное ее завершение в каждом конкретном индивиде» — Н.), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних ее неожиданностях».

Сочинения

Соч.: в 2 т. / вступ. статья А. Потапова. М., 1985; Поездка в Москву: роман. М., 1994.

Литература

  1. Пияшев Н. Павел Нилин. М., 1962; (Сардин В. Повести Павла Нилина. М., 1964; Колобаева Л. Павел Нилин: Очерк творчества. М., 1969; (Сардин В. Павел Нилин. М., 1987; Молько А. Концепция личности в прозе П. Ф.Нилина и формы ее худож. воплощения. М., 1991.
  2. Колесникова Е.И. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Т. 2. М. 2005

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 августа 2015