В Сибири, не знавшей крепостничества, была особенно заметна регулирующая роль крестьянской общины. Всем миром решались вопросы, касавшиеся наделения и использования земли, лесных и сенокосных угодий, принятия в сельское общество новых членов и даже купли-продажи владельцами собственного недвижимого имущества. Общество определяло сроки сбора ягод в лесу, по жребию — места на реке для рыбной ловли.
Главой общества избирался староста, обладавший, как правило, большим авторитетом. Наиболее важные проблемы обсуждались на общих сходах.
Петровские реформы регламентировали местное самоуправление, возложив на сельскую верхушку (старост и десятских), следующие обязанности:
Некоторые пункты касались европейской части России, где старосты были лишь передаточным звеном между властью и крестьянством. В сибирских деревнях местная администрация в лице волостного старшины и волостного писаря, как правило, была далеко. Поэтому староста и общий сход обладали реальной властью. В общем, такой патриархальный уклад оправдывал себя на протяжении жизни многих поколений.
Помимо обязательных прямых налогов, с невонских крестьян собирали так называемый внутренний налог, который целевым направлением шел на содержание приходского училища в Карапчанке (325 руб. в год), на учительскую семинарию в Иркутске (50 руб.) и на содержание в с. Нижне-Илимском приемного покоя (32 руб.).
Из общественных зданий и сооружений первыми были построены мельницы и экономический магазин, предназначенный для хранения государственных хлебных запасов, собранных с крестьян в качестве налога.
О том, что изначально невонцы располагали значительными посевными площадями, говорит тот факт, что у них с первых лет существования селения были собственные мельницы. Если в конце XVIII в. их здесь было всего три, одна колесчатая и две мутовчатые, то по данным на 1832 г., значится уже «мельниц мучных — десять»[1]. В то же время в Карапчанском погосте было всего две мельницы, в селении Тушамском — семь. При этом следует учитывать, что все они занимались переработкой собственного урожая.
К середине XIX в. Невонское селение выросло настолько, что возникла возможность открытия здесь собственной церкви. В клировых ведомостях за 1874 г. упоминается о существовании здесь «молитвенного дома с алтарем», позднее — о приписной церкви к Карапчанскому Николаевскому храму. В 1877 г. однопрестольная церковь была освящена Во имя Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского Чудотворца. Она стояла на окраине Невона, в самой высокой точке села. После закрытия церкви в 1935 г. часть бревен сожгли, часть — пустили на другие постройки. Отметим, что в настоящее время на прежнем месте происходит восстановление храма: здесь строится деревянная Свято-Троицкая церковь.
В 1897 г. в Невоне была открыта церковноприходская школа. Вначале она размещалась в избе Гурьяна Карнаухова, а в 1899 г. специально для нее было построено новое здание. Строили школу всем миром, руководил работами нанятый обществом плотник по фамилии Анохрин[2]. В первый год грамоте обучалось около 20 мальчиков, их учителем был Иван Лыхин. Открытие в Невоне школы было вынужденной мерой: в 1893 г. из 336 жителей грамотными были только девять человек; из них одна женщина. Более того, данные за тот же год говорят о повальной неграмотности жителей Карапчанскои волости: не были обучены грамоте волостной старшина, два его помощника, шесть волостных судей, восемь сельских старост. Исключение в этом ряду составлял лишь волостной писарь - «студент Иркутской Духовной Семинарии 1872 г.»[3] Здание первой невонской школы сохранилось до настоящего времени (ул. Кооперативная, 2) и используется как жилой дом.
Современная история Невона связана со строительством Усть-Илимской ГЭС, для которого он стал своеобразным плацдармом. Из села в несколько десятков дворов он стремительно вырос в поселок с более чем трехтысячным населением.
Несмотря на модернизацию, которая нанесла ощутимый урон историческому облику старинного села, Невон сохранил свое первоначальное ядро, донеся до нас образ самобытной ангарской деревни. Историческая застройка, окружающий ландшафт представляют собой ценное историко-культурное наследие, нуждающееся в изучении и сохранении. Его значение многократно усиливается тем, что Невон оказался единственным историческим поселением, сохранившимся на исконном месте после заполнения ложа водохранилища, когда в одночасье были утрачены десятки сел и деревень. Сюда из зоны затопления были перевезены дома, из них образованы улицы, существующие ныне как своеобразный мемориал «ушедшей натуре».
Однако в наши дни над Невоном нависла та же угроза, которой ему удалось избежать полвека назад. План возобновления строительства Богучанской ГЭС на проектной мощности обрекает селения Невон и Кеуль на новое затопление. С их исчезновением будет окончательно стерта с лица земли эпоха, уходящая корнями во времена первопроходцев, чьими трудами была освоена и заселена Сибирь. И может быть, ради того, чтобы избежать очередной экологической и нравственной катастрофы, стоит пойти на разумный компромисс и принять взвешенное решение о пуске ГЭС на более щадящем уровне?
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей