Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры. Архитектура советских жилых домов сталинского времени представляет собой вариацию на тему неоренессанса. В Иркутске есть несколько зданий, впитавшие этот стиль. Например, нарядный особняк со скульптурными изображениями стиля неоренессанса — сейчас Кировская центральная поликлиника, здание Управления Восточно-Сибирской железной дороги, Кировский райисполком, Гостиница «Гранд-Отель», Пассаж на Пестеревской (ныне Урицкого).
Одно из наиболее заметных старинных зданий в застройке улицы Карла Маркса, построенное в стиле неоренессанса в 1901-1903 годах по проекту архитектора А.И.Кузнецова для домовладельца инженера Никитина. Крыло по Большой улице занимало отделение Русско-Китайского банка, а затем частная гимназия Горцейт. Кроме того, на первом этаже располагались «Швейцарский магазин» часов и ювелирных изделий и книжный магазин. Гостиница «Гранд-Отель» заметно выделяется благодаря развитой и продуманной планировке, обильному декору, выполненному на высоком художественном уровне, сложному рисунку наличников окон, башенке, завершающей угол здания. В советский период в помещениях «Швейцарского магазина» был хорошо известный иркутянам книжный магазин «Родник». Сейчас в здании располагаются различные государственные учреждения и частные магазины.
В культурном наследии Сибири незаурядное место принадлежит пассажу братьев Юцисов, построенному почти сто лет назад по проекту видного иркутского зодчего А.И.Кузнецова. Среди многочисленных торговых заведений столицы Прибайкалья и других сибирских городов пассажи и просто большие магазины, но называемые также пассажами, были, буквально, штучным явлением, и только иркутский стопроцентно отвечал своему определению. В последнем словаре культурного наследия функционально-архитектурная типология пассажа определяется двумя значениями:
здание с магазинами по обеим сторонам прохода под застекленным потолком;
крытая галерея для пешеходов, соединяющая улицы.
Иркутский пассаж,отвечая каждому из них и при главенстве первого значения, служил пешеходным соединением двух улиц — Пестеревской и Котельниковской (ныне, соответственно, ул.Урицкого и Фурье). Определяющую роль в объемно-пространственном решении постройки сыграла территория, ее относительно небольшие для такого представительного сооружения размеры и ломаная, по-своему уникальная конфигурация общего контура участка. Выбор этажности - два уровня - в данных условиях представляется единственно оптимальным. А относительно стиля - обращение к варианту строгого неоренессанса, окрашенного местной спецификой — можно считать соответствующим объемно-планировочной органике сооружения. Пассаж - здание двухлицевое. На первый взгляд кажется странным, что на проекте представлен не Пестеревский, а фасад по ул. Котельниковской. Но он — главный, основной, и не только ввиду большей протяженности за счет дворового крыла корпуса "Б". По сложившейся традиции городского домостроительства и соответствующих инструктивных предписаний, главный фасад определялся по расположению ворот или дворового входа. Тем не менее, значение улицы Пестеревской, как важнейшей торговой, было проектно учтено более рельефной порттальной пластикой скошенных углов. Последнее убеждает еще раз в профессионализме автора и одновременно позволяет уточнять сам процесс реализации проекта.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей