НЕНЦЫ, среди народов, населяющих Крайний Север России, ненцы в численном отношении являются самым крупным. Самоназвание ненэць - «человек», ненэй ненэць - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками.
Делятся на 2 этнотерриториальные группы - тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХК в.) до правобережья низовья реки Енисей (территория Мурманской области, Архангельской области - Ненецкий автономный округ, Тюменской области — Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярского края — Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ), лесные (самоназвание нещанг «человек») расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях реки Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромъеган и Аган.
По данным переписи 1939, в РФ - 24,7 тыс. человек, 1959 - 22,8; 1970 - 28,5; 1979 - 29,5; 1989 - 34,2 тыс. человек; 2002 - 41,3 тыс. человек, в том числе в Тюменской области - около 28,8, в Красноярском крае - 3,2 тыс. человек.
Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на 2 диалекта - тундровый, который распадается на западный и восточный говоры, общение между их носителями не мешает взаимопониманию, и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров. Письменность существует с 1932 на основе латинской, а с 1937 - на основе русской графики.
В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением ненцев антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.
Ненцы относятся к хозяйственно-культурному типу оленеводов тундры. Важную роль в хозяйственных занятиях играют рыболовство и охота.
Основным традиционным средством транспорта у ненцев является оленья упряжка. Транспортное нартенное использование оленя осуществляется в тундре и лесотундре практически круглогодично.
Особенности устройства ненецких поселений обусловлены традиционным образом жизни: кочевым - у тундровых групп и полукочевым - у лесных. К настоящему времени значительная часть тундрового ненецкого населения проживает в крупных и малых поселках. Кочевой образ жизни ненцев и окружающая природная среда определили условия использования ими в качестве жилищ переносных, разборных построек - чумов.
Комплекс мужской одежды состоит из малицы, сшитой из оленьих шкур ворсом внутрь, совика с капюшоном, глухого «балахона», сшитого мехом наружу, и обуви - меховых пимов, изготовленных из шкур с ног оленя, и прилагающихся к ним чулок-подкладов, оленьей шерстью внутрь. Традиционная женская одежда также широко употребляема у ненцев в настоящее время. Зимой женщины носят меховую распашную одежду типа шуб. В Большеземельской тундре и в Сибири распространены женские головные уборы в виде капоров - с затылочными частями из оленьего меха и опушкой вокруг лицевой части из меха песца - с многочисленными медными ажурными бляшками, подвешенными на цепочках или металлических трубочках.
Пищей ненцев издавна служили мясо и рыба. Приготовление пищи и ее заготовка впрок также были делом женщин. Мясо оленя употребляется в пищу главным образом в зимний период. Помимо мяса оленя зимой добывают и едят куропаток. Весной и летом промышляют птиц — гусей, уток, турпанов, гагар, поморников. В период промысла линных гусей мясо этих птиц составляет основное питание ненцев. Его едят главным образом в вареном виде, используют также полученный бульон.
Социальная система ненцев структурирована на 3 уровнях — мяд’тер (семья), еркар (род), тэнз (племя, фратрия, народ), обеспеченных традиционными нормами гендерных и межпоколенных связей, собственности, лидерства, межродовых и межэтнических отношений. Эта система унаследовала старые самодийские традиции, но существенно обновилась, особенно в структурах рода и народа, 3—4 столетия назад в ходе «оленеводческой революции», когда ненецкие роды дробились, объединялись и смешивались под влиянием российской колонизации, войн, преобразования торговых и миграционных путей. В череде конфликтно-контактных отношений с соседями и российской администрацией они образовали сообщество, называемое ненецким народом.
Ненцы верили в существование большого числа духов, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости или огорчения, нacылая различные болезни и т. п. Желание задобрить этих духов, привлечь их на свою сторону вызывало к жизни такие явления, как создание священных мест и жертвоприношение.
Наиболее известными у ненцев священными местами были Болванский Нос на острове Вайгач, Козьмин перелесок в районе рек Несь, Яв’мал на Ямале, гора Манисей на Северном Урале, ряд священных мест на Канинском полуострове. Помимо этих широко известных мест во всех районах расселения ненцев имелись небольшие священные места, где приносили жертвы члены одного рода или семьи, а иногда и просто проезжающие мимо этого места ненцы. Обычно эти жертвенные места располагались возле камня какой-нибудь особенной формы, на вершине сопки, которая в разную погоду меняет свои очертания, на берегу озера.
Помимо принесения жертв духам существовал еще способ общения с ними — через шаманов. Шаманы являлись посредниками между людьми и духами. Однако шаманы могли общаться с духами не постоянно, а лишь в процессе камлания, когда, находясь в состоянии транса (экстаза), они встречались с добрыми и злыми духами разных миров, могли узнавать у них скрытые от людей события.
Лит.: Васильев В.И. Проблема формирования северосамодийских народностей. М., 1979; Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995; Хомич Л.В. Ненцы: очерки традиционной культуры. Л., 1995; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.
Л.В. Хомич
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей