НЕГИДАЛЬЦЫ, элкан бэйэнин, амгун бэенин (самоназвание), коренной народ Хабаровского края. Проживают в Николаевском, Ульчском и имени Полины Осипенко районах по рекам Амур, Амгунь и на озере Удыль.
Численность в РФ: 1897 - 423 человек, 1926 - 683, 1970 - 495, 1979 - 477, 1989 — 587, 2002 — 567 человек, в том числе в Хабаровском крае — 505 человек.
Относятся к байкальскому антропологическому типу. Говорят на негидальском языке тунгусо-маньчжурские группы алтайской семьи. Диалекты: низовский, верховский (по Нижней и Верхней Амгуни). Первый имеет много общего с языком ульчей, орочей, нанайцев; во втором заметно влияние эвенков. Язык бесписьменный, используется в бытовой сфере. Распространен также русский язык.
В формировании этнической основы негидальцев участвовали нивхи, ульчи, нанайцы. Предположительно негидальцы — эвенки, расселившиеся по Амгуни и смешавшиеся с нивхами и ульчами. Заселение русских на территорию проживания негидальцев начинается со второй половины XIX в.
Основу хозяйства и верховских, и низовских негидальцев составляли рыболовство и таежная охота. Верховские негидальцы, жившие в горной местности, занимались также оленеводством. Рыбу ловили круглый год. В основном промышляли проходных лососей, ловили заездками монгон, неводами, сетями. Были специальные сети на различную рыбу. Использовались остроги — однозубые, соскакивающие с древка, и трехзубые, крючки, переметы на осетровых рыб.
Охотились негидальцы в течение всего года. В пушном промысле первостепенное значение имел соболь. В поисках соболя охотники выходили к амурскому лиману, на Сахалин, в бассейне Горина и Хунгари. Пушная охота носила в целом товарный характер. Способы охоты и орудия промысла не отличались от эвенкийских. У части негидальцев распространенной была охота на морского зверя в амурском лимане и на Охотском побережье.
У негидальцев известны 4 типа жилых каркасных построек: конические, двускатные, в форме рассеченного цилиндра и прямоугольные с двускатной крышей. Зимним жилищем в низовьях Амгуни служил каркасный однокамерный четырехугольный дом хагду с кановым отоплением. В верховьях Амгуни зимой жили в двускатных или пирамидальных домах из плах, засыпанных землей, в небольших полуземлянках с низким срубом на поверхности, или в чумах тунгусского типа. Отапливались жилища костром, в конце XX в. появились железные печи. С приходом весны перебирались в летние селения на озерах и малых речках. Жили в дюкча — каркасных постройках из жердей, крытых лиственничной или березовой корой, иногда сеном.
Одежда (мужская и женская) — распашной халат из рыбьей кожи или ткани, женщины носили нагрудники. Мужчины надевали халат из оленьей замши или меховую шубу, при езде на собачьих нартах или на зимнюю рыбалку — короткую юбочку из нерпичьей шкуры поверх шубы. Головной убор — меховой капор, шапка с наушниками. Обувь — из оленьих и нерпичьих шкур, замши.
Основу питания в прошлом составляла рыба. Мясо диких животных важную роль играло лишь у верхнеанюйских негидальцев. Рыбу и мясо заготавливали впрок. Мясо, нарезанное тонкими длинными ломтями, сушили на солнце и коптили. Основная часть лососевой рыбы заготавливалась в виде юколы. Из рыбы путем продолжительной варки и сушки получали рыбную муку барча. Большое значение в питании имели дикоросы. Травы и коренья в качестве приправы добавляли в супы, из них готовили разнообразные салаты, которые обильно сдабривали рыбьим жиром. В конце XIX в. в рацион негидальцев входит картофель, который они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно некоторые низовские негидальцы сами начали сажать картофель.
Средством передвижения служили лыжи 2 типов (голицы и камусные), летом — дощатые плоскодонные лодки, берестяные оморочки и долбленки. Для перевозки грузов охотники пользовались ручной нартой с полозьями, загнутыми с обеих сторон. Негидальцы в низовьях Амгуни держали ездовых собак, которых запрягали в специальную ездовую нарту. Верховские негидальцы ездили верхом на оленях или впрягали их в нарту такого же типа, как у зейско-алданских эвенков.
Роды негидальцев жили дисперсно, некоторые объединялись в экзогамные группы доха, в которые включались также нивхи, нанайцы, эвенки. Большое социальное значение имели территориально-соседские общины, регулировавшие жизнь в селениях и семьях. Функционирование общины обеспечивало постоянную взаимопомощь всех жителей селения.
Традиционное верование — анимизм, шаманизм. В религиозных верованиях негидальцев много общего с ульчами. Вселенная, по их представлениям, состояла из 3 миров, расположенных один под другим. Верхний — голубой небесный свод — состоял из 9 сфер. Средний мир туй — земная поверхность — однослойный. В нижнем, подземном мире буни живут умершие люди. Небо считалось высшей силой, а в качестве его духов-помощников выступали солнце и луна, обладавшие могущественной благодатной силой. Почитание солнца нашло отражение в декоративном искусстве негидальцев.
Среди других духов-хозяев особо почитались синкэн (хозяин тайги, всех зверей), уйгули (хозяин медведей), тамун (хозяин воды), подя (дух-хозяин огня). Изображения духов-хозяев делались в виде плоских антропоморфических фигур, которые устанавливались на лиственнице на родовом мольбище. Ряд представлений, относящихся к разным этническим традициям, связан с медведем. Представления о роли медведя и тигра наши отражение в шаманском пантеоне. Усиление роли пушной охоты в жизни народа способствовало выделению специальных духов-хозяев пушного промысла.
Из фольклорных жанров зафиксированы предания, сказки, пословицы и поговорки. Декоративное искусство представлено орнаментацией на одежде и различных бытовых предметах. Декоративное искусство в низовьях Амгуни близко к амурскому, в верховьях рисунок орнамента эвенкийского типа. В прошлом была характерна вышивка подшейным волосом лося, также характерная для эвенков.
В настоящее время все негидальцы живут в нескольких населенных пунктах совместно с русскими и другими народами. Жилища, одежда, средства транспорта, хозяйственные занятия не отличаются от окружающего населения. Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Вместе с тем национальное самосознание негидальцев отличается большой устойчивостью.
Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX - начало XX в. М., 1975; Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
Е.В. Антропов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей