Народное образование // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

С о д е р ж ан и е:

I. Д о р е в о л ю ц и о н н ы й п е р и о д.

1) Массовая нач. школа.

2) Средняя и повышенная общеобразовательная школа.

3) Сословно-профессиональ-ное и специальное образование.

4) Управление системой народного образования.

II. С о в е т с к о е к у л ь т у р-н о е с т р о и т е л ь с т в о.

1) Общие условия развития Н. о. в Сибири.

2) Дошкольное воспитание.

3) Низшая и средняя общеобразовательная школы.

I. Дореволюционный период. Царская Россия по культурному уровню занимала одно из последних мест между др. капиталистическими странами. На фоне общего бескультурья страны наиб. отсталыми являлись ее окраины, в т. ч. и Сибирь. Сопоставление показателей грамотности по переписям 1897 и 1920 дает красноречивое свидетельство этого (см. таблицу на стр. 646).

Культурное развитие сознательно задерживалось под разными предлогами царским правительством во всей стране, и особ. на окраинах. Кроме приведенных данных, об этом свидетельствуют исторические данные о развитии просвещения в Сибири.

1. М а с с о в а я н а ч а л ь н а я ш к о л а. Н. о. в Сиб. началась с возникновения духовных, церковных школ, имевших своим назначением гл. обр. подготовку служителей религиозного культа. Первая духовная школа в Сиб. была осн. в 1703—1704 при Тобольском архиерейском доме; впоследствии она была преобразована в духовную семинарию. Светская школа в Сиб. возникает в 20-х гг. XVIII в. в виде специальных школ (навигацких, геодезических, цифирных и т. д.). В Нерчинске, Барнауле и Змеиногорске в середине XVIII в. были открыты горнозаводские школы (см.). Все эти школы не привились в Сиб. и вскоре же закрылись. Возникновение начального народного обучения в Сиб. нужно отнести к началу XIX в., когда начали создаваться т. наз. приходские училища. К 1865 на территории Сиб. от Урала до Енисея насчитывалось 21 приходское училище с 1.164 учащимися. В 60-х гг. XIX в. стали возникать в Сиб. и сел. школы, имевшие целью подготовку грамотных людей для занятия писарских должностей в учреждениях министерства гос. имуществ. Небезынтересна история школьного дела в казачьих войсках Зап. Сибири. Еще в 1815 войсковой атаман Броневский издал приказ учредить школы во всех поселках, в каждой крепости. Разумеется, план этот не мог быть тогда осуществлен.

В связи с развитием капитализма в Сиб. начинают возникать начальные школы—одноклассные и двухклассные. Около того же времени возникают учительские семинарии в Омске, Иркутске и Красноярске. Школы различных ведомств (за исключением духовного вед-ва) переходят в ведение мин-ва народного просвещения; число их несколько увеличивается. Одновременно духовное вед-во начинает усиленно насаждать клерикальные школы элементарной грамотности (церковно-приходские), число к-рых с 229 в 1881 возрастает до 2.251 в 1896. Самодержавное правительство расчитывало при помощи этих школ формировать в молодом поколении «простонародия» религиозно-патриотическую идеологию. Конец XIX в. является периодом наиб. интенсивного их развития.

Сравнивая темпы роста школьной сети в Сиб. со всей империей необходимо учитывать, что в этот период шло бурное увеличение населения Сиб. за счет переселения.

В годы империалистической и гражданской войн сеть школ и др. учреждений народного образования в Сиб. несколько понижается против 1911 года.

2. С р е д н я я и п о в ы ш е н н а я о б щ е-о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а. Первая попытка царского правительства к созданию ср. общеобразовательной школы относится к екатерининским временам, когда под влиянием идей французских энциклопедистов правительство начало заниматься вопросами просвещения детей привилегированных классов. Значит. позднее (в конце XVIII в.) потребность в грамотных людях для занятия мелких чиновничьих должностей в учреждениях вызвала необходимость создания для некрепостного, гл. обр., гор. мещанства, купечества и чиновничества общеобразовательной повышенной школы 2-х ступеней: малые народные училища и гл. народные училища. В Сиб. было открыто 3 гл. народных училища—в Тобольске, Колыва-ни и в Барнаульском заводе. В начале XIX в. было создано министерство народного просвещения и (появилось положение о гимназиях и об уездных и приходских училищах (1804). По уставу гимназии имели 4-годичный курс обучения, по позднейшему же уставу 1828 курс в них был увеличен до 7 лет. В 1864 наряду с классическими гимназиями, комплектовавшимися детьми дворян и чиновной аристократии, появились т. наз. реальные гимназии, переименованные в 1871 в реальные училища. Реальные училища предназначались гл. обр. для детей фабрикантов, купцов. Число учащихся в первых гимназиях было ничтожно: даже в 1855 общее количество учащихся в Тобольской, Томской и Иркутской гимназиях составляло всего лишь 482 человека. К 1906 в Сиб. было 7 гимназий и 8 реальных училищ с 5.369 учащимися.

В области женского ср. образования до 60-х гг. XIX в. учебных заведений в Сиб. не существовало, если не считать частных низших школ для девочек и 3—4 школ повышенного типа, учрежденных в 50-х гг. специально для девиц «благородного и духовного звания». С 60-х гг. в ряде сиб. городов начинают возникать женские училища 2-го разряда (в Иркутске, Енисейске, Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тюкалинске, Каинске, Верхнеудинске, Чите и Нерчинске). В 1863 создаются женские училища 1-го разряда в Омске и Томске. В следующем десятилетии за женскими училищами 1-го разряда упрочивается наименование «женских гимназий», а за училищами 2-го разряда—«женских прогимназий». Женские гимназии имели более суженную программу по сравнению со ср. мужскими учебными заведениями, а потому и не были «полноправными» ср. учеб. заведениями. В 1917 в Сиб. числилось до 70 женских учебных заведений (гимназий и прогимназий, казенных и частных).

Промежуточное положение между низшей и ср. школой занимали уездные училища, преобразованные в 1874 в гор. училища, а в 1912 переименованные в высшие начальные училища. В 1883 гор. училищ в Сиб. было 36 с 1.719 учащимися. В 1907 их насчитывалось 50 с 7.381 учащимся, а на 1 января 1919 высших начальных училищ числилось 349 с 65.701 учащимся; большинство из них, особ. в селах, оборудованы были плохо.

3. С о с л о в н о — п р о ф е с с и о н а л ь н о е и с п е ц и а л ь н о е о б р а з о в а н и е. Профес. учебные заведения в царской России открывались правительством гл. обр. по настоянию купцов, заводчиков и фабрикантов, требовавших для своих предприятий служащих и специалистов. Ср. и высшие профес. учебные заведения комплектовались в основном детьми торговой и пром. буржуазии и служилой технической интеллигенции. В них вводилась высокая плата за обучение с тем, чтобы беднейшие классы не проникали в эти учебные заведения. Др. сословными учебными заведениями являлись кадетские корпуса (военные гимназии) в Омске и Хабаровске и юнкерское училище в Иркутске. В 1873 Иркутская реальная гимназия была преобразована в ср. техническое училище, а в 1882 было открыто механико-техническое училище в Омске. В 1902 было открыто техническое ж.-д. училище в Томске, несколько позднее в Омске, Красноярске и Хабаровске. В это же время появляются и первые коммерческие училища (Омск. Тюмень, Томск, Иркутск, Чита, Владивосток). Низшие коммерческие училища (торговые школы) были открыты после 1910 в Омске, Тобольске, Томске, Красноярске и Иркутске. Переселенческая организация Сиб. требовала открытия ср. землемерных училищ. С 1905 по 1915 было открыто 3 таких училища в Омске, Красноярске и Чите. Ср. педагогические учебные заведения в Сиб. возникли в 1873: были открыты учительские семинарии в Омске, Красноярске и Иркутске. Расширение сети педагогического образования произошло только в 1903, когда были открыты семинарии в с. Павловском (в 1912 переведена была в Ново-Николаевск) и Семипалатинске. Позднее были открыты учительские семинарии в Минусинске, Нижнеудинске, Чите и Ни-кольск-Уссурийске. Первый учительский ин-т для подготовки учителей городских, а впоследствии высших начальных училищ, был открыт в Томске в 1902; затем были открыты такие же институты в Иркутске (в 1909) и Омске (в 1912).

Высших учебных заведений в Сиб. до 80-х гг. не существовало. Вопрос об открытии ун-та в Сиб. поднимался под влиянием либеральных кругов сиб. буржуазии еще в середине прошлого столетия. Высшая чиновная знать также требовала для своих детей высшей школы, т. к. посылка их в ун-тские города Европейской России при отсутствии ж. д. была мало доступна. Вопрос об открытии ун-та был разрешен только в 1879. В 1888 был открыт в Томске ун-т в составе одного лишь медицинского факультета. Юридический фак-т был организован спустя 10 лет (1898). Вопрос об открытии недостающих фак-тов тянулся очень долго, встречая сопротивление в бюрократических органах министерства нар. просвещения, и лишь только после Февральской рев. в ноябре 1917 были открыты естественный и филологический факты. Начавшийся, после проведения ж. д., усиленный рост капитализма в Сиб. выдвинул вопрос об открытии в Сиб. технологического ин-та, к-рый возник в Томске же в 1900, в составе механического и химического отделений (позже—фак-тов), к ним были вскоре же добавлены: горный и инженерно-строительный. ДВ имел только одно высшее учебное заведение—Восточный ин-т (с 1899) во Владивостоке.

4. У п р а в л е н и е с и с т е м о й н а р о д-н о г о о б р а з о в а н и я. В XVIII в. Сиб., как и Россия, не имела спец. учреждений, ведавших школьно-образовательной работой. Школы были в ведении «Приказов общественного призрения». С учреждением мин-ва народного просвещения сиб. школы отошли в ведение «Округа Казанского Университета». В виду обширности Казанского окр. в 1821 при округе была создана должность «визита-тора сибирских училищ». Но с 1828 общее управление сиб. школами передано ген.-губернаторам Зап. и Вост. Сибири. При губ-ствах были учреждены должности «главных инспекторов» училищ. Позднее в Зап. Сиб. был образован учебный округ с попечителем во главе и окружными инспекторами в качестве его помощников. В Вост. Сиб. и на ДВ управление школами оставалось в ведении ген.-губерна-торов до самой Февральской революции. Управление школами всей губ. находилось в ведении директоров гимназий, а в уездах в ведении смотрителей уездных училищ. В связи с ростом начальных школ были учреждены для управления школами в начале XX в. должности «директоров» и «инспекторов народных училищ». В тех же целях (политического надзора за школой) впоследствии были созданы губ. и уездные училищные советы. Училищные советы конструировались из высших чиновников губ. и у. учреждений и духовных лиц под председательством губернатора (губ. советы) или крестьянского начальника (уездные советы). Управление церковно-приход-скими школами с 1884 было построено по типу управленческих органов мин-ва народного просвещения: в уездах—«уездные наблюдатели школ» и «уездные училищные советы», в губ.- «епархиальные наблюдатели» и «епархиальные училищные советы». Если Европ. Россия в деле развития и руководства Н. о. имела некоторую отдушину в лице сословных земств, к-рые пытались руководить школами через своих инструкторов вместе с инспекторами народных училищ, то в Сиб. даже и этого не было; управление делом Н. о. сверху донизу было бюрократическим. Лишь отдельные лица из среды купцов и чиновничества выступали иногда в качестве меценатов народного просвещения. Во второй половине XIX в. организуются: об-во попечения о народном образовании, об-во содействия физическому воспитанию и др. частно-просветительные общества. Деятелями этих об-в являются уже не отдельные меценаты, а группы мелко-буржуазной народнической интеллигенции. Деятельность этих об-в направляется, гл. обр., на открытие новых элементарных общеобразовательных школ (начальных и воскресных школ, библиотек и т. п.).

II. Советское культурное строительство.

Задачи сов. просвещения четко были сформулированы еще в 1919 в программе РКП(б): «В области народного просвещения РКП(б) ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». «В период диктатуры пролетариата, т.-е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

1. О б щ и е у с л о в и я р а з в и т и я н ар о д н о г о о б р а з о в а н и я в С и б и р и. В конце 1919 колчаковская контр-рев. была разбита. 10 января 1920 постановлением Сибревкома был организован Сиб. Отдел народного образования. На местах при Ревкомах создавались губ. и уездные отделы народного образования. От колчаковщины сов. власть в области народного просвещения, как и в др. областях, получила разрушенную школу. Школьные здания в городах и селах за годы войны были приведены в негодность (занимались для военных целей и для размещения тифозных больных), учебные пособия расхищены. Сов. власти пришлось сразу же энергично взяться за восстановление школ. Первые годы сов. власти в Сиб. были отмечены бурным ростом просветительных учреждений всех видов (школ, клубов, изб-читален, ликпунктов, библиотек и др.). Голод в Поволжье сказался и на Сибири. Под влиянием трудностей, сеть школ Сиб. в 1921/22 несколько уменьшилась, хотя охват детей школой остался почти тот же. С 1923 вновь начинается рост просвещения в Сибири. В 1925 правительством было принято постановление о введении к 1933/34 всеобщего обязательного начального обучения. С 1926 Сиб. приступила к планомерному осуществлению этого мероприятия. Завершение восстановительного периода, переход к периоду реконструктивному со всей остротой выдвинул вопрос о культурной рев., о максимально высоких темпах культурного строительства и, вместе с тем, о коренной соц. реконструкции сист. и методов просветительной работы. Процесс соц. реконструкции создал реальную базу для осуществления принципов пролетарской педагогики, строительства политехнической школы и приспособления всего дела Н. о. к потребностям хоз.-политического развития страны. Намеченные и уже осуществляемые высокие темпы развития просветительной работы оказываются недостаточными и отстающими от темпов развития народного хоз-ва в целом. Сиб. в соответствии с директивами партии и правительства приступила к досрочному введению всеобщего обязательного начального обучения, поставила и постепенно разрешает задачу введения всеобщего обязательного 7-летнего образования детей; интенсивно развертывает работу по подготовке кадров для пром-сти и сел. хозяйства.

2. Д о ш к о л ь н о е в о с п и т а н и е. В дорев. России дошкольное воспитание, как мероприятие гос. масштаба, не существовало. Необходимость активного вовлечения женщин в общественнополезный труд поставила перед сов. властью вопрос о развитии сети дошкольных учреждений, для охвата детей дошкольного возраста. Рост и развитие детских садов и очагов в Сиб. начался сразу же после ликвидации колчаковщины. По Зап.-Сиб. краю в 1928/29 насчитывалось уже 57 дошкольных учреждений стационарного типа с 2.478 воспитанниками; в 1929/30 оно достигает 99 с 4.588 воспитанниками, а на 1 января 1932 количество детей в дет. садах достигало 32.412 чел., не считая детей дошкольного возраста, находившихся в яслях. Кроме стационарных дошкольных учреждений, на летний период ежегодно открываются дошкольные площадки. Ими охватывалось летом 1928—25.578, 1929— 45.269, 1930—93.329 и в 1931 — до 238.000 детей.

3. Н и з ш а я и с р е д н я я о б щ е о б р а з о-в а т е л ь н а я ш к о л ы. «Проведение всеобщего начального обучения и ликвидации неграмотности, по решению XVI с’езда партии, должны стать боевой задачей партии в ближайший период времени». В связи с постановлениями ЦК партии (25 июля 1930) и СНК СССР (14 августа 1930) о введении всеобщего начального образования на всей территории Союза с 1 октября 1930 план введения этого образования по Зап. Сиб. был пересмотрен в сторону приближения сроков его введения—в Зап.-Сиб. крае всеобщее нач. образование вводится с 1930/31 учеб. года за исключением отдельных районов; к ним отцесаны: Ойротская и Хакасская авт. области (срок 1931/32), Горно-Шорский, Александровский, Каргасокский, Колпашевский и Парабельс-кий районы (срок 1932/33).

В приведенные контингенты начальных школ не вошли учащиеся 1 концентра школ повышенного типа. Если включить этих учащихся в общий контингент начальных школ, то количество учащихся этих школ в 1929/30 достигало 777.000, а в 1930/31 только по одной Зап. Сиб.— 807.000. За три года (1926—1929) планового развертывания сети начального обучения количество учащихся увеличилось на 76,6%. В школах и группах для переростков в 1929/30 было 8.334 учащихся. В 1930 одновременно с постановкой вопроса о досрочном введении всеобщего начального обучения в Зап.-Сиб. крае был поставлен вопрос о поголовном обучении неграмотных и малограмотных переростков за курс начальной школы. В отличие от прежнего каждый окончивший начальную шкалу имеет право свободного перехода в след. высшую ступень. В 1930 в сист. повышенного образования была произведена реформа, по к-рой 9-летки, 10-летки и школы II ступ. были преобразованы в городе в фабрично-заводские 7-летки, а в деревне—в школы колхозной молодежи, при чем старшие концентры этих школ (8, 9 и 10 группы, а в школах II ступ. 4, 5 и 6 группы), имеющие проф. уклоны, были преобразованы в техникумы соответствующей специальности. Успехи нашего хоз. развития остро поставили вопрос о форсированной подготовке кадров для разнообразнейших отраслей нар. хоз-ва и культуры страны. Поэтому одновременно с вопросом о досрочном введении всеобщего начального обучения партия и правительство ставят вопрос о всеобщем 7-летнем обучении, как базе для подготовки кадров. Постепенное введение всеобщего 7-летнего образования в Зап.-Сиб. и Вост.-Сиб. краях начато с 1930/31 в пром. городах и рабочих поселках; всем окончившим начальную школу обеспечивается поступление в 5 группу семилетки.

Развитие повышенной школы в Сиб. после установления сов. власти представляется в след. виде. Первой задачей органов просвещения Сиб. края была реорганизация на основании «устава о единой трудовой школе» существовавших разнообразных типов повышен, школ в школы II ступени. В 1920/21 в Сиб. крае получили оформление 143 школы II ступ. с 13.815 учащимися. Все эти школы были расположены в городах и крупных населенных пунктах. В 1921/22 организуется 138 семилеток с 27.745 учащимися путем преобразования в них части школ II ступ., количество к-рых в этом году сократилось до 33, и открытия новых школ, гл. обр. в сел. местностях. В 1922/23 количество этих школ вырастает до 201, и появляется новый тип повышенной школы— 9-летки в количества 32 учреждений, количество школ II ступ. сокращается до 25. В 1923/24 в Сиб. зарождается новый тип повышенной школы—школы крестьянской молодежи (ШКМ), к-рые быстро начинают распростр. в сел. местностях, вытесняя др. типы школ, гл. обр. 7-летки. С ростом колхозного строительства ШКМ преобразуются в школы колхозной молодежи, в к-рые также реорганизуются все оставшиеся в деревне 7-летки. ШКМ, наряду с дачей общего политехнического образования колхозной молодежи, имеет целью подготовку из нее кадров массовых профессий для колхозов (бригадиров, рулевых, трактористов, счетоводов и т. д.).

По этим данным наиб. интенсивный рост мы наблюдаем в сети школ колхозной молодежи, на развитие к-рой обращалось особое внимание ввиду большой диспропорции в обслуживании повышенной школой между городом и деревней.

Как видно из приведенных выше цифр, контингент учащихся в повышенных школах Западно-Сибирского края (ШКМ, ФЗС и коммунальные семилетки) за два последних года увеличился в 2,5 раза.

Данные 1926/27 о социальной передвижке в начальной школе показывают след.: в отношении гор. школ дети рабочих в первых группах школ имели 41,0% школьных мест, во вторых группах их уд. в. был уже 36,6%, в третьих 33,7% и в четвертых 24,2%. В то же время дети служащих в первых группах имели 19,8%, во вторых 19,4%, в третьих 24,5% и в четвертых 25,3%. Процент детей торговцев и владельцев пром. предприятий в первых группах был 3,6, а к четвертому году обучения поднимался до 5,0%, количество прочих с 1-го до 4-го года обучения поднималось с 9,1 до 17,2%. Часть детей рабочих по мере прохождения курса отсеивалась, отчего и уменьшался уд. в. этой социальной группы учащихся в старших группах как начальной, так и повышенной школ. Рядом мероприятий экономического порядка и массовой работой среди родителей учащихся это ненормальное положение изживается. Специально создаваемыми фондами уже в 1930/31 обеспечивалось по Западно-Сибирскому краю до 20% всех учащихся начальной школы при среднем размере пособия в 20 рублей в год на учащегося. По повышенным школам % обеспечиваемых учащихся по Западно-Сибирскому краю достигает 25, с размером стипендии от 50 до 120 рублей в год.

На фронте Н. о., как и на фронте хоз. строительства классовый враг не может равнодушно следить за нашими успехами: он всеми возможными мерами «Стремится дезорганизовать работу по просвещению, борется сам и агитирует против всеобуча, используя с этой же целью некоторых шатающихся идеологически просвещенцев и через них протаскивая в школу кулацкую идеологию. Отмечены случаи, когда в школу просачивается классовая борьба и через ребят. Все эти явления выдвигают, наряду с беспощадной борьбой с классовым врагом административно-карательными мерами, необходимость усиления работы по коммунистическому воспитанию учащихся в стенах школы и вне их путем развертывания (массовой культурно-политической работы среди детей с помощью пионерских и комсомольских организаций.

Согласно программе нашей партии, школа должна давать политехническое воспитание до 17-летнего возраста. Однако политехнизация школы в первые годы строительства единой трудовой школы проходила крайне еще недостаточно. Соц. реконструкция народного хоз-ва решительно поставила вопрос о политехнизации школы. Наряду с вооружением учащихся вполне достаточным об’емом наук, необходимым для поступления в техникумы и вузы, общеобразовательная школа должна знакомить учащихся с гл. видами производства, увязывать теорию с практикой на такой основе, чтобы производительный труд был (подчинен учебно-воспитательным целям школы. Наиб. широко к практическому проведению политехнизации школ в Зап.-Сиб. крае приступлено после Всероссийского (1931) и Краевого (1930) политехнических с’ездов, на к-рых к строительству политехнической школы (на основе договора) были привлечены (важнейшие хозяйственные и общественные организации. За 1930/31 почти все повышенные школы и до 40% массовых были прикреплены к предприятиям; значит. выросли мастерские при школах: в ФЗУ и ШКМ в среднем до 80%, в массовой начальной школе до 14%. В процессе работы по политехнизации были допущены правые и «левые» уклоны от генеральной линии партии. Правый уклон в педагогике выразился в том, что последователи его тянули школу назад к старой словесной начетнической учебе. «Леваки», проповедывающие теорию «отмирания школы», стремились к полному слиянию школы с производством, к превращению ее в цех производства, к постановке школы на службу промфинплану, к игнорированию основ наук и теории вообще, к снижению роли учителя до консультанта и т. п. В школах Зап.-Сиб. края в этот период широко было рас-простр. методическое прожектерство (метод проектов), вытекающее из теории «отмирания школы». Решения ЦК о начальной и ср. школе дали развернутую программу строительства подлинно трудовой политехнической школы. Школы перешли на твердые учебные планы и программы, ввели расписания, новые активные методы работы, содействующие развитию инициативных и деятельных участников соц. строительства, широко развернули организацию мастерских в сочетании с прикреплением к производству, стали проводить общественно-полезный и производительный труд на основе подчинения его учебно-воспитательным целям.

4. М а с с о в а я к у л ь т у р н о — п о л и т и ч ес к а я р а б о т а с д е т ь м и и п о д р о с т-к а м и. Несмотря на то, что роль школы в деле коммунистического воспитания молодого поколения неизмеримо возрастает, оно не может быть ограничено рамками только школы. Необходима, с помощью детских коммунистических организаций, широкая организация внешкольных детских учреждений (театров, кино, экскурсионных баз, парков, площадок и т. д.). Сеть внешкольных учреждений для детей в Зап.-Сиб. крае развернута еще недостаточно

5. К о м с о м о л и п и о н е р ы в ш к о л е. Первыми помощниками органов ОНО в Строительстве политехнической школы и руководителями детских масс являются комсомол и пионеры. Пионерское и комсомольское движение среди учащихся выросло: число пионеров в начальных школах с 14% 1926/27 поднялось до 22,6% в 1929/30, в 7-летках с 21% в 1926/27 до 23,9% в 1929/30. Членов и кандидатов ВЛКСМ в 1926/27 в школах 7-летках 4,4% учащихся, а в 1929/30 — 9,8%. Основное внимание пионерских и комсомольских организаций в школах в данный момент направлено на скорейшую ликвидацию «коренного недостатка» школы, на борьбу за строительство политехнической школы, правильное развертывание коммунистического воспитания среди детей, организацию их досуга, физического воспитания, вовлечения детей в соц. строительство на основе подчинения общественно-полезной работы учебно-воспитательным целям школы.

6. С о ц и а л ь н о — п р а в о в а я о х р а н а н ес о в е р ш е н н о л е т н и х и б о р ь б а с б е сп р и з о р н о с т ь ю. Борьбы с беспризорностью, как массового гос. мероприятия, в дорев. России не существовало. Отсюда беспризорные дети и сироты, гл. обр. дети гор. бедноты, в большей своей массе предоставленные самим себе, или погибали, или вырастали в среде деклассированного преступного элемента. После Октябрьской рев. борьба с беспризорностью стала массовым гос. мероприятием сов. власти. Общее количество детей, находящихся в детских домах Сиб., к 1921 составляло свыше 40 тыс. человек. По мере восстановления народного хоз-ва в стране и улучшения материального благосостояния трудящихся, количество детей в детдомах стало уменьшаться. Но все же до 1924/25 оставалось ок. 15 тыс. детей. В результате ряда мероприятий (патронирование, усыновление) в 1927/28 в детдомах Сиб. осталось всего лишь 7.633 человек. С этого года, согласно постановлению ВЦИК РСФСР, устанавливается стабильность количества детей в детдомах для нормальных детей и начинается постепенный рост количества детей в спец. детдомах для слепых, глухонемых, умственно-отсталых и трудновоспитуемых.

Сеть учреждений социально-правовой охраны по Зап.-Сиб. краю на 1 января 1932: детдомов для дошкольного возраста — 15, школьного — 41, смешанного (дошкольн. и школьн.) — 3, школьн. и подростков— 1, для детей трудно-воспит. от 8 до 13 лет — 2, трудовая коммуна и детская коммуна для трудно-воспитуемых—9, школы интернаты для умственно-отсталых—3, для слепых—3, для глухонемых—6, для детей-калек—1, при-емники-распределители—13, лечебно-педагогические учреждения для трахоматозных—9, для трахомно-венерических— 1. Всего учреждений 107, в них воспитанников — 6.783 человека.

Наиб. радикальной, проводимой сейчас, мерой к улучшению состояния детских домов является их реорганизация—органическое слияние детдомов со школами (ФЗС в городе и ШКМ в деревне) при едином руководстве и педагогическом совете. Дальнейшая задача в области борьбы с беспризорностью заключается в развертывании профилактических мероприятий, чему в (значит. степени будут содействовать намечаемые мероприятия по внешкольной работе с детьми и подростками, а также расширившаяся материальная помощь детям бедноты в школах.

7. П о в ы ш е н н о е о б р а з о в а н и е в з р о сл ы х. По установлении сов. власти в Сиб. наряду с учреждениями по ликвидации неграмотности (см.) стали возникать школы взрослых повышенного типа. Впоследствии были организованы рабочие ун-ты (Омск, Иркутск, Анжеро-Судженка, Красноярск, Черемхово). Социалистическая реконструкция пром-сти и коллективизация сел. хоз-ва остро поставили вопрос о подготовке кадров. Поэтому учреждения повышенного образования были реорганизованы в комбинаты рабочего и колхозного образования, в к-рых рабочие и колхозники, вместе с общеобразовательными и общетехническ. знаниями, получают определенную квалификацию или повышают свою квалификацию вообще. На 1 января 1930, по данным гос. статистики, в Зап.-Сиб. крае имелось: 11 комбинатов рабочего образования с 8.349 обучающимися, 10 комбинатов колхозного образования с 733 обучающимися. С 1930 комбинаты рабочего и колхозного образования включены в сист. мероприятий по подготовке кадров соответствующих отраслей народного хоз-ва: будут выполнять задачу подготовки и переподготовки массовых кадров для пром-сти и соц. сел. хоз-ва, а также готовить специалистов из рабочих и колхозников без отрыва их от производства.

8. М а с с о в а я п о л и т и к о — п р о с в е т и т е л ь-н а я р а б о т а с р е д и в з р о с л о г о н а с ел е н и я. Основными полит-проствет. учреждениями, вызванными к жизни Октябрьской рев., являются избы-читальни, клубы, библиотеки, кино, театр (см.).

С развитием колхозного движения, наряду с гос. сетью полит.-просвет. учреждений, развертывается сеть этих же учреждений (изб-читален красных уголков и библиотек), содержащихся за счет колхозов и др. сел. организаций. По данным на 1 ноября 1931, в 93 районах Зап.-Сиб. края за счет общественности (гл. обр., за счет колхозов) было развернуто 189 изб-читален. Если в 1930 на каждые 100 колхозов приходилось всего лишь 13 массовых учреждений политпросвета, то в 1931 их уже насчитывалось 58. Массовая культурно-политическая работа со взрослыми в Кузбассе имеет большие трудности. В условиях гигантского роста рабочего населения Кузбасса та сеть учреждений политпросвета, к-рая выросла за эти годы, крайне недостаточна. Так, в 1931 в Кемерово на 80 тыс. населения имелось только 5 клубов вместимостью от 200 до 800 чел. каждый; в Прокопьевске на 70 тыс. населения—2 клуба той же емкости; Куз-нецкстрой имел 2 клуба, вместимостью 400 и 900 человек. В др. городах и рабочих поселках Кузбасса клубные помещения еще хуже, если не считать «Дом шахтера» в Анжерке, являющийся хорошим типовым клубным зданием, и Дворца Труда в Кемерово. Все эти трудности создались по причине отставания темпов клубного и театрального строительства, от темпов пром. строительства. В области дальнейшего развития сети учреждений политпросвета в Зап.-Сиб. крае намечается: сеть изб-читален довести до количества сел. советов, на базе районных изб-читален, в каждом районе создать дома соц. культуры. Эти учреждения должны явиться центром всех видов массовой культурно-политической работы среди колхозников; развитие сети рабочих клубов по городам и рабочим поселкам Урало -Кузбасского комбината предлагается довести к 1938 до размеров одновременного обслуживания этими учреждениями 25% рбч. населения. Книжные фонды в библиотеках в районах Урало-Кузнецкого комбината намечается увеличить с таким расчетом, чтобы к концу второй пятилетки имелось не менее 5 книг на одного жителя.

9. П о д г о т о в к а к а д р о в работников народного хоз-ва и культурного строительства через сеть учебных, курсовых и др. учреждений Н. о. поставлена, как важнейшая проблема соц. строительства, с начала реконструктивного периода. Дореволюционная Сиб. ие испытывала особой остроты в снабжении квалифицированными кадрами тогдашней пром-сти, сел. хоз-ва и просвещенческих учреждений, что об’ясняется тем, что уровень дорев. хоз-ва и культуры был очень низок; кроме того, царское правительство не стремилось и к минимальному для того времени развитию хоз-ва и культуры Сиб., как колониальной окраины. С установлением сов. власти в Сиб. — начинается бурный рост культурно-просветительных учреждений и восстановление разрушенного в годы империалистической и гражданской войн народного хоз-ва Сибири. Неизмеримо возрастает потребность в квалифицированных кадрах, особ. в кадрах просвещенцев. С переходом к осуществлению плана величайших работ реконструкции народного хоз-ва и культурной рев. в условиях обострения классовой борьбы, перед сов. властью встал вопрос об ускорении темпов формирования новых кадров из людей рабочего класса. Еще в 1929 ноябрьский пленум ЦК ВКП(б), чтобы усилить подготовку необходимых народному хоз-ву кадров, вынес решение о реорганизации сист. высшего и ср. проф.-технического образования. Согласно этому решению все вузы и техникумы реорганизованы по отраслевому признаку и переданы из ведения Наркомпроса в ведение соответствующих хоз. организаций. За Наркомпросом и его краевыми органами в отношении этих учебных заведений оставлено было лишь единое программно-методическое руководство. Реорганизация сист. высшего и ср. проф.-технического образования приблизила учреждения по подготовке кадров к производству. Введение непрерывной производственной практики для студентов в период прохождения курса даст возможность подготовить специалистов, легко ориентирующихся на производстве и могущих с успехом применять в практической работе теоретические знания, приобретенные в учебном заведении.

В дорев. Сиб. сеть вузов была незначительна. В 1920/21 в Сиб. уже имелось: 2 ун-та (Томск, Иркутск), Ин-т сел. хоз-ва и лесоводства (Омск), 2 индустриальных вуза (Томск, Омск), медицинский и ветеринарный ин-ты (в Омске) и 2 ин-та народного образования (Омск, Иркутск), всего 9 высших учебных заведений с 9.769 студентами, причем часть из них возникла в 1920. В 1923 сеть вузов несколько сократилась: были закрыты вновь возникшие в 1920 ин-ты народного образования и индустриальный ин-т в Омске. Количество студентов в оставшихся вузах в 1924/25 равнялось 6.946 человек. Эта сеть вузов продолжала оставаться стабильной до 1928/ 29, в течение к-рого был открыт Ин-т Народного Хоз-ва в Н.-Сибирске. С 1929/30 сеть вузов и втузов стала быстро расти. В 1931/32 только по Зап.-Сиб. краю она достигла свыше 20 учебных заведений с общим количеством студентов ок. 10 тысяч. Высшие учеб, заведения по Зап.-Сиб. краю существуют: в Томске, Омске, Н.-Сиб., Сталинске. В Томске: строительный, горно-угольный, механико-машиностроительный, химико-технологический, геолого-разведочный, транспортный (ж.-д. и водного), коммунального хоз-ва, мукомольно-элеваторный, медицинский и педагогический (с вечерним) ин-ты, гос. ун-т и Промакадемия (см. Томские высшие учебные заведения). В Омске; ин-т зерновых культур, ин-т молочного хоз-ва, ин-т зооветеринарный, ин-т организации территории, ин-т автодорожный, ин-т инженеров транспорта (вечерн.), ин-т медицинский и коммунистический ун-т (см. Омские высшие учебные заведения). В Н.-Сибирске: ин-т сел.-хоз. машиностроения, ин-т плановый, ин-т потребительской кооперации и Коммунистический ун-т (см. Н.-Си-бирские высшие учебные заведения). В Сталинске—ин-т черных металлов.

По ср. проф.-техническому образованию в Сиб. крае имелось: в 1920/21 40 техникумов с 4.616 учащимися; в 1930/31 только по одному Зап.-Сиб. краю их было 89 с 21.731 учащимися; в 1931/32 96 с 25.876 учащимися. 

Выпуски в 1928/29 и приемы учащихся 1929/ 30 красноречиво говорят о темпах развертывания работы по подготовке кадров специалистов ср. квалификации. В 1931 сеть техникумов по одному Зап.-Сиб. краю достигла 89 учреждений (в т. ч. 9 вечерних), с 21.731 учащимся. Техникумы дадут свою значит. продукцию через 2— 3 года. В 1930 потребность в кадрах специалистов покрывалась продукцией вузов и техникумов от 21% (здравоохранение) и 29% (народное образование) до 50% (пром-сть) и 56% (сельское хозяйство). Большой дефицит в кадрах специалистов частично покрывается переброской работников из европ. части Союза, курсовыми мероприятиями, продвижением и совместительствами работников.

В связи с введением (всеобщего начального обучения, началом реализации плана всеобщего 7-летнего обучения и окончательной ликвидацией неграмотности и малограмотности, вопрос о пед. кадрах в Зап.-Сиб. крае является одним из самых узких мест в деле народного просвещения. Если по плану на 1931 требовалось 17.524 работника просвещения, то на 1932 потребность по всем категориям работников просвещения возрастает до 53.432 человек. Основными каналами, через к-рые должно итти воспроизводство квалифицированных педагогов, являются педагогические вузы и педагогические техникумы.

В сист. подготовки квалифицированных рабочих до 1928/29 существовало 3 основных типа стационарных учреждений: школы фабрично-заводского ученичества, профшколы и учебно-производственные мастерские; к нестационарным учреждениям относились разного рода проф.-технические курсы. После реорганизации системы профессионального технического образования основными учреждениями по подготовке квалифицированных рабочих стали два типа школ: ФЗУ и школы ученичества массовых профессий (ШУМП); кроме того, существуют школы типа ФЗУ, обслуживающие другие виды народного хоз-ва—это сельхозучи в совхозах, строй-учи—при крупных строительствах, конторгучи—при советских учреждениях и торговых предприятиях.

Приведенные цифры говорят о неустойчивости сети учреждений низшего проф.-технического образования в восстановительный период; только с переходом к реконструктивному периоду наступает момент интенсивного развертывания.

Секторы заочного обучения функционировали на I января 1932 не только при высших учеб. заведениях, но и при значит. количестве техникумов. Сектора имелись: при Сиб. ин-те потребительской кооперации, Томском горном ин-те, Омском вечернем инте ж.-д. транспорта, Омском ин-те молочного хоз-ва, Омском ин-те зерновых культур, Томском педагогическом ин-те, Омском зоотех.-ветеринарном ин-те, Омском институте организации территории с числом учащихся в 4.218 человек. При практическом ин-те колхозного строительства обучалось 717 человек. При 9 сел.-хоз. техникумах заочное обучение велось по разным «Специальностям сел. хозяйства. В этих секторах обучалось 3.475 чел., из них 676 получали ср. квалификацию, остальные—низшую. Почти при всех пед. техникумах велось заочное обучение, к-рым было охвачено 5.322 человека. Сектора этих учеб. заведений давали низшее образование. При Омском водном техникуме получали заочное образование 490 чел., из них 68—высшую квалификацию. При Зап.-Сиб. комвузе заочный сектор охватывал 1.745 человек. Всего по заочным секторам края обучалось на 1 января 1932 ок. 20 тыс. человек. Помимо стационарных профтехнических учебных заведений подготовка кадров два—три года тому назад начала развиваться путем заочного обучения. В 1930/31 в Зап.-Сиб. крае функционировало 7 учреждений заочного обучения; шесть из них находилось в Н.-Сиб. и одно в Омске. В сист. органов Н. о. по Зап.-Сиб. краю находилось пять учреждений заочного обучения: школа (для малограмотных с 286 учащимися, школа I ступ. с 1.150 учащимися, школа

II ступ. с 732 учащимися, курсы иностранных языков для партактива, инженеров и техников с 113 учащимися и агрономические курсы для членов коммун, колхозов и крестьян, с 64 учащимися. Кроме этого, заочным педагогическим образованием было охвачено до 6.000 человек. В ведении Зап.-Сиб. Край-потребсоюза существуют заочные курсы по подготовке работников кооперации.

Подготовка партийных и сов. руководящих кадров осуществляется в Зап.-Сиб. крае через комву-зы (дневные и вечерние) и совпартшколы.

В 1932 в Н.-Сиб. открыт ин-т марксизма-ленинизма. В этом же году комвузы реорганизованы в высшие с.-х. школы.

Т. о., соц. состав учащихся вузов и техникумов из года в год улучшается. В деле орабочива-ния состава учащихся вузов и техникумов гл. роль в предшествующие годы играли рабочие факультеты. Но и в наст. время роль их громадна, т. к. рабфаки дают для этих учебных заведений наиб. классово выдержанный контингент (см. Рабочие факультеты).

10. П р о с в е щ е н и е н а ц и о н а л ь н ы х м е н ь ш и н с т в. Зап.-Сиб. край населяют 40 национальностей. Национальные меньшинства составляют 23,5% к общему числу жителей края. Среди 20 народностей культурно-просветительная работа ведется на родном языке. Среди национальных меньшинств есть довольно высоко стоящие по культурному уровню (немцы, эсты, латыши, поляки), но есть национальности культурно отсталые-вследствие политики угнетения царского правительства (казаки, алтайцы, хакасы, шорцы, кумандинцы, телеуты и т. д.). Трудность планирования и руководства культурно-просветителыной работой заключается в том, что национальные меньшинства вкраплены в рус. население; б. или м. компактная масса нацменьшинств об’единена по Зап.-Сиб. краю в двух авт. обл. (Ойротия и Хакасия) и в 4 районах: Горно-Шорском (шорцы), Немецком (немцы), Полтавском (украинцы), Славгородском (украинцы, казаки, немцы).

Дошкольное воспитание среди нацменьшинств до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии; но уже в 1931 дошкольным воспитанием охватывается 42 тыс. детей нацменьшинств, что составит ок. 22,5%, при чем в рабочих районах дошкольники охватываются на 100%, а в колхозах на 60%.

Всеобщее начальное обучение среди нацмен вводится в общеустановленные сроки, за исключением 3 районов Хакасской обл. и 7 аймаков Ойротской обл., а также Горной Шории и На-рымского края. В 1931 начальным обучением охватывается 141,1 тыс., а повышенной школой 12,6 тыс. детей и подростков. Ликвидацию неграмотности предположено закончить в 1932. В области массовой культурно-политической работы нацменьшинства обслуживаются 357 избами-читальнями и 39 библиотеками. Самым большим тормозом в культурно-просветительной работы среди нацменьшинств является недостаток кадров работников просвещения, умеющих вести работу на родном яз. той или иной национальности. Мероприятия по подготовке кадров за последние 3 года выражаются цифровыми показателями (см. табл.).

11. М а т е р и а л ь н а я б а з а Н. о. начала оформляться с 1923. В восстановительный период основной базой являлись местный и госбюджеты. На государственном бюджете состояли высшие и средние проф.-техничес-кие учебные заведения, спец. учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних и школы-интернаты сев. народов. На местном бюджете находилась вся массовая сеть учреждений соц. воспитания (в основном школы I и II ступ.), политпросвета и низшие проф.-технмческие учебные заведения. Школы ученичества содержались и содержатся за счет хоз. органов. По мере укрепления местного бюджета, учреждения, содержащиеся за счет гос. бюджета, постепенно передаются на местный бюджет. В 1927/28 проводится в жизнь декрет правительства о самообложении населения на культурно-просветительные нужды. Растет инициатива трудящихся в деле укрепления материальной базы Н. о.: организуются добровольные сборы средств родителями учащихся, общественные запашки на усиление финансовых средств школ, изб-читален и мероприятий (по ликвидации неграмотности. Кооперация, проф. союзы и др. общественные организации начинают отчислять средства из своих бюджетов на культурно-просветительные цели. Промышленность согласно правительственным постановлениям также привлекается к участию в расходах на Н. о. В 1927/28 весь местный бюджет Сиб. края составлял 33 млн. р., а в 1928/29 по одному Зап.-Сиб. краю он достиг почти 26 млн. рублей.

Вместе с ростом расходов по Н. о. увеличивается и уд. в. этого вида расходов в общем об’еме местн. бюджета, так по Зап.-Сиб. краю расходы по народному образованию занимали в местном бюджете края в 1928/29—34,2, в 1929/30—37,7, в 1931—43,2%.

В 1932 бюджет по Н. о. (включая расходы по подготовке кадров) составлял 143,9 млн. рублей. Уд. в. расходов по Н. о. в местном бюджете в этом же году занимал 49%.

Одним из самых уязвимых мест в материальной базе является необеспеченность учреждений зданиями. Высокие темпы роста сети требовали огромных средств на текущее содержание и не представлялось возможности параллельно развертывать и капитальное строительство. Вследствие этих причин в наст. время в Сиб. имеется большая диспропорция между сетью учреждений и обеспеченностью ее зданиями: в городах и рабочих поселках школы ведут занятия в 2—3 смены с большой перегрузкой классных помещений.

В сел. местностях, помимо участия в расходах на строительство путем самообложения, население оказывает и натуральную помощь — бесплатной подвозкой материалов, предоставлением рабочих рук и т. п.

12. И т о г и р а б о т ы. Главные задачи партии и правительства, ставившиеся в последние три года в области культурно-просветительной работы, были выполнены благодаря вовлечению широких масс трудящихся в культурную революцию. Опираясь на эту армию, вооруженную новыми формами и методами массовой культурной работы, превращая дело культурного строительства в дело широко-общественное, внедряя соц. соревнование и ударничество на всех участках культурной работы,—органам народного просвещения удалось разрешить основные задачи просвещения: ввести по всему Западно-Сибирскому краю всеобщее начальное обучение и 7-летнее в городах и рабочих поселках, в основном закончить ликвидацию неграмотности и поставить проблему всеобщего обучения за курс начальной школы на селе и 7-летки в городах и рабочих поселках, форсировать развитие сети дошкольных учреждений и приступить вплотную к разрешению вопроса о всеобщем дошкольном воспитании.

Сов. власть в Сиб. завоевывает одну высоту за другой на фронте культурной революции: введено всеобщее обязательное начальное обучение; завершается ликвидация неграмотности; приступлено к введению всеобщего дошкольного воспитания; в небывалых размерах развертываются учреждения по подготовке кадров для всех отраслей народного хоз-ва и культурного строительства. Начата активная работа по решительному улучшению качества учебно-воспитательного дела на основе решений ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 и 25 августа 1932 и постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932. Широчайшее вовлечение трудящихся масс в дело культурного строительства является залогом дальнейших побед на культурном фронте в Сибири.

Литература

  1. Щапов, А. П. Сибирское общество до Сперанского Собр. соч., т. III, СПб., 1908;
  2. Юрцовский, Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири, Н.-Сиб., 1923 (список лит-ры);
  3. К вопросу о всеобщем обучении в Сиб. крае, в. 1, Н.-Сиб,, изд. Сиб. краевой комиссии по введению всеобщего обучения, 1 27; в. II, Н.-Сиб., 1929;
  4. Состояние просвещения в Сиб. крае, Н.-Сиб., изд. Сиб. краев. статистического отдела, 1928;
  5. Цифры и факты. К вопросу о культурном строительстве Сиб. края, Н.-Сиб., 1928;
  6. Просвещение в Сиб. крае. Статсектор Крайплана, Н.-Сиб , 1933;
  7. Борьба за культуру—борьба за социализм, Н.-Сиб., 1931;
  8. Кунгуров, Г. Пути политехнизации туземных школ Севера, Иркутск, 1932.
  9. Ряд статей в журналах: „Сибирский Педагогический Журнал,» „Просвещение Сибири» (Н.-Сиб.). „Советский Север» (Москва), „Культурный Фронт» Иркутск).

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Мельников А. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях
Загрузка...