НАНАЙЦЫ (нанай ~ нани, устаревшее название — гольды, самагиры, ходзены, нгатку, акани, кеченги, анты и другие), проживающие в Хабаровском (Амурский, Комсомольский, Нанайский, Солнечный, Ульчский, Хабаровский сельский районы) и Приморском (Кировский, Ольгинский, Пожарский, Чугуевский, Яковлевский районы) крае, а также в Поронайском райне Сахалинской области. Около 2 тыс. нанайцы проживает в Северо-Восточном Китае. Этноним нанайцы введен в практику в начале 1930-х гг.
Численность нанайцев в Хабаровском крае (тыс. человек): 1939 — 7,8; 1959 - 7,2; 1970 - 8,8; 1979 - 9,3; 1989 - 10,6; 2002 - 12,2 (РФ), Хабаровский край — около 11,0, Приморский край — 0,4, Сахалинская обл. — 0,2.
Нанайцы принадлежат к байкальскому антропологическому типу с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.
Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Современный нанайский язык младописьменный. Письменность на базе латинской графики создана в 1931, с 1963 переведена на кириллицу.
Наряду с общим этнонимом для отдельных территориальных групп применялись свои названия: киле (территория Приамурья в районе Комсомольска-на-Амуре) - вероятно, эвенкийского происхождения, акани (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), хэдзэн и другие. Этнографические группы — горинская, курурмийская, уссурийская и другие.
Этническую основу нанайцев составляет конгломерат родов различного происхождения, что типично практически для всех народов Приамурья. Как единая общность нанайцы сформировались относительно поздно. В ХVII в. они были известны как гольды, имеющие внутренние территориально-хозяйственные подразделения с собственным самоназванием «нанай, нани», «киле» и «акани». В ХIХ в. нанайцы представляли собой наиболее крупную тунгусоязяычую общность. Нанайцы по особенностям родового состава, материальной и духовной культуры, диалектам, брачным связям делятся на 2 группы — верховых и низовых нанайцев, граница между ареалами расселения которых проходит близ устья реки Хунгари. При оседлом характере расселения нанайцев свойственны меж- и внутриэтнические контакты, связанные с промысловой деятельностью, стихийными бедствиями, эпидемиями и т. п. С середины ХIX в. через товарный обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало переселению нанайцев с притоков на Амур.
Нанайцы жили преимущественно малыми семьями (в 1897 их было около 65 %). Полигамные семьи (13,5 %) сохранялись в основном благодаря бытованию обычая левирата. Отдельные полигамные семьи, как пережиток, встречались еще в 1950—60-х гг. Семья была независимой хозяйственной ячейкой. Нанайцы жили селениями, составлявшими территориально-соседскую общину, семьи относились к различным родам. Родов было 20, численностью от нескольких сот до нескольких десятков человек (крупнейший насчитывал 929 человек); все они, от крупных до самых малых, жили дислокально, семьи крупных родов — по всему ареалу, на сотни километров одна от другой. Селения, как и роды, не имели фиксированных границ. Для малочисленных родов были характерны своеобразные «союзы» родов - доха, в которые объединялись семьи от 2 до 7 родов, в том числе удэгейских и орочских родов. Род играл важную роль в брачной и религиозной жизни нанайцев. Чрезвычайное важное значение в повседневной жизни имела соседская община: необходимую помощь получали в первую очередь от односельчан. Соседние общины и роды существовали одновременно. Ни род, ни селение не были владельцами земель, промысловых угодий, ими владели некоторые семьи.
В XVIII—XIX вв. у нанайцев существовала имущественная дифференциация. Богатели отдельные охотники, но особенно те, кто занимался посреднической торговлей. Нанайцы вели оседлый образ жизни; некоторые современные селения на Амуре известны по источникам XVII в.
Религиозные верования нанайцев основывались на анимизме: небо, земля, горы, вода, тайга их воображением населялись всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей, которые разными средствами старались воздействовать на них, чтобы получить благоприятный для себя эффект. Существовали своеобразные культы — тигра у нанайцев Уссурийского края, медведя — у низовских нанайцев. Больные за помощью обращались к тудинам - людям, умевшим общаться с духами без помощи бубнов и других аксессуаров. Шаманы — мужчины и женщины - были разных категорий силы, но только шаманы-мужчины высшей категории совершали обряды последних поминок (каса), отправляя душу умершего в загробный мир. Дар шамана передавался по наследству. Большой шаман, помимо обычного бубна, юбки, пояса с металлическими подвесками и кофточки, имел особую шапку духа-помощника в виде мифические птицы коори. Шаманы широко практиковали «воспитание» - сохранение души ребенка в особом (потустороннем) хранилище в течение 10—15 лет. С семьей такого ребенка и с ним самим у шамана устанавливались особые доверительные отношения.
Традиционная экономика нанайцев носила комплексный характер, но в зависимости от расселения значимость отдельных хозяйственных составляющих менялась. Так, в амурские селениях ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Охотничий промысел был круглогодичным; лосей, оленей, изюбров, косуль, кабанов, медведей и других добывали постоянно, пушных зверей — с конца октября до февраля—марта. При охоте на крупных животных применялись луки (бури) и стрелы (огнестрельное оружие было известно со второй половины XIX в., однако лук и стрелы с костяными наконечниками изредка употреблялись еще и в 1920-х гг.), копья (гида), самострелы (дэнггурэ), трубы для приманивания лосей и оленей. Пушного зверя добывали преимущественно давящими ловушками разных видов, петлями, сеточками (на соболей). Крупных животных караулили в охотничьих лодках на озерах; зимой и весной гоняли на лыжах по глубоким сугробам, по насту. Пушнина обменивалась на продукцию сельского хозяйства (муку, крупу и т. п.), ткани, металлические инструменты, украшения. Такой обмен был развит уже в XVII в. Хозяйство нанайцев было комплексным, каждый мужчина был рыбаком и охотником, владел множеством инструментов: для обработки дерева (сооружение жилищ, лодок, нарт и т. п.), металла (изготовление крючков, копий, украшений, ремонт инструментов и т. п.); сам изготовлял сети, ловушки и т. п.
Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860) располагались по берегам Амура от ульчской территории вверх более чем на 500 км до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русские избы. Зимние и летние жилища, хозяйственные постройки были хорошо приспособлены к местным природным, климатическим условиям. Зимники, 4-угольные в плане, 1-камерные, повсеместно имели общие черты: столбовой каркас в основе стен (при возведении которых применялась пазовая техника), 2-скатная крыша с матицей, крытая снопами сухой травы, отсутствие потолка, глинобитный пол. Промежутки стен между столбами каркаса заполнялись жердями с плетенкой из прутьев, обмазанных глиной. Отопление —2-3 очага, дымоходы которых проходили под канами - низкими нарами вдоль стен и затем выводились в общую вертикальную трубу около дома. Зимний дом населяли 2-3 и более семей. Весной малые семьи разъезжались по рыбалкам на небольшие речки и озера, где строили облегченные каркасные дома различных форм, крытые сеном, берестяными полотнищами, циновками и т. п. За время весенне-летней путины (2—3 месяца) заготавливали рыбу, ягоды, травы, корни и другие таежные дикие растения. В зимние жилища на Амуре семьи возвращались ко времени хода лососевой рыбы (сентябрь). Здесь сосредоточивались основные хозяйственные постройки - срубные амбары на высоких сваях, где хранились промысловые орудия, запасы сушеной рыбы для питания людей и, отдельно, корма для собак. Обычны были разнообразные по формам вешала для сушки рыбы, сетей, неводов и другое.
Традиционные транспортные средства делились на зимние и летние. Каждая семья держала по 10—12 ездовых собак. Ездовые нарты амурских и восточно-сибирских типов; ручными пользовались охотники в тайге (поклажу тянул сам охотник с помощью 1—2 собак). Лыжи обклеивали камусами, изготовляли и голицы. Лодки для дальних и ближних поездок, для охоты, рыболовства имели свою специфику; их изготовляли из кедровых досок (плоскодонки разных форм); оморочки - долбленки и берестянки - служили в основном для охоты и рыболовства. Охотники пользовались различными заплечными носилками для переноски тяжестей.
Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственного назначения костюма в качестве основного материала могли использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.
В питании нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена заготовка рыбы способом вяления.
Духовная культура нанайцев отличалась многообразием. В систему подготовки детей и молодежи к будущей трудовой жизни входили различные специализированные игры, в том числе спортивные, сопровождавшие различные развлечения мужской молодежи на свадебных обрядах, некоторых шаманских камланиях с музыкой, песнями, диалогами шамана с духами, массовыми танцами присутствующих. Для прикладного искусства нанайцев характерны орнаментация интерьера (элементов жилища), утвари, лодок, нарт, одежды и обуви, богатство видов орнамента, разнообразие швов и т. п.
Лит.: Сем Ю.А. Материальна культура нанайцев. Владивосток, 1973; Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984; Народы Дальнего Востока СССР в ХVII—ХХ вв. М., 1985.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей